kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Басня как жанр литературы" поурочный план по литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:басня

Цели урока: Продолжить знакомство учащихся с жанрами литературы. Дать понятие о басне; активизировать и закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках; показать прямой и переносный смысл басен.

Вид урока: урок-беседа

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

И.А.Крылов

1769 – 1844

Русский баснописец, драматург, журналист. Самостоятельно изучал литературу, математику, французский и итальянский языки. Крылов обладал разносторонним образованием, хорошо играл на скрипке, знал итальянский. В1808 году в «Драматическом Вестнике» были напечатаны первые 17 басен, в 1809 выходит первое отдельное издание 23 басен, завоевавшее ему почетное место в русской литературе. С этого времени жизнь Крылова – ряд непрерывных успехов и почестей.

С 1809 по 1843 создал около 200 басен.

Басня — художественное произведение с условными персонажами.

Басня-краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера

Цель басни — назвать порок, воспитать на отрицательном примере. Она состоит из собственно сюжета и нравоучительного вывода — морали.

Басня изображает героев и события, используя олицетворение: действующими лицами выступают не только люди, но и животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, вещи…

 Умение баснописцев сказать всё, что они хотели, замаскировав самую суть своих острых высказываний, уже в древности называли эзоповым языком, по имени древнего баснописца Эзопа.

Основной художественный приём — иносказание. Нередко носителем людского порока в баснях становится животное, обладающее в глазах большинства людей тем или иным свойством (лисица — хитростью, волк — жадностью и глупостью, медведь — ленью, осёл — глупостью и так далее).

Мораль – нравственные правила, которым следуют в обществе и домашней жизни (логический, поучительный вывод из чего-нибудь).

Аллегория (в переводе с греческого – иносказание) – изображение человека или иного предмета через другого человека или другой предмет: лиса – хитрый человек, заяц, ягнёнок – беззащитный человек, волк – злой, бессердечный человек.

Олицетворение – присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.

Эзопов язык - речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приёмами для сокрытия прямого смысла.

Многие выражения из басен И.А.Крылова стали афоризмами.

 Афоризмы - это закрепившиеся в речи краткие выражения, взятые из литературного источника.

Афоризм

Что означает

Из какого произведения

"А Васька слушает да ест"                            

Один говорит, а другой не обращает на него внимания

"Кот и повар"

"А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь"      

Каждый должен заниматься своим делом

"Квартет"

"А ларчик просто открывался"                 

Дело или вопрос, при разрешении которого нечего было мудрить

"Ларчик"

"Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник"   

Каждый должен заниматься своим делом

"Щука и кот"

"Великий зверь на малые дела"                  

О людях, которые прилагают много старания и изобретательности для выполнения пустячных дел, не стоящих затраченных на них усилий, а на большие дела не способны

"Воспитание льва"

II. Выразительное чтение басни «Стрекоза и муравей»

III.Работа с текстом. Беседа.

 Волк, как говорят в народе, «разбойник», «вор серый», короче, волк — грабитель «с большой дороги», а ягнёнком обычно называют ни в чём не провинившихся, невинных людей; волк силён и злобен, а ягнёнок мал, беззащитен и кроток”

  • Почему волк не съел ягнёнка сразу, а вступил с ним в разговор?
  •  Удалось ли ягнёнку оправдаться, и повлияло ли это на его судьбу?
  • Какова мораль басни Эзопа?

Обсуждая эти вопросы, мы приходим к выводу, что попытка волка найти благовидный предлог и обречённость ягнёнка напрямую связаны с моралью.

Животные в басне Крылова похожи на настоящих животных, и отношения между ними не противоречат действительному поведению их в природе. Как и у Эзопа, отсутствует описание Волка и Ягнёнка (оно не нужно), но охарактеризовать каждого их них с помощью текста не составляет для шестиклассников труда. Мы обсуждаем, что нового появляется в характеристиках персонажей этой басни Крылова по сравнению с обычным представлением об этих животных.

 Так, например, ребята замечают, что Ягнёнок не только маленький, наивный, беззащитный, безгрешный, но ещё и жалкий, не способный к защите, осознающий превосходство Волка.

Особое внимание уделяем речи персонажей: Волк нагл и груб, Ягнёнок подобострастен. “Светлейший Волк”, “осмелюсь я донесть”, “помилуй” — мы имеем дело с социально окрашенной лексикой, то же самое свойственно и репликам Волка.

Кого мы представляем себе, читая? Волка и ягнёнка или двух чиновников — старшего и младшего по чину? Рассказ развивается не по законам аллегории, а по законам реальной действительности, социальной среды.

Заключительный этап работы над этой басней — опровержение или доказательство тезисов.

Отношения между волком и ягнёнком напоминают отношения между высшим и низшим чином.

Языковая характеристика персонажей соответствует их социальной характеристике.

Говоря о “сильном” и “бессильном”, Крылов имеет в виду наличие физической силы.

Речь идёт не столько о пороке, сколько о наличии определённого рода социальных отношений в обществе.

Басня Крылова не столько поучает или наставляет, сколько констатирует факт, распространённый и всеобщий. Она выставляет напоказ не только человеческие, но и общественные пороки, и потому сатирична

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Басня как жанр литературы" поурочный план по литературе»



Тема урока:басня

Цели урока: Продолжить знакомство учащихся с жанрами литературы. Дать понятие о басне; активизировать и закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках; показать прямой и переносный смысл басен.

Вид урока: урок-беседа

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

И.А.Крылов

1769 – 1844







Русский баснописец, драматург, журналист. Самостоятельно изучал литературу, математику, французский и итальянский языки. Крылов обладал разносторонним образованием, хорошо играл на скрипке, знал итальянский. В1808 году в «Драматическом Вестнике» были напечатаны первые 17 басен, в 1809 выходит первое отдельное издание 23 басен, завоевавшее ему почетное место в русской литературе. С этого времени жизнь Крылова – ряд непрерывных успехов и почестей.

С 1809 по 1843 создал около 200 басен.

Басня — художественное произведение с условными персонажами.

Басня-краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера

Цель басни — назвать порок, воспитать на отрицательном примере. Она состоит из собственно сюжета и нравоучительного вывода — морали.


Басня изображает героев и события, используя олицетворение: действующими лицами выступают не только люди, но и животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, вещи…

Умение баснописцев сказать всё, что они хотели, замаскировав самую суть своих острых высказываний, уже в древности называли эзоповым языком, по имени древнего баснописца Эзопа.


Основной художественный приём — иносказание. Нередко носителем людского порока в баснях становится животное, обладающее в глазах большинства людей тем или иным свойством (лисица — хитростью, волк — жадностью и глупостью, медведь — ленью, осёл — глупостью и так далее).

Мораль – нравственные правила, которым следуют в обществе и домашней жизни (логический, поучительный вывод из чего-нибудь).

Аллегория (в переводе с греческого – иносказание) – изображение человека или иного предмета через другого человека или другой предмет: лиса – хитрый человек, заяц, ягнёнок – беззащитный человек, волк – злой, бессердечный человек.

Олицетворение – присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.

Эзопов язык - речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приёмами для сокрытия прямого смысла.

Многие выражения из басен И.А.Крылова стали афоризмами.

Афоризмы - это закрепившиеся в речи краткие выражения, взятые из литературного источника.

Афоризм

Что означает

Из какого произведения

"А Васька слушает да ест"

Один говорит, а другой не обращает на него внимания


"Кот и повар"


"А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь"

Каждый должен заниматься своим делом


"Квартет"


"А ларчик просто открывался"

Дело или вопрос, при разрешении которого нечего было мудрить


"Ларчик"


"Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник"

Каждый должен заниматься своим делом


"Щука и кот"


"Великий зверь на малые дела"

О людях, которые прилагают много старания и изобретательности для выполнения пустячных дел, не стоящих затраченных на них усилий, а на большие дела не способны


"Воспитание льва"


II. Выразительное чтение басни «Стрекоза и муравей»

III.Работа с текстом. Беседа.

Волк, как говорят в народе, «разбойник», «вор серый», короче, волк — грабитель «с большой дороги», а ягнёнком обычно называют ни в чём не провинившихся, невинных людей; волк силён и злобен, а ягнёнок мал, беззащитен и кроток”

  • Почему волк не съел ягнёнка сразу, а вступил с ним в разговор?

  • Удалось ли ягнёнку оправдаться, и повлияло ли это на его судьбу?

  • Какова мораль басни Эзопа?

Обсуждая эти вопросы, мы приходим к выводу, что попытка волка найти благовидный предлог и обречённость ягнёнка напрямую связаны с моралью.

Животные в басне Крылова похожи на настоящих животных, и отношения между ними не противоречат действительному поведению их в природе. Как и у Эзопа, отсутствует описание Волка и Ягнёнка (оно не нужно), но охарактеризовать каждого их них с помощью текста не составляет для шестиклассников труда. Мы обсуждаем, что нового появляется в характеристиках персонажей этой басни Крылова по сравнению с обычным представлением об этих животных.

Так, например, ребята замечают, что Ягнёнок не только маленький, наивный, беззащитный, безгрешный, но ещё и жалкий, не способный к защите, осознающий превосходство Волка.

Особое внимание уделяем речи персонажей: Волк нагл и груб, Ягнёнок подобострастен. “Светлейший Волк”, “осмелюсь я донесть”, “помилуй” — мы имеем дело с социально окрашенной лексикой, то же самое свойственно и репликам Волка.

Кого мы представляем себе, читая? Волка и ягнёнка или двух чиновников — старшего и младшего по чину? Рассказ развивается не по законам аллегории, а по законам реальной действительности, социальной среды.


Заключительный этап работы над этой басней — опровержение или доказательство тезисов.

Отношения между волком и ягнёнком напоминают отношения между высшим и низшим чином.

Языковая характеристика персонажей соответствует их социальной характеристике.

Говоря о “сильном” и “бессильном”, Крылов имеет в виду наличие физической силы.

Речь идёт не столько о пороке, сколько о наличии определённого рода социальных отношений в обществе.

Басня Крылова не столько поучает или наставляет, сколько констатирует факт, распространённый и всеобщий. Она выставляет напоказ не только человеческие, но и общественные пороки, и потому сатирична







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
"Басня как жанр литературы" поурочный план по литературе

Автор: Данкенова Жамал Абеновна

Дата: 13.02.2016

Номер свидетельства: 292852


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства