Просмотр содержимого документа
«"Белый пароход" по технологии БиС Ч.Айтматова»
Урок литературы
Класс: 7а
Тема «Белый пароход» Ч.Айтматова
Учитель: Нурмуханбетова Т.К.
Цель:
вместе с детьми осмыслить прочитанный отрывок из произведения Айтматова;
Задачи:
продолжить обучение характеристике литературных героев через их взаимоотношения и отношение к миру природы; учить подбирать ключевые эпизоды, цитаты для характеристики героев;
-развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся, устную речь;
— формировать интерес к нравственным вопросам, учить чувствовать слово.
Оборудование: презентация
Технология:БиС
Ход урока:
1.Орг.момент
2.Слайдовая презентация
3.Чтение повести (3мин-1лист)
Опорные слова(1мин на заучивание,1 мин пишут)
1.Киргизия
2.9
3.Редактор
4.посол
5.журналист
6.Москва
7.Шекер
Взаимопроверка
Перекрестный опрос:
1.Кто является автором пов . «Белый пароход»
2.Назови персонажей повести
3.Где происходят события повести?
4.С кем жил мальчик?
5Почему его так прозвали?
6.Сколько было ему лет?
7.Что купил дед мальчику?
8.Кому показал мальчик свой портфель?
9.Как отнесся на это Сейдахмет?
10.С кем любил разговаривать мальчик?
11.К кому обратился мальчик со словами: «ты не верь Сейдахмету,дедушка у меня совсем не такой.Он совсем не хитрый,и потом у над ним смеются»
12.О каком озере говорится в повести?
13В кого хотел превратиться мальчик?
14.Как называлась гора,о которой повествуется в повести?
15.Где были родители мальчика?
Ставятся +и -
Критические вопросы:
1.В каком казахском аиле родился Айтматов?
2.Кем был отец 10-летнего мальчика в повести?
3.В каком магазине дед купил портфель мальчику?
4.Почему сестра Бекей всегда была не в настроении?
5.Что разглядывал мальчик в бинокль с макушки Черной горы?
6.Сколько детей было у Орозкула?
7.Что купили мужчины,которые обступили автолавку?
8.Кем работал Айтматов после окончания 8 класса?
9.Почему деда прозвали «мудрый» Момун?
10.министром какой республики был Айтматов в Бельгии?
11.Почему роман называется «Белый пароход»?
12.Как называлась первая книга Айтматова,вышедшая в 1957 году (58, «Лицом к лицу»)
13.В 1988-90годах редактором какой газеты был Ч.Айтматов? (журнал «Иностранная литература»)
Ставятся +и -,спасательный круг
Аналитическая беседа
-Ребята, как вы думаете, чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке?
Какой смысл таится здесь?
Заглавие повести отражает его основную тему «Человек и природа», «Природа и цивилизация»…
«Белый пароход». Неслучайно слово «белый» используется в заглавии повести. Белый, т.е. чистый, светлый. А дальше просится понятие «чистая, светлая мечта». Под словом «пароход» понимается «что-то тёплое, лелеющее».
Вывод: Белый пароход – это мечта мальчика. Он хочет, чтобы белый пароход подплыл к нему поближе. Он решил и верит. Что там его отец, иссык-кульский матрос, которого он ни разу не видел.
Кто его разлучил с отцом? Где его мать? (Где его корни?)
Разве мальчик не должен жить с родителями?
— Как живется мальчику среди взрослых? Почему так часто ему хочется «уйти куда-нибудь или улететь»? (Мальчику всего 7 лет. Но он уже узнал, что такое жестокость, равнодушие, несправедливость, неблагодарность. Он растет, брошенный отцом и матерью, на попечении деда и неродной бабки. Та постоянно попрекает его и напоминает, что он чужой. Мальчику жаль деда, тетку Бекей.)
— Какие вопросы волнуют мальчика? Что он пытается понять? («Почему люди так живут? Почему одни злые, а другие добрые? Почему есть счастливые и несчастливые? Почему есть такие, которых все боятся, и такие, которых никто не боится? Почему у одних есть дети, у других нет? Почему одни люди могут не выдавать жалованье другим?» Вопросы остаются без ответа, и мальчик страдает, затаив обиду. Мальчик не может понять, почему все прощают обиды Орозкулу. Он уверен, что таких людей надо наказывать).
— В чем суть мечты мальчика о Белом пароходе? (Это мечта о добрых, любящих людях, об отце и о матери, о справедливости и счастье).
— Какие определения вы подобрали бы для характеристики этого героя?
Кластер
(Чуткий, впечатлительный, доверчивый, светлый, дружелюбный, умеющий фантазировать и т.д. Он многому хорошему научился у деда).
— Что мальчика заставило сделаться рыбой и уплыть? (Он уплывает «рыбой» в знак протеста против бессердечности взрослых людей. Для мальчика расправа с Матерью-оленихой, в которой участвовал и Момун, стало крушением мира. Его мучило сознание собственной беспомощности, то, что он не в силах был ничего поделать с этими людьми).
Вывод учителя:
— Значит, мальчик в свои 7 лет понял, почувствовал сердцем, что главное в человеческой жизни. Он был до конца верен себе, своему идеалу, своей сказке.
Осмысление заключительных слов повести.
Чтение отрывка( учитель).
— Почему, несмотря на трагический конец повести, в нашей душе рождается светлое чувство? (Мечта мальчика осуществилась: он хотел приплыть к Белому пароходу, рассказать людям о своей жизни, о Расторопном Момуне, о своей вере в Рогатую Мать-олениху, в красоту, добро и справедливость. Писатель выполнил волю мальчика, повторяя его слова: «Здравствуй, Белый пароход, это я!» В этих словах – победа всего светлого в жизни).
1V. Итог урока.
— ответьте на вопрос, что же главное в человеческой жизни. (Это совесть.)
— А что такое совесть? (Совесть – это чувство ответственности за свое поведение перед людьми).
Вывод учителя.
— Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то его упрекает, то радует. Это чувство называется совестью. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках. Совесть объединяет в человеке добро, сердечность, веру и надежду.
Каждый должен чтить и почитать старших, заботится о детях, иметь в душе тепло и свет.