kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Бинарный урок по литературе и психологии. Психологический портрет Родиона Раскольникова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок был проведен в 11 классе. Ребята с удовольствие разбирали психотипы личностей, получили для себя много новых сведений и знаний, как в области психологии, так и в области смежных знаний. Этот урок плод совместного творчества литератора и психолога. Надеемся, что он принесет вам пользу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Бинарный урок по литературе и психологии. Психологический портрет Родиона Раскольникова »












Бинарный урок по литературе и психологии

Тема: Психологический портрет

Родиона Раскольникова.

(по страницам великой книги

с карандашом в руке)









Выполнили:

Быченкова Алия Шариповна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №7 г. Уфы

Султанова Наиля Замилевна педагог-психолог

МБОУ СОШ №7 г. Уфы




Цель урока: создание портрета главного героя методами психологической диагностики.

Оборудование и материалы:

Бланки методики Айзенка и методика В. Белова по определению типов темперамента (в адаптации А.З. Рахимова, взяты из книги А.З. Рахимов. Типы личности в зависимости от темперамента. Уфа 1999гг)

Текст романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Рабочие тетради учащихся.

Портреты Родиона Раскольникова, нарисованные учащимися.

План занятия.

1. Знакомство с методикой по определению типов темперамента.

2. Работа с текстом для подтверждения выдвинутой гипотезы о меланхолическом типе темперамента героя.

3. Понятие об экстраверсии - интроверсии.

4. Практическое задание - определение типа личности и типа темперамента Родиона Раскольникова и составление психологической характеристики.

Ход занятия.

Психолог Учащимся раздаю листочки характеристиками разных типов темперамента и прошу зачитать их. Составляем профиль личности Родиона Раскольникова

Учитель литературы:

Вспоминаем особенности литературного портрета со слов матери, вспомним о его детстве.

Создание проблемной ситуации:

Почему Родион Раскольников исступленно целует письмо, полученное от матери?

Предполагаемые ответы:

Потому что ждет ответа в письме на мучивший его вопрос, кто его остановит, если не мать, то кто?

В письме нет ответа, но есть намек на то, что он взрослый, а для него, как для первенца все делается, не он кормилец, а мать, до сих пор на свою нищенскую пенсию готова его учить, сестра готова на самую страшную жертву ради него, не ради себя, ради него.

Чем тогда они лучше него? Ответа нет. Убийство уже созрело психологически, а письмо матери явилось толчком.

Задание ученикам:

Найти в тексте подсказки – отгадки психологического типа Родиона Раскольникова.

Психолог:

Итак, какой он Родион Раскольников?

Ученики:

Он странен нам уже тем, что имеет склонность упиваться собственной болью «…Полюбил гулять по оживленным местам, чтобы еще тошней было…»

Желание жить соседствует с мыслью о никчемности жизни

«…он испытывал очень странное состояние, он жил после того как умер другой …»

Учитель литературы:

Роман «Преступление и наказание»- огромное полотно, в котором писатель «…хотел перерыть все вопросы современной ему жизни, он не ставит их прямо, а разбрасывает намеками по всем страницам романа…»

Как вы понимаете слова Мармеладова : « Бедность не порок. В бедности вы еще сохраняете свое благородство., в нищете же никогда и никто»

Ученики:

устами Мармеладова говорит безнадежность-вот рок людей, перешедших за грань, отделяющую «приличную бедность от нищеты». Улица Сенная заполнена оборванцами и там лохмотья Раскольникова не привлекают внимания, а вот в нищей квартире Мармеладова яркое, но дешевое и кричащее платье Сони очень неуместно.

Психолог:

Роман решает глубокую философскую проблему - анализирует образ главного героя с психологической точки зрения, наша задача, анализ только одной составляющей , одного героя. Есть глубокие внутренние причины или психологические мотивы появления его « сверхценной идеи». Идея нищеты это всего лишь внешняя причина, а внутренняя заключается в том, что Раскольников с этим не просто не желает мириться, так как он

1.»чувствует незаурядные способности…», но также и то, что в силу своей молодости ему свойственно эти способности преувеличивать.

2.стремление к добру, и потому преступник уже должен быть оправдан. А все потому, что «…убить одного, чтобы спасти от гибели многих» Это психологическая борьба мотивов, которые взаимно исключают друг друга. Убийство для себя, убийство для блага других.

Достоевский оставил оба мотива.

Психолог:

Какие же качества присутствуют в главном герое?

Читаем в самом начале романа: «…он благополучно избегнул встречи со своей хозяйкой. Он боялся всякой встречи, какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого он стыдился и от которого он морщился. Он был раздавлен бедностью, насущными делами он совсем перестал и не хотел заниматься. Сама мысль о том, что придется изворачиваться, извиняться, лгать, вводила его в парализующий страх».

Ученик:

В этом отрывке показано его стремление избежать конфликта -осторожность, трусливость, напряженность, раздражительность, состояние душевного дискомфорта.

Психолог:

Что он сам говорит о себе?

Ученик:

Боязнь нового, забалтывание проблемы. Например: «…любопытно, что люди больше всего боятся? Нового шага, собственного слова, а я слишком много болтаю. Оттого ничего не делаю, что болтаю. В последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая о царе Горохе»

Психолог:

Что же мы видим в описании портрета Родиона Раскольникова?

Ученик:

У него возникло такое состояние отрешенности, что он даже производил странное впечатление, зачитаю из текста: «…чувство глубокого омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собой, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Он был до того худо одет, впрочем квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить…»

«Ему постоянно не по себе, он привык сдержать свои порывы» «…но вскоре он впал в глубокую раздумчивость, пошел, не замечая окружающих. Изредка только бормотал что-то про себя. В душе молодого человека накопилось столько злобного презрения, что он менее всего стыдился своих лохмотьев на улице»

Ученик:

Страх, боязнь, трусливость. Например, эпизод со шляпой, когда прохожий на улице обратил внимание на старую, порыжелую, дырявую шляпу. « Я так и знал, что нужно быть как можно неприметней»

Ученик:

Постоянное внимание к мелочам. Например: «Идти ему было немного - он даже знал сколько шагов от ворот его дома - ровно семьсот тридцать»

Психолог:

Обратите внимание на его физическое состояние. Достоевский всегда подчеркнуто замечает волнение, мнительность, тревожность. Проиллюстрируйте это примерами из текста.

Ученик:

Повышенная мнительность и нервозность главного героя, например: « С каждым шагом его волнение возрастало и возрастало. С замиранием сердца и нервной дрожью он подошел к преогромному дому» И еще «Звонок колокольчика. Он так и вздрогнул». Чувство бесконечного отвращения, что он не знал, куда деться от своей тоски. Но даже после стакана пива, когда ему стало немного лучше, он отдаленно предчувствовал, что вся эта болезненность к лучшему была тоже болезненна»

Ученик: склонность к одиночеству: » Он не привык к толпе и бежал всякого общества, особенно в последнее время»

Даже когда Мармеладов в трактире обратился к нему с вопросом, как к единственному достойному лицу, «он ощутил обычное неприятное или раздражительное чувство отвращения ко всему чужому лицу, касавшемуся или хотевшему только прикоснуться к его личности» Охрана своего личного интимного пространства, неприязнь к чужому вмешательству.

Психолог: Обратите внимание на состояние эмоциональной нестабильности. Проиллюстрируйте отрывком из текста.

Ученик: « Сон не освежил его - он проснулся желчный, злой, раздражительный и с ненавистью посмотрел на свою каморку. Клетушка шести шагов длиной, он спал, не раздеваясь, без простыни, укрываясь пальто. Трудно было более опуститься и обнеряшиться, но ему это было даже приятно и даже лицо служанки, обязанной ему прислуживать возбуждало в нем желчь и конвульсии».

Психолог:

Обратим внимание на его отношения с друзьями.

Ученик:

У него был только один друг Разумихин, которому он ничего не рассказывал и ни во что не посвящал, отношения с другими не сложились из-за его необщительности, которую многие принимали за высокомерие.

Ученик:

Он был очень суверен и всегда следовал определенным ритуалам. Например, когда еще его идея носилась в воздухе и не была окончательно сформирована, он услышал в трактире разговор студента и офицере о ростовщице Алене Ивановне. Было это месяца полтора назад. Это ему показалось непросто странным, а даже знаковым». Конечно, она недостойна жить, но ведь тут природа, а ведь природу поправляют, а без этого пришлось бы потонуть. Без этого ни одного бы великого человека не было!» Стоп! Вот сомнение и зародилось. Странным всегда казалось это совпадение, как будто действительно было какое-то предопределенное указание. Он во всех случайностях ищет закономерность, во всех совпадениях руку судьбу.

Психолог:

обратите внимание на эпизод приготовления к убийству, когда писатель детально прорисовывает каждую мелочь и петлю под мышкой для топора и всю подготовку. Что это?

Ученик:

Эта склонность к детализации, надо все предусмотреть, везде себя обезопасить, соломку постелить. Это все признаки застревающей натуры, личности интровертированной.

Учитель:

Можно еще много найти эпизодов прямо или косвенно указывающие на психотип главного героя, но попрошу вас зачитать психологическую характеристику

главного героя. Итак:

Ученик: Родион Романович Раскольников 24 лет, русский, уроженец Рязанской губернии, бывший студент, временно не работающий, обладает меланхолическим темпераментом, тревожно-мнительный тип, интроверт.

Для него характерны: болезненное самолюбие, чрезмерная гордость до степени стеснительности, цепкая память на обиды, неравнодушие к проблемам нравственного микроклимата, увязание в анализе уже совершенных поступков, критичность, рассудительность, ранимость, склонность к тревожным ожиданиям, мнительность, стремление восторжествовать над более сильными, более удачливыми, чувствительность к доброму расположению, избирательность дружеских контактов, уязвимость по отношению к критике, низкая адаптация к людям, склонность к панике в угрожающей ситуации, острота переживаний, склонность мотивировать вслух свою позицию. Склонность к самоизоляции, узость круга интимного общения, осторожность и предусмотрительность, склонность к рассуждениям, чрезмерный интерес к собственным переживаниям.

Заключение. Слово учителя:

Что еще можно сказать о великой книге? Народоволец Петр Кропоткин писал: «За изображением Раскольникова я чувствую самого Достоевского, который пытается разрешить вопрос: мог ли он сам или человек вроде него быть доведен до совершения преступления, как Раскольников, и какие сдерживающие мотивы могли бы помешать ему, Достоевскому, стать убийцей. Но дело в том, что такие люди не убивают»

В заключение хочу привести слова великого французского писателя Поля Валери: «Настоящий шедевр можно узнать по одному бесспорному признаку. В нем ничего нельзя изменить».

Домашнее задание: на основе уже изученного составить психологический портрет Сони Мармеладовой.

Спасибо за внимание.










































Использование возможностей сенсорной комнаты в психологическом сопровождении детей с ОВЗ в условиях обучения в массовой школе.

(Из опыта работы) Педагог-психолог МБОУ СОШ №7 г. Уфы

Султанова Наиля Замилевна.

Дети с различными формами церебрального паралича, как правило, это дети с множественными нарушениями, в том числе и ведущими - двигательными, чувствительными ( сенсорными) расстройствами. Это очень сложный контингент. Как правильно организовать деятельность ребенка, когда он плохо видит, а еще хуже говорит, не может удержать ложку в руке, произносит не все звуки? Как включить его в социум, как его чему-то научить, как его научить учиться, как сформировать универсальные учебные действия, как наполнить его жизнь новым содержанием?

Наша школа включилась в программу « Доступная среда» и пытается в какой-то мере решить эту непростую задачу. И одним из таких путей является использование в деятельности педагога-психолога возможностей сенсорной комнаты. Ребенок на занятиях является субъектом процесса и отношений, поэтому здесь большое внимание уделяется работе с телом, используются элементы телесно-ориентированной терапии. В этом мне помогает особым образом организованное пространство. У меня для этих целей есть Сенсорная тропа, которая состоит их нескольких подушек с различными наполнителями, такими как гречка, опилки, гладкие речные камешки и т.д.

Также в моем кабинете есть гранулированное кресло, которое принимает форму тела и помогает ребенку с ДЦП принять наиболее удобное положение и по возможности расслабится. Повторяю, по возможности. Потому что ребенку с ДЦП из-за спастичности мышц расслабление дается с трудом. Есть у меня и сухой дождь из фибероптических волокон с боковым точечным свечением. Водопад волокон изменяет свой цвет вдоль волокна. Совершенно безопасные волокна можно перебирать, держать, обнимать. Изменяющиеся цвета привлекают внимание успокаивают хорошо концентрируют внимание, также чрезвычайно эффективен для детей с дефектами зрения. Есть у меня и панно «Бесконечность». Это имитация светящегося тоннеля, уходящего в бесконечность, завораживает, привлекает внимание, используется для релаксации, очень важный и нужный элемент для сенсорной комнаты. Также очень часто я использую в работе комплект «Стандарт» с пузырьковой колонной и двумя зеркалами, во – первых, это замечательные релаксационные возможности, во- вторых, это и выполнение упражнений на развитие воображения, произвольности, внимания и т.д.

Также этой цели служит и большой сухой бассейн, который очень любят ребята. Но, как известно для плавания в сухом бассейне есть свои ограничения, нельзя находиться больше 5 минут, чтобы не заболели мышцы, нельзя находиться в нем больше одного ребенка, нельзя нырять с разбегу и т.д. В общем, как и везде нужно соблюдать охрану труда. Есть и шар Диско с эффектом звездного неба, но его я включаю с осторожностью, потому что не всем детям разрешены движущиеся стимулы Есть у меня и короб для занятий по рисованию песком. Забегая вперед скажу, что это одно из самых любимых занятий по Арттерапии. Но об этом в другой статье.

Начинаем работу в малой группе с потребностей тела каждого ребенка, далее выстраиваем отношения сотрудничества и взаимного уважения, стараюсь провести занятия так, чтобы дети почувствовали себя успешными, чтобы они в процессе занятий приобретали необходимый социальный опыт. На конечный результат я вывожу изменение их самооценки, а далее, возможно, и поведение.

Психологическое сопровождение детей с ОВЗ, а в моем случае с ДЦП, имеет свои особенности, так как к школьному возрасту у них уже сформированы патологические стереотипы поз и движений. Темпы получения положительной динамики замедлены, что отрицательно сказывается на дальнейшем развитии познавательной деятельности и ограничивает возможности их социальной адаптации. Процесс перестройки патологических поз и движений у детей с ДЦП происходит, как правило, длительно и трудно, поскольку старая, закрепленная патологическая «схема тела» является для них привычной и удобной, а всякая попытка нормализовать порочное положение вызывает отторжение, так ка имеется определенный дискомфорт. Я могу сказать, что мне приходилось сталкиваться с отрицательными эмоциями ребенка, его нежеланием принимать даже пассивное участие в перестройке стереотипа.

Специально организованная среда в сенсорной комнате, наполненная разнообразными стимулами, позволяет улучшить не только сенсорно-моторные навыки ребенка с ДЦП, но и существенно стабилизировать психоэмоциональное состояние, создать условия для стимуляции речевой активности, сформировать более позитивную самооценку, существенно улучшить качество жизни. Я же, как педагог-психолог, как учитель и воспитатель, заинтересована в том, чтобы улучшив качество жизни наши воспитанники, в конечном счете, смогли реализовать в будущем свою жизненную перспективу, состояться как родители, как профессионалы, найти свое место в жизни.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Быченкова Алия Шариповна, Султанова Наиля Замилевна

Дата: 02.11.2015

Номер свидетельства: 246686


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства