Просмотр содержимого документа
««Берегите матерей!»»
Сценарий праздника «Берегите матерей!»
Ведущий 1
Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою…
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо,
В нем – исток всего,
Ему конца нет.
Я произнесу его: МАМА.
Ведущий 2. Что может быть на свете священнее имени матери! Есть в русской поэзии и прозе одна святая страница, дорогая и близкая любимому сердцу, любой не потерявшейся душе - это рассказ о маме. Давайте, друзья, откроем эту страницу и поговорим о маме.
Ведущий 3. Чем же мы можем отплатить, воздать маме за любовь, пронесённую, словно горящая свеча, через все годы её жизни? Чем воздадим матери за бессонные ночи, проведённые около нашей кроватки в борьбе с недугами и хворями, которые столь часто выпадают на долю детей?
Ведущий 4. Воздать маме мы не сможем достойно ничем, только благодарностью – никогда не оскудевающей, но возрастающей. Благодарностью, явленной и в словах, и в делах, и в молитвах. Именно об этом и говорит Господь в своей заповеди: «Чти отца и матерь твою, да благо тебе будет и да долголетен будешь на земле»
Песня «Аве Мария».
Ведущий1. Издревле в русских семьях воспитание детей в основном лежало на женских плечах. Именно им подобало «блюсти чад своих». Требовалось от женщин воспитания в детях послушания, терпения, уважения к старшим. Пренебрежение и забвение памяти родителей резко осуждались: «…и восплачется тогда, но никто не услышит его…»
Инсценировка по рассказу К. Паустовского «Телеграмма»
Автор. Настя, дочь Катерины Петровны и единственный родной человек, жила далеко, в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад, Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до неё, старухи. У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье. Лучше не мешать. Поэтому Катерина Петровна редко писала Насте, но думала о ней все дни.
Писем от Насти тоже не было, но раз в два – три месяца почтальон приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей. Он уходил, а Катерина Петровна сидела, растерянная, с деньгами в руках. Потом она надевала очки и перечитывала несколько слов на почтовом переводе. Слова были всё одни и те же: столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо.
Катерина Петровна перебирала пухлые бумажки, От старости она забывала, что деньги эти вовсе не те, какие были в руках у Насти, и ей казалось, что от денег пахнет Настиными духами.
Катерина Петровна в ту же ночь написала Насте письмо:
Мать: Ненаглядная моя. Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, - смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень.
Автор: Её письма вызывали у Насти вздох облегчения: раз мать пишет – значит, жива. Но от них начиналось глухое беспокойство, будто каждое письмо было безмолвным укором.
Настя: - Куда там сейчас ехать! Разве отсюда вырвешься! К тому же поезда переполнены, потом пересадка, тряская телега, неизбежные материнские слёзы, тягучая, ничем не скрашенная скука.
Автор: Настя вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье.
Настя: - Поздно! Маму я не увижу. Что же это, мама? Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет, и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила.
Автор: В Заборье Настя приехала на второй день после похорон, проплакала всю ночь и утром уехала крадучись, стараясь, чтобы её никто не увидел и ни о чём не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести.
Настя: Мама:
Не захотев помочь, где надо, Банальны, глупы, бесконечны,
Вдруг опоздали, не пришли. Причины встали в хоровод.
Мы подвели, у нас преграда, Всё потому, что вы беспечны,
Предупредить мы не могли… И так всегда, из года в год.
Ведущий 2. Многие ли из нас могут сказать, какие у мамы глаза? Нет, я не имею в виду цвет – карие или голубые, это слава богу, мы помним. Мамины глаза… В них – вся наша жизнь, в них – мы сами в настоящем, прошедшем и будущем. Они подобны озеру, не колеблемому ни единым дуновением ветерка. Когда смотришь в эти глаза, уходит беспокойство и тревога, сердце освобождается от страхов и опасений, и веришь: всё будет хорошо, потому что рядом – мама.
Отрывок из стихотворения Бунина «Мать»
Далеко хутор мой родной…
Давно прошли те дни и ночи,
Когда я видел пред собой
Её заплаканные очи.
Но не забыть их никогда!
Во тьме житейского несчастья,
В часы раздумья и труда
Я вспоминаю их как счастье.
Как радость детства моего,
Как утешенье пред разлукой,
Как ласку нежную того,
Кто дал мне жизнь своею мукой!
Ведущий 3. А что мы знаем о маминых руках – многозаботливых, не ведающих ни усталости, ни покоя, то стряпающих, то штопающих, то стирающих? Мы верим и знаем, что руки мамины чудотворны. Вот почему, едва лишь что-то заболит у нас или мы поцарапаем руку, ушибем, мы сразу бежим к ней с громким воплем: «Ма-ма!» И – о чудо! – едва лишь мама прижмёт нас к себе, погладит там, где болит, приголубит – и боль уже вполовину меньше, а то и совсем пропала.
Отрывок из романа А. Фадеева «Молодая гвардия»
«...Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, — он был такой нежный, ровный,' только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были и грубее, руки твои, — ведь им столько выпало работы в жизни, — но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки.
Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжелый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе.
Но больше^всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И, когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые, святые руки твои!
Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать, — не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери? А ведь придет час, когда мучительным упреком сердцу обернется все это у материнской могилы.
Мама, мама!.. Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости...»
Песня о маме
Стихотворение Д. Кедрина «Сердце»
Дивчину пытает казак у плетня:
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей.
Дивчина в ответ заплетает косу:
- Про то мне ворожка сказала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет.
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой своей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь – и тебя полюблю!
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, соломаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь.
В пути у него помутилось в глазах,
Входя на крыльцо, споткнулся казак,
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: «Не ушибся, сынок?»
Все: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я».
Ведущий4 Эту песню знает каждый. И слова песни не обманывают нас: мама будет всегда! Но е всегда она будет рядом. Вот почему необходимо сейчас, с сегодняшнего дня учиться любить маму так. Чтобы эта любовь насытила её и наше сердце и связала нас такими тесными узами, которые окажутся сильнее всего.
Чтение стихотворения Р. Гамзатова «Берегите матерей».