2.Актуализация знаний (3 мин) Цель: * включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне, *подведение обучающихся к формулированию темы и постановке целей урока | Учитель ставит перед детьми задачу определить тему и цели урока после выполнения заданий: 1.Викторина «Крылатые выражения, знакомые с детства» (закончить их): «Слона-то я и не … (приметил)» «Ты всё пела? Это дело:…(так поди же попляши!)» «Когда в товарищах согласья нет,…(на лад их дело не пойдёт)» «Кукушка хвалит Петуха, за то, что… (хвалит он Кукушку)» «А Васька слушает, да… (ест)» «В семье не без… (урода)» 2.Молодцы! Очень хорошо справились с заданием. Почему вы знаете все эти цитаты? Откуда они? Верно, из басен И.А.Крылова! Значит, тема урока какова? 3.Записываем в тетради «Басня есть поэзия рассудка». 4.Объясняем смысл высказывания В.Г.Белинского 5.Сформулируем цели урока | Обучающиеся работают над заданием викторины и отвечают на вопросы учителя. Определяют тему урока. Записывают тему в тетради Дети объясняют смысл высказывания В.Г.Белинского Формулируют цели урока | Учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (К) Постановка и решение проблем (П) Целеполагание (Р) Самоопределение (Л) Извлечение необходимой информации (П) |
3.Формирование новых знаний (15 мин) Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний о басенном творчестве И.А.Крылова | Направляет учащихся, помогает вопросами 1.Читаем эпиграф в учебнике (слова Н.В.Гоголя, с.58) 2.Последнюю строку «Поэт и мудрец слились в нём воедино» перечитываем 3.Объясняем смысл цитаты 4.Учитель читает наизусть отрывок из стихотворения П.А.Вяземского «Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль. Он баснями себя прославил. И слава эта – наша быль…» 5. Записать его в качестве эпиграфа к уроку 6.Объяснить лексическое значение слова «порок» 7.Учитель предлагает послушать рассказ заранее подготовленного ученика «Басенное творчество И.А.Крылова» 8. Инсценирование сказки «Свинья под Дубом» 9.Вопросы «Размышляем о прочитанном» (Стр. 65) 10. Творческая работа с баснями И.А.Крылова: *Выразительное чтение наизусть. *Краткий анализ: 1. О чём басня? 2.В каких строчках заключена мораль данной басни? 3.Как баснописец её выражает? 4.Какие качества людей иносказательно изображаются в басне? 5.В каких ситуациях можно использовать мораль этой басни? 11. Словарная работа: Мораль – краткое заключение, в котором содержится поучительная мысль. Аллегория, эзопов язык – иносказание, символ, изображение одного предмета или понятия, за которым скрывается другой предмет или понятие (жадность в образе волка, хитрость – в образе лисы). Олицетворение – приём изображения, состоящий в том, что неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами, мыслями 12. Сделать вывод «Какова основная цель любой басни, т.е. басни как жанра?» (Посмеяться над забавными героями, указать на пороки людей, напомнить читателям старые истины) | Обучающиеся работают с учебником, читают материал, отвечают на вопросы учителя Слушают стихотворение в исполнении учителя, записывают в тетради эпиграф к уроку Работают над значением слова «порок» Один ученик зачитывает значение слова из словаря С. Ожегова: «Порок – отрицательное качество людей, общества» Слушают рассказ одноклассника о творчестве баснописца Смотрят сценку, оценивают мастерство актёров-одноклассников Отвечают на вопросы, записывают в тетрадь лексическое значение слов: «Невежа – грубый, невоспитанный человек. Невежда – неуч, малообразованный человек Читают басни наизусть Анализируют басни по плану Записывают слова и их лексическое значение в тетради Делают вывод | Подведение под понятие (П) Постановка и решение проблем (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) Самоопределение (Л) Умение работать со словарём (Р) (П., Р.) Слушать и слышать одноклассника (К) (К., П) (П.) (К., П) (Р., Л.) (П.,) |
4.Первичная проверка понимания нового (20 мин) Цель: установление правильности и осознанности нового материала, выявление пробелов, их корректировка | 1. Беседа о признаках басни с элементами словарной работы. 2.Затем учитель демонстрирует готовый опорный конспект: Басня -короткий рассказ; -чаще стихотворный; -2 части (основное повествование и мораль – нравоучение); -обычно про животных, говорящих и действующих по-человечески; -сатирическое изображение; -аллегорическая форма (иносказание); - диалог; -просторечная лексика; -лаконизм; -олицетворение; -особый басенный стих (строчки разной длины); - афористичность языка 3.Работа над иллюстрациями к басням Крылова (выставка на доске, учебник) 4. Работа над цитатой древнего философа Сенеки о басне «Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание» 5.Творческая работа над жанром произведения | 1 группа называет признак басни, 2 группа объясняет, 3 группа приводит примеры Опорный конспект заносят в тетрадь Описывают иллюстрации Объясняют смысл цитаты Каждая пара учащихся получает стихотворный отрывок (определить жанр: стихотворение или басня. Доказать) | Задание творческого характера (Л) Способность действовать с учётом позиций других (К) Постановка и формулирование проблемы (П) Работа в группах (К) Составление опорного конспекта (Р..П) (К., Л)) Работа в парах (Л., К) |
5.Рефлексия (подведение итогов урока) (3 мин) Цель: анализ и оценка успешности достижения цели. Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом | Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Организует рефлексию. Обобщает сказанное. Благодарит за работу. Оценивает ответы. | Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии: «Сегодня я узнал…» «Сегодня я могу…» «Было интересно…» «Я думаю, что…» «Я не понял…» «Нужно изучать басни?» Оценивают свою работу. | Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л) |
6.Информация о домашнем задании (2 мин) Цель: обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания | Коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания. Объясняет домашнее задание разного уровня сложности: *Нарисовать иллюстрации к басням (желающим), * 1 группа - сочинить басню, * 2 группа - подготовить вопросы к викторине | Проектируют способы выполнения домашнего задания. Записывают варианты задания в дневник. Подают дневники для оценки учителю. | Дифференцированные задания (П., Л) Проектирование (Р.,К.,П.) |