kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ч.Айтматов. «Белый пароход».М.Кабанбаев «Арстан, я и виолончель»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно государственному образовательному стандарту Республики Казахстан основным значением предмета «Иностранный язык» является формирование коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Ведь русский язык и литература являются таковыми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ч.Айтматов. «Белый пароход».М.Кабанбаев «Арстан, я и виолончель» »

Тема:Ч.Айтматов. «Белый пароход».М.Кабанбаев «Арстан, я и виолончель»


Мақсаты:  Өткен сабақта алған білімін жинақтай отырып, шығарманың, тақырыбы мен идеясын ашуға жағдай туғызу                                                                                               
Міндеті:

  • Шығарманы бөлімдерге бөліп жұмыстандыру

  • -әдеби тілде сөйлеу дағдыларын қалыптастыру

  • -сыни тұрғыдан ойлату

Әдіс- тәсілдер: Топқа бөліп, АКТ, қызығушылығын ояту, өзін-өзі бағалау стратегиясы, диалогтік оқыту, Венн диаграммасы.

Күтілетін нәтиже:

  • Диалогтік қарым –қатынасқа түсе алды;

  • Ойлау қабілеті қалыптасты;

  • Адамгершіілік қасиет туралы түсінік алды.

Ресурстар: түрлі түсті маркерлер, стикерлер, Power Poit, интерактивті тақта, кері байланыс парағы.

Ход урока:

Психологический настрой:

-Ребята, сегодня самый прекрасный день в вашей жизни, улыбнитесь друг другу

Скажите себе такие слова:

-Во мне много энергии

-Я во всём легко достигаю успеха

-Я умею слушать  и слышать всё, что меня окружает

І. Работа индивидуально, в паре, в группе.

- Сейчас мы попробуем определить, что вы знаете о современных казахстанских писателях и какие их произведения вы читали?

- Из ваших ответов мы узнали, что не очень много вы знаете о литературе Казахстана. А хотите расширить, углубить свои знания?

ІІ.Целеполагание. Сегодня мы познакомимся с рассказом современного казахского писателя М.Кабанбаева «Арстан, я и виолончель» и романом Чингиза Айтматова «Белый пароход»

Проверка д/з (решение мини-теста)

ІІІ. Стратегия "Воображение".

-Прежде, чем вы начнете читать эти произведения, закройте глаза и мысленно попробуйте представить, о чем будет произведение с таким названием:

Кто герои? Представьте место, где будет происходить действие.

Как оно выглядит? Что вы видите? О чем говорят герои?

Какие звуки вы слышите? Какие чувства испытываете?

-Откройте глаза и запишите ваши мысли. (3 мин). Поделитесь в парах своими прогнозами, задайте друг другу вопросы. Выберите самое интересное прогнозирование, обсудите и прочтите его в группе.

Спикеры знакомят с оригинальными работами.

IV. Чтение рассказов. Вашему вниманию предложены ІІ части рассказа. Каждая группа будет работать над одним из них. Вам нужно прочесть, отмечая карандашом фразы, выражения, слова, которые вызывают у вас вопрос или показались вам важными. 10 мин. Обсуждение текста, о чем это текст. Собеседование в диалогическом общении

Мозговая атака:

- Что вы услышали?

-Что вы почувствовали, услышав музыку? Какой это инструмент?

-Сегодня ребята мы будем говорить еще и о музыке. И сравним виолончели с казахским инструментом домбырой. -Какова роль музыки в нашей  жизни?

Задание І группе описать домбыру

Задание ІІ группе описать виолончель

Презентация работ, составление «Венн диаграммы». Оценивание.


+

-

v

?






Итог:
Будьте талантливыми!

Любите искусство

Достигайте хороших целей в своей жизни

Творите добро, помогайте ближнему!

(Оценки за урок). Домашнее задание.

Рефлексия.






































АЙТМАТОВ, ЧИНГИЗ ТОРЕКУЛОВИЧ -киргизский прозаик.
    Родился 12 декабря 1928 в кишлаке Шекер в Киргизии в семье партийного работника. В 1937 отец был репрессирован, будущий писатель воспитывался у бабушки, его первые жизненные впечатления связаны с национальным киргизским образом жизни. В семье говорили и на киргизском, и на русском языках, и это определило двуязычный характер творчества Айтматова.
    В 1948 Айтматов окончил ветеринарный техникум и поступил в сельскохозяйственный институт, который окончил в 1953. В 1952 начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке. По окончании института в течение трех лет работал в НИИ скотоводства, одновременно продолжая писать и печатать рассказы. В 1956 поступил на Высшие литературные курсы в Москве (окончил в 1958). В год окончания курсов в журнале «Октябрь» был опубликован его рассказ Лицом к лицу (перевод с киргизского). В том же году были опубликованы его рассказы в журнале «Новый мир», а также вышла в свет повесть "Джамиля", принесшая Айтматову мировую известность.
    В 1963 был издан сборник Айтматова "Повести гор и степей", за который он получил Ленинскую премию. Вошедшие в книгу повести "Тополек мой в красной косынке", "Первый учитель", "Материнское поле" повествовали о сложных психологических и житейских коллизиях, происходящих в жизни простых деревенских людей в их столкновении с новой жизнью.
    До 1965 Айтматов писал на киргизском языке. Первая повесть, написанная им по-русски, – "Прощай, Гульсары!" (первонач. название "Смерть иноходца", 1965). В повести Белый пароход (1970) Айтматов создавал своеобразный «авторский эпос», стилизованный под эпос народный. Это была сказка о Рогатой Матери-Оленихе, которую рассказывал главному герою Белого парохода, мальчику, его дед. На фоне величественного и прекрасного в своей доброте сказания особенно пронзительно ощущался трагизм судьбы ребенка, который сам обрывал свою жизнь, будучи не в силах смириться с ложью и жестокостью «взрослого» мира.
    Мифологические, эпические мотивы стали основой повести "Пегий пес, бегущий краем моря" (1977).    В 1973 Айтматов написал в соавторстве с К.Мухамеджановым пьесу "Восхождение на Фудзияму". Поставленный по ней спектакль в московском театре «Современник» имел большой успех. В центре пьесы – проблема человеческой вины, связанной с молчанием, невозвышением голоса против несправедливости.
    В 1980 Айтматов написал свой первый роман "И дольше века длится день "(впоследствии озаглавленный "Буранный полустанок"). Второй роман Айтматова "Плаха" (1986) во многом повторял мотивы, возникшие в романе "И дольше века длится день". В романе появились образы Христа и Понтия Пилата. Критики отмечали эклектичность авторской философии, которая в романе "Плаха" перевешивала художественные достоинства текста. Впоследствии Айтоматов развивал в своем творчестве фантастическую, космическую тему, которая стала основой романа "Тавро Кассандры" (1996). В 1988–1990 Айтматов был главным редактором журнала «Иностранная литература». В 1990–1994 работал послом Киргизии в странах Бенилюкса. Произведения Айтматова переведены на многие языки мира.
    Писатель скончался 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберг в клинике, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека.

АЙТМАТОВ ЧИНГИЗ ТОРЕКУЛОВИЧ (1928-2008)























































Чингиз Айтматов «Белый пароход»

Мальчик с дедом жили на лесном кордоне. Женщин на кордоне было три: бабка, тетка Бекей — дедова дочь и жена главного человека на кордоне, объездчика Орозкула, а еще жена подсобного рабочего Сейдахмата. Тетка Бекей — самая несчастная на свете, потому что у нее нет детей, за это и бьет её спьяну Орозкул. Деда Момуна прозвали расторопным Момуном. Прозвище такое он заслужил неизменной приветливостью, готовностью всегда услужить. Он умел работать. А зять его, Орозкул, хоть и числился начальником, большей частью по гостям разъезжал. За скотом Момун ходил, пасеку держал. Всю жизнь с утра до вечера в работе, а заставить уважать себя не научился.
    Мальчик не помнил ни отца, ни матери. Ни разу не видел их. Но знал: отец его был матросом на Иссык-Куле, а мать после развода уехала в далекий город.
    Мальчик любил взбираться на соседнюю гору и в дедов бинокль смотреть на Иссык-Куль. Ближе к вечеру на озере появлялся белый пароход. С трубами в ряд, длинный, мощный, красивый. Мальчик мечтал превратиться в рыбу, чтобы только голова у него осталась своя, на тонкой шее, большая, с оттопыренными ушами. Поплывет он и скажет отцу своему, матросу: «Здравствуй, папа, я твой сын». Расскажет, конечно, как ему живется у Момуна. Самый лучший дедушка, но совсем не хитрый, и потому все смеются над ним. А Орозкул так и покрикивает!
    По вечерам дед рассказывал внуку сказку. «…Случилось это давно. Жило киргизское племя на берегу реки Энесай. На племя напали враги и убили. Остались только мальчик и девочка. Но потом и дети попали в руки врагов. Хан отдал их Рябой Хромой Старухе и велел покончить с киргизами. Но когда Рябая Хромая Старуха уже подвела их к берегу Энесая, из леса вышла матка маралья и стала просить отдать детей. «Люди убили у меня моих оленят, — говорила она. — А вымя мое переполнилось, просит детей!» Рябая Хромая Старуха предупредила: «Это дети человеческие. Они вырастут и убьют твоих оленят. Ведь люди не то что зверей, они и друг друга не жалеют». Но мать-олениха упросила Рябую Хромую Старуху, а детей, теперь уже своих, привела на Иссык-Куль.
    Дети выросли и поженились. Начались роды у женщины, мучилась она. Мужчина перепугался, стал звать мать-олениху. И послышался тогда издали переливчатый звон. Рогатая мать-олениха принесла на своих рогах детскую колыбель — бешик. А на дужке бешика серебряный колокольчик звенел. И тотчас разродилась женщина. Первенца своего назвали в честь матери-оленихи — Бугубаем. От него и пошел род Бугу.
    Потом умер один богатей, и его дети задумали установить на гробнице рога марала. С тех пор не было маралам пощады в иссыккульских лесах. И не стало маралов. Опустели горы. А когда Рогатая мать-олениха уходила, сказала, что никогда не вернется«.
    Снова настала осень в горах. Вместе с летом для Орозкула отходила пора гостеваний у чабанов и табунщиков — приходило время рассчитываться за подношения. Вдвоем с Момуном они тащили по горам два сосновых бревна, и оттого Орозкул был зол на весь свет. Ему бы в городе пристроиться, там умеют уважать человека. Культурные люди… И за то, что подарок получил, бревна потом таскать не приходится. А ведь в совхоз наведывается милиция, инспекция — ну как спросят, откуда лес и куда. При этой мысли в Орозкуле вскипела злоба ко всему и всем. Хотелось избить жену, да дом был далеко. Тут еще этот дед увидел маралов и чуть не до слез дошел, точно встретил братьев родных.
    И когда совсем близко было до кордона, окончательно повздорили со стариком: тот все отпрашивался внука, пригулка этого, забрать из школы. До того дошло, что бросил в реке застрявшие бревна и ускакал за мальчишкой. Не помогло даже, что Орозкул съездил его по голове пару раз — вырвался, сплюнул кровь и ушел.
    Когда дед с мальчиком вернулись, узнали, что Орозкул избил жену и выгнал из дома, а деда, сказал, увольняет с работы. Бекей выла, проклинала отца, а бабка зудела, что надо покориться Орозкулу, просить у него прощения, а иначе куда идти на старости лет? Дед ведь в руках у него…
    Мальчик хотел рассказать деду, что видел в лесу маралов, — вернулись все-таки! — да деду было не до того. И тогда мальчик снова ушел в свой воображаемый мир и стал умолять мать-олениху, чтоб принесла Орозкулу и Бекей люльку на рогах.
    На кордон тем временем приехали люди за лесом. И пока вытаскивали бревно и делали прочие дела, дед Момун семенил за Орозкулом, точно преданная собака. Приезжие тоже увидели маралов — видно, звери были непуганые, из заповедника.
    Вечером мальчик увидел во дворе кипевший на огне казан, от которого исходил мясной дух. Дед стоял у костра и был пьян — мальчик никогда его таким не видел. Пьяный Орозкул и один из приезжих, сидя на корточках у сарая, делили огромную груду свежего мяса. А под стеной сарая мальчик увидел рогатую маралью голову. Он хотел бежать, но ноги не слушались — стоял и смотрел на обезображенную голову той, что еще вчера была Рогатой матерью-оленихой.
    Скоро все расселись за столом. Мальчика все время мутило. Он слышал, как опьяневшие люди чавкали, грызли, сопели, пожирая мясо матери-оленихи. А потом Сайдахмат рассказал, как заставил деда застрелить олениху: запугал, что иначе Орозкул его выгонит. И мальчик решил, что станет рыбой и никогда не вернется в горы. Он спустился к реке. И ступил прямо в воду…

Яков Моисеевич Тайц (30 марта 1905, Сморгонь — 4 апреля 1957)

Яков Моисеевич Тайц ( 1905 — 1957)



Л.Пантелеев (1908-1987)

Яков Моисеевич Тайц (30 марта 1905, Сморгонь — 4 апреля 1957) — советский детский писатель.

Автор детских книг, иллюстратор. Переводчик классиков еврейской литературы[1].

Окончил в Москве Высший художественно-технический институт (1929). Начал печататься в 1930. Автор книг для детей и о детях: «Обидная команда» (1931), сборник рассказов «Откуда ты?» (1935), «Антон и Антоновка» (1936) и др. Цикл новелл «Неугасимый свет» (опубл. 1958) воскрешает детские годы писателя.

Л. Пантеле́ев [1] (настоящее имя — Алексе́й Ива́нович Ереме́ев[2], 9 (22 августа) 1908, Санкт-Петербург — 9 июля 1987, Ленинград) — советский писатель. После революции, в годы гражданской войны, был беспризорником. В 1921 году он попал в Школу социально-индивидуального воспитания им. Достоевского (ШКИД), созданную В. Н. Сорокой-Росинским, где познакомился с Г. Белых. После школы жил в Ленинграде и работал журналистом. Умер писатель 9 июля 1987 года в Ленинграде, похоронен на Большеохтинском кладбище.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Ч.Айтматов. «Белый пароход».М.Кабанбаев «Арстан, я и виолончель»

Автор: Серикпаева Акмарал Тлеулеевна

Дата: 25.08.2014

Номер свидетельства: 112790


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства