«Библейские» страницы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
«Библейские» страницы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Урок познакомит учащихся с «библейскими» страницами романа, где раскрывается философская сторона произведения и главная идея романа. Именно философские вопросы, поднятые Булгаковым в этом произведении, стягивают все сюжетные линии книги.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Библейские» страницы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»
Урок литературы (11 класс)
Тема:
«Библейские» страницы романа М.А. Булгакова
«Мастер и Маргарита»
Тип урока:урок-семинар с использованием ИКТ
Задачи урока:
Познакомить учащихся с отдельными главами романа М.А.Булгакова.
Выявить стержневую идею, проблематику романа через анализ текста.
Научить учащихся размышлять, логически мыслить, доказывать свою точку зрения.
Проанализировать образ писателя, проникнуться его мыслями и чувствами через просмотр фильма, слайдов.
Цели урока:
Приобщение учащихся к чтению литературы философского содержания.
Работа по развитию культуры речи, памяти и кругозора учащихся.
Развивать у учащихся навыки работы в коллективе.
«Он гений»
А. Ахматова об авторе
«Мастера и Маргариты»
Ход урока.
Слово учителя:
На предыдущем уроке мы начали знакомство с жизнью, творчеством Михаила Афанасьевича Булгакова, сложной судьбой его замечательных произведений. А также узнали историю создания самого популярного его романа «Мастер и Маргарита» и познакомились с первой главой этого произведения.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о романе «Мастер и Маргарита».
Тема нашего сегодняшнего урока - «Библейские страницы» в романе М.А. Булгакова.
( Начинаем просмотр слайдов)
Роман «Мастер и Маргарита» - главное произведение М. Булгакова, любимое дитя его фантазии, его писательский подвиг. Ведь во времена сталинских репрессий, господства социологической критики нельзя было ждать чуда. Поэтому Булгаков, как и его герой – Мастер - не верил в возможность увидеть свой роман напечатанным. Но в наше время это один из самых читаемых и любимых произведений.
Как мы уже отмечали, это многоплановый по жанру роман: сатирический, философский, фантастический, любовно - лирический, бытовой, РОМАН - МИФ - так определяют жанр этого произведения критики.
Действие романа длится всего 4 дня (начинается в среду и в ночь на воскресенье заканчивается, в праздник Пасхи.) Но за этот короткий промежуток времени писательохватывает события, которые происходят в трёх временных рамках. 1. Москва 30-х годов (Земной мир). 2) «Библейский мир». И 3) Вечность (потусторонний мир).
Время и пространство то сжимаются, то расширяются, то сходятся в одной точке, то пересекаются, то теряют границы, то есть они и конкретны, и условны.
Цель урока - познакомиться с «библейскими» страницами романа, где раскрывается философская сторона произведения и главная идея романа. Именно философские вопросы, поднятые Булгаковым в этом произведении, стягивают все сюжетные линии книги. И первый вопрос:
« Кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?»- спрашивает Воланд. Как отвечает на этот вопрос Иван Бездомный?
Какие доводы, опровергающие это, приводит Воланд?
А если жизнь человека действительно вся соткана из случайностей, то может ли он ручаться за завтрашний день, за своё будущее? Что же является истиной в этом хаотическом мире? - Эти вопросы ставит автор в «евангельских» главах романа – своеобразном идейном центре романа.
3. Итак, что за человек Понтий Пилат? (читаем по слайду энциклопедическую справку, рассказываем гл. 2)
4. Кого имеет в виду Булгаков под именем Иешуа Га-Ноцри?
( слайд : энциклопедическая справка об Иисусе, рассказ об Иешуа из 2 гл. романа)
Попытаемся сравнить истинные библейские страницы и «евангельские» у Булгакова по схеме:
- имя, - кто предал его,
- возраст, - какую казнь принял,
- ученики Христа (Иешуа), - после казни?
- происхождение,
В чём сходство и различие? Что достигает автор, меняя историю Иисуса?
5. Философия Иешуа? (просмотр отрывка из фильма В. Бортко «Мастер и Маргарита» Сцена допроса Иешуа римским прокуратором.)
6. Поведение Понтия Пилата на допросе.
7. Какой философский вопрос задаёт он Иешуа? ( Что есть ИСТИНА?) Как на него отвечает бродячий философ?
8. Почему Понтий Пилат всё-таки утверждает смертный приговор?
Гл. 25 - 26
Что беспокоит Понтия Пилата в часы казни?
10. Зачем введён в повествование сон Пилата?
Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он мёртв душою. Лишь во сне он может и готов погубить свою карьеру прокуратора Иудеи, готов спасти от казни ни в чём не виновного «безумного мечтателя и врача». А наяву прокуратор непреклонен, и для него «нет более великой власти, чем власть императора Тиверия.»
11. Как свою трусость оправдывает прокуратор Иудеи?
12. Почему Булгаков именно трусость считает главным пороком человечества?
13. История Иуды из Кириафа?
14. Каким образом хочет загладить свою вину перед Иешуа Понтий Пилат?
Гл. 32
15. В конце романа мы узнаём об участи римского прокуратора. Какова она? (Как заканчивает Мастер свой роман? Почему?)
16. Так кто всё-таки главный герой в романе Мастера? Почему?
17. Попытаемся найти своеобразных двойников героям ершалаимских страниц среди героев, живущих в Москве 30 - х годов, и героев потустороннего мира. ( Иешуа – Мастер, Иуда – Алоизий, Понтий Пилат – Воланд). Объяснить эти соответствия.
Итак, «библейские» страницы романа М. Булгакова помогают нам выяснить главную идею романа: человеческую судьбу определяет непрерывный поиск истины. И роман Булгакова именно об ответственности человека за всё добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или рабству, предательству и бесчеловечности. Вот за эти философские выводы М.Булгаков получил высокую оценку А. Ахматовой: «Он Гений»
А теперь посмотрим, насколько вы были внимательны на уроке. Попробуйте ответить на вопросы небольшого теста по «ершалаимским» страницам романа. И позже отгадать кроссворд. (работа с ИКТ)
Домашнее задание: «Сатирическое изображение Москвы 30 -ых годов» ( гл. 7, 9, 12, 14, 17, 18, 28)