kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Былины. Мир былин. Богатыри как олицетворение народного идеала.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  русской словесности в 5 классе на тему: "Былины. Мир былин. Богатыри как олицетворение народного идеала". Цель урока научить видеть различия сказки и былины. Уметь составлять опорный конспект, работать в группе, в паре. Формировать навыки анализа былины и сказки.Урок составлен с использование приемов критического мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Былины. Мир былин. Богатыри как олицетворение народного идеала. »

Казахстан Актюбинская область Мартукский район Родниковская средняя школа Учитель русского языка и литературы Предмет: русская словесность Тема: Былины. Мир былин. Богатыри как олицетворение народного идеала. Класс: 5

Цель урока:

  1. Углубить представления учащихся об УНТ: былины как произведения народного творчества; о русских богатырях;

  2. Особенности былин: язык, интонация, композиция, достоверность древнего быта в былинах и т. д. ;

  3. Воспитание интереса к устному народному творчеству, воспитание интереса к представлениям русских людей о подвигах, чести, долге, справедливости.

Ожидаемый результат: Уметь различать сказки и былины

Приветствие в парах : по- русски

Ход урока

1. Организационный момент.  Записи в тетради (число, тема урока) Повторение. УНТ (вопросы классу, слушаем ответы)

- Что такое УНТ?

- Жанры УНТ.

- Роль УНТ в литературе.

II. Переход к теме урока.

Кто и когда начал сказывать сказки, сочинять пословицы и поговорки, петь былины, никто и тысячу лет назад на Руси сказать не мог, а теперь и подавно. Их передавали вместе с обычаями и обрядами новым поколениям. Это были своего рода духовные заветы к заповеди, которые чтил народ.

Велика была в те давние времена сила сказочной выдумки, сила поэтического сказания связана она была со всем укладом жизни русского человека. Мир и быт народной жизни и составляет основу былинного и сказанного творчества.

III. Новый материал.

1)Что вы слышали о былинах, какие былины читали (называем)?

2)Что же из себя представляют былины? На этот вопрос, ребята, вы сами ответите на уроке.

1. Работа со статьей учебника “Былины” . Учащиеся работают в группах. Каждой группе дан вопрос (карточка), ответ на который должен быть кратко сформулирован и записан в опорном конспекте.

Задания для групп под №1 в карточке:

- О чем повествуют былины?

- Где происходит действие в былинах?

- Что воспевают былины?

- Что показывают нам былины?

- Что воплощают в себе былины?

учащиеся отвечают на вопросы и все делают краткую запись в тетради

В тетради появляется запись:

2. Опорный конспект (ОК)

I.   Былины*(от слова “быль”) – произведения УНТ.

  1. Повествуют о русских богатырях.

  2. Действие происходит в древних русских городах, в поле, в гриднице*.

  3. Воспевают красоту и широту Русской земли.

  4. Показывают реальность древнерусского быта

  5. Воплощают думы и чувства народа.

Делают предметом изображения события героической жизни страны, повседневной жизни.


3. Чем же отличаются былины? Каковы их особенности (Учащиеся продолжают работать в группах; в карточке вопрос №2)

- Как передавались былины?

- Чем былины отличались от песен русского народа? Что для них характерно?(для былин)

- На какие произведения УНТ похожи былины? Назовите общие элементы былины и сказки.

- Есть ли в былине рифма?

- Чем сопровождалось пение былин?

- Какую роль играют былины в искусстве и литературе?

(5 минут на работу с учебной статьей и формулировку ответа на вопрос)

По истечении времени учащиеся рассказывают и делают записи (в опорном конспекте). Запись выглядит так:

II. Особенности былин.


1.Пелись и рассказывались под гусли.

2.Для былин характерны грандиозность* образов, торжественность рассказа, разговорная интонация, повторы слов и строк.

3.Былины сходны со сказками, имеют зачин, концовку, повторы, постоянные эпитеты.

4.Рифмы нет, но есть созвучия в окончаниях слов.

Являются основой для многих произведений искусства.

Итак, что мы узнали на уроке о былинах? краткий рассказ об особенностях былин (2-3 минуты)

Выразительное чтение (учитель) былины “Богатырское слово”

Вопрос на восприятие:

- Какой теме посвящена былина? (образ человека в русском героическом эпосе. Народная оценка героя)

- Вопросы (см. учебник после текста былины)

III.

1) – Кто же они такие, богатыри русские, во имя чего сражаются и совершают свои подвиги, что защищают они?

(Учащиеся называют имена богатырей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

В опорном конспекте появляется следующая запись: Былинная троица:

Илья

Добрыня

Алеша

Муромец

Никитич

Попович



2) – Как вы думаете, жили на Русской Земле именно эти богатыри? (Слушаем ответы)

3) Вывод: Образы богатырей собирательные.

Словарно-семантическая работа. Богатырь* - слово это – мера для оценки людей в беспредельном проявлении их возможностей и лучших качеств.

IV Вопрос классу:

- сравните, чем отличаются герои в сказках, от героев в былинах? (На раздумье 2-3 минуты)

Составление диаграммы «Венна» Слушаем ответы. Делаем выводы.



Герои в сказке и былине



Сказка

1. Герой спасает девицу, чтобы жениться.

2. Сражаются и побеждают просто чудовищ.

3. Качества героев сверхъестественного происхождения.

4. (Герой) Решает личные проблемы.

Былина

1. Подвиг богатыря бескорыстен.

2. Побеждает врагов земли Русской.

3. Необыкновенные качества богатыря – воплощение в одном человеке способностей и силы народа.

4. (Герой) Решает главный вопрос, от которого зависит судьба народа.




VI. Вывод. Итог урока.

Былина – это поэтическое, народное художественное произведение. В нем много неожиданного, невероятного. В основе своей правдивости передают народное понимание истории, представление о подвиге, чести, долге, справедливости.

Составить синквейн

1 группа Сказки

2 группа Былины


VII. Д. З. Чтение статьи учебника ; Чтение былины- «Илья Муромец и Соловей-разбойник». 

Рефлексия: смайлики оранжевый – понравился урок: зеленый – не понравился



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Былины. Мир былин. Богатыри как олицетворение народного идеала.

Автор: Лукьяненко Надежда Ивановна

Дата: 03.11.2014

Номер свидетельства: 125707


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства