kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Блог Марины Феоктистовны Баварской

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного  чтения  по роману И.С.Шмелева "Лето Господне". Через анализ  эпизодов романа  на  уроке раскрывается   нравственное  понятие "духовность". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Блог Марины Феоктистовны Баварской»

Открытый урок литературы в 8 классе.

« Духовный свет страниц романа И.С.Шмелева « Лето Господне»

Цель урока - раскрыть духовный смысл романа И.С.Шмелева « Лето Господне»

Задачи:

  • Выяснить значение понятия «духовность»;

  • совершенствовать умение анализировать художественный текст;

  • развивать речевые и коммуникативные умения;

  • формировать творческие способности учащихся;

  • формировать ценностные ориентации учащихся на примере жизни И.С.Шмелева и героев его романа;

  • развивать умение работать в группе

Оборудование: презентация, листы с текстом, раздаточный материал.

Ход урока.



  1. Организационный момент



II. Вступительное слово учителя

Дорогие ребята и уважаемые гости! Я приглашаю вас на урок литературы , тема которого- «Духовный свет страниц романа И.С.Шмелева « Лето Господне»

- Попытайтесь найти в теме урока ключевое слово или словосочетание.(Духовный свет или духовность.)

-На какой вопрос мы с вами должны ответить в течение урока?

(Что значит это понятие?

Как это выражается в романе Шмелева?)

-Вот мы с вами и определили цель нашего занятия - раскрыть духовный смысл романа И.С.Шмелева « Лето Господне»

III. Работа с понятием «духовность»

-Итак, что же такое ДУХОВНОСТЬ? Заглянем в корень слова. Подберем однокоренные слова. (душа, дух, душевность, духовник)

- А что такое дух человека, его душа? (Это то, что отличает человека от животного.)

-Попытаемся разобраться в этом сложном нравственном понятии.

Для более плодотворной работы вы разделились на 2 группы



Работа в группах . «Ассоциации»

Группы работают с понятием «ДУХОВНОСТЬ»

Задание : На ватмане написано слово ДУХОВНОСТЬ. Задумайтесь над его содержательностью. Запишите к нему 3-4 ассоциации. Это могут быть ассоциации с предметом, образом, с цветом, эмоциями, действием, подготовьтесь к представлению результатов (Время для задания -3 минуты)

Выступления учеников . Записанные на ватмане результаты вывешиваются на доску.(милосердие, Бог, любовь,вера….)

- Вы попытались определить понятие «ДУХОВНОСТЬ», и сами поняли, как это непросто.

-Где можно найти определение любого понятия? ( В словаре)

- Заглянем в Большой толковый словарь русского языка и найдем там это определение.

(СЛАЙД)



ДУХО́ВНОСТЬ -и; ж. Духовная, интеллектуальная природа, внутренняя, нравственная сущность человека (противополагаемая его физической, телесной сущности). Высшая д. Утрата духовности. Возрождение духовности общества. Высокая степень духовности определяет здоровье нации.

Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998

-Стало ли понятнее? (Нет)

IV.Анализ фрагментов романа « Лето Господне»

-Давайте обратимся к роману « Лето Господне» и раскроем понятие «ДУХО́ВНОСТЬ» через поступки и мысли героев Шмелева.

Мы с вами на уроках литературы только прикоснулись к этой великой книге. Вспомним историю ее создания и особенности композиции этого произведения.

- Подготовленное сообщение ученика об истории создания романа и его композиции (СЛАЙД)

  • Опрос :

-Как вы думаете, почему Шмелев взял в качестве эпиграфа пушкинские строки:

Два чувства дивно близких нам -

В них обретает сердце пищу.

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

А.С.Пушкин

(СЛАЙД)

-Как эти слова связаны с судьбой самого И.С. Шмелева? (СЛАЙД)

Задание группам :«Расскажи о писателе одной фразой»

  • РАССКАЗ о ШМЕЛЕВЕ по цепочке (по одной фразе о жизни писателя от каждой группы )

  • Слово учителя. А знаете ли вы,что..

Сам И.С.Шмелев, москвич, юрист по образованию, вернулся к духовным истокам после большого перерыва. Свое свадебное путешествие он провел на острове Валаам в Спасо-Преображенском мужском монастыре. В 1934г. по молитве преподобному Серафиму Саровскому писатель исцелился от язвы желудка, а 24 июня 1950 года скончался в обители Покрова Божией Матери, в 150 километрах от Парижа. Чудесным образом Шмелев выздоровел в 1934 году. Имея тяжелую форму заболевания желудка (настолько тяжкую, что врачи боялись трагического исхода), писатель никак не мог решиться на предложенную докторами операцию. После того, как доктор сообщил ему о необходимости операционного вмешательства, Шмелев увидел сон, а в нем – свои рентгенснимки с надписью… “Святой Серафим”. Писатель был уверен, что избежать операции и выздороветь ему удалось опять-таки чудесным образом. А именно – предстательством преп. Серафима Саровского. Трудно было русским эмигрантам смиряться с мыслью о том, что они не вернутся никогда в Россию. Они до последних дней своих верили в то, что возвращение состоится. Потрясающе, но мечта Ивана Шмелева сбылась буквально в наши дни -публикацией его полного собрания сочинений: Шмелев И.С. Собр. соч.: В 5 т. – М.: Русская книга, 1999-2001. В апреле 2000 г тот же Ив Жантийом-Кутырин, племянник писателя, передал Российскому фонду культуры архив своего крестного – его рукописи, письма и библиотека. И еще одно важное событие. В мае 2001 г по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II прах  семьи Шмелевых был перенесен на родину, и теперь почивает в некрополе Донского монастыря в Москве.

  • Анализ главы « Чистый понедельник»

Откроем роман, прочитаем самое начало главы. Читает подготовленный ученик

Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост. Розовые занавески, с охотниками и утками, уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый Понедельник, и все у нас в доме чистят. Серенькая погода, оттепель. Капает за окном - как плачет. Старый наш плотник - "филёнщик" Горкин, сказал вчера, что масленица уйдет - заплачет. Вот и заплакала - кап... кап... кап... Вот она! Я смотрю на растерзанные бумажные цветочки, назолоченый пряник "масленицы" - игрушки, принесенной вчера из бань: нет ни медведиков, ни горок, - пропала радость. И радостное что-то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж "душа начнется", - Горкин вчера рассказывал, - "душу готовить надо". Говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться.

-Каково общее настроение отрывка? (Грусть и радость одновременно) Почему так? Какое ключевое слово этого отрывка ? (душа)

В этом фрагменте нам встретилось много слов, связанных с православной тематикой : Великий Пост, Чистый Понедельник, Говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться.

У нас на уроке присутствует монахиня Благовещенского женского монастыря Екатерина. Попросим ее объяснить суть этих понятий.

Выступление М.Екатерины.

--Продолжаем анализировать главу « Чистый Понедельник» (подготовленное выразительное чтение отрывка учеником)

- А почему папаша сердитый... на Василь-Василича так?

- А, грехи... - со вздохом говорит Горкин. - Тяжело тоже переламываться, теперь все строго, пост. Ну, и сердются. А ты держись, про душу думай. Такое время, все равно как последние дни пришли... по закону-то! Читай - "Господи-Владыко живота моего". Вот и будет весело.

И я принимаюсь читать про себя недавно выученную постную молитву.

В комнатах тихо и пустынно, пахнет священным запахом. В передней, перед красноватой иконой Распятия, очень старой, от покойной прабабушки, которая ходила по старой вере, зажгли постную, голого стекла, лампадку, и теперь она будет негасимо гореть до Пасхи. Когда зажигает отец, - по субботам он сам зажигает все лампадки, - всегда напевает приятно-грустно: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко", и я напеваю за ним, чудесное:

И свято-е... Воскресе-ние Твое

Сла-а-вим!

Радостное до слез бьется в моей душе и светит, от этих слов. И видится мне, за вереницею дней Поста, - Святое Воскресенье, в светах. Радостная молитвочка! Она ласковым счетом светит в эти грустные дни Поста.

Вопросы к классу:

- Почему радуется Ваня? (наступает другая жизнь)

- Как изменилась жизнь в доме героев романа с приходом поста?

 (Мальчик Ваня (герой рассказа) с нетерпением и восторгом ждет начало  Великого поста. И этот восторг частично связан с воспоминанием об изменениях, происходящих в доме накануне, о любимых постных блюдах. Перечисление этих блюд занимает ¾ страницы. Их разнообразие удивительно. Всего названо 34 постных блюда.

  • Подготовленное учеником выразительное чтение отрывка.

А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то "коливо"! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а...великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками... а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая "рязань"... а "грешники", с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!.. Неужели и т а м, куда все уходят из этой жизни, будет такое постное! И почему все такие скучные? Ведь все - другое, и много, так много радостного. Сегодня привезут первый лед и начнут набивать подвалы, - весь двор завалят. Поедем на "постный рынок", где стон стоит, великий грибной рынок, где я никогда не был... Я начинаю прыгать от радости, но меня останавливают:

- Пост, не смей! Погоди, вот сломаешь ногу.

Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, Сын Божий! А Бог-то как же... как же Он допустил?..

Чувствуется мне в этом великая тайна - Б о г.

-О ЧЕМ РАЗМЫШЛЯЕТ МАЛЬЧИК? (КРОМЕ ЕДЫ, ОН ДУМЕТ О Боге, о душе )

-Какой урок дает отец Ване в этой главе? Как надо относиться к людям?

-Зачитываем концовку главы.

Так и поступай, с папашеньки пример бери... не обижай никогда людей. А особливо, когда о душе надо... пещи. Василь-Василичу четвертной билет выдал для говенья... мне тоже четвертной, ни за что... десятникам по пятишне, а робятам по полтиннику, за снег. Так вот и обходись с людьми. Наши робята хорошие, они ценют...

-Какое же ключевое слово этой главы? (ДУША)

-Можно ли назвать героев этой главы духовными людьми?

- На чем держится их жизнь, их духовность? ( На вере)

-Чему можно поучиться у Вани? ( добру, радости, любви, вере, уважению к старшим).

-Какого героя русской литературы 19 века напомнил вам Ваня? ( Николенька Иртеньев «Детство» Л.Н. Толстого)

-Теперь, я думаю, вам нетрудно будет определить, в чем же заключается духовный свет романа Шмелева.

V. Творческое заданиеРасшифруйте слово «ДУХОВНОСТЬ» Группы получают листок со словом «ДУХОВНОСТЬ». К каждой букве этого слова подберите понятие или словосочетание, связанное со словом ДУХОВНОСТЬ.

Группы представляют свои результаты.

VI. Задание группам «Продолжите мысль»

Презентаия СЛАЙД

Продолжите мысль: Духовный человек подобен птице. Чем выше птица к небу, тем безопаснее. Душа человека находится в безопасности, когда….. ( человек думает о душе, оберегает ее)

Птицу несут в небесную высь сильные и надежные крылья, человека же духовно выпрямляют…. (какие поступки, качества?).

Когда же птица садится на землю, она легко может быть поймана или застрелена. Духовное разложение, духовная смерть для человека начинается, когда….(человек забывает о своей духовной сущности, высоком предназначении)

-Все мы тянемся к свету духовному. Даже неверующие бессознательно хотят войти в высшую жизнь, стремятся к полноте бытия. Желаю Вам всегда стремиться к полету души. Теперь вы знаете, что это такое.

VII.Рефлексия ( на слайде)

я узнал новое…

Мне показалось спорным

Для меня было неизвестным.

я задумался о..

мне понравилось…

VIII. Подведение итогов урока. Выставление оценок






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Блог Марины Феоктистовны Баварской

Автор: Баварская Марина Феоктистовна

Дата: 25.08.2019

Номер свидетельства: 518340


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства