kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Библиотека ярославской семьи. Урок чтения и нравственного воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Книжная серия "Библиотека ярославской семьи" - уникальный сборник, первый в России опыт создания многотомной книжной серии, описывающей культурное, историческое, и природное многообразие отдельно взятого региона. Урок знакомства с этой книжной серией построен с использованием активных форм, способствующих развитию нравственных качеств личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Библиотека ярославской семьи. Урок чтения и нравственного воспитания »

8



МОУ Пречистенская СОШ











Классный час

8 а класс


Автор: Салова Ольга Валентиновна,

заместитель директора по ВР














п.Пречистое

19.01.2015 г.

I. Вступительное слово учителя.


- Добрый день, ребята, уважаемые гости! Сегодня 19 января - праздник Крещения Господня — один из самых древних праздников христианской Церкви. Примечательно, что именно в этот день в гости к нам пришла «Библиотека ярославской семьи», её очередной пятитомник, страницы которого рассказывают о святых, а также о монастырях и храмах земли ярославской.

Возьмите в руки любой том, перелистайте его страницы, задайте те вопросы, ответы на которые вы бы хотели услышать сегодня.

(Дети задают вопросы)


II. Выступления обучающихся.

  1. История создания «Библиотеки ярославской семьи». (Майков Артём, Шалашов Никита)

Книжная серия «Библиотека ярославской семьи», увидевшая свет при поддержке Правительства Ярославской области и лично губернатора Сергея Николаевича Ястребова, – это первый в России опыт создания многотомной книжной серии, описывающей все культурное, историческое и природное многообразие отдельно взятого региона.

Цель проекта – сохранение и приумножение исторического, культурного, духовного и природного наследия Ярославского края.

Над проектом «Библиотека ярославской семьи» работали более двухсот специалистов, около 40 из которых – кандидаты и доктора наук.

В реализации проекта принимали участие сотрудники трех вузов, 24 музеев, восьми краеведческих и этнографических сообществ и организаций, семи библиотек и архивов. Были использованы тысячи источников, в том числе малодоступных

Первые пять томов серии «Библиотека ярославской семьи» завоевали Гран-при международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере – 2014».

Первый пятитомник посвящен истории Ярославского края. В него вошли рассказы о людях, которые прославили нашу землю: актрисе Прасковье Жемчуговой и первой женщине- космонавте Валентине Терешковой, народном художнике Николае Мухине и воеводе, переводчике и политическом деятеле Андрее Курбском, братьях, положивших начало Голливуду Джозефу и Николасу Шенки, художнику Борису Григорьеву и основателю театра Федору Волкову.

В марте 2014 года «Библиотека ярославской семьи» стала лауреатом X всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы «Малая Родина» в номинации «Мой край».

В апреле 2014 года по итогам конкурса «Ярославская книга года» книжная серия «Библиотека ярославской семьи» получила диплом победителя в номинации «Лучшее научно-популярное издание».

18 июня 2014 года в областной научной библиотеке им. Некрасова состоялась презентация второго пятитомника научно-популярной 22-томной книжной серии «Библиотека ярославской семьи», который посвящен святым, храмам и монастырям Ярославской области. Само же издание приурочено к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

По поручению губернатора Сергея Николаевича Ястребова книги серии «Библиотека ярославской семьи» переданы в районные и школьные библиотеки региона.



  1. СВЯТЫЕ Ярославского края. Презентация 6-го тома «Библиотеки ярославской семьи» (Демидова Светлана, Монахов Дмитрий)


Уважаемые ребята, гости! Убедительно просим вас: запишите имена святых, о которых рассказывается в 6-м томе «Библиотеки ярославской семьи»


Многие столетия русские люди через образы святых высказывали свои представления о долге, нравственности, чести. В них соединялись духовные ценности Православной церкви, идеалы светской культуры, народные чаяния и традиции. Образы канонизированных (значение слова) святых позволяют увидеть нравственные образцы, свойственные отдельному региону такому, как, например, Ярославская область.

Русский философ и историк Георгий Петрович Федотов говорил об особом русском характере святости. Главная ее особенность – раскрытие русской Церковью смысла национальной идеи в Православии. Эта святость воплотилась в канонизации большого числа русских князей.

Многие из них связаны с Ярославской землей:

  1. благоверные Борис и Глеб

  2. Ярослав Мудрый

  3. Александр Невский

  4. Василий и Константин

  5. Федор (Черный) с сыновьями

  6. Роман Угличский

  7. Андрей Смоленский,

о жизни которых можно узнать из шестого тома представленной книжной серии.

Это святые, чей подвиг состоит не только и не столько в аскетизме (значение слова). Они были мучениками за веру и за национальный идеал, «положив душу свою за други своя».

Ярослав Мудрый распространял христианство и призывал к национальному согласию;

Борис и Глеб добровольно заплатили жизнью,

а Андрей Смоленский потерял власть и богатство, отказавшись участвовать в братоубийственной войне;

Александр Невский сделал государственный выбор, предпочитая платить дань ордынскому Востоку, но сохранить при этом русскую православную душу от Запада;

Константин погиб в битве на Туговой горе в 1257 г., защищая родной город;

Василий и Роман восстанавливали жизнь в Ярославском и Угличском княжествах после татаро-монгольского нашествия, прославившись заботой о подданных.

Таким образом, русская святость оказывалась теснейшим образом связанной со святынями национальной жизни. «Этой святыне… приносится в жертву даже святость аскетического подвига, когда св. Сергий Радонежский благословляет иноков поднять меч на Куликовом поле».

Примечателен образ ярославского святого благоверного князя Фёдора Чёрного, небесного покровителя города.

Он стал идеалом, отвечавшим как церковно-религиозным, так и нравственно-этическим и патриотическим представлениям ярославцев, несмотря на грехи и ошибки, совершенные им в качестве государственного деятеля. Житие Федора во главу угла ставит такие ценности, как благочестие, молитвенность, преданность вере, в его жизнеописании проявляется местный патриотизм, забота о городе и его жителях, воинские доблести. Местночтимый святой Федор Чёрный в период поиска национальных идеалов в 16 в. становится общерусским: его имя включают в Макарьевские Великие Минеи-четьи, а изображение помещают в росписях Архангельского собора в Москве.

Появление новых святых и всплеск интереса к ним, к их жизни связан во многом с формированием русского национального самосознания, отечественной государственности, осмысления духовного наследия, создания общерусской культуры.

Неслучайно, что как ярославские святые в период Смутного времени прославлены преподобномученица Анастасия, погибшая вместе с сотнями русских людей от рук польско-литовских интервентов в Угличе, и преподобный Иринарх Затворник, передавший благословение Дмитрию Пожарскому.

Через 300 лет после Смуты революционный слом в общественном сознании и гонения на Православную церковь почти привели к потере Россией своей национальной идентичности (значение слова), но в то же время привели и к появлению сотен святых русских новомучеников, вернули Русское Патриаршество.

В 1989 г. Русской Православной Церковью был канонизирован святитель Тихон, Патриарх Московский, до своего избрания почти 7 лет отдавший служению в Ярославской губернии. Заточение и постоянные допросы, содержавшие в том числе обвинения в «черносотенной деятельности», не заставили его отказаться от убеждения, что «быть русским на Руси не предосудительно». Сейчас в Дзержинском районе г. Ярославля в честь святителя Тихона строится новый православный храм.

Уже в 21 в. к лику святых был причислен ярославский уроженец, великий русский флотоводец, адмирал Федор Ушаков, знаменитый тем, что не проиграл ни одного морского сражения, не потерял ни одного корабля и не позволил взять в плен ни одного русского матроса.

Особая русская традиция канонизации святых продолжается до настоящего времени, подтверждая, что исконные духовные идеалы православной Руси имеют непреходящее значение и исключительно важны для современности.


Внимательный ли вы слушатель? Назовите имена ярославских святых.

  1. Борис и Глеб,

  2. Ярослав Мудрый,

  3. Александр Невский,

  4. Василий и Константин,

  5. Фёдор Чёрный с сыновьями,

  6. Роман Угличский,

  7. Андрей Смоленский,

  8. Сергий Радонежский,

  9. преподобномученица Анастасия,

  10. преподобный Иринарх Затворник,

  11. Тихон,

  12. Фёдор Ушаков





3. ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ Ярославского края

Презентация 7 – 10 томов «Библиотеки ярославской семьи» (Лопатина Елизавета, Антонов Сергей, Королёва Мария, Реброва Александра, Дуднев Евгений)


Запишите названия ярославских церквей, храмов и монастырей, о которых сейчас расскажут ребята.


Православный храм - это особый мир, «небо на земле». Русский религиозный философ, священник Павел Александрович Флоренский говорил о большом культурном значении синтеза (значение слова) искусств русского храма, куда входят архитектура, музыка и пение, литература, иконопись, а также специальные «искусства» дымов, фимиамов, ритуальных облачений и жестов и т.п. Всё, что окружает людей в храме, гармонично сливаясь воедино, производит неизгладимое впечатление на внутренний мир человека.

В православных храмах отразились представления русского человека о мире, мироощущение эпохи и народа, их создавшего. Одним из главных смыслов русского храмового зодчества стала идея соборности (значение слова), как «единства во множестве». Её рассматривают как умение русского народа в переломные моменты истории сплотиться, сохранить свою самобытность и своеобразие при самых неблагоприятных условиях. Недаром, соборы Василия Блаженного и Христа Спасителя в Москве были построены в память о взятии Казани и победе в войне 1812 г., а св. Преподобный Сергий Радонежский строил храм Святой Троицы, видя в нем прототип собирания Руси в духовном единстве и братской любви.

Храм на Руси воспринимался как часть русской земли, часть русской природы. Если в Европе храм строился в центрах городов или крупных населённых пунктах, то на Руси храмы могли строиться в глуши, совсем далеко от людей, и только потом вокруг них вырастали города или деревни. При этом храмы порой возводились даже не для нужд монастырей, а просто для украшения окружающей природы (знаменитый храм Покрова на Нерли, построенным князем Андреем Боголюбским в 12 в. посреди заливных лугов).

В исторической судьбе Ярославля вершиной стало 17-е столетие — его культурный «Золотой век». Высшими достижениями ярославской школы архитектуры и живописи того времени стали церкви Ильи Пророка и Иоанна Предтечи в Толчкове (последняя, кстати, изображена на современной 1000-рублевой купюре).

Храм Иоанна Предтечи, построенный на средства богатой ремесленной слободы, служит показательным примером храмостоительства «всем миром», ярким выразителем высоких культурных и духовных притязаний ярославцев.

Вместе с тем, чрезвычайно важно ярославское религиозное архитектурное наследие, появившееся в 18 - 19 веках. В Ярославском крае строительство церквей было не просто одним из самых широких, но в превосходило московское (за 50 лет на границе 18 и 19 веков в Московской области было построено более 350 храмов, а в Ярославской -  более 450). Это делает ярославские храмы не только ценным и уникальным, но и массовым источником для развития культуры.

В Ярославской губернии в 19 в. насчитывалось более 20 монастырей. По их количеству Ярославский край занимал 6 место в Империи, уступая лишь Москве, Нижнему Новгороду, Твери, Новгороду и Владимиру (всего в России к 1917 г. было более 1000 православных монастырей).

Православные монастыри были не только духовными центрами, но и центрами культуры и просвещения, оказывали заметное воздействие на политическое, социальное и экономическое развитие страны. Достаточно вспомнить о роли монастырей в объединении русских княжеств вокруг Москвы (Толгский монастырь, в отстаивании независимости и самостоятельности Русского государства в период Смуты (Спасо-Преображенский монастырь) и т.д.

Во время колонизации новых российских земель и приобщения к православию новых народов монастырские хозяйства начинали мирное освоение огромных пространств одновременно с широкой просветительской деятельностью. Широко известны выходцы из монашеской среды, ростово-ярославские святители Леонтий и Авраамий, тысячу лет назад распространявшие христианство среди языческих финских племен на территории Ярославской области. Пустынные монастыри с их отшельничеством и строгим аскетизмом служили духовно-нравственным образцом для жителей. Многие городские монастыри строились как оборонительные укрепления, в том числе и как выдвинутые за черту города сторожевые крепости.

Исполняемые православными монастырями функции всегда были сложными и многообразными. Широко известны социальные функции монастырей: образовательная, просветительная и воспитательная деятельность, бесплатная медицинская помощь, благотворительность и помощь нуждающимся. Это деятельное служение монастырей было общенародным - доступным всему населению, независимо от материального положения и принадлежности к какому-либо сословию.

Монастыри в течение всей русской истории выполняли культуротранслирующую функцию, храня и развивая искусства летописания, иконописи, архитектуры, пения, книжного дела, различных художественных ремесел, хозяйственных образцов. Часто в монастыри привозили произведения искусства ради их сбережения. Не случайно на многих из них было написано: «А не отдати никому». Общероссийскую известность получили, например, уникальные монастырские собрания русских икон Ярославля и Ростова. Существовавший в том же Ростове монастырь «Григорьевский затвор», как и Никитский монастырь в Переславле, многие исследователи считают своеобразными древнерусскими университетами.

Сыграли монастыри и свою выдающуюся роль в строительстве русской государственности, выдвинув из среды монашества большое число церковно-государственных деятелей и мыслителей (митрополит Макарий, Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, Иоанн Кронштатдтский и др.).

Таким образом, православный монастырь одновременно как религиозная, так и социально-культурная организация на протяжении исторического развития России сохранял, воспроизводил и транслировал образцы православной духовности, обеспечивал культурную преемственность, выполняя важнейшую задачу сплочения нации, генерации идеи общности русского народа, особенности и неповторимости его культуры и духовного облика.

Внимательный ли вы слушатель? Назовите запомнившиеся вам ярославские церкви и храмы.

  1. Церковь Ильи Пророка

  2. Церковь Иоанна Предтечи

  3. Толгский монастырь

  4. Спасо-Преображенский монастырь

  5. Монастырь Григорьевский затвор

  6. Никитский монастырь


Особенный том этой книжной серии – 9-й, потому что он рассказывает о святых местах Первомайского района. Свою лепту в изучение святых мест Первомая внесли и наши ребята из 11-го класса.



4. Проект 11 класса "Святые места земли первомайской. Создание каталога "в рамках Года Культуры в России

В рамках проведения в 2014 г. на территории Российской Федерации Года Культуры ребята 11-го класса разработали и реализовали проект «Святые места земли Первомайской»

Целью проекта стало изучение церквей, находящихся в нашем районе, истории их возникновения, состоянии на сегодняшний день.

Ребята посетили библиотеки Пречистого, где нашли книги об истории нашего края, возникновении храмов, церквей.

В нашем районе на настоящий момент существует 22 церкви, 1 собор, 1 уцелевшая колокольня и 1 монастырь, находящийся в состоянии восстановления. Для реализации проекта ребята выбрали 10 объектов, имеющих самые интересные истории возникновения, большое значение для нашего района и отличающихся своей красотой.

Ребята создавали каталог «Святые места Земли Первомайской» для того, чтобы и жители Первомайского района, и его гости имели представление о святых местах и достопримечательностях нашего района, их истории, местонахождении и существовании на данный момент.

Независимо от вероисповедания, взглядов на жизнь, эти места оставляют непередаваемые эмоции и настроение, а самое главное - хорошие воспоминания. Мы надеемся, что, просмотрев данный каталог, вы не останетесь равнодушными к культурному наследию малой Родины.

Предлагаем вам перелистать вместе с нами страницы каталога «Святые места Земли Первомайской».

(Показываете каталог, называя церкви и храмы)


Одиннадцатиклассники нарисовали карту нашего района, где обозначили местонахождение тех объектов, о которых рассказывается в каталоге. Они отразили в условных обозначениях состояние объектов на сегодняшний день:

  • Белая церковь - действующая;

  • красная церковь - разрушенное строение;

  • церковь с буквой В - восстанавливаемый объект.



Таким образом, выпускники школы не только сами обогатились духовно, работая над созданием каталога, но и сделали замечательный подарок тем, кто ещё учится в школе.


IV. Рефлексия.

Продолжите фразы:

Сегодня я испытал чувство(а)

(Гордость: мы – жители Первомайского района свято чтим святые места.

Восхищение

Уважение – к труду авторов)


Сегодня я понял,


Сегодня у меня возникло желание

(Поехать ….

Узнать …

Совершить виртуальную экскурсию …..)

V. Выступления гостей.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Библиотека ярославской семьи. Урок чтения и нравственного воспитания

Автор: Салова Ольга Валентиновна

Дата: 10.08.2015

Номер свидетельства: 224851


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства