Благодетель и злодейство – две вещи несовместные? А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Образ Пугачева.
Благодетель и злодейство – две вещи несовместные? А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Образ Пугачева.
Данный урок разработан с использованием технологии междисциплинарного обучения, которая позволяет не только создавать условия для формирования коммуникативных компетенций, но и реализовывать их: планировать учебное сотрудничество ученика с учителем и сверстниками, определять функции участников, способы взаимодействия, ставить цели, контролировать, корректировать, оценивать действия партнеров, в соответствии с задачами и целями коммуникации достаточно полно и точно выражать свои мысли, управлять собственным поведением и поведением партнера при поиске и сборе информации, принимать решения и реализовывать их.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Благодетель и злодейство – две вещи несовместные? А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Образ Пугачева. »
Тема: Благодетель и злодейство – две вещи несовместные?
А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Образ Пугачева.
Цель:
через работу в группах подвести учащихся к попытке осмыслить личность Пугачева как литературного образа и Пугачева как исторической личности; выявить уровень сформированности умений анализировать и интерпретировать текст в рамках изученного материала.
Задачи:
совершенствовать умения анализировать и интерпретировать текст в соответствии с замыслом автора и приемом антиципации;
формировать личное отношение к прочитанному;
развивать эмоциональную сферу у детей, сопоставляя литературно-художественные, исторические тексты, тексты-притчи с другими видами искусства;
полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,
задавать вопросы; адекватно понимать устное и письменное сообщение;
соблюдать нормы речевого этикета
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
Методика: дедуктивное исследование
Технология : МДО
Оформление и сопровождение: списки учащихся по группам, запись на доске, ТСО,
раздаточный печатный и иллюстративный материал, фрагмент из фильма «Капитанская дочка»
План.
Оргмомент
проверка готовности к занятию,
распределение ролей, объяснение условий работы в группах
1 группа – литературоведы
2 группа – литературоведы
3 группа – историки
4 группа – искусствоведы
5 группа – философы
2. Мотивация
Слово учителя:
- на предыдущем уроке, знакомясь с основными образами произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка», мы пришли к выводу, что практически все персонажи связаны с образом Емельяна Пугачева.
Вспомните, пожалуйста, каким образом происходит эта связь? ( ответы учащихся )
- Обратите внимание на сцену казни офицеров Белогорской крепости.
( демонстрация эпизода)
-Каким показан Пугачев? Злодеем или благодетелем?
(в процессе обсуждения выясняется, что однозначно на этот вопрос ответить нельзя; возникает проблема)
Постановка проблемного вопроса
Благодетель и злодейство – две вещи несовместные?
3. Работа в группах
Группа «историков» знакомится с Манифестом Пугачева и записями очевидца событий, известного ученого того времени П.И.Рычкова и делает вывод о том, каким представлен Пугачев в исторических документах.
Группа «искусствоведов» знакомится с иллюстрациями с картин, изображающих Пугачева.
«Устрашенный Пугачев» 1790-е годы. Неизвестный художник, крепостной П.И.Панина
Царский портрет Пугачева, нарисованный поверх портрета Екатерины Второй и найденный в Бердах. ( Государственный исторический музей)
В.Перов «Суд Пугачева», 1879 г. ( Русский музей, С-Пб)
Гравюра (вторая половина 1770-х годов). «Подлинное изображение бунтовщика и обманщика Емельки Пугачева»
и делает выводы о том, каким изображен Е.Пугачев, используя сведения о символике цвета.
3. Группа «философов» знакомится с текстом «Притча о благодеянии», сравнивает ее с калмыцкой сказкой и делает вывод о том, можно ли назвать Пугачева благодетелем.
4. 1-ая группа «литературоведов» анализирует отрывок из произведения «Капитанская дочка» /1836 г./ ( встреча Гринева и Пугачева в буран, гл.»Вожатый») и отрывок из стихотворения «Бесы» /1830 г./и делает вывод о том, почему так похоже появление «бесов» и Пугачева в буран, случайно ли у Пушкина это совпадение?
5. 2-ая группа «литературоведов» анализирует главу из произведения «Капитанская дочка» «Сирота» и делает вывод, каким показывает Пугачева А.С.Пушкин и почему.
4. Обмен информацией
5. Классификация информации и обобщение
6. Подведение итогов
Предполагаемые выводы:
Добро порождает добро, а зло порождает зло
Излишнее властолюбие ведет к преступлениям
Верность самому себе, своим принципам и убеждениям достойны уважения даже со стороны противника
Предательство вызывает лишь презрение и отвращение
Человек должен быть благодарным за проявленную по отношению к нему доброту, не должен помнить зла и наслаждаться торжеством над поверженным и униженным врагом
Испытания проверяют человека, выявляют его истинные побуждения, истинную сущность его характера
Поэтому злодейство и благодетель – две вещи несовместные. Историческая личность Е.Пугачева и литературный персонаж Пугачев тоже «две вещи несовместные», потому что А.С.Пушкин использует известную мифологему «добрый разбойник» и выступает как писатель-гуманист.
Домашнее задание: Действительно, практически все персонажи связаны с Е.Пугачевым, но почему произведение называется «Капитанская дочка»? Вам помогут ответы на вопросы 2, 9, 10 на стр. 252.
Работая в группе, учащиеся заполняют рейтинговую карту, чтобы при подведении итогов оценить своё участие в решении проблемного вопроса.
Список группы
Участие и актив-
ность
Выводы, новые идеи
Само-
кри-
тичность
Дисциплина и отноше-
ния в группе
Итого-
вый балл
Материал для «историков»
1. Объявляется во всенародное известие
Жалуем сим имянным указом с монаршим и отеческим нашим
милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве и
в подданстве помещиков, быть верноподданными рабами
собственной нашей короне; и награждаем древним крестом
и молитвою, головами и бородами, вольностию и свободою
и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных
и протчих денежных податей, владением землями, лесными,
сенокосными угодьями и рыбными ловлями, и соляными озёрами
без покупки и без оброку; и свобождаем всех от прежде чинимых
от злодеев дворян и градцких мздоимцов-судей крестьяном и всему
народу налагаемых податей и отягощениев. И желаем вам спасения душ
и спокойной в свете жизни, для которой мы вкусили и претерпели
от прописанных злодеев-дворян странствие и немалыя бедствии.
А как ныне имя наше властию всевышней десницы в России
процветает, того ради повелеваем сим нашим имянным указом:
кои прежде были дворяне в своих поместиях и водчинах,— оных
противников нашей власти и возмутителей империи и раззорителей
крестьян, ловить, казнить и вешать, и поступать равным образом так,
как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами.
По истреблении которых противников и злодеев-дворян, всякой может
возчувствовать тишину и спокойную жизнь, коя до века продолжатца будет.
Дан июля 31 дня 1774 году.
Божиею милостию, мы, Пётр Третий,
император и самодержец Всероссийский и протчая,
и протчая, и протчая
Вопросы:
Как вы думаете, к кому обращен этот Манифест? Почему?
Выделите ключевые слова
Как характеризует составителей данного документа выбранная ими лексика? Докажите.
ИЗ ДОКУМЕНТОВ О СЛЕДСТВИИ НАД Е. И. ПУГАЧЕВЫМ В СИМБИРСКЕ
(отрывки)
Сам злодей и самозванец Пугачев, во время вешней распутицы и разлития
вод, находясь сперва на Конаникольском Мосолова заводе, потом
на Авзяно-Петровских Демидовских заводах по нескольку дней, а оттуда
пробрался на Белорецкий Твердышева завод, не только всех тамошних
крестьян принудил быть в своем согласии и оные заводы опустошил, но
и всю Башкирию, наипаче ж живущих около Верхо-Яицкой пристани и
к стороне Исетской провинции возмутил так, что весь сей народ стал
быть его сообщниками и государственными злодеями.*
Жалко и почти не можно описать кровопролития и злодейств оного
самозванца и сообщников его в помянутых и других местах, с сей стороны
причиненных; словом, все штаб и обер-офицеры, в оных крепостях
находившиеся, умерщвлены, жены их и дети с самыми простыми женщинами
ограбленные и особые гнаты были пешком до самой Троицкой
крепости.** Бывший здесь комендант, г. бригадир Фейервар, который на сей
бедственный случай находясь болен и возим был в коляске, заколот
копьями. Г-жа бригадирша, жена его, по жалобе на нее одного слуги,
или служанки, якобы в жестоком содержании, привязана была к лошадиному
хвосту, и таскали ее живую еще по улицам, а наконец оные злодеи
тирански ее умертвили. Всё сие в Троицкой крепости бывшее кровопролитие
происходило 20 мая; имение ж всех, а равно и находившиеся
там товары собраны и раскладены были верстах в трех от крепости, по
кучам, с тем, дабы на завтрашний день между злодеями быть разделу,
да и все в живых тут оставшие на другой день ожидали своей судьбины;
чего ради и выведены они были в злодейский лагерь
* Сим несчастливые и от злодея Пугачева прежде других повешенные люди
были из сотников: Яков Витошнов, Петр Черторогов, Федор Равнев, Иван Коновалов,
да из пятидесятников: Иван Ружеников, Яков Толстов, Козьма Подъячев, Иван
Колпаков, рядовые казаки: Василий Сидоровкин, Иван Ларзянов, Петр Чукалин;
сверх сих, будучи оный злодей ниже Яицкого городка, в хуторах Слостиновых
повесил казака Андрея Скворкина.
* Сказывали, что он Пугачев, повеся сего атамана, самое лучшее его платье взял
себе и стал в него одеваться. А прежде никакой хорошей одежды у него не было.
* Сей хутор от Оренбурга 12 верст, имел изрядно выстроенный дом, а притом
и церковь с хорошим украшением. Злодеи не только все внутренние сего
дома уборы изломали, но и церковь божию розорили, так что после у пойманных
видны были образа, писанные на холсте, под седлами на потниках, а у распятия
господня, которое над царскими дверьми стояло, усмотрен гвоздь в уста
пробитый.
* Между офицерами умерщвленными от злодея Пугачева находился Ставропольского
гарнизона капитан Калмыков, человек твердого духа, о коем сказывали, что
якобы он пред кончиною своею предводителя злодеев публично, пред всем смотревшим
на сию казнь народом, ругал, называя его злодеем, вором, тираном,
изменником, и увещевая народ, чтоб ему не верили, но отстав от него, служили б законной
своей государыне. Огорчась тем, велел его пятерить; однако ж он, при отсечении
рук и ног, то ж всё кричал; а как из-за сего самозванец еще больше озлобился,
и приказал прежде нежели голова ему отрублена, вспороть ему грудь, то он и между
тем выговаривал, что он умирает как верный ее императорского величества раб.
Но сие было в нем от его великого притворства, к которому, как от многих слышно было, так он приучился, что, когда б ни захотел, мог действительно плакать. Впрочем из лица и речи его Пугачева приметно мне было, что он самый изверг натуры и ко всякому злому.
Пугачев стал им представлять, что лучше и безопаснее для них итти
им на взморье к Гурьеву городку и оттоль пробраться в Персию (к чему
напред сего и яицких казаков склонилось намерение), то все они от сего
похода отреклись, и поссорясь с ним явно, сказали ему, что они много
за ним ездили, а теперь уже он бы за ними ехал; из-за чего, связав его,
и послали от себя в Яицкий городок, с известием, что они его связали,
и когда привезут его, то будут ли прощены. В Яицком городке находился
тогда для следственных дел по Секретной комиссии гвардии капитан-
поручик Маврин, почему от находящегося там в комендантской должности
полковника Симонова, для привоза и приема его, и командирован был
сержант Бордовский, которому он Пугачев от тех его сообщников и отдан
был связанный. И так привезен он в Яицкий городок и посажен тут под
крепкий караул. Всё сие произошло в те самые числа, в которые он великий
государственный злодей прошлого 1773 года оказался в тех же местах
на яицких казачьих хуторах и под Яицким городком, о чем в описании
оренбургского осадного времени обстоятельнее значит.
Вопросы:
Каким представлен Пугачев и его войско по свидетельству очевидцев?
Каково отношение очевидцев к Пугачеву?
Как ответы на поставленные вопросы связаны с проблемным вопросом сегодняшнего урока? Обоснуйте.
Отвечая на вопросы, создайте единое высказывание-ответ на поставленную проблему.
УСПЕХОВ, ДРУЗЬЯ !
Материал для «философов»
Притча о благодеянии.
Пришли чужеземцы из богатых земель на новые и увидели, как бедны эти места и как нищ народ, обитающий на них. И решили они помочь и этим людям, и этим землям. И стали они всё менять и всё по-новому строить, и выросли богатые города, и зацвели сады, и всё преобразилось на некогда скудных землях.
Но люди, жившие в этих краях, покинули богатые города и ушли в горы
Чужеземцы удивились неразумности поступка жителей этой земли и посчитали их решение за глупость, но огорчаться сильно не стали и зажили по-своему.
Но недолго царило счастье на этой земле: вдруг стала исчезать вода в водоемах, растрескиваться земля. Начали обваливаться горные вершины. И всё это стало уничтожать новую жизнь. Начало умирать всё сразу: и природа, и люди.
Не в силах что-либо изменить , чужеземцы пошли в горы и нашли там старца.
- Скажи, древний человек этой земли, почему благие намерения принесли вред? Мы давно живем хорошо и богато и хотим, чтобы все так жили. Почему же наше добро обернулось злом? – спросили они.
И ответил старец:
- Нельзя изменять то, о чем не ведаешь. Мы родились на этой земле и знали, что бедна она водой, поэтому берегли её; знали, что вершины гор хрупки и стары, и молчанием своим сохраняли их ; знали, что горы защищают нас от ветров, которые могут иссушить землю, поэтому были чутки ко всему, что нуждалось в заботе. Мы тысячелетиями хранили землю, приютившую нас. Из поколения в поколение передавали мы из уст в уста тайну её. Только чужеземец, не знающий тайн захваченных земель, жаждущий богатств, слеп, глух и безжалостен к чужому.
Оглянулись чужеземцы на иссохшую землю, и страшно им стало. Стояли разрушенные, рассыпавшиеся на куски скалы, лежала потрескавшаяся мертвая земля, был усеян костями рыб и животных высохший водоём, повсюду валялись высохшие деревья … Непонятно было для пришельцев это явление, но уже ничего нельзя было изменить, и они покинули опустошенный край.
Не каждое добро бывает добром. Ибо навязанное добро есть насилие.
Вопросы:
Согласны ли вы с тем, что «навязанное добро есть насилие»? Обоснуйте.
Соотнесите содержание притчи с калмыцкой сказкой, рассказанной Гриневу Пугачевым (гл.»Мятежная слобода»). Как при этом раскрывается характер Пугачева?
Как ответы на поставленные вопросы связаны с проблемным вопросом сегодняшнего урока? Обоснуйте.
Отвечая на вопросы, создайте единое высказывание-ответ на поставленную проблему.
УСПЕХОВ, ДРУЗЬЯ !
Материал для «искусствоведов»
Познакомьтесь с иллюстрациями, изображающими Пугачева.
«Устрашенный Пугачев» 1790-е годы. Неизвестный художник, крепостной П.И.Панина
Царский портрет Пугачева, нарисованный поверх портрета Екатерины Второй и найденный в Бердах. ( Государственный исторический музей)
В.Перов «Суд Пугачева», 1879 г. ( Русский музей, С-Пб)
Гравюра (вторая половина 1770-х годов). «Подлинное изображение бунтовщика и обманщика Емельки Пугачева»
Вспомните значения символики цвета
Какой цвет преобладает на представленных иллюстрациях? Какой цвет сопровождает? Почему?
Какой смысл вложили художники в образ Пугачева через цветовую символику?
Можно ли определить отношение художников к Пугачёву?
Как ответы на поставленные вопросы связаны с проблемным вопросом сегодняшнего урока? Обоснуйте.
Отвечая на вопросы, создайте единое высказывание-ответ на поставленную проблему.
УСПЕХОВ, ДРУЗЬЯ !
Материал для 1-ой группы литературоведов.
Прочитайте внимательно отрывки из стихотворения «Бесы» /1830 г./ и повести «Капитанская дочка» /1836 г./А.С.Пушкина.
Подумайте, в чем их сходство
Случайно ли у Пушкина это совпадение?
Можно ли по этому сопоставлению определить отношение А.С.Пушкина к Е.Пугачёву?
Хоть убей, следа не видно; Сил нам нет кружиться доле;
Сбились мы. Что делать нам! Колокольчик вдруг умолк;
В поле бес нас водит , видно, Кони стали… «Что там в поле?» -
Да кружит по сторонам. «Кто их знает? пень иль волк?»
…Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – скоро стали. «Что же ты не едешь?»- спорил я ямщика с нетерпением. «Да что ехать? - отвечал он, слезая с облучка, - невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом». Я начал было его бранить. Савельич за него заступился: «И охота была не слушаться, - говорил он сердито, - воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря б утихла, отправились бы далее. И куда спешим? Добро бы на свадьбу!» Савельич был прав. Делать было нечего. Снег так и валил. Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая. Ямщик ходил кругом, от нечего делать улаживая упряжь. Савельич ворчал; я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жила или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели… Вдруг увидел я что-то черное. «Эй, ямщик! – закричал я, - смотри: что там такое чернеется?» Ямщик стал всматриваться. «А бог знает, барин, - сказал он, садясь на свое место, - воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что шевелится. Должно быть, или волк, или человек».
Как ответы на поставленные вопросы связаны с проблемным вопросом сегодняшнего урока? Обоснуйте.
Отвечая на вопросы, создайте единое высказывание-ответ на поставленную проблему. УСПЕХОВ, ДРУЗЬЯ !
Материал для 2-ой группы литературоведов.
Обратитесь к содержанию главы «Сирота» для характеристики Е.Пугачева.
Как прореагировал Пугачев, когда узнал о происхождении Маши?
Почему Пугачев легко принимает объяснения Гринева и не берет во внимание слова Швабрина?
Как Пугачев относится к Гриневу и как к Швабрину? Почему?
Какие чувства нахлынули на Петра Гринева в сцене прощания с Пугачевым?
6. Как ответы на поставленные вопросы связаны с проблемным вопросом сегодняшнего урока? Обоснуйте. Используйте цитаты.
Отвечая на вопросы, создайте единое высказывание-ответ на поставленную проблему.