kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Басня как литературный жанр. И.А.Крылов "Слон и Моська"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока Басня как литературный жанр.И.А.Крылов "Слон и Моська"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Басня как литературный жанр. И.А.Крылов "Слон и Моська"»


Айкодыкова Светлана Мардихановна

учитель русского языка и литературы І категории

средней школы №273, г. Байконур








Тема урока: Басня как литературный жанр. И.А.Крылов «Слон и Моська»

Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова “Слон и Моська”.

Задачи:

  • Образовательные: систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, расширить круг читаемых басен;

  • Развивающие: развивать аналитические и творческие способности, умение рассуждать, выразительно читать, пересказывать, инсценировать басню;

  • Воспитывающие: воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры, способствовать формированию нравственных качеств.

Тип урока: урок усовершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок-беседа, комбинированный.

Методы: групповая, коммуникативная, диалог.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

1. Организационный момент.

– Урок литературного чтения, но прежде, чем его начнём, хотелось бы узнать какое у вас настроение. 

– Покажите ту полоску, которая соответствует вашему настроению. (На партах лежат полоски-“настроения” двух видов. Зелёная – настроение радостное, весёлое. Красная – тревожное)

- А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.

– Рада, что у многих ребят хорошее настроение, надеюсь, что наш урок улучшит настроение другим ребятам.

2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: - Прочитайте отрывки, определите жанр произведения, автора и название.

1. Электроник взял бумагу и карандаш Раздел «Любимые книги» Приключения

Электроника. Евгений Велтистов.

и мгновенно нарисовал чертёж

2. Королева издает Указ о том, чтобы к Новому году была доставлена во дворец полная корзина подснежников, за что обещает наполнить корзину золотом. ( «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршак. Драматическая сказка.)

3. Вот то-то мне и духу придает,

Что я совсем без драки, И . А. Крылов «Слон и Моська»

Могу попасть в большие забияки.

Учитель: - Какие произведения нам уже знакомы, и с чем мы встретились на уроке впервые?

- Какая тема сегодняшнего урока?

Иван Андреевич Крылов « Слон и Моська» ( с. 91)

3.Постановка цели и задач урока. Выявление места и причины затруднения (постановка проблемного вопроса).

Сценка «Встреча с И.А.Крыловым»

Входит Крылов. У него в руках книга с надписью «Эзоп. Басня». Он читает книгу. Появляются Оля, Игорь и профессор.

Игорь: Оля, смотри, мы в Москве 19 века!

Оля: А что это за книги? (показывает на книги у доски)

Пока Оля и Игорь рассматривали книги, Николай Александрович вступил в разговор с незнакомцем

-Интересуетесь баснями Эзопа, милостивый государь?

- Да, и весьма. А каковы ваши интересы, позвольте узнать?

- Я интересуюсь детским чтением… но, простите, я не представился.

- Профессор Рождественский к вашим услугам.

- Крылов, Иван Андреевич, - в свою очередь представился его собеседник, приподняв шляпу.

Игорь схватил Олю за руку, и близнецы, забыв о приличиях, стали в упор рассматривать человека лет 35, высокого , с грузной фигурой. (Ну конечно же, это тот портрет висел у них в классе, только живой Крылов, которого они сейчас видели, был значительно моложе)

- Позвольте выразить вам свое восхищение, сударь,- продолжал Николай Александрович. – Я знаком с вашими пьесами и баснями, весьма и весьма занятно. Жаль, что басни не всегда пригодны для детского чтения, хотя и поучительны.

- Я не могу с вами согласиться, милостивый государь, - возразил Крылов,- напротив, я видел, как читают мои басни дети. Им понятен смысл и интересен короткий занимательный сюжет. Басни чем-то напоминают сказки: Дети любят разыгрывать басни. Так – то, сударь….- и Крылов, поклонившись на прощанье, уходит.

-Нам пора, друзья мои, - обратился к детям Николай Александрович

Игорь, наконец, пришел в себя после всего увиденного и услышанного.

- Хм, басни, - сказал он вдруг. – Я никогда их особенно не любил, а теперь почему – то захотелось почитать Крылова.

- Как только вернемся, мы обязательно почитаем, - отозвался Н.А.

Учитель: - Итак, ребята, вы уже поняли, что мы встретились с великим баснописцем 19 века И.А.Крыловым. --- С кем встретились наши герои? Что из их разговора вы узнали о Крылове? Что утверждает Николай Андреевич? С чем не согласен И.А. Крылов? Как бы вы сформулировали проблемный вопрос урока? 

- А теперь сравним ваши вопросы с проблемным вопросом авторов учебника лит. чтения.

Проблемный вопрос: - Актуальны ли басни И. А. Крылова в наше время и почему мы их читаем, заучиваем? 

Совпали наши мнения?

4. Построение проекта выхода из затруднения. ( способ, план, средство).

Учитель: – Посмотрите внимательно на экран. 

– Чей портрет вы видите? (Портрет И. А. Крылова.)

- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с удивительным человеком, который жил в 19 веке. Художник К.Брюллов изобразил его сидящим в кресле. На темном фоне выделяется лицо с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека

-Что волновало его, о чем он писал, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам предстоит узнать.

Слова: биография, басня, мораль, «Слон и Моська», актуальность - будут опорными словами на уроке.

5. Реализация построенного проекта.

– Мои помощники на уроке познакомят нас с

краткой биографией И. А. Крылова. 

1-йученик: Родился будущий знаменитый писатель 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера . Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Мать следила за его занятиями. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате.

2-й ученик: Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык.

3-й ученик: В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных

4-ученик: . И.А.Крылов сочинял не только басни. Он создавал оперы, комедии, трагедии, повести и даже роман. Свою первую пьесу он сочинил, когда ему было 15 лет, и получил за нее от издателя немалый по тем временам гонорар – 60 рублей. Радость Крылова была велика. Но он обрадовался еще больше , когда вместо денег ему позволили выбрать на эту сумму книги лучших драматургов. Тогда ему было 15 лет. А в 20 лет он уже самостоятельно издавал журнал «Почта духов» и печатал в нем свой роман. А басни Крылов начал писать в 1806 году, то есть в начале 19 века. За свою жизнь И.А.Крылов написал более 200 басен. За свою литературную деятельность И.А.Крылов был избран академиком Петербургской Академии наук. Именно басни обессмертили его имя

5-ученик: Басни люди стали писать еще в древности. Первые басни, сохранившиеся до наших времен, принадлежат древнегреческому баснописцу Эзопу. Его книгу читал Крылов при встрече с нашими героями. Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми., обладающими властью. Он стал придумывать истории, которые случались с животными. И хотя все понимали , что идет речь о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том , что он высмеивает поступки определенного человека. Т.Е. Эзоп придумал иносказание, иносказательную речь. И мы, читая басни, будем учиться понимать иносказательную речь. В каждой стране свои баснописцы. В Росcии лучшим баснописцем считается И.А.Крылов.

Учитель: Что вы можете добавить из биографии о писателе?

– Вам знакомы произведения И.А. Крылова?
- Давайте вместе с вами вспомним их.

  1. «Попрыгунья стрекоза 

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза…»

Учитель:- Кто сможет продолжить?

  1. «Вороне где-то бог послал кусочек сыру… 
    На ель ворона взгромоздясь,
    Позавтракать было совсем
    Уж собралась…»

Учитель: -Что еще вы можете прочитать из произведений Крылова? (чтение 1-2 отрывков) – Кто из казахских поэтов переводил произведения Крылова? –Вы можете вспомнить какие –нибудь строки?

6. Первичное закрепление с проговариванием.

Учитель:

- Как вы считаете, к какому литературному жанру относятся эти произведения? ( басня)

– Что такое басня? 
– Трудно ответить на этот вопрос? Где можем найти ответ? 

-  Параллельно, работаем в тетради, с. 37, 1 задание.

- Читаем монолог Крылова (самостоятельное чтение, затем выборочное чтение и запись в рабочей тетради) по цепочке

Я вам постараюсь помочь. Работа с текстом и в тетради, чтение вывода.

- Читаем, что же такое басня?

(Басня – это занимательный короткий рассказ, в форме диалога, где герои – животные, предметы, иногда люди, выражают основную идею о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера.

Учитель:- Вывод или поучение, в котором выражена главная мысль – это мораль басни.

- Вспомните, в басне «Стрекоза и муравей» какова мораль? (Ты все пела, это дело, так поди же, попляши…)

7. Знакомство с басне Крылова «Слон и Моська»

Учитель. Сегодня мы знакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова. “Слон и Моська”.

Прогнозирование содержания

– Посмотрите на иллюстрацию. Как думаете, о чём эта басня?

Самостоятельное чтение .

  1. Чтение учителем.

2.Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения.

– Оправдались ли ваши предположения о содержании басни?

2.Словарная работа.

– Встретились ли вам незнакомые слова?
– Давайте посмотрим значение этих слов.

Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.
Напоказ – для вида, для показа
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Отколе – откуда.
Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая. 
Диковинка – странная, удивительная вещь или явление

- Поработаем над басней и прочитаем её более внимательно.

Вы будете работать в группах. Работу выполняем, следуя инструкции.

1 группа. Инструкция к выполнению работы.

Прочитайте басню «по цепочке» и ответьте на вопросы.

1. Где происходит действие?

2. Назовите действующих лиц басни. (Действующие лица в басне: автор, Моська, Шавка)

3. Как ведёт себя Моська? (Она громко лает и набрасывается на Слона.)

4. Как слон отнесся к нападению Моськи? (Слон спокойно идет по улице, и, даже, не замечает Моську)

Свой ответ начните так. Слона привезли в город для выступления. Циркач-дрессировщик водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление. Люди, никогда не видевшие слона, смотрят с удивлением.

Это ответ на 1 и 2 вопрос, дальше ответы продолжите самостоятельно.

2 группа. Инструкция к выполнению работы.

Прочитайте «по цепочке» басню.

Используя выборочное чтение, ответьте на вопросы.

1. Какой вы представляете Моську? А слона?

2. Какой вы представляете Шавку?

3. Найдите в тексте и прочитайте, что посоветовала Шавка Моське? (Соседка…….)

4. Прочитайте, зачем Моська напала на слона? (что она без драки…..-

5. Что высмеивает И.А. Крылов в басне?

(Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится, даже, Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.)

Учитель. - Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание.

3 группа.

Подготовьтесь прочитать басню по ролям.

– Сколько нужно человек для чтения? (3)
– Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.
– Какова мораль этой басни (Ай, Моська….)

- Работу 3 группы мы проверим чуть позже.

Чтение мастером художественного слова.

– Ребята, я предлагаю вам посмотреть диафильм «Слон и Моська»
– Послушайте внимательно, с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром?

Заметили разницу при чтении?

Чтение по ролям- 3 группа.

- Давайте попробуем и мы, прочитать басню по ролям, соблюдая правильную интонацию.

Выступление 3 группы.

Учитель: – Когда в жизни можно употребить слова: “Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!?”

(– Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)

9. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель: - Вернемся к важному вопросу.

Почему мы до сих пор читаем, заучиваем басни И.А.Крылова и они актуальны в наши дни?

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить следующее задание. Прочитайте слова. (Ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, трудолюбие, хвастовство.)
Разбейте их на две группы. 
1-я: черты характера, которые высмеивает баснописец. 
2-я: черты характера, которые одобряет баснописец.

Подводящий диалог.

Учитель – Посмотрев, вашу работу, со многими я согласна .
Проверим , как вы разделили слова на 2 группы. 


 - Оцените свою работу. (Самопроверка)

– Чему учат басни? Назовите положительные качества……..

– Так почему же басни Крылова актуальны в наше время?

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Учитель: Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

– Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились.

Самооценка учащихся и оценка учителя.

Домашнее задание: 

а) Выучить басню «Слон и Моська» наизусть.
б) Прочитать басню выразительно, нарисовать свою иллюстрацию к басне «Слон и Моська» И.А.Крылова. ( по желанию)

Рефлексия.

– У каждого ребёнка на парте маленькое «сердечко» из цветной бумаги. Напишите на «сердечке» одно слово, чему научили вас басни И. А. Крылова.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Басня как литературный жанр. И.А.Крылов "Слон и Моська"

Автор: Айкодыкова Светлана Мардихановна

Дата: 21.12.2016

Номер свидетельства: 372040


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства