Тема урока:басня
Цели урока: Продолжить знакомство учащихся с жанрами литературы. Дать понятие о басне; активизировать и закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках; показать прямой и переносный смысл басен.
Вид урока: урок-беседа
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
И.А.Крылов
1769 – 1844
Русский баснописец, драматург, журналист. Самостоятельно изучал литературу, математику, французский и итальянский языки. Крылов обладал разносторонним образованием, хорошо играл на скрипке, знал итальянский. В1808 году в «Драматическом Вестнике» были напечатаны первые 17 басен, в 1809 выходит первое отдельное издание 23 басен, завоевавшее ему почетное место в русской литературе. С этого времени жизнь Крылова – ряд непрерывных успехов и почестей.
С 1809 по 1843 создал около 200 басен.
Басня — художественное произведение с условными персонажами.
Басня-краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера
Цель басни — назвать порок, воспитать на отрицательном примере. Она состоит из собственно сюжета и нравоучительного вывода — морали.
Басня изображает героев и события, используя олицетворение: действующими лицами выступают не только люди, но и животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, вещи…
Умение баснописцев сказать всё, что они хотели, замаскировав самую суть своих острых высказываний, уже в древности называли эзоповым языком, по имени древнего баснописца Эзопа.
Основной художественный приём — иносказание. Нередко носителем людского порока в баснях становится животное, обладающее в глазах большинства людей тем или иным свойством (лисица — хитростью, волк — жадностью и глупостью, медведь — ленью, осёл — глупостью и так далее).
Мораль – нравственные правила, которым следуют в обществе и домашней жизни (логический, поучительный вывод из чего-нибудь).
Аллегория (в переводе с греческого – иносказание) – изображение человека или иного предмета через другого человека или другой предмет: лиса – хитрый человек, заяц, ягнёнок – беззащитный человек, волк – злой, бессердечный человек.
Олицетворение – присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.
Эзопов язык - речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приёмами для сокрытия прямого смысла.
Многие выражения из басен И.А.Крылова стали афоризмами.
Афоризмы - это закрепившиеся в речи краткие выражения, взятые из литературного источника.
Афоризм
Что означает
Из какого произведения
"А Васька слушает да ест"
Один говорит, а другой не обращает на него внимания
"Кот и повар"
"А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь"
Каждый должен заниматься своим делом
"Квартет"
"А ларчик просто открывался"
Дело или вопрос, при разрешении которого нечего было мудрить
"Ларчик"
"Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник"
Каждый должен заниматься своим делом
"Щука и кот"
"Великий зверь на малые дела"
О людях, которые прилагают много старания и изобретательности для выполнения пустячных дел, не стоящих затраченных на них усилий, а на большие дела не способны
"Воспитание льва"
II. Выразительное чтение басни «Стрекоза и муравей»
III.Работа с текстом. Беседа.
Волк, как говорят в народе, «разбойник», «вор серый», короче, волк — грабитель «с большой дороги», а ягнёнком обычно называют ни в чём не провинившихся, невинных людей; волк силён и злобен, а ягнёнок мал, беззащитен и кроток”
- Почему волк не съел ягнёнка сразу, а вступил с ним в разговор?
- Удалось ли ягнёнку оправдаться, и повлияло ли это на его судьбу?
- Какова мораль басни Эзопа?
Обсуждая эти вопросы, мы приходим к выводу, что попытка волка найти благовидный предлог и обречённость ягнёнка напрямую связаны с моралью.
Животные в басне Крылова похожи на настоящих животных, и отношения между ними не противоречат действительному поведению их в природе. Как и у Эзопа, отсутствует описание Волка и Ягнёнка (оно не нужно), но охарактеризовать каждого их них с помощью текста не составляет для шестиклассников труда. Мы обсуждаем, что нового появляется в характеристиках персонажей этой басни Крылова по сравнению с обычным представлением об этих животных.
Так, например, ребята замечают, что Ягнёнок не только маленький, наивный, беззащитный, безгрешный, но ещё и жалкий, не способный к защите, осознающий превосходство Волка.
Особое внимание уделяем речи персонажей: Волк нагл и груб, Ягнёнок подобострастен. “Светлейший Волк”, “осмелюсь я донесть”, “помилуй” — мы имеем дело с социально окрашенной лексикой, то же самое свойственно и репликам Волка.
Кого мы представляем себе, читая? Волка и ягнёнка или двух чиновников — старшего и младшего по чину? Рассказ развивается не по законам аллегории, а по законам реальной действительности, социальной среды.
Заключительный этап работы над этой басней — опровержение или доказательство тезисов.
Отношения между волком и ягнёнком напоминают отношения между высшим и низшим чином.
Языковая характеристика персонажей соответствует их социальной характеристике.
Говоря о “сильном” и “бессильном”, Крылов имеет в виду наличие физической силы.
Речь идёт не столько о пороке, сколько о наличии определённого рода социальных отношений в обществе.
Басня Крылова не столько поучает или наставляет, сколько констатирует факт, распространённый и всеобщий. Она выставляет напоказ не только человеческие, но и общественные пороки, и потому сатирична