kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной публикации раскрыта все богатство русской литературы 19 века. Данная работа поможет обучающемуся подготовится к уроку. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


« ????????? ? ???????????? ?????? ? ???????????? ???????? ?????????? XX ????.»



Урок 63. Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Русская литература, в общем, занимает особое место в мировой литературе. Если говорить о русской литературе ХХ века, то начало века характеризуется ярким расцветом русской культуры, как его еще называют "серебряным веком". Этому периоду присущи характерные для России того времени глубокие противоречия. Один за другим появлялись новые таланты. В этот период ожил интерес к религии, которая оказала огромное влияние в начале XX века на развитие русской культуры. Литераторов стали притягивать вечные и глубинные вопросы – о добре и зле, о сущности жизни и смерти, природе человека.

Научные открытия того периода поколебали представления об устройстве мира. Новое видение мира определило и новое понимание реализма XX в., который существенно отличался от классического реализма предшественников. Все это привело к глубочайшему кризису сознания. По моему мнению, в любой сложной ситуации каждому человеку нужен выплеск эмоций и чувств, и тем более человеку творческому. В этот период не всегда была возможность высказать свободно свои переживания, а как говорят: «Бумага все стерпит». В этот период происходила переоценка ценностей, и зачастую именно литература помогала этому.

Влияние русской литературы всегда распространялось за пределы России. Но особенно стало ощущаться после Октябрьской революции, сделавшей очевидной в поступательном движении человечества роль русской литературы. Благодаря литературе этого периода, зарубежом русский человек предстал как борец и герой, подвижник великой ответственности перед идеей человечества. Произведения русских классиков в этот период стали выпускаться огромными тиражами, к ним потянулись миллионы новых читателей!



В этот исторический период многие деятели русской культуры были выдворены из страны, а некоторые были добровольной эмиграции, но художественная жизнь в России не замирает. Появилось много талантливых молодых писателей, которые были участниками Гражданской войны: А. Фадеев, М. Шолохов, Л. Леонов, Ю. Либединский, А. Веселый и др.

Нельзя не отметить творчество таких поэтов и писателей, как А. Ахматова, С. Есенин, М. Цветаева, В. Маяковский, А. Толстой, М. Зощенко, Е.Замятин, А. Платонов, М. Булгаков, О. Мандельштам. Период Отечественной войны 1941 года дал большой объем патриотической лирики А. Твардовского, К. Симонова, А. Ахматовой, Н. Тихонова, В. Саянова. Прозаики красочно описали борьбу советского народа с фашизмом, написав об этом настолько красочно, что до сих пор, читая об этой мировой трагедии, переживаешь каждый момент того времени.

































Следующий крупный этап в развитии литературы - вторая половина XX века. В нем можно выделить периоды: поздний сталинизм (1946—1953 гг.); "оттепель" (1953—1965 гг.); застой(1965—1985 гг.), перестройка (1985—1991 гг.); современные реформы (1991—1998 гг.), и даже в этот период, литература тоже испытывала большие трудности.

Русскую литературу очень любят и ценят за рубежом, ее переводят, экранизируют, читают. Человек не знакомый с русской литературой ХХ века потерял очень многое.

В основе эпического рода литературы лежит сюжетное повествование о жизни персонажей во всем ее многообразии. Эпическое произведение может «вобрать» в себя большое количество характеров, обстоятельств, событий, судеб, деталей, что недоступно произведениям лирическим и драматическим. Внутри эпоса выделяются следующие жанры: очерк, рассказ, новелла, повесть, роман, эпопея, роман-эпопея.

Очерк это малая эпическая форма. Как правило, в очерке изображается одна или несколько сцен, в которых воспроизводится встреча с тем или иным типом людей в очень короткий период времени. В качестве примера можно привести очерки М. Горького «В Америке».

Рассказ также является малой эпической формой, имеет небольшой размер. В центре рассказа находится судьба героя в определенный момент его жизни. В русской литературе XIX века мастером рассказа по праву считается А.П. Чехов. К этому жанру относятся «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого, многие произведения В. Шукшина, целые циклы В. Распутина («Век живи – век люби», «Что передать вороне»).

Новелла это тоже малая эпическая форма. В ее основе одно необычное событие, имеющее неожиданный финал, как, например, в «Господине из Сан-Франциско» И.А. Бунина.

Повесть — средняя эпическая форма. В ней есть одна сюжетная линия: история жизни одного человека в столкновениях с судьбами других людей. Повесть охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев. Повести создавали Н.В. Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки»), Л.Н. Толстой («Детство», «Отрочество», «Юность»), А.П. Чехов («Палата № 6»), В.Г. Распутин «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой» и др.

Роман большая эпическая форма, в которой раскрывается история формирования характеров многих персонажей. В романе наличествует нескольких сюжетных линий, большое количество действующих лиц. Условно выделяют социально-бытовой роман : человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия («Обломов» И.А. Гончарова), психологический роман : столкновения внутреннего мира человека с внешним миром («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского); исторический роман : действие развертывается на фоне исторических событий («Капитанская дочка» А.С. Пушкина); философский роман: раскрываются главные проблемы человеческого бытия (« Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Война и мир» Л.Н. Толстого»).

Эпопея описывает момент истории, важный для судеб целого народа (государства). Этот жанр характеризуется значительным объемом, большим пространством действия, большим количеством персонажей (обычно представлены все слои населения). Например, в «Войне и мире» Л.Н. Толстого, где насчитывается более 600 героев, описывается национально значимое событие —война 1812 года. Автор предоставляет право духовно ищущим героям внести свою лепту в спасение России (Андрей Болконский, Пьер Безухов).

Драматическое произведение, как и эпическое, воссоздает поступки людей и их взаимоотношения. Однако в драме отсутствует развернутое описательное воспроизведение событий. Драматическая литература предназначена, прежде всего, для сценической интерпретации, поэтому основной ее текст – цепь диалогов и монологов персонажей.

В XVII веке драма делилась на трагедию и комедию. Трагедия отличалась «высокой» тематикой, наличием исторических героев и «трагической» развязкой (гибель героя). Особенностью трагедии было большое количество монологов.

Комедия противостояла трагедии. В ней говорилось о современности, использовались приемы комического. Как правило, в произведениях этого жанра преобладала счастливая развязка (свадьба героев).

В XVIII веке появилась драма. Она стала срединным жанром. Как и комедия, драма воспроизводила преимущественно частную жизнь людей, однако главной ее целю было не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом. При этом, как и трагедия, драма тяготела к воссозданию острых противоречий, но вместе с тем эти противоречия были не столь напряженными и допускали возможность благополучного разрешения.

Надо сказать, для XIX в. характерно смешение драматических жанров и разрушение твердых границ между ними. Так, например, до сих пор ведутся споры о том, к какому жанру можно отнести «Грозу» А.Н. Островского. К трагедии принадлежат «Борис Годунов» А.С. Пушкина, «Русские люди» К. Симонова; к драме — «Три сестры» А.П. Чехова, «На дне» М. Горького; к комедии — «Ревизор» Н.В. Гоголя, многие пьесы А.Н. Островского («На бойком месте», «Горячее сердце», «Лес»), А.П. Чехова («Вишневый сад», «Чайка»), В.В. Маяковского («Клоп», «Баня») и др.



Литературные направления XX века


Символизм

Литературно-художественное направление конца 19-го - начала 20 века. Основы эстетики символизма сложились в конце 70-х. гг. 19 века в творчестве французских поэтов П Верлена, А.Рембо, С.Малларме и др.

Символизм возник на стыке эпох как выражение общего кризиса цивилизации западного типа.

Оказал большое влияние на все последующее развитие литературы и искусства.

Основные признаки:

1. Преемственная связь с романтизмом. Теоретические корни символизма восходят к философии А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, к творчеству Р.Вагнера и некоторым идеям Ф. Ницше.

2. Символизм был преимущественно устремлён к художественному ознаменованию "вещей в себе" и идей, находящихся за пределами чувственных восприятий. Поэтический символ рассматривался как более действенное художественное орудие, чем образ. Символисты провозглашали интуитивное постижение мирового единства через символы и символическое обнаружение соответствий и аналогий.

3. Музыкальная стихия объявлялась символистами проосновой жизни и искусства. Отсюда - господство лирико-стихотворного начала, вера в надреальную или иррационально-магическую силу поэтической речи.

4. Символисты обращаются к древнему и средневековому искусству в поисках генеалогического родства.


Акмеизм

Течение в русской поэзии 20-го века, которое сформировалось как антитеза символизму.

Мистическим устремлениям символизма к "непознаваемому" акмеисты противопоставляли "стихию естества", декларировали конкретно-чувственное восприятие "вещного мира", возврат слову его изначального, не символического смысла.

Это литературное течение утвердилось в теоретических работах и художественной практике Н.С.Гумилёва, С.М.Городецкого, О.Э.Мандельштама, А.А.Ахматовой, М.А.Зенкевича, Г.В.Иванова и других писателей и поэтов. Все они объединились в группу "Цех поэтов" (действовала с 1911 - 1914, возобновилась в 1920 - 22гг.). В 1912 - 13гг. издавали журнал "Гиперборей" (редактор М.Л. Лозинский).

Футуризм

(Произошло от латинского futurum – будущее).

Одно из основных авангардистских течений в европейском искусстве начала 20-го века. Наибольшее развитие получило в Италии и России.

Общая основа движения - стихийное ощущение "неизбежности крушения старья" (Маяковский) и стремление предвосхитить, осознать через искусство грядущий "мировой переворот" и рождение "нового человечества".

Основные признаки:

1. Разрыв с традиционной культурой, утверждение эстетики современной урбанистической цивилизации с её динамикой, безличностью и аморализмом.

2. Стремление передать фиксируемый сознанием "человека толпы" хаотический пульс технизированной "интенсивной жизни", мгновенной смены событий-переживаний.

3. Для итальянских футуристов были характерны не только эстетическая агрессия и эпатаж консервативного вкуса, но и вообще культ силы, апологии войны как "гигиены мира", что впоследствии привело некоторых из них в лагерь Муссолини.

Русский Футуризм возник независимо от итальянского и, как самобытное художественное явление, имел с ним мало общего. История русского футуризма складывалась из сложного взаимодействия и борьбы четырёх основных группировок:

а) "Гилея" (кубофутуристы) - В.В.Хлебников, Д.Д. и Н.Д.Бурлюки, В.В.Каменский, В.В.Маяковский, Б.К.Лифшиц;

б) "Ассоциация эгофутуристов" - И.Северянин, И.В.Игнатьев, К.К.Олимпов, В.И.Гнедов и др.;

в) "Мезонин поэзии" - Хрисанф, В.Г.Шершеневич, Р.Ивнев и др.;

г) "Центрифуга" - С.П.Бобров, Б.Л.Пастернак, Н.Н.Асеев, К.А.Большаков и др.

Имажинизм

Литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа.

Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного.

Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы.

На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм.

Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин.

Имажинизм фактически распался в 1925 году. В 1924 году о роспуске «Ордена» объявили Сергей Есенин и Иван Грузинов, другие имажинисты вынужденно отошли от поэзии, обратившись к прозе, драматургии, кинематографу, во многом ради заработка. Имажинизм подвергся критике в советской печати. Есенин, по общепринятой версии, покончил с собой, Николай Эрдман был репрессирован.

http://raal100.narod.ru/index/0-477, http://www.ote4estvo.ru/

.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Автор: Расулова Лейла Эльдаровна

Дата: 17.01.2017

Номер свидетельства: 380560


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства