На этом уроке пыталась привлечь внимание учеников к проблемам, поднятым автором в романе: отношение человека и природы, ответственности человека за свои поступки, проблема состояния души человека.
Учащиеся на конкретных примерах осознали, что разрушение мира природного оборачивается опасной деформацией человека, личности,общества.
Ключевыми идеями урока являются использование стратегий критического мышления, развитие навыков самостоятельного обучения через поисковую деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ч.Айтматов. Плаха »
Урок литературы в 8 классе с казахским языком обучения Тема: Ч.Т.Айтматов «Плаха» Цели: Образовательная: исследуя текст романа Ч. Айтматова «Плаха», на конкретных примерах показать отрицательное воздействие человека на природу, которое приводит к экологической катастрофе. Привлечь внимание школьников к проблемам, поднятым автором в романе: отношение человека и природы, ответственности человека за свои поступки, проблема состояния души человека. Воспитательная: воспитание ответственного отношения к природе, формирование духовно-нравственного мировоззрения учащихся. Развивающая: доказать на конкретных примерах, что разрушение мира природного оборачивается опасной деформацией человека, личности, общества. Тип урока: комбинированный
Оборудование: 2. Слайды; плакаты Эпиграф урока: «Все мы, ныне живущие в ответе за природу перед потомками, перед историей» Прости, земля, прости, прости. Мы, люди, так тебя обидели Груз совести за это нам нести. На многое смотрели, и не видели, Мы думали тогда – так было надо: Мы рьяно жгли, сушили и рубили, И вот теперь за это нам награда: Цветущие сады, поля – на гниль и пыль сменили». Ход урока. 1. Орг момент
2. Проверка д/з. Экскурс в биографию Ч.Айтматова. . Рассказ о жизни и творчестве писателя.
Слово о Ч. Айтматове. ( Сообщение подготовленного ученика). .(Слайд 3-8.)
Родился в 1928 году в селе Шекер, ныне Таласской области Киргизии. Его отец Торекул Айтматов был видным государственным деятелем Киргизской ССР, но в 1937 году был арестован, а в 1938 расстрелян. Мать, Нагима Хамзиевна Абдулвалиева, татарка по национальности, была актрисой в местном театре.
Окончив восемь классов, поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием. В 1948 году Айтматов поступил в сельскохозяйственный институт во Фрунзе, который окончил в 1953. В 1952 начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке. По окончании института в течение трёх лет работал в НИИ скотоводства, одновременно продолжая писать и печатать рассказы. В 1956 поступил на Высшие литературные курсы в Москве (окончил в 1958). В год окончания курсов в журнале «Октябрь» был опубликован его рассказ «Лицом к лицу» (перевод с киргизского). В том же году были опубликованы его рассказы в журнале «Новый мир», а также вышла в свет повесть «Джамиля́», принёсшая Айтматову мировую известность.
В 1990—1994 работал послом СССР и России в странах Бенилюкса. До марта 2008 года был послом Киргизии во Франции, Бельгии, Люксембурге и Нидерландах. С 6 января 1994 на пенсии.
В 2006 г. участвовал в выпуске книги «Автограф века».
Депутат Верховного Совета СССР, народный депутат СССР, член Президентского совета СССР, член ЦК Компартии Киргизии, член секретариата Союза писателей и Союза кинематографистов, один из руководителей Советского комитета солидарности со странами Азии и Африки, главный редактор журнала «Иностранная литература», инициатор международного интеллектуального движения «Иссык-кульский форум».
Умер 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберг в клинике, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека.
3. Активизация знаний уч-ся. Какие произведения писателя вам понравились? 4.Объяснение новогоматериала Сегодня на уроке, ребята, мы обсудим некоторые проблемы романа Ч. Айтматова “Плаха”. Роман, появившись в 1986 году в журнале “Новый мир” вызвал много разных споров. Споры не стихают до сих пор. Как все неординарное, и этот роман вызывает у читателей разную реакцию. От реакции восторга до полного отрицания как в смысле художественности, так и правдивости некоторых образов, обвиняют в бескомпозиционности роман, в бессюжетности. А то, что роман этот поднимает актуальные проблемы современности – это бесспорно. Как и в прежних своих работах, Айтматов и в “Плахе” не только не отвращает взора от “болевых точек” нашего времени, но, пожалуй, еще обостреннее рассматривает их в близком соседстве друг с другом. Главные герои упорно размышляют об истоках человеческой несправедливости, о природе подлости и жестокости… Ответов на многие вопросы не находят. Но на то они и “вечные” эти вопросы (одобре и зле).
Роман Ч.Айтматова "Плаха" основан на идее противоречивости человеческой природы. С одной стороны - человек подчиняет себе и использует природу, потребляя её через плоды своей деятельности, а с другой стороны - разрушает своими преобразованиями. Таким образом, мир природы превращается в мир человеческий. Между ними должны быть установлены отношения родства, гармонии, но на самом деле - всё наоборот. Об этом и говорит Чингиз Айтматов. Дисгармония приводит к трагедии, приводит род человеческий на плаху!
6. Работа с текстом.
Какие две основные сюжетные линии переплетаются в романе?
Роман построен сложно. В нём переплетаются две основные сюжетные линии - жизнь волчьего
семейства, и судьба Авдия Каллистратова.
В романе описывается взаимоотношение животного мира и людей, добра и зла, природы и человека
. Работа в группе
1-группа отгадывает кроссворд «Природа» 1.Обрубок дерева, на котором в старину отсекали
голову казнимого2.Волчица 3.Главный герой
романа 4.Зло, с которым боролся Авдий 5.Герой , потерявший сына 6. С помощью чего Авдий хотел победить зло 7.Животные, массовое уничтожение которых описывается в романе
П
Р
И
Р
О
Д
А
2-группа отгадывает кроссворд «Человек»
Ч
Е
Л
О
В
Е
К
1-группа составляет круг добра Акбара Авдий Бостон
2-группа- круг зла наркомания охота на сайгаков Базарбай
Задание для 1-группы -Кто такой Авдий Каллистратов?
Дайте характеристику Авдию Каллистратову - Главный герой романа - Авдий Каллистратов, бывший семинарист, выезжает по заданию
молодой редакции в Моюнкумскую саванну за материалом про анашистов, собирающих коноплю. Им движет не только задание газеты, а и мысль спасти павших и снова сделать из них людей Наивный Авдий воспринимает мир только через "свет добра" и, сам того не замечая, иногда
становится орудием в руках зла. Не поняв навязанной ему роли, начинает бороться с этим злом и снова идет на плаху.
Задание для 2-группы
- Расскажите о семействе волков. Опишите волчицу Акбару
Синеглазая волчица пощадила Авдия, а люди - распяли. "Спаси меня, волчица", - произнёс вдруг умирающий Авдий. Услышь меня, прекрасная мать - волчица", - думает он и перед самой
смертью он видит волчицу. "Ты пришла..." - И голова его безвольно упала вниз".
Работа в группе Задание для 1-группы
Почему волчица Акбара решилась близко подойти к человеческому жилью? Прочитайте выразительно сцену, когда Акбара, счастливая от встречи с человеческим дитем,так напоминающим ей волчат, стоит перед малышом Кенджешем. Какие художественные приемы использовал автор при описании этой сцены?
Задание для 2-группы
Какая трагедия произошла в погоне за Акбарой? Прочитайте ввразительно сцену, когда Бостон склонился над телом сына, Какими художественными средствами передает автор его горе?
Дискуссионная карта Имел ли право Бостон на убийство Базарбая?
-Проблема наркомании и тесно связанная с ней тема вседозволенности.
-Что мы знаем о наркомании в Казахстане
-Экологическая проблема
-Проблема совести
-Понравился ли вам роман?
Заключительное слово учителя Этот роман - как крик. Как отчаянный призыв, обращенный к каждому из нас. Одуматься. Осознать свою ответственность. Ответственность за всё. Сегодня мы говорим Ч. Айтматову Большое спасибо за то, что он одним из первых поднял в художественной литературе тему наркомании, мы смотрим не только на факты, но на то, какая философская глубина за этим романом. 8. Домашнее задание: Написать эссе «Как сделать мир добрее...»
Средняя школа № 54 имени Ж. Кыдырова
Класс 8
Предмет русская литература
Тема Ч.Айтматов Плаха
Учитель русского языка и литературы: Хайруллина Лунара