kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Человеческие качества, которые не подлежат пересмотру» урок - семинар по рассказу В. М. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - семинар по рассказу В. М. Шукшина "Космос, нервная система и шмат сала"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Человеческие качества, которые не подлежат пересмотру» урок - семинар по рассказу В. М. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала»»









«Человеческие качества, которые не подлежат пересмотру»

урок - семинар по рассказу В. М. Шукшина

«Космос, нервная система и шмат сала»

Демченко Инна Николаевна, учитель русского языка и литературы

БОУ г. Омска «СОШ № 24»

































Тема: «Человеческие качества, которые не подлежат пересмотру»

(урок – семинар по рассказу В. М. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала»)

Цель: формирование умения анализировать и интерпретировать литературное произведение

Задачи:

1.развитие умения определять тематику и проблематику произведения, используя сведения по теории литературы;

2.выявлять авторскую позицию, нравственный пафос;

3.видеть особенности художественной структуры и композиции;

4.определять роль изобразительно-выразительных средств языка и художественной детали;

5.анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

6.сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные

интерпретации;

7.соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни, культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

8.аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

7.создавать связный текст на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка;

8. формировать духовно-нравственные ценности личности.

Форма: урок-семинар

Ход урока

Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами…

Василий Шукшин

1.Организационный момент

Слово учителя: По своей творческой многогранности Василий Шукшин – явление уникальное в литературе и искусстве: одинаково известен он и как режиссер, и актер, как писатель-прозаик и сценарист.

Особенность рассказов Шукшина – незаметное, ненарочитое втягивание читателя в действие. Автор не только вводит нас в ситуацию, он становится чем-то вроде кинокамеры, которая показывает нам именно то, на что хочется обратить внимание, дает нам крупный план, когда мы сами его захотели бы. Читая рассказы Шукшина, как бы просматриваешь отснятую киноленту, зрительно включаешься в воссозданный писателем поток жизни, отчетливо представляешь интонацию и жесты героев.

Сегодня мы погрузимся в события рассказа «Космос, нервная система и шмат сала» и постараемся проникнуть в суть изображаемых им событий и характеров. Творчество В. М. Шукшина сочетает преемственность лучших традиций русской классической литературы и новаторства, поэтому нам нужно определить, какие традиционные и оригинальные художественные приёмы и средства выразительности использует автор для создания образов и раскрытия идейного содержания произведения. Кроме этого мы

попытаемся провести параллели с содержанием других произведений, чтобы

выявить «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы.



2. Анализ рассказа

Работа по рассказу проходит в формате семинара, класс поделён на группы, освещающие отдельные блоки вопросов.

1 группа. Как называется в литературе средство раскрытия жизненных противоречий, в основе которых лежит несоответствие норме, через осмеяние? Проиллюстрируйте на примере фрагмента текста.

(Комизм - эстетическая категория, отражающая противоречие действительности и содержащее их критическую оценку. Например, описание Евстигнеича, страдающего от похмелья.)


2 группа. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении? Приведите примеры использования этого приёма в предложенном тексте. В каких произведениях русской литературы используется это приём?

(Антитеза. Жизненные ситуации, принципы, ценности персонажей.)


3 группа. Какой основной конфликт рассказа намечается в эпизоде спора о значении научно-технического прогресса? Какие средства используются автором для его выражения?

(Конфликт поколений. Евстигнеич, как человек малообразованный, не признаёт достижений научно-технического прогресса, не видит в нём пользы, не доверяет новому. Речь, рассуждения и горячность Евстигнеича комичны.)


4 группа. Вспомните способы создания художественных образов. Какие средства использует Шукшин? Какую роль играет речевая характеристика? Проиллюстрируйте особенности речи героев рассказа на примере фрагмента текста.

В каких произведениях русской литературы авторы в создания образов используют речевую характеристику?

(Особенности речи, рассуждения, ценности, поступки героев, комизм ситуаций, юмор.)


5 группа. Как в монологах и диалогах главных героев раскрываются их жизненные ценности?

В каких произведениях русской литературы отображён конфликт разных жизненных ценностей?

(Для Юрки ценностями являются образование, освоение благородной профессии, бескорыстное желание стать полезным. Для Евстигнеича материальный достаток, крепкое хозяйство. «Тарас Бульба», «Горе от ума», «Отцы и дети», «Война и мир», «Крыжовник», «Мастер и Маргарита».)


6 группа. В каких произведениях русской классики отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с рассказом Шукшина?

(«Гроза», «Отцы и дети»)


7 группа. Каковы способы выражения авторской идеи? Что символизируют понятия в названии рассказа? Как они связаны с темой урока и эпиграфом?

В названиях каких произведений русской литературы присутствуют понятия-символы, раскрывающие идею произведения?

(Авторская идея выражается через образы главных героев, диалоги, монологи, речь и поступки персонажей, название произведения. Каждое слово в названии является понятием-символом: космос – эволюция, научно-технический прогресс, развитие науки, просвещение, устремлённость в будущее Юрки; нервная система – одиночество, внутренний конфликт Естигеича, профессионализм, ответственность, служение человечеству, научный и человеческий подвиг Павлова; шмат сала – щедрость, сострадание, гуманизм, взаимопомощь, бескорыстность, которые объединяют людей и являются «качествами, которые не подлежат пересмотру», т.е. самыми важными ценностями во все времена и для людей разных поколений и разных убеждений. «Метель», «Горе от ума», «Гроза», «Война и мир», «Вишнёвый сад», «Чайка», «Рождество», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки».)



8 группа. Шукшин говорил об искусстве рассказа: «Вот рассказы, какими они должны быть: рассказ-судьба, рассказ-характер, рассказ-исповедь. Самое мелкое, что может быть, это рассказ-анекдот».

К какому типу рассказов можно отнести «Космос, нервная система и шмат сала»? Обоснуйте выбор.


3. Итоги

1.Перед нами столкновение противоположных персонажей. Юрку, который верит в силу образования, характеризует не только искреннее бескорыстное желание максимально расширить границы своего образования и стать полезным, но и романтический юношеский энтузиазм и максимализм. Он готов жертвовать житейскими удобствами и комфортом ради своей мечты. Гордость и сила характера проявляются в Юрке, он стремится отстоять свою мечту. Практичный Евстигнеич не понимает Юрку, как и своих детей. Старик – скупой человек старой закалки противоположен мечтательному и романтичному Юрке, но он не лентяй, не лодырь, он – «крепкий» хозяин, фермер, крестьянин. Причина непонимания Евстигнеичем детских мечтаний Юрки в разности менталитетов, жизненных ценностей. Но движение внутренних противоречий раскрывается через Евстигнеевича. История академика Павлова производит на него сильное впечатление. Старик, ни слова не говоря, уходит в сенцы с ножом и приносит шмат сала, чтобы Юрка поел. В этом поступке проявляется психологический перелом, произошедший в старике.

2.Герои рассказов Шукшина предстают перед нами во всей сложности характеров, противоречивости, непоследовательности поступков, как живые, реально существующие люди. Лучшим героям Шукшина чужд прагматизм. Труженики и жизнелюбы, они живут «не хлебом единым». В меру своей доброты, ума, образованности они поглощены решением интеллектуальных проблем, вовлечены в различного рода нравственные конфликты.

3.Юмор, которым окрашены рассказы Шукшина, выражен непосредственно в языке его героев, представляющем сложное переплетение народных говоров с механически воспринятыми штампами книжной речи, городским жаргоном и молодежным сленгом. Юмористическая окрашенность диалогов достигается комическим изображением полукультурной речи героев, которые употребляют непонятные для себя слова и словосочетания. Шукшин правдиво воспроизводит стихию народной речи, на которой говорят миллионы деревенских тружеников.

4.С наибольшей силой мастерство Шукшина-прозаика проявляется в диалогах, поражающих необычайной достоверностью всего строя народной речи, которую Шукшин не просто знал как тонкий талантливый наблюдатель, а которой он с детства свободно органически владел. Именно это помогло писателю проникнуть в суть изображаемого им характера, воспроизвести «слово» героя, неразрывно связанное с особенностями его миропонимания.

5.Особенности шукшинской художественной манеры:

1. Принцип новеллистичности связан с динамичным изображением яркого события. Его рассказы строятся как цепочка новелл. Иногда две – три страницы – объем рассказа, он лаконичен.

2. Другая стилевая черта – диалогизм. У Шукшина диалоги занимают большое место. Есть и внутреннее слово героя: диалог героя с самим собой, и диалог автора с читателем. Герои вступают в диалог друг с другом, с самим собой. Путь шукшинского героя – это путь к познанию самого себя. Сами поступки полемичны и диалогичны и по отношению к миру, и к самому себе.



4. Домашнее задание: 1.Придумайте продолжение рассказа. Как в дальнейшем могут сложиться судьбы героев рассказа и их взаимоотношения? 2.Поберите ему символичное название, обоснуйте свой выбор.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Демченко Инна Николаевна

Дата: 29.07.2023

Номер свидетельства: 635177


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства