Бунт "тринадцатого" апостола (по поэме В.Маяковского "Облако в штанах".
Бунт "тринадцатого" апостола (по поэме В.Маяковского "Облако в штанах".
Конспект урока по поэме В.Маяковского "Облако в штанах" поможет организовать урок на тему:"Бунт "тринадцатого" апостола". Определена триединая цель урока. Разработан его ход. Работа будет успешной в том случае, если педагог осуществит предварительную подготовку, обозначив для детей пути подготовки у данному уроку. Необходимо не только познакомитьс с текстом поэмы заранее, но поставить конкретные задачи для работы в группах (историки, теоретики, литературоведы). В ходе урока будут заслушаны не только сообщения учащихся, но и будет выполнена исследовательская работа (поиск указанных средств выразительности).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Бунт "тринадцатого" апостола (по поэме В.Маяковского "Облако в штанах".»
Бунт «тринадцатого» апостола в поэме «Облако в штанах».
Цели:
- познакомить с историей создания поэмы; обозначить основные темы поэмы; определить
роль средств выразительности;
- развитие навыка анализа поэмы;
- воспитание интереса к поэтике В.Маяковского.
У меня в душе ни одного седого волоса,
И старческой нежности нет в ней!
Мир огромив мощью голоса,
Иду - красивый, двадцатидвухлетний.
В.Маяковский
Оргмомент.
Работа с эпиграфом.
Формулировка темы и постановка цели.
Актуализация знаний. Сообщения групп.
Историки.Замысел поэмы. История создания.
«Облако в штанах» – одна из самых известных ранних поэм В. Маяковского была закончена к июлю 1915 года. Появление ее в печати стало далеко не рядовым событием для русской поэзии и всего российского общества. В ней поэт выступает как «тринадцатый апостол». Известно, что у Христа было двенадцать учеников-апостолов. Само слово «апостол» означает «посланник». По легенде, их избрал сам Христос и отправил по миру проповедовать его учение. Первоначальное название поэмы – "Тринадцатый апостол" – было заменено цензурой. Маяковский рассказывал: «Когда я пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: "Что вы, на каторгу захотели?” Я сказал, что ни в каком случае, что это ни в коем случае меня не устраивает. Тогда мне вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Это – вопрос о том, откуда взялось заглавие. Меня спросили – как я могу соединить лирику и большую грубость. Тогда я сказал: "Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите, буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах"».
Свою поэму Владимир Маяковский начал еще в первой половине 1914 года. По свидетельству его друзей на написание первой главы поэмы поэта вдохновил романтический эпизод во время поездки футуристов по России. В Одессе, где они выступали с 16 по 19 января 1914 года, он познакомился с красавицей, Марией Денисовой, в которую влюбился. Человек мощной фактуры, но с нежным и ранимым сердцем, не мог не разглядеть в толпе поклонниц глаза прекрасной харьковчанки. В. Каменский, спутник Маяковского по поездке в Одессу, писал о Марии, что она была совершенно необыкновенной девушкой, в ней «сочетались высокие качества пленительной внешности и интеллектуальная устремленность ко всему новому». Влюбился безответно, страдал от этого, и уже по дороге в следующий город в вагоне поезда читал друзьям первые строки поэмы... Однако начавшаяся империалистическая война отодвинула этот замысел. Но когда наступило прозрение относительно войны и поэту открылись истоки мировой катастрофы, он понял, что готов к продолжению работы над поэмой, но уже в совсем ином понимании жизни вообще. Заметно, что любовная драма перерастает в драму жизни.
Очевидно, поэт остановился на данном названии, чтобы привлечь читательское внимание к самому произведению.
Теоретики.
Тетраптих — произведение искусства, состоящее из четырёх составных частей (картин, барельефов и др.), объединённых общей идеей.
Идейно-тематическое единство.
Ее центральная тема – романтический конфликт героя с враждебным ему миром, несправедливые законы которого попирают всяческие нормы этики и морали.
Смысл произведения: «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» — четыре крика четырех частей». Поэт соединяет личные переживания лирического героя с переживаниями всей страны. Поэт против старой жизни.
Литературоведы.Своеобразие сюжета и композиции.
Сюжет поэмы тяготеет к библейской обобщенности, и столь значимое в религиозном отношении имя для героини выбрано неслучайно. Герой и героиня противопоставлены по типу контраста: он – огромный, неуклюжий индивидуалист, она – хрупкая, маленькая дочь своего общества.
Композиционно поэма определена как тетраптих: она имеет маленькое вступление и четырехчастное деление. Стремление показать исключительность и неординарность лирического героя звучит во всех главах поэмы. Обратим внимание на сюжетно-романтический узел поэмы. Перед нами история большой, но неразделённой любви. Молодой человек ждёт назначенного свидания. Ожидание мучительное «тряски нервное желе», как позже охарактеризовал Маяковский подобные переживания. Пришедшая, наконец, Мария объявляет, что «выходит замуж». Девушку «украли». Осиротевший герой обнаруживает, что он «заболел» любовью. У него «пожар сердца». Одинокий бродит по улицам, в «тракторных углах вином обливает душу», наблюдает «в экипажах… жирных, проевшихся насквозь…» Мысленно, тем не менее, герой сосредоточен не на одном своём горестном чувстве. Личная трагедия с обострённой силой сталкивает его лицом к лицу с окружающим миром, со сложнейшими проблемами быта, искусства, политики, религии. Раненое сердце становится предельно чутким не только к собственным, но и к чужим страданиям, и поэт мучительно стремится осмыслить, почему обесчеловечен прекрасный в своей основе мир? Как возникает такая странная действительность, где, с одной стороны, великое множество людей бездомных и обречённых на муки, а с другой лопающиеся от жира сытые? Сказанное объясняет основной принцип композиции поэмы.
Y.Исследовательская работа.
Прочитайте вступление к поэме и по ходу чтения выписывайте средства выразительности:
- 1-й ряд (метафоры);
- 2-й ряд (гиперболы);
- 3-й ряд (сравнения).
(Анализ наиболее ярких средств).
YI. Беседа.
- Надеюсь, что творчество Маяковского не оставило вас равнодушными. Воскресите основное содержание урока в своем сознании, ответив на вопросы:
- Почему Маяковский не пытался вернуть прежнее название?
- Кто явился прообразом лирической героини?
- Какова главная мысль поэмы?
- Что отвергал поэт в существующем строе?
- Какую роль сыграли средства выразительности в постижении идеи поэмы?