kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Бинарный урок литературного чтения и музыки "Славная дочь Казахского народа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бинарный урок литературного чтения раскрывает героический подвиг снайпера Алии Молдагуловой. Формирует у учащихся представления о мужестве, героизме солдат в годы ВОВ. Воспитывает патриотизм, высокую нравственность, уважение к защитникам Родины.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Бинарный урок литературного чтения и музыки "Славная дочь Казахского народа"»





« Бастауыш сыныптарындағы информациялық технологияларды үздік қолдану»

байқауына материалдар


«Презентацияны қолдану арқылы үздік сабақ»

номинациясы бойынша


«Қазақ халқының даңқты қызы»

атты музыка мен әдеби оқу пәндерінен бинарлық сабақ




Материалы на конкурс «Лучшее использование информационных технологий в начальном образовании»


Номинация «Лучший урок с использованием презентации» Бинарный урок литературного чтения и музыки

по теме: « Славная дочь казахского народа».



Дайындағандар:

Мамычева Е.В.- музыка пәні мұғалімі

Савенко В. В.- бастауыш сынып мұғалімі

Чурина Н.Г. – бастауыш сынып мұғалімі

Мазалова И.Н. - бастауыш сынып мұғалімі

Родган О. Н.- бастауыш сынып мұғалімі


Қиялы орта мектебі

Аққайың ауданы

Солтүстік Қазақстан облысы



Подготовили:

Мамычева Е.В.- учитель музыки

Савенко В. В.- учитель начальных классов

Чурина Н.Г. –учитель начальных классов

Мазалова И.Н. - учитель начальных классов

Родган О. Н.- - учитель начальных классов


Киялинская средняя школа

Аккайынский район

Северо-Казахстанская область


телефон 8-715-32-25-5-35





2009-2010 оқу жылы

Бинарный урок

литературного чтения и музыки

по теме: « Славная дочь Казахского народа»


Цель:

Ознакомление учащихся с солдатским подвигом казахской девушки –

Героя Советского Союза - Алии Молдагуловой.

Задачи:

1. Дать понятие о героическом подвиге снайпера Алии Молдагуловой через изучение литературных произведений (художественный текст, лирические стихотворения, письма с фронта) и - музыкальные произведения (военно - патриотические песни).

2. Формировать представления учащихся о долге, мужестве, героизме солдат Великой Отечественной войны и помочь осознать высокое благородство подвига.

  • Формировать творческий потенциал младших школьников

3. Воспитывать у учащихся патриотизм, моральную чистоту, высокую нравственность и прививать ребятам уважение к защитникам Родины в Великой Отечественной войне.

Сверхзадача:

Воспитывать неприятие к войнам, насилию, террору, жестокости.

Методы урока:

интерактивные методы (метод чтения с остановками, мозговой штурм, стратегия «Закончи фразу», метод ассоциаций, метод создания проблемной ситуации)


Средства обучения: текст, презентация.


Оборудование:

мультимедийный проектор и персональный компьютер, художественный текст « Подвиг Алии», звукозапись военно- патриотических песен.


Методическое обоснование данного урока:

  • повышение мотивации у учащихся к изучению данных предметов.

  • Рост знаний учащихся


Технологическая карта урока.

Подготовительный этап ( эмоционально-психологический настрой)

  1. Слайд №1( звучит произведение «Священная война»)

Стратегия –«Мозговой штурм»

Учитель музыки. – Ребята, о чём говорят слова данной песни?

  • На борьбу с кем призывают эти слова?

  • Какие чувства вы испытываете при прослушивании данной песни?

  • О чём говорят вам цифры на этом слайде?

  • Как вы считаете, 65 - это много или мало?

  • Поднимите руку, у кого в семье были и есть родные и близкие, которые участвовали в Великой Отечественной войне?

-Чтение эпиграфа см. слайд - «Есть память, которой не будет конца»

Вывод: Уже прошло 65 лет, как мы живём под мирным небом, без войн и разрушений. Помним и чтим наших близких и тех, которые отдали свои жизни во имя мира и добра.

  1. Слайд №2 Введение в тему и постановка целей.

Учитель нач. кл.

– Среди тех, кто не вернулся с войны, была славная дочь Казахского народа – Алия Молдагулова. Сегодня на уроке мы узнаем, какой подвиг совершила совсем ещё молодая девушка – Алия.

И это будет темой нашего урока.

Слайд №3 Биографическая справка.

( Чтение биографии см. слайд №3 учащимися)

  1. Работа над содержанием и художественными особенностями текста «Подвиг Алии» (используется метод - чтение с остановками)

( текст см. приложение №1)

А) 1 остановка.

Вопрос – Как вы думаете, за что мог ругать бригадир Бандуров Алию? (предположения детей) продолжение чтения текста

Б) 2 остановка.

Вопрос - Как вы думаете, после того, как Бандуров узнал о хорошо выполненном задании, какие будут его дальнейшие действия?

( предположения детей) чтение текста дальше .

В) 3 остановка.

Вопрос – Как вы думаете, какая опасность подстерегала Алию?

- Что произойдёт дальше? (предположения детей) чтение текста дальше (слайд №4)

4. Анализ текста Слайд №5

Стратегия «Закончи фразу»

  • Алия только что вернулась из ……

  • Это была вторая охота Алии, которая прибыла после окончания….

  • Бандурову и Молдагуловой было приказано……

  • Целый день провела Алия в …..

  • Алия внезапно увидела, как ………

  • В атаку батальон пошёл …….

  • Осколком мины она ранена в руку, но ….

  • Собрав последние силы, Алия ……

  • Алие Молдагуловой присвоено звание….

5. Прослушивание музыкального произведения.

Учитель. – Её подвиг остался бессмертен в памяти казахского и русского народов. И в память о ней скульпторы и художники, поэты и композиторы воспевают её героический подвиг.

- Сейчас прослушайте песню С. Байтерекова в исполнении народной артистки Казахстана

Р. Рымбаевой «Алия». Во время прослушивания песни вы увидите, как люди разных городов и стран чтят память о героическом подвиге Алии.

Прослушивание песни (на фоне музыки просмотр слайдов №6)

Работа по прослушанному материалу:

- Какие струны вашей души затронула мелодия этой песни?

- Помогла ли мелодия представить героический образ Алии?

- Какие инструменты позволяют нам почувствовать подвиг?

- В каких городах установлены памятники Алие Молдагуловой?

- В каком городе находится мемориальный музей Алие Молдагуловой?

6. Минуты поэзии

учитель нач. кл.- О Алие Молодагуловой не только слагали песни, но и писали стихи. И сейчас послушаем в исполнении учащихся стихотворения. (см. приложение №2)

1 учащийся С. Жиенбаев «Алия»

2учащийся Я. Хелемский «Лия»

- И в стихах и в песнях прославляется её подвиг, хотя ей было всего 18 лет. Она хотела быть полезной своему народу. Мечтала стать инженером, лётчиком или учителем, но стала солдатом.

О том, как ей трудно было на фронте, она писала в своих письмах родным и близким.

С отрывками из писем Алии мы сейчас познакомимся. (приложение№3)

Слайд №7 (Первый отрывок о героизме)

Вопрос – Какую черту характера война воспитала в Алие?

Найдите и зачитайте строки, подтверждающие это.

Слайд №8 (отрывок о любви к Родине)

Вопрос – Найдите и зачитайте строки, в которых выражена огромная любовь к Родине.

- Ребята, давайте почтим память Алии и всех тех, кто отдал жизнь за наше мирное небо.

Минута молчания

Слайд№9 .На фоне музыки приводятся статистические данные о погибших в Великой Отечественной войне.

7. Вывод по теме урока.

Работа с интерактивной доской. Составление портрета главной героини рассказа – подбор словесных ассоциаций.

- На протяжение всего урока мы говорили о жизни и героических поступках совсем юной девушки Алии. В завершении разговора, давайте составим словесный портрет Алии, в котором отразим, какой мы её увидели. ( Дети работают на доске, подписывают черты характера)

8. Рефлексия

Слайд №1

Учитель . - Обратите внимание, мы вернулись к эпиграфу нашего урока.

-Ребята, приближается праздник – День Великой Победы.

- Какая песня наиболее ярко отражает радость, гордость, торжество победы?

- Исполнение учащимися песни «День Победы»

9. Итог урока













































Приложение№1 Подвиг Алии

« - Дала прикурить! Я из – за тебя чуть не поседел …. Чему вас в училище только учили? Зачем третий раз стреляла?» - выговаривал лучший снайпер 54-й отдельной стрелковой бригады Бандуров 18 –летней казашке Алие Молдагуловой, только что вернувшейся со снайперской охоты. (первая остановка)

Это была вторая охота Алии, которая накануне прибыла в батальон после окончания снайперской школы. Батальон, находящийся в обороне, нёс значительные потери от огня гитлеровской миномётной батареи, наблюдателей которой никак не удавалось найти. Бандурову и Молдагуловой было приказано: обнаружить наблюдателей и уничтожить, по другим целям не стрелять.

Затаясь в окопчике вблизи от вражеских позиций, Алия видела, как точно ложатся фашистские мины на позиции её батальона, но заметить наблюдателей ей в этот день не удалось…

А сейчас девушка слушала Бандурова как победитель. Целый день провела она в разбитом танке, находящемся в метрах 60- ти от вражеских окопов. Уже собираясь возвращаться в батальон, Алия внезапно увидела, как блеснули стёкла стереотрубы, замаскированной под кустом большого валуна.

За валуном мелькнула немецкая каска. Выстрел! Почти сразу же - второй. Фашистские наблюдатели уничтожены. Приказ выполнен. Но уж очень жаль оставлять вражескую оптику: Алия третьим выстрелом разбивает стереотрубу и, обнаруженная, еле выползает из-под обстрела. ( вторая остановка)

Командир простил Молдагуловой это не повиновение. Да и трудно было не простить его 18 –летней девчонке, попавшей на фронт прямо со школьной скамьи. За первые три месяца из своей снайперской винтовки она уничтожила 32 гитлеровца.

……В январе 1944 г. под Ленинградом начали наступление наши войска.

В атаку батальон пошёл на рассвете. Ошеломлённые фашисты молчали. Лишь когда до окопов осталось несколько метров, заговорил гитлеровский пулемёт. Метким броском гранаты Алия заставила его умолкнуть. Лёжа в снегу в шинели с оторванным рукавом, Молдагулова точно вела по врагу снайперский огонь.

Третий день наступления. Алия с автоматом – пуля разбила оптический прицел её винтовки. Осколком мины она ранена в руку, но остаётся в строю. Гитлеровцы контратакуют. Из – за угла траншеи появился фашистский офицер. Вдруг она инстинктивно почувствовала опасность за спиной. ( третья остановка) Резко повернулась, но было поздно: немецкий офицер выстрелил первый. Собрав последние силы, Алия вскинула автомат, и от меткого выстрела гитлеровский офицер упал на стылую землю…

Раненую Алию товарищи вынесли с поля боя. Бойцы хотели верить в чудо, для спасения девушки наперебой предлагали кровь. Но рана была смертельной. В этом бою она уничтожила 10 фашистов.

Это было 15 января 1944 года у деревни Казачихи Калининской области, где покоится сейчас прах бесстрашной дочери казахского народа, которой посмертно было присвоено звание Героя Советского союза. (слайд №4)













Приложение №2 Я. Хелемский «Лия»

У старой траншеи, где Лия боролась,

Из трудной земли пробивается колос,

И лён расстелился ковром синеватым

В лощине, где Лия метала гранаты.

И хвоя шумит в том лесу, где впервые

По мшистым тропинкам шагала в засаду

Отважная Лия, упорная Лия

Казахская девушка, дочь Ленинграда



С Жиенбаев Алия

Песни поёт народ: - Девушка Алия,

Яркой звезды восход - краткая жизнь твоя.

Юный твой чистый лик в мраморе повторят.

Как Алатау, велик подвиг твой, Алия!

Гулко в родной земле сердце твоё стучит,

Облаком в вышине имя твоё летит.

Степь по весне цветёт красным, как кровь твоя.

Песни поёт народ: - Девушка Алия!






























Приложение №3


Отрывки из писем Алии с фронта.


Первый отрывок

«… Видели бы вы сейчас меня, Бисембай! С немцами встречаемся лицом к лицу. У меня на голове каска, за поясом граната, в руках – винтовка. Я думала, что буду трусливой, но что- то этого не замечаю. Рядом свистят пули и на каждом шагу взрываются гранаты. Если бы вы видели сейчас меня, не поверили бы своим глазам…»


Второй отрывок

« Здравствуй, милая Сапура! Как твоё здоровье, твоя жизнь и вообще жизнь родной Республики? Напиши мне о себе и о родственниках подробно - подробно. Ты ведь понимаешь, как меня это будет радовать: я буду представлять, как будто живу вместе с вами там, в родном Казахстане, хотя нас разделяют огромные километры. О! Как хочется повидаться с вами, побывать в родном ауле! Но ничего, придёт и этот час, когда мы будем праздновать нашу встречу, возвращение на Родину и Победу - все вместе!….»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Бинарный урок литературного чтения и музыки "Славная дочь Казахского народа"

Автор: Чурина Наталья Геннадиевна

Дата: 31.10.2016

Номер свидетельства: 353736


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства