kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как сентиментальная повесть»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я работаю учителем русского языка и литературы 24 года. Имею высшую категорию.Стараюсь идти в ногу со временем. Посещаю различные мастер-классы, семинары и курсы повышения квалификации. Решила поделиться своими разработками уроков.Принимаю участие в различных конкурсах, готовлю учеников к олимпиадам. Публикуюсь в газетах и журналах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как сентиментальная повесть»»


Разработка открытого урока литературы в 8 классе по теме:

«Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как сентиментальная повесть». (1792г)

Цели:

1. Раскрыть идейно-художественное своеобразие повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

2. Формировать умение анализировать произведение, давать оценку поступкам героев; развивать устную речь.

3. Воспитывать чувство ответственности перед другими людьми; вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Тип урока: урок-беседа с применением технологии критического мышления

Оборудование: презентация, эпиграф, видеофильм


Ход урока

1) Организационный момент. (4 мин) Психологический настрой учащихся. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сейчас вы просмотрите притчу о любви.

-Какое отношение имеет этот фильм к произведению, о котором мы будем сегодня говорить?

-Какие выводы вы сделали для себя?

Любовь удивительна. Она умет прощать предательство, измену, ложь, злость, обиду, разочарование. Но самый страшный враг чувств – равнодушие. И мы не останемся равнодушными к судьбе Лизы из повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

2) Введение в тему урока. (1мин) Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о самой известной повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». В современном издании она занимает от силы десять страниц печатного текста. Но эти десять страниц потрясли литературный мир. Повесть «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло не одно поколение русских читателей.

3) Разминка «Эпиграф». (2 мин)

Эпиграфом к нашему уроку являются слова Е.Осетрова: «Бедная Лиза» - образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувствительной» душе».

- Как вы понимаете слова Е.Осетрова?

-Какое литературное направление указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого литературного направления? (сентиментализм)

Работа с иллюстрациями рисунков к повести.

4) Сообщение темы урока учащимися.(2мин) Ребята, а теперь попытайтесь сформулировать тему урока сами.

5) (3 мин)Сообщение целей урока: Попытайтесь сформулировать цели урока.

6) (2мин)Работа над названием произведения.

- Подумайте, почему повесть названа именем Лизы? (она главный герой, с ней связана основная мысль повести)

-Почему произведение называется именно «Бедная Лиза»? Какой смысл вкладывает Карамзин в слово «бедная»? (бедная, несчастная)

-Что Лизу сделало бедной, несчастной? (Любовь)


Риторический вопрос учителя: Любовь…А почему? Почему любовь, это чистое, нежное чувство, приносит боль, страдание, разочарование? В этом мы сейчас и попытаемся разобраться.

6) (2 мин)Работа на осмысление содержания произведения. В форме игры с сердечком «Я тебя люблю».

Слайд 6-17. Блиц-опрос:

1.В каком году написано произведение?(1792)

2.Каков жанр произведения «Бедная Лиза»? (повесть)

3.Где происходят события в повести? (село Коломенское под Москвой)

4.Кто главные герои повести? (Лиза,Эраст и мать Лизы).

5. Каково социальное положение Лизы и Эраста? (крестьянка и дворянин)

6.От чьего лица ведется повествование? (от лица автора).

7.Чем занималась Лиза целыми днями? (ткала холсты, вязала чулки, рвала цветы, собирала ягоды).

8.А почему Лизе пришлось работать?

9.Какие цветы продавала Лиза, когда впервые увидела Эраста? (ландыши)

10.Сколько рублей положил Эраст в карман Лизы? (1 рубль)

11.Что случилось с главной героиней?

12.Какие слова из повести стали афоризмом? И крестьянки любить умеют..

7) (12 мин ) Работа в группах. Творческая работа. Постановка познавательной задачи.

(3 мин) - Сейчас мы рассмотрим взаимоотношения Лизы и Эраста: Как зарождаются и развиваются чувства между молодыми людьми.

-Сделайте презентацию: возможно, это будут высказывания, рисунки, схемы, символы. (Один рисует, другие пишут, кто-то ищет в книге цитаты). Все отразить в презентации. Есть ватман, фломастеры для работы. Время работы 10 минут.

-Критерии презентации:

-время;

-эстетичность;

-содержательность;

-защита проекта.

Каждой группе дается инструкция-схема.

Инструкция-схема для группы №1. Лиза:(ландыш)
1. Как зарождается и развивается любовь Лизы?

2. Какие чувства переполняют ее душу?

3. Помогают ли ей доводы рассудка?

4.Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?

5. Какими чертами характера автор наделил Лизу?

6. Следует ли Лиза советам матери: «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром».

7. Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы?

8. Лиза полюбила Эраста всею душой. Но почему в глубине сердца Лизы живет предчувствие боли, беды? Докажите, что эта любовь обречена

9. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста?




Художник пишет свою «Бедную Лизу» в 1827 г. Многие отмечали, что он в этой работе милосердием своим превзошел Н.М. Карамзина. Если писатель сентиментален в изображении своей бедной Лизы, то Кипренский романтичен. Работая над портретом, он скорее всего вспоминал крепостную мать, ее судьбу, любовь которой была разбита, жизнь исковеркана. 
Кипренский и изобразил Лизу в тоске и печали. Юная миловидная девушка с мольбой смотрит на того, с кем ей суждено расстаться. В ее дрожащей руке красный цветок — символ любви, у которой нет будущего. 


Латинское название «ландыш» в дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае».
Прекрасный весенний цветок издавна привлекал внимание людей и о его происхождении сложено множество поэтических легенд.
В христианской мифологии ландыш – это слезы Богородицы, которые она проливала, стоя у креста распятого сына. Слезы эти, падая на землю, превращались в чистые прекрасные цветы, которые, отцветая, становились красными, похожими на кровь плодами.
Любовь к ландышу осветила творчество многих поэтов и писателей. Как о самом любимом цветке отзывались о нем А.И.Куприн, С.Ковалевская, П.И.Чайковский, А.А.Фет и другие.
В поэтических произведениях цветы ландыша всегда олицетворяли чистоту, нежность, любовь, верность, невинность.


Инструкция-схема для группы №2. Эраст: (деньги)
1. Каким предстал Эраст перед матерью Лизы?.

2. Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

3. Что привлекло Эраста в Лизе?

4.Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?
5. Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?
6. Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?
7. Какими чертами характера автор наделил Эраста?

8. Чем было вспыхнувшее чувство для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?

9. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста?

Рассказать о губительной силе денег. 


Инструкция-схема для группы№3. (слезы)

1.Почему Лиза добровольно ушла из жизни?

2.Как вы считаете, правильно ли Лиза поступила, бросившись в пруд?

3.А теперь вспомним «Притчу о любви». Нужно прощать обиду, измену. Если любишь, прости.

4.Какую развязку повести могли бы вы предложить?
5. Почему Лиза была похоронена не на кладбище, а у пруда?

Слезы тоже являются лейтмотивом повести. 


8) Защита презентаций учащимися. (7 мин)


После защиты презентации группы оценивают друг друга. Розовый стикер – понравилось, желтый – не очень, зеленый – не понравилось.


Физминутка.

Работа с текстом. Найдите ключевые слова, которые помогут вам раскрыть образ лизы. Зачитайте.

1 группа - докажите, что Лиза – положительный образ.


2 группа - докажите, что Лиза - отрицательный образ. (Совершила великий грех: потеряла невинность, обманула мать, не сказала про Эраста, бросилась в пруд, эгоистка, думает только о себе, а не о старенькой больной матери)


3 группа—Советы девушкам нашего времени. Какими качествами должна обладать девушка? Что бы вы посоветовали девушкам в наше время? Могут ли современные молодые люди извлечь из повести нравственные уроки ? Если да, то какие?


8) (1 мин)Обобщение: На примере жизни Эраста Карамзин показывает, какую большую роль играет чувство любви в формировании человеческой личности, но и предупреждает о необходимости рассудка в любви. Человек должен строить своё счастье на гармонии чувства и разума.
9) «Синквейн» (3 мин) Групповая работа.

-Составьте синквейн:

1 группа-Лиза

2 группа-Эраст

3 группа-Повесть «Бедная Лиза»

Сентиментальная, захватывающая,

Учит, увлекает, наставляет

В жизни правит любовь

Сентиментализм

Притча:Никто не достоин слёз

    Девушка очень сильно полюбила молодого человека. Она словно молилась на него. И могла бы отдать всю свою жизнь ему, если бы он захотел! 
    Но он не смог ее полюбить! Но вместо того, чтобы уйти навечно из ее жизни, он заставлял ее мучаться. Вечером он приходил к ней и говорил, что безумно ее любит, а на утро исчезал, и не появлялся долгое время. Потом приходил, умолял простить его, и вновь пропадал! И так история продолжалась... 
    Девушка долго плакала по ночам, пока не поняла одну вещь, "что никто не достоин её слёз, а те, кто этого достоин, просто не заставит её плакать". После чего она переборола себя, и не простила молодого человека, который постоянно её мучал. И пусть ей было больно с ним проститься на всегда. Зато она знала, что в мире есть человек, который "не заставит её плакать"... 


«Соловьи монастырского ада,

Как и все на земле соловьи,

Говорят, что одна есть отрада


И что эта отрада – в любви…»

И. Северянин 

(5 мин) Организация рефлексивного пространства.

Мне это было неинтересно.

Мне было очень интересно.

На уроке мне было сложно.

Урок помог задуматься:

Я понял(а):


(2 мин) Дом задание:

написать свой вариант развязки произведения.




Инструкция-схема для группы №1. Лиза:(ландыш)


1. Как зарождается и развивается любовь Лизы?

2. Какие чувства переполняют ее душу?

3. Помогают ли ей доводы рассудка?

4.Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?

5. Какими чертами характера автор наделил Лизу?

6. Следует ли Лиза советам матери: «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром».

7. Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы?

8. Лиза полюбила Эраста всею душой. Но почему в глубине сердца Лизы живет предчувствие боли, беды? Докажите, что эта любовь обречена

9. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста?

































Инструкция-схема для группы №2. Эраст: (деньги)


1. Каким предстал Эраст перед матерью Лизы?.

2. Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

3. Что привлекло Эраста в Лизе?

4.Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?
5. Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?
6. Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?
7. Какими чертами характера автор наделил Эраста?

8. Чем было вспыхнувшее чувство для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?

9. Как разрешается тема любви Лизы и Эраста?

Рассказать о губительной силе денег. 















Инструкция-схема для группы№3. (слезы)


1.Почему Лиза добровольно ушла из жизни?

2.Как вы считаете, правильно ли Лиза поступила, бросившись в пруд?

3.А теперь вспомним «Притчу о любви». Нужно ли прощать обиду, измену?

4.Какую развязку повести могли бы вы предложить?
5. Почему Лиза была похоронена не на кладбище, а у пруда?
























1 группа - докажите, что Лиза – положительный образ.









2 группа - докажите, что Лиза - отрицательный образ. (Совершила великий грех: потеряла невинность, обманула мать, не сказала про Эраста, бросилась в пруд, эгоистка, думает только о себе, а не о старенькой больной матери).










3 группа—Советы девушкам нашего времени. Какими качествами должна обладать современная девушка?Что бы вы посоветовали девушкам в наше время? Могут ли современные молодые люди извлечь из повести нравственные уроки. Если да, то какие?





Мне это было неинтересно.

Мне было очень интересно.

На уроке мне было сложно.

Урок помог задуматься:

Я понял(а):


Мне это было неинтересно.

Мне было очень интересно.

На уроке мне было сложно.

Урок помог задуматься:

Я понял(а):


Мне это было неинтересно.

Мне было очень интересно.

На уроке мне было сложно.

Урок помог задуматься:

Я понял(а):


Мне это было неинтересно.

Мне было очень интересно.

На уроке мне было сложно.

Урок помог задуматься:

Я понял(а):


Мне это было неинтересно.

Мне было очень интересно.

На уроке мне было сложно.

Урок помог задуматься:

Я понял(а):


Мне это было неинтересно.

Мне было очень интересно.

На уроке мне было сложно.

Урок помог задуматься:

Я понял(а):


Мне это было неинтересно.

Мне было очень интересно.

На уроке мне было сложно.

Урок помог задуматься:

Я понял(а):





Мне это было неинтересно.

Мне было очень интересно.

На уроке мне было сложно.

Урок помог задуматься:

Я понял(а):


Мне это было неинтересно.

Мне было очень интересно.

На уроке мне было сложно.

Урок помог задуматься:

Я понял(а):


Мне это было неинтересно.

Мне было очень интересно.

На уроке мне было сложно.

Урок помог задуматься:

Я понял(а):


Мне это было неинтересно.

Мне было очень интересно.

На уроке мне было сложно.

Урок помог задуматься:

Я понял(а):


Мне это было неинтересно.

Мне было очень интересно.

На уроке мне было сложно.

Урок помог задуматься:

Я понял(а):


Мне это было неинтересно.

Мне было очень интересно.

На уроке мне было сложно.

Урок помог задуматься:

Я понял(а):


Мне это было неинтересно.

Мне было очень интересно.

На уроке мне было сложно.

Урок помог задуматься:

Я понял(а):


Мне это было неинтересно.

Мне было очень интересно.

На уроке мне было сложно.

Урок помог задуматься:

Я понял(а):


Мне это было неинтересно.

Мне было очень интересно.

На уроке мне было сложно.

Урок помог задуматься:

Я понял(а):


Мне это было неинтересно.

Мне было очень интересно.

На уроке мне было сложно.

Урок помог задуматься:

Я понял(а):


Мне это было неинтересно.

Мне было очень интересно.

На уроке мне было сложно.

Урок помог задуматься:

Я понял(а):


Мне это было неинтересно.

Мне было очень интересно.

На уроке мне было сложно.

Урок помог задуматься:

Я понял(а):









Самоанализ урока литературы в 8 «Б» классе.

Школа ____СОШ 31______ класс ___8 «Б»______ предмет ___Русская литература___________ Ф.И.О.учителя ________Баймагамбетова А.А.__________

Тема урока: «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как сентиментальная повесть.

Вопросы для самоанализа

Примерный план самоанализа

1.

Место данного урока в системе уроков. Тип урока.

Тип урока:

3)       обобщение и систематизация ЗУНов;

4)       комбинированный.

2.

Формулировка целей и задач урока, оценка их оптимальности, пути их реализации.

Образовательные задачи: формирование специальных умений и навыков.

Воспитательные задачи: формирование мировоззрения, нравственного воспитания.

Задачи развития мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать.

Задачи развития воли: целеустремлённость, выдержка, самообладание, сопереживание.

Задачи развития когнитивных способностей: (познавательных интересов и способностей).

3.

Краткая характеристика класса, учёт особенностей развития учеников.

Отношение к учёбе, активность, работоспособность, навыки учебно-познавательной деятельности, специальные и общеучебные умения, интерес к предмету, трудности в работе с данным классом.

4.

Выбор структуры урока. Обоснование её оптимальности.

Этапы урока:

1)       тема, цели урока;

2)       проверка ЗУНов, дом. задания;

3)       изучение нового материала;

4)       обобщение и систематизация знаний; закрепление;

5)       проверка усвоения материала;

6)       итоги урока;

7)       домашнее задание.

5.

Оценка содержания каждого этапа урока.

Укажите главное, существенно необходимое для решения намеченных задач урока, соответствие содержания требованиям программы, реализацию в содержании урока принципов научности, систематичности и последовательности, доступности, связи обучения с жизнью.

6.

Оценка оптимальности выбранных форм и методов обучения. Их педагогическая целесообразность.

Укажите формы работы (общеклассные, групповые, индивидуальные), используемые на каждом этапе урока. Индивидуальный, дифференцированный подход к учащимся. Обоснуйте избранные вами комплексы методов:

1)       словесные – рассказ, беседа, объяснение, лекция;

2)       наглядные – иллюстрация, демонстрация;

3)       практические – опыты, упражнения, трудовые задания;

4)       индуктивные и дедуктивные;

5)       репродуктивные или поисковые;

6)       методы самостоятельной работы;

7)       методы стимулирования – познавательные игры, создание ситуации успеха, поощрение и т.д.;

8)       методы контроля и самоконтроля – устного, письменного.

 


Выступление ученика 10 «А» класса Опрышко Михаила на Районной научно-практической конференции с научным проектом на тему : «Национальные особенности речевого этикета».

Дата проведения: 11 ноября 2014 года

Место проведения: Качирская СОШ №3 им.К.Оспановой.

Научный руководитель: Баймагамбетова А.А.

Одержал победу,занял 2 место. Молодец!






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
«Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как сентиментальная повесть»

Автор: Баймагамбетова Айгуль Адамиевна

Дата: 24.11.2015

Номер свидетельства: 257823


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства