kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Благодетель и злодейство – две вещи несовместные? А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Образ Пугачева.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан с использованием технологии междисциплинарного обучения, которая позволяет не только создавать условия для формирования коммуникативных компетенций, но и реализовывать их: планировать учебное сотрудничество ученика с учителем и сверстниками, определять функции участников, способы взаимодействия, ставить цели, контролировать, корректировать, оценивать действия партнеров, в соответствии с задачами и целями коммуникации достаточно полно и точно выражать свои мысли, управлять собственным поведением и поведением партнера при поиске и сборе информации, принимать решения и реализовывать их. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Благодетель и злодейство – две вещи несовместные? А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Образ Пугачева. »

Тема: Благодетель и злодейство – две вещи несовместные?

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Образ Пугачева.

Цель:

через работу в группах подвести учащихся к попытке осмыслить личность Пугачева как литературного образа и Пугачева как исторической личности; выявить уровень сформированности умений анализировать и интерпретировать текст в рамках изученного материала.

Задачи:

    • совершенствовать умения анализировать и интерпретировать текст в соответствии с замыслом автора и приемом антиципации;

    • формировать личное отношение к прочитанному;

    • развивать эмоциональную сферу у детей, сопоставляя литературно-художественные, исторические тексты, тексты-притчи с другими видами искусства;

    • полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,

    • задавать вопросы; адекватно понимать устное и письменное сообщение;

    • соблюдать нормы речевого этикета

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

Методика: дедуктивное исследование

Технология : МДО

Оформление и сопровождение: списки учащихся по группам, запись на доске, ТСО,

раздаточный печатный и иллюстративный материал, фрагмент из фильма «Капитанская дочка»

План.

    1. Оргмомент

  • проверка готовности к занятию,

  • распределение ролей, объяснение условий работы в группах

1 группа – литературоведы

2 группа – литературоведы

3 группа – историки

4 группа – искусствоведы

5 группа – философы

2. Мотивация

Слово учителя:

- на предыдущем уроке, знакомясь с основными образами произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка», мы пришли к выводу, что практически все персонажи связаны с образом Емельяна Пугачева.

Вспомните, пожалуйста, каким образом происходит эта связь? ( ответы учащихся )

- Обратите внимание на сцену казни офицеров Белогорской крепости.

( демонстрация эпизода)

-Каким показан Пугачев? Злодеем или благодетелем?

(в процессе обсуждения выясняется, что однозначно на этот вопрос ответить нельзя; возникает проблема)



Постановка проблемного вопроса

Благодетель и злодейство – две вещи несовместные?

3. Работа в группах

  1. Группа «историков» знакомится с Манифестом Пугачева и записями очевидца событий, известного ученого того времени П.И.Рычкова и делает вывод о том, каким представлен Пугачев в исторических документах.



  1. Группа «искусствоведов» знакомится с иллюстрациями с картин, изображающих Пугачева.



    • «Устрашенный Пугачев» 1790-е годы. Неизвестный художник, крепостной П.И.Панина

    • Царский портрет Пугачева, нарисованный поверх портрета Екатерины Второй и найденный в Бердах. ( Государственный исторический музей)

    • В.Перов «Суд Пугачева», 1879 г. ( Русский музей, С-Пб)

    • Гравюра (вторая половина 1770-х годов). «Подлинное изображение бунтовщика и обманщика Емельки Пугачева»

и делает выводы о том, каким изображен Е.Пугачев, используя сведения о символике цвета.

3. Группа «философов» знакомится с текстом «Притча о благодеянии», сравнивает ее с калмыцкой сказкой и делает вывод о том, можно ли назвать Пугачева благодетелем.

4. 1-ая группа «литературоведов» анализирует отрывок из произведения «Капитанская дочка» /1836 г./ ( встреча Гринева и Пугачева в буран, гл.»Вожатый») и отрывок из стихотворения «Бесы» /1830 г./и делает вывод о том, почему так похоже появление «бесов» и Пугачева в буран, случайно ли у Пушкина это совпадение?

5. 2-ая группа «литературоведов» анализирует главу из произведения «Капитанская дочка» «Сирота» и делает вывод, каким показывает Пугачева А.С.Пушкин и почему.

4. Обмен информацией

5. Классификация информации и обобщение

6. Подведение итогов

Предполагаемые выводы:

  • Добро порождает добро, а зло порождает зло

  • Излишнее властолюбие ведет к преступлениям

  • Верность самому себе, своим принципам и убеждениям достойны уважения даже со стороны противника

  • Предательство вызывает лишь презрение и отвращение

  • Человек должен быть благодарным за проявленную по отношению к нему доброту, не должен помнить зла и наслаждаться торжеством над поверженным и униженным врагом

  • Испытания проверяют человека, выявляют его истинные побуждения, истинную сущность его характера

Поэтому злодейство и благодетель – две вещи несовместные. Историческая личность Е.Пугачева и литературный персонаж Пугачев тоже «две вещи несовместные», потому что А.С.Пушкин использует известную мифологему «добрый разбойник» и выступает как писатель-гуманист.

  1. Домашнее задание: Действительно, практически все персонажи связаны с Е.Пугачевым, но почему произведение называется «Капитанская дочка»? Вам помогут ответы на вопросы 2, 9, 10 на стр. 252.

Работая в группе, учащиеся заполняют рейтинговую карту, чтобы при подведении итогов оценить своё участие в решении проблемного вопроса.



Список группы

Участие и актив-

ность

Выводы, новые идеи

Само-

кри-

тичность

Дисциплина и отноше-

ния в группе

Итого-

вый балл





































Материал для «историков»

1. Объявляется во всенародное известие

Жалуем сим имянным указом с монаршим и отеческим нашим

милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве и

в подданстве помещиков, быть верноподданными рабами

собственной нашей короне; и награждаем древним крестом

и молитвою, головами и бородами, вольностию и свободою

и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных

и протчих денежных податей, владением землями, лесными,

сенокосными угодьями и рыбными ловлями, и соляными озёрами

без покупки и без оброку; и свобождаем всех от прежде чинимых

от злодеев дворян и градцких мздоимцов-судей крестьяном и всему

народу налагаемых податей и отягощениев. И желаем вам спасения душ

и спокойной в свете жизни, для которой мы вкусили и претерпели

от прописанных злодеев-дворян странствие и немалыя бедствии.

А как ныне имя наше властию всевышней десницы в России

процветает, того ради повелеваем сим нашим имянным указом:

кои прежде были дворяне в своих поместиях и водчинах,— оных

противников нашей власти и возмутителей империи и раззорителей

крестьян, ловить, казнить и вешать, и поступать равным образом так,

как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами.

По истреблении которых противников и злодеев-дворян, всякой может

возчувствовать тишину и спокойную жизнь, коя до века продолжатца будет.

Дан июля 31 дня 1774 году.

Божиею милостию, мы, Пётр Третий,

император и самодержец Всероссийский и протчая,

и протчая, и протчая

Вопросы:

  1. Как вы думаете, к кому обращен этот Манифест? Почему?

  2. Выделите ключевые слова

  3. Как характеризует составителей данного документа выбранная ими лексика? Докажите.



ИЗ ДОКУМЕНТОВ О СЛЕДСТВИИ НАД Е. И. ПУГАЧЕВЫМ В СИМБИРСКЕ

(отрывки)

Сам злодей и самозванец Пугачев, во время вешней распутицы и разлития

вод, находясь сперва на Конаникольском Мосолова заводе, потом

на Авзяно-Петровских Демидовских заводах по нескольку дней, а оттуда

пробрался на Белорецкий Твердышева завод, не только всех тамошних

крестьян принудил быть в своем согласии и оные заводы опустошил, но

и всю Башкирию, наипаче ж живущих около Верхо-Яицкой пристани и

к стороне Исетской провинции возмутил так, что весь сей народ стал

быть его сообщниками и государственными злодеями.*



Жалко и почти не можно описать кровопролития и злодейств оного

самозванца и сообщников его в помянутых и других местах, с сей стороны

причиненных; словом, все штаб и обер-офицеры, в оных крепостях

находившиеся, умерщвлены, жены их и дети с самыми простыми женщинами

ограбленные и особые гнаты были пешком до самой Троицкой

крепости.** Бывший здесь комендант, г. бригадир Фейервар, который на сей

бедственный случай находясь болен и возим был в коляске, заколот

копьями. Г-жа бригадирша, жена его, по жалобе на нее одного слуги,

или служанки, якобы в жестоком содержании, привязана была к лошадиному

хвосту, и таскали ее живую еще по улицам, а наконец оные злодеи

тирански ее умертвили. Всё сие в Троицкой крепости бывшее кровопролитие

происходило 20 мая; имение ж всех, а равно и находившиеся

там товары собраны и раскладены были верстах в трех от крепости, по

кучам, с тем, дабы на завтрашний день между злодеями быть разделу,

да и все в живых тут оставшие на другой день ожидали своей судьбины;

чего ради и выведены они были в злодейский лагерь

* Сим несчастливые и от злодея Пугачева прежде других повешенные люди

были из сотников: Яков Витошнов, Петр Черторогов, Федор Равнев, Иван Коновалов,

да из пятидесятников: Иван Ружеников, Яков Толстов, Козьма Подъячев, Иван

Колпаков, рядовые казаки: Василий Сидоровкин, Иван Ларзянов, Петр Чукалин;

сверх сих, будучи оный злодей ниже Яицкого городка, в хуторах Слостиновых

повесил казака Андрея Скворкина.

* Сказывали, что он Пугачев, повеся сего атамана, самое лучшее его платье взял

себе и стал в него одеваться. А прежде никакой хорошей одежды у него не было.

* Сей хутор от Оренбурга 12 верст, имел изрядно выстроенный дом, а притом

и церковь с хорошим украшением. Злодеи не только все внутренние сего

дома уборы изломали, но и церковь божию розорили, так что после у пойманных

видны были образа, писанные на холсте, под седлами на потниках, а у распятия

господня, которое над царскими дверьми стояло, усмотрен гвоздь в уста

пробитый.

* Между офицерами умерщвленными от злодея Пугачева находился Ставропольского

гарнизона капитан Калмыков, человек твердого духа, о коем сказывали, что

якобы он пред кончиною своею предводителя злодеев публично, пред всем смотревшим

на сию казнь народом, ругал, называя его злодеем, вором, тираном,

изменником, и увещевая народ, чтоб ему не верили, но отстав от него, служили б законной

своей государыне. Огорчась тем, велел его пятерить; однако ж он, при отсечении

рук и ног, то ж всё кричал; а как из-за сего самозванец еще больше озлобился,

и приказал прежде нежели голова ему отрублена, вспороть ему грудь, то он и между

тем выговаривал, что он умирает как верный ее императорского величества раб.

Но сие было в нем от его великого притворства, к которому, как от многих слышно было, так он приучился, что, когда б ни захотел, мог действительно плакать. Впрочем из лица и речи его Пугачева приметно мне было, что он самый изверг натуры и ко всякому злому.

Пугачев стал им представлять, что лучше и безопаснее для них итти

им на взморье к Гурьеву городку и оттоль пробраться в Персию (к чему

напред сего и яицких казаков склонилось намерение), то все они от сего

похода отреклись, и поссорясь с ним явно, сказали ему, что они много

за ним ездили, а теперь уже он бы за ними ехал; из-за чего, связав его,

и послали от себя в Яицкий городок, с известием, что они его связали,

и когда привезут его, то будут ли прощены. В Яицком городке находился

тогда для следственных дел по Секретной комиссии гвардии капитан-

поручик Маврин, почему от находящегося там в комендантской должности

полковника Симонова, для привоза и приема его, и командирован был

сержант Бордовский, которому он Пугачев от тех его сообщников и отдан

был связанный. И так привезен он в Яицкий городок и посажен тут под

крепкий караул. Всё сие произошло в те самые числа, в которые он великий

государственный злодей прошлого 1773 года оказался в тех же местах

на яицких казачьих хуторах и под Яицким городком, о чем в описании

оренбургского осадного времени обстоятельнее значит.

Вопросы:

  1. Каким представлен Пугачев и его войско по свидетельству очевидцев?

  2. Каково отношение очевидцев к Пугачеву?

  3. Как ответы на поставленные вопросы связаны с проблемным вопросом сегодняшнего урока? Обоснуйте.



Отвечая на вопросы, создайте единое высказывание-ответ на поставленную проблему.

УСПЕХОВ, ДРУЗЬЯ !



Материал для «философов»

Притча о благодеянии.

Пришли чужеземцы из богатых земель на новые и увидели, как бедны эти места и как нищ народ, обитающий на них. И решили они помочь и этим людям, и этим землям. И стали они всё менять и всё по-новому строить, и выросли богатые города, и зацвели сады, и всё преобразилось на некогда скудных землях.

Но люди, жившие в этих краях, покинули богатые города и ушли в горы

Чужеземцы удивились неразумности поступка жителей этой земли и посчитали их решение за глупость, но огорчаться сильно не стали и зажили по-своему.

Но недолго царило счастье на этой земле: вдруг стала исчезать вода в водоемах, растрескиваться земля. Начали обваливаться горные вершины. И всё это стало уничтожать новую жизнь. Начало умирать всё сразу: и природа, и люди.

Не в силах что-либо изменить , чужеземцы пошли в горы и нашли там старца.

- Скажи, древний человек этой земли, почему благие намерения принесли вред? Мы давно живем хорошо и богато и хотим, чтобы все так жили. Почему же наше добро обернулось злом? – спросили они.

И ответил старец:

- Нельзя изменять то, о чем не ведаешь. Мы родились на этой земле и знали, что бедна она водой, поэтому берегли её; знали, что вершины гор хрупки и стары, и молчанием своим сохраняли их ; знали, что горы защищают нас от ветров, которые могут иссушить землю, поэтому были чутки ко всему, что нуждалось в заботе. Мы тысячелетиями хранили землю, приютившую нас. Из поколения в поколение передавали мы из уст в уста тайну её. Только чужеземец, не знающий тайн захваченных земель, жаждущий богатств, слеп, глух и безжалостен к чужому.

Оглянулись чужеземцы на иссохшую землю, и страшно им стало. Стояли разрушенные, рассыпавшиеся на куски скалы, лежала потрескавшаяся мертвая земля, был усеян костями рыб и животных высохший водоём, повсюду валялись высохшие деревья … Непонятно было для пришельцев это явление, но уже ничего нельзя было изменить, и они покинули опустошенный край.

Не каждое добро бывает добром. Ибо навязанное добро есть насилие.







Вопросы:

  1. Согласны ли вы с тем, что «навязанное добро есть насилие»? Обоснуйте.

  2. Соотнесите содержание притчи с калмыцкой сказкой, рассказанной Гриневу Пугачевым (гл.»Мятежная слобода»). Как при этом раскрывается характер Пугачева?

  3. Как ответы на поставленные вопросы связаны с проблемным вопросом сегодняшнего урока? Обоснуйте.

Отвечая на вопросы, создайте единое высказывание-ответ на поставленную проблему.

УСПЕХОВ, ДРУЗЬЯ !





Материал для «искусствоведов»

Познакомьтесь с иллюстрациями, изображающими Пугачева.

    • «Устрашенный Пугачев» 1790-е годы. Неизвестный художник, крепостной П.И.Панина

    • Царский портрет Пугачева, нарисованный поверх портрета Екатерины Второй и найденный в Бердах. ( Государственный исторический музей)

    • В.Перов «Суд Пугачева», 1879 г. ( Русский музей, С-Пб)

    • Гравюра (вторая половина 1770-х годов). «Подлинное изображение бунтовщика и обманщика Емельки Пугачева»

      1. Вспомните значения символики цвета

      2. Какой цвет преобладает на представленных иллюстрациях? Какой цвет сопровождает? Почему?

      3. Какой смысл вложили художники в образ Пугачева через цветовую символику?

      4. Можно ли определить отношение художников к Пугачёву?

      5. Как ответы на поставленные вопросы связаны с проблемным вопросом сегодняшнего урока? Обоснуйте.

Отвечая на вопросы, создайте единое высказывание-ответ на поставленную проблему.

УСПЕХОВ, ДРУЗЬЯ !



Материал для 1-ой группы литературоведов.

  1. Прочитайте внимательно отрывки из стихотворения «Бесы» /1830 г./ и повести «Капитанская дочка» /1836 г./А.С.Пушкина.

  2. Подумайте, в чем их сходство

  3. Случайно ли у Пушкина это совпадение?

  4. Можно ли по этому сопоставлению определить отношение А.С.Пушкина к Е.Пугачёву?



Мчатся тучи, вьются тучи; Посмотри: вон, вон играет,

Невидимкою луна Дует, плюет на меня;

Освещает снег летучий; Вот – теперь в овраг толкает

Мутно небо ночь мутна. Одичалого коня;

Еду, еду в чистом поле; Там верстою небывалой

Колокольчик дин-дин-дин… Он торчал передо мной;

Страшно, страшно поневоле Там сверкнул он искрой малой

Средь неведомых равнин! И пропал во тьме пустой».



«Эй, пошел, ямщик!..» - «Нет мочи: Мчатся тучи, вьются тучи;

Коням, барин, тяжело; Невидимкою луна

Вьюга мне слипает очи; Освещает снег летучий;

Все дороги занесло; Мутно небо, ночь мутна.

Хоть убей, следа не видно; Сил нам нет кружиться доле;

Сбились мы. Что делать нам! Колокольчик вдруг умолк;

В поле бес нас водит , видно, Кони стали… «Что там в поле?» -

Да кружит по сторонам. «Кто их знает? пень иль волк?»



…Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – скоро стали. «Что же ты не едешь?»- спорил я ямщика с нетерпением. «Да что ехать? - отвечал он, слезая с облучка, - невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом». Я начал было его бранить. Савельич за него заступился: «И охота была не слушаться, - говорил он сердито, - воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря б утихла, отправились бы далее. И куда спешим? Добро бы на свадьбу!» Савельич был прав. Делать было нечего. Снег так и валил. Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая. Ямщик ходил кругом, от нечего делать улаживая упряжь. Савельич ворчал; я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жила или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели… Вдруг увидел я что-то черное. «Эй, ямщик! – закричал я, - смотри: что там такое чернеется?» Ямщик стал всматриваться. «А бог знает, барин, - сказал он, садясь на свое место, - воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что шевелится. Должно быть, или волк, или человек».



  1. Как ответы на поставленные вопросы связаны с проблемным вопросом сегодняшнего урока? Обоснуйте.

Отвечая на вопросы, создайте единое высказывание-ответ на поставленную проблему. УСПЕХОВ, ДРУЗЬЯ !

Материал для 2-ой группы литературоведов.

      1. Обратитесь к содержанию главы «Сирота» для характеристики Е.Пугачева.

      2. Как прореагировал Пугачев, когда узнал о происхождении Маши?

      3. Почему Пугачев легко принимает объяснения Гринева и не берет во внимание слова Швабрина?

      4. Как Пугачев относится к Гриневу и как к Швабрину? Почему?

      5. Какие чувства нахлынули на Петра Гринева в сцене прощания с Пугачевым?



6. Как ответы на поставленные вопросы связаны с проблемным вопросом сегодняшнего урока? Обоснуйте. Используйте цитаты.

Отвечая на вопросы, создайте единое высказывание-ответ на поставленную проблему.

УСПЕХОВ, ДРУЗЬЯ !














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Черненко Галина Николаевна

Дата: 01.11.2014

Номер свидетельства: 124821


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства