Бинарный урок (литература + психология) "Конфликт поколений" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")
Бинарный урок (литература + психология) "Конфликт поколений" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")
Данный урок построен на взаимодействии двух дисциплин школьной среды - литература и психология, в котором рассматривается одна из главных проблем, волнующая каждое поколение - проблема "отцов и детей". урок построен на диалоге учителя, педагога-психолога и обучающихся 10 класса, в котором рассматривается данный вопрос. взаимодействуя друг с другом каждый высказывает свое мнение. итогом этого взаимодействия должны стать рекомендации, разработанные совместно, которые помогут сгладить все острые углы между поколениями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Бинарный урок (литература + психология) "Конфликт поколений" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")»
Бинарный урок (литература + психология) "Конфликт поколений" ( по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети") (Слайд 1)
Авторы: учитель русского языка и литературы I квалификационной категории А.К. Танатарова
Педагог-психолог I квалификационной категории Л.А. Мурзина
Цель урока: сопоставить мнения героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»;
выяснить причины возникновения спора между поколениями отцов и детей;
выяснить причины возникновения конфликта между ними;
научиться выходить из конфликтной ситуации. (слайд 2)
Ход урока.
Организационный момент:
Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок – бинарный, объединяющий два предмета – психологию и литературу. В романе И.С.Тургенев поднимает много острых вопросов, но мы сегодня рассмотрим один из актуальных вопросов – отношение поколений отцов и детей. Часто мы слышим от молодых людей, что родители не понимают их, не воспринимают их увлечения и интересы, даже часто критикуют, сравнивая с собой.
Психолог: Эту проблему - конфликт поколений - мы будем освещать не только с позиции современных людей, но и попробуем разобраться в нем, обратившись к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Учитель: Итак, нам предстоит сопоставить мнения героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»;
Психолог: Выяснить, что может привести к конфликту между людьми, а также понять, что есть спор, а что есть конфликт, научиться выходить из конфликтной ситуации.
Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с главными героями романа И.С.Тургенева - Н.П. Кирсановым, П.П. Кирсановым, Е.Базаровым. Совершенно разные по своим взглядам, они живут в одно время, сталкиваются друг с другом, стремятся отстоять свои принципы и привычки.
- Давайте вспомним, что мы знаем о жизни Н.П. и П.П. Кирсановых?
Дети: Оба сына должны были пойти по военной стезе. Николай Петрович не стал военным, он закончил университет, увлекается искусством и литературой. В философии и литературе тогда сосредоточивалась духовная жизнь русского общества. Революция во Франции, произошедшая в 1848 году, не позволила Николаю Петровичу уехать за границу. Он поселился в деревне со своей женой, жил с ней душа в душу, воспитывал сына, пережил страшное событие – смерть жены. Оправившись, Николай Петрович принялся за преобразования в хозяйстве.
Учитель: Николай Петрович – дитя своего времени, он жил, как многие лучшие люди той поры. (слайд 3)
Павел Петрович – человек с другой судьбой. Он стал военным, но любовь к княгине Р и уход в отставку не позволили ему стать генерал-адъютантом. (слайд 4)
Итак, страницы о прошлой жизни братьев Кирсановых есть общественная биография поколения «отцов». Николай Петрович и Павел Петрович– это хранители старых традиций, привычных устоев жизни. (слайд 5)
Психолог: В жизни этих людей все размеренно, все определено. Так и в современной семье жизнь родителей идет по определенному сценарию: получили образование, устроились на работу, создали семью, появились дети… И каждый родитель знает, что для его ребенка хорошо, а что плохо.
Учитель: И вот в доме Кирсановых появляется новый человек - Евгений Базаров, друг Аркадия, сына Н.П.Кирсанова.
- Кто он, Базаров? Что вы знаете о нем?
Дети: Базаров – сын дивизионного лекаря, занимается естественными науками и медициной. (слайд 6)
Учитель: Тургенев в начале романа, знакомя нас с героями, дает описание внешнего облика Базарова, который поражает Николая Петровича и Павла Петровича.
Психолог: А если бы вы увидели человека в таком обличии, какую характеристику вы бы дали ему?
Дети:/высказывания учащихся/
Психолог: Что Базаров хотел выразить своим внешним видом?
Дети: Свою независимость.
Психолог: А как современные подростки демонстрируют свою независимость перед взрослыми? (слайд 7)
Дети:/высказывания учащихся/
Психолог: Какую реакцию это вызывает у взрослых?
Дети: Негативную.
Учитель: Показать неординарность героя – было главной задачей писателя. Разночинец по происхождению, демократ-просветитель по убеждениям, человек нового материалистического мировоззрения, Базаров подходил к жизни с новыми практическими требованиями. Не зря Аркадий охарактеризовал Базарова как нигилиста. А кто они?
- Как на этот заявление реагируют П.П.и Н.П.Кирсановы? /(слайд 8)
Итак, Базаров живет в доме Кирсановых уже около двух недель. Он никого не стесняет, занимается опытами, а по вечерам ведет споры с Павлом Петровичем и Николаем Петровичем, пытаясь объяснить людям старшего поколения свои воззрения.
-Как относится Павел Петрович к Базарову?
Дети: Павел Петрович всей душой возненавидел Базарова.
- А Николай Петрович?
Дети: Николай Петрович побаивался молодого нигилиста, но охотно его слушал, сомневался в пользе его влияния на Аркадия.
Учитель: А как Базаров относился к старикам Кирсановым? К Н.П..Кирсанову? Зачитайте текст.
Дети: Базаров о Николае Петровиче: «Твой отец добрый малый, но отставной, его песенка спета». Базаров советует Аркадию предложить отцу книгу посерьезней, например, «Материя и сила».
Психолог: Понимает ли Базаров и старшие Кирсановы друг друга?
Дети: /ответы учащихся/
Учитель: Во всем ли Николай Петрович согласен с Павлом Петровичем, давая оценку Базарову? Ведь Николай Петрович охотно слушал Базарова, сам присутствовал при опытах, которые проводил молодой естествоиспытатель. Николай Петрович несколько лет жил в Петербурге, стремясь не отставать от сына. Найдите в тексте высказывание Николая Петровича о Базарове
Дети: Николай Петрович: «Может быть, Б. и прав, но мне одно больно: я надеялся теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался назади, а он ушел вперед и понять мы друг друга не можем».
Психолог. Непонимание интересов чаще всего ведет к столкновению мнений, что является причиной конфликта.
-А что такое конфликт? Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений или взглядов.
Николай Петрович понимает, что молодое поколение имеет другие взгляды на общественно-политическую жизнь, на литературу, искусство, поэтому в спорах он не принимает участия, молчит, слушает, болезненно взглядывает на Аркадия.
Но Павел Петрович, аристократ в душе, не может смириться с тем, что в доме есть человек, который отрицает все, чем живет он сам.
Учитель. В 10 главе происходит столкновение между Базаровым и Павлом Петровичем. Прочитаем эту сцену.
Психолог: Обратите внимание, как построен спор! «Спорящие не стремятся к истине. Весь спор построен по принципу «общих» и «противоположных мест». (слайд 9), (слайд 10), (слайд 11)
Психолог: Что явилось почвой для конфликтной ситуации?
Дети: Разные мнения по предложенному вопросу, разные жизненные позиции.
Учитель: В конце 10 главы Николай Петрович вспоминает о своей ссоре с матушкой. Прочитаем этот эпизод
Психолог: Одинакова ли основа конфликтной ситуации в обоих эпизодах? Да. И Николай Петрович объясняет причину конфликта: «Мы принадлежим к двум различным поколениям».
Психолог. Итак, желание убедить в своей точке зрения ведет к возникновению спора, а нежелание понять точку зрения другого ведет к возникновению конфликта.
-А можно ли было избежать этого конфликта? Как?
Дети: мнение учащихся. Если бы герои романа уважали мнение друг друга.
Психолог: Надо бояться не споров, а конфликтов, неумения и нежелания их решать. (слайд 12)
-Ребята, а вы, всегда уважаете мнение взрослых, учителей, родителей? Назовите причины, по которым происходят конфликты с родителями
Дети: мнение учащихся
-Как вы думаете, чем обоснованы требования родителей?
Дети: Заботой о вас.
Психолог: Как вы считаете, что является самым важным для хороших отношений между родителями и детьми?
Дети: мнение учащихся
Психолог: Что недопустимо в отношениях детей и родителей?
Дети: Непонимание, неуважение, обиды.
Психолог: Для большинства родителей дети являются важнейшей частью жизни. И, несмотря на то, что иногда отношения с этими близкими людьми не всегда складываются просто, социологические опросы показывают, что для большинства подростков родители и родной дом имеют в жизни очень большое значение.
Учитель: Подтверждение этой мысли мы находим и в романе И.С.Тургенева: «Базаров ушел, а Аркадием овладело радостное чувство. Сладко засыпать в родимом доме, на знакомой постели, под одеялом, над которым трудились любимые руки, быть может, руки нянюшки, те ласковые, добрые и неутомимые руки».
Учитель. Итак, сегодня мы только начали разговор о противоборстве между Базаровым и Павлом Петровичем, о конфликте «отцов» и «детей». Спор между героями продолжится и в следующих главах. Я думаю, что знания из области психологии, полученные на сегодняшнем уроке, помогут нам понять характеры героев, узнать, преодолима ли пропасть между отцами и детьми. (слайд 13)