kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Базаровский тип" вчера и сегодня. (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальна ли проблема, поставленная И.С.Тургеневым в романе "Отцы и дети", в 21 веке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Базаровский тип" вчера и сегодня. (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"»

Цель урока: помочь учащимся понять актуальность данной проблемы, а отсюда следует и романа И.С. Тургенева.

Оборудование: Портрет О. Кошевого





Над чем посмеешься,

Тому и послужишь

(народная мудрость)

Ход урока:

Слово учитель:

Ребята, сегодня наш урок мы построим как урок – беседу, урок – диспут, урок – размышление. Два временных пласта будут перед взором…, и одни и те же проблемы: воспитание и семья, человек и общество, преемственность поколений.

Что изменилось? А что осталось без изменений. И.С. Тургенев приступил к работе над романом «Отцы и дети» в 1860г. Что это была за эпоха? И как роман связан с ней?

Ответ: (историческая справка).

Учитель: Итак, новое поколение – разночинцы. Со своими взглядами на жизнь, целями, средствами из достижения.

Молодое поколение, которое отрицает опыт, накопленный поколениями отцов и детей. Откуда такая жестокость?

Откуда полный отказ от преемственности поколений?

Наши предки были так же предсказуемы, как и мы. И все самое передовое брали с Запада. Причем особо не осмысливая: а нужно ли это брать?

Немецкие вульгарные материалисты утверждали, например, что любовь – это простое физиологическое влечение. Чему же еще учили молодежь II половины века немцы?

Ответ: Итак, чему же учат «нигилистов» немцы, их кумиры? Тургенев усиленно штудирует в этот период труды вульгарных материалистов. Человеческая мысль сводится у них к элементарным отравлениям мозгового вещества: мозг выделяет мысль, как печень желчь. А поскольку в процессе старения человека мозг истощается, объем его уменьшается, становится неполноценными и умственные способности. Дальше – больше: вульгарные материалисты утверждают, что «вместимость черепа расы» по мере развития цивилизации мало-помалу увеличивается. Молодежь по этой причине оказывается всегда умнее стариков, так как череп у нее всегда чуть вместительнее. А значит, молодое поколение по тем же неопровержимым законам физиологии должно валить с пьедесталов кумиры, которые поклонялись неполноценное поколение предыдущее. Это и есть подлинный прогресс!

Учитель: далеко можно зайти в отрицании культуры и науки, красоты и искусства, любви и дружбы, если быть последовательным учеником таких учителей!

«Нигилизм» как страшная зараза, вырос на теле русского общества. Общество было больным. «Нигилизм» как страшная зараза, витает и в сегодняшнем обществе. Молодое поколение 19 и 21 века… что сближает его? Что мы знаем о Базарове?

Ответ: от современников Тургенев часто слышал упреки в том, что герой романа не показан в процессе формирования, что в его изображении писатель отступил от традиционных предостережений. Читатель почти ничего не знает о детстве Базарова, о годах его ранней юности, о его учебе на медицинском факультете (в Медико – хирургической академии). Задавали автору вопрос: «как у таких мягких, добрых, благородных отцов вышли такие угловатые, резкие, все осуждающие, ни чему не верящие дети? Все имеет свою начальную причину. Как из такого патриархального быта вышли такие ненавистники всего, как могли они дойти до презрения и ненависти, когда такая полная любви, мира и тишины атмосфера взрастила и взлелеяла их?» и, поправляя «ошибающегося», автора, мы дорисовали за него картину воспитания Базарова: «В «темном царстве» прошло его детство, в «темном царстве» прошла его юность, Базарова окружали герои Гоголя, герои Писемского, герои Щедрина».

Однако Базаров не нуждается в семейной предыстории потому, что у него отнюдь не частная, не сословная судьба. По замыслу Тургенева, Базаров – сын России, в его личности играют силы общерусские. Вся панорама русской жизни, включая описанную здесь картину всенародного разорения, является фоном, проясняющим существо его характера. «Все истинные отрицатели, которых я знал – без исключения (Белинский, Бакунин, Герцен, Добролюбов, Спешнев и т.д.), - замечал Тургенев в письме к Случевскому, - происходили от сравнительно добрых и честных родителей. И в этом заключается великий смысл: это отнимает у деятелей, у отрицателей всякую тень личного негодования, личной раздражительности. Они идут по своей дороге потому только, что более чутки к требованиям народной жизни».

Сюжетные параллели продолжаются в романе и далее. Бал, который дает губернатор из молодых петербургскому сановнику, перекликается с «балом», который дает провинциальная молодежь столичному нигилисту – Базарову. Ситников уверяет, что для эмансипированной Кукушкиной визит Базарова «будет праздником». Наконец, и обращение Базарова со своими учениками едва ли не превосходит сановную спесь. Базаров разговаривает с Ситниковым подчеркнуто небрежно, не считает нужным при встрече с ним даже остановиться, так что жалкий ученик преданно бежит за своим учителем. В ответ на эту собачью преданность Базаров надменно, как начальник, куражится над происхождением Ситникова и, «генеральски тыкая» смеется над тем, что его отец наживается по откупам. Кукшину же Базаров просто не замечает. На пирушке он больше всего занимается Шампанским, иногда бросает меткое слово, а в конце, громко, зевнув, выходит вон, не попрощавшись.

Такое обращение Базарова со своими презираемыми им последователями – явная пародия на дружеские его отношения с Аркадием. Конечно, и Ситников, и Кукшина люди пошловатые и несерьезные, но тем не менее Базарову они нужны («не боги горшки обжигают»): общение с ними в какой-то мере тешит его самолюбие. А временами, когда герой, в ответ на их заискивания, обдает того и другого холодом презрения, Ситников и Кукшина становятся беспомощными и жалкими, в них проглядывает что-то человеческое. За модной маской эмансипированной барышни Кукшина прячет свое подлинное лицо очень несчастной женщины. Трогательны ее потуги быть современной и, по-женски беззащитной, когда друзья-нигилисты не обращают на нее внимание на бале у губернатора. Нигилизмом Кукшина прикрывает чувство внутренней ущербности: некрасивая и беспомощная, оставленная мужем. Вынужденная играть не свойственную ей роль, она производит впечатление неестественности, «самоломанности». Даже внешний Кукшиной, например, вызывает невольный вопрос: «что ты голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружинишься?»

Учитель: А кто из женских образов противопоставлен Кукшиной?

Ответ: Анна Сергеевна Одинцова и Катя. Тургенев начинает описание характера Одинцовой с этой явной полемической фразой: «Анна Сергеевна Одинцова и Катя. Она была довольно странное существо…» - Вопреки суждению Базарова, что люди подобны деревьям в лесу и нет нужды заниматься каждой отдельной березой. И далее под пером Тургенева Одинцова превращается в некоторое подобие сказочной спящей красавицы – «чистой и холодной, в чистом и холодном белье». Ей еще не посчастливилось встретить человека, способного ее разбудить, богатые душевные возможности героини еще не развернулись. Знакомство с Базаровым вносит заметные перемены в ее душевное состояние. Вот портрет Одинцовой после утренней прогулки с Базаровым: «Она шла по саду несколько усталою походкой; щеки ее алели и глаза светились ярче обыкновенного…» Да и Базарова вместе с нею трудно узнать. Идет он самоуверенно и небрежно, как и всегда, но лицо его «веселое и даже ласковое» выдает совещающийся в душе переворот. Рассеянное «здравствуй» Базарова довершает картину. «Здравствуй, - подумал Аркадий... – Разве мы не виделись сегодня?

При этом Тургенев вновь включает в роман параллельный сюжет. Рядом с историей отношений Базарова с Одинцовой, где нарочитое отчуждение разрешается порывом сокрушительной страсти, изображается другая история о сближении Аркадия и Кати, истории о дружбе, постепенно перерастающей в спокойную и чистую любовь. Эта параллель оттянет трагизм совершающихся с Базаровым перемен. С Катей Аркадий учится быть самим собой и постепенно отдается увлечениям, которые отвечают природе его мягкого, художественно-восприимчивого характера. Он читает Кате стихи и прозу, музицирует, наслаждается созерцанием природы. Одновременно между Аркадием и Базаровым прогрессирует взаимное охлаждение, виновником которого оказывается отчасти его учитель. Случившиеся перемены заставляют Базарова стыдится своего ученика и все чаще избегать общения с ним. Перемены в герое столь значительны, что автор считает необходимым тщательный их анализ.

Учитель: В современном обществе существуют девушки, подобные Кукшиной?

Ответ: Да мало что изменилось за 150 лет. Стараясь быть современными они курят, пьют алкоголь, ругаются.

Учитель: Назвав свой роман «Отцы и дети», Тургенев подключается к живой национальной традиции. Русская классическая литература семьей и семейными отношениями всегда выверяла устойчивость и прочность духовных устоев общества.

Ведь никакие социальные, политические, государственные формы человеческого общежития не поглощают содержания семейной жизни. А каковы ваши мысли?

1 ученик. Преемственность поколений. Много думает Тургенев о взаимоотношениях между молодостью и старостью, между отцами и детьми, размышляет о достоинствах и недостатках разных возрастов, о взаимоотношениях между поколениями, о преемственной связи между ними. На чем держаться эти связи? На двух видах любви – сыновней и отцовской. На сыновнем отношении детей к отцам, к прошлому своей Родины и на отеческом чувстве старших поколений к детям, к молодой поросли, идущей им на смену. Преимуществом молодости Тургенев считает относительно безоблачный взгляд на жизнь. Но юношеский оптимизм по-своему ограничен: в нем нет еще ощущения драматизма человеческого существования. Старости этот драматизм открыт, она мудрее, но зато она теряет крылья молодости, устремлённость в будущее и живет в большей мере прошедшим, упивается воспоминаниями. «В сущности – всякому человеку более или менее плохо; в молодости этого не чувствуешь – оттого молодость и кажется таким прекрасным возрастом», - говорит Тургенев в письме к украинской писательнице М.А. Маркович. Отдавая дань мудрости зрелого человека, Тургенев ловит себя на мысли, что и эта мудрость может быть эгоистической. Самодовольство в молодости естественнее самодовольства в старости: отцы должны прощать юности ее наивный эгоизм. И Тургенев поправляет себя? «А впрочем – это я вздор говорю: молодость – действительно прекрасная вещь. Вы это должны по себе знать. – Вы молоды. Самая Ваша тоска, Ваша задумчивость, Ваша скука – молоды. Мы, например, с вами во многом сходимся: одна только беда: Вы молоды – а я стар. Вы еще вносите суммы – а я уж подвожу итоги».

2 ученик: Молодость и старость. Отношения сыновей к отцам не замыкаются только на родственных чувствах, а распространяются далее на сыновнее отношение к прошлому своего отечества, на те исторические и нравственные ценности и устои, которые должны унаследовать дети. Отцовство в широком смысле слова тоже предполагает отеческую любовь старшего поколения к идущим на смену молодым, терпимость и мудрость, разумный совет и снисхождение.

Вопрос: Можно ли не любить Пушкина?

Ответ: Человек волен любить и не любить Пушкина. Но без поэзии вообще человек прожить не сможет. Каждому человеку свойственно любить. А любовь – это романтика. Романтическая любовь подталкивает человека на более красочное восприятие мира – восприятие близкое поэзии.

Учитель: Можно ли простить Базарова?

Учитель: Итог сегодняшнего урока. Вопрос о смысле человеческого существования поставлен здесь Базаровым с предельной остротой: речь идет о трагической природе прогресса, о страшной цене, которой он окупается. В течение урока перед вами висел портрет Олега Кошевого. Кто что-либо знает об этом человеке?

Вывод: Кто оправдает человеческие жертвы, которые совершаются во благо будущих поколений? Имеют ли право будущие поколения цвести и благоденствовать в белых избах, предав забвению тех, чьими жизнями куплена им эта «гармония»?








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Базаровский тип" вчера и сегодня. (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Автор: Днепровская Галина Ивановна

Дата: 24.08.2017

Номер свидетельства: 426166


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства