Былины. Мир былин. Богатыри как олицетворение народного идеала.
Былины. Мир былин. Богатыри как олицетворение народного идеала.
Урок русской словесности в 5 классе на тему: "Былины. Мир былин. Богатыри как олицетворение народного идеала". Цель урока научить видеть различия сказки и былины. Уметь составлять опорный конспект, работать в группе, в паре. Формировать навыки анализа былины и сказки.Урок составлен с использование приемов критического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Былины. Мир былин. Богатыри как олицетворение народного идеала. »
Казахстан Актюбинская область Мартукский район Родниковская средняя школа Учитель русского языка и литературы Предмет: русская словесность Тема: Былины. Мир былин. Богатыри как олицетворение народного идеала. Класс: 5
Цель урока:
Углубить представления учащихся об УНТ: былины как произведения народного творчества; о русских богатырях;
Особенности былин: язык, интонация, композиция, достоверность древнего быта в былинах и т. д. ;
Воспитание интереса к устному народному творчеству, воспитание интереса к представлениям русских людей о подвигах, чести, долге, справедливости.
Ожидаемый результат: Уметь различать сказки и былины
Приветствие в парах : по- русски
Ход урока
1. Организационный момент. Записи в тетради (число, тема урока) Повторение. УНТ (вопросы классу, слушаем ответы)
- Что такое УНТ?
- Жанры УНТ.
- Роль УНТ в литературе.
II. Переход к теме урока.
Кто и когда начал сказывать сказки, сочинять пословицы и поговорки, петь былины, никто и тысячу лет назад на Руси сказать не мог, а теперь и подавно. Их передавали вместе с обычаями и обрядами новым поколениям. Это были своего рода духовные заветы к заповеди, которые чтил народ.
Велика была в те давние времена сила сказочной выдумки, сила поэтического сказания связана она была со всем укладом жизни русского человека. Мир и быт народной жизни и составляет основу былинного и сказанного творчества.
III. Новый материал.
1)Что вы слышали о былинах, какие былины читали (называем)?
2)Что же из себя представляют былины? На этот вопрос, ребята, вы сами ответите на уроке.
1. Работа со статьей учебника “Былины” . Учащиеся работают в группах. Каждой группе дан вопрос (карточка), ответ на который должен быть кратко сформулирован и записан в опорном конспекте.
Задания для групп под №1 в карточке:
- О чем повествуют былины?
- Где происходит действие в былинах?
- Что воспевают былины?
- Что показывают нам былины?
- Что воплощают в себе былины?
учащиеся отвечают на вопросы и все делают краткую запись в тетради
В тетради появляется запись:
2. Опорный конспект (ОК)
I. Былины*(от слова “быль”) – произведения УНТ.
Повествуют о русских богатырях.
Действие происходит в древних русских городах, в поле, в гриднице*.
Воспевают красоту и широту Русской земли.
Показывают реальность древнерусского быта
Воплощают думы и чувства народа.
Делают предметом изображения события героической жизни страны, повседневной жизни.
3. Чем же отличаются былины? Каковы их особенности (Учащиеся продолжают работать в группах; в карточке вопрос №2)
- Как передавались былины?
- Чем былины отличались от песен русского народа? Что для них характерно?(для былин)
- На какие произведения УНТ похожи былины? Назовите общие элементы былины и сказки.
- Есть ли в былине рифма?
- Чем сопровождалось пение былин?
- Какую роль играют былины в искусстве и литературе?
(5 минут на работу с учебной статьей и формулировку ответа на вопрос)
По истечении времени учащиеся рассказывают и делают записи (в опорном конспекте). Запись выглядит так:
II. Особенности былин.
1.Пелись и рассказывались под гусли.
2.Для былин характерны грандиозность* образов, торжественность рассказа, разговорная интонация, повторы слов и строк.
3.Былины сходны со сказками, имеют зачин, концовку, повторы, постоянные эпитеты.
4.Рифмы нет, но есть созвучия в окончаниях слов.
Являются основой для многих произведений искусства.
Итак, что мы узнали на уроке о былинах? краткий рассказ об особенностях былин (2-3 минуты)
3. Качества героев сверхъестественного происхождения.
4. (Герой) Решает личные проблемы.
Былина
1. Подвиг богатыря бескорыстен.
2. Побеждает врагов земли Русской.
3. Необыкновенные качества богатыря – воплощение в одном человеке способностей и силы народа.
4. (Герой) Решает главный вопрос, от которого зависит судьба народа.
VI. Вывод.Итог урока.
Былина – это поэтическое, народное художественное произведение. В нем много неожиданного, невероятного. В основе своей правдивости передают народное понимание истории, представление о подвиге, чести, долге, справедливости.
Составить синквейн
1 группа Сказки
2 группа Былины
VII. Д. З. Чтение статьи учебника ; Чтение былины- «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Рефлексия: смайлики оранжевый – понравился урок: зеленый – не понравился