kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Б. Пастернак "доктор Живаго". Разработка урока по теме :"Судьба автора и судьба романа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка представляет собой вхождение в факты, связанные с историей романа, его публикацией, в атмосфере литературного процесса 40-50-х годов, в судьбу автора и судьбу романа. Предметом осмысления на вводнрм уроке становятся документальные материалы( фрагменты писем Б.Л. Пастернака; постановления о журналах "Звезда" и "Ленинград", 1946г.,статьи в "Литературной газете" и  "Правде", стихотворение "Нобелевская премия", перечень публикуемых произведений в лтературно-художественных журналах 40-50-х годов. На этом же уроке читается первая глава романа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Б. Пастернак "доктор Живаго". Разработка урока по теме :"Судьба автора и судьба романа"»

Изучение романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» в 11 классе.

Данная система уроков – это взгляд на роман как на произведение о творце и творчестве. В школьных программах по литературе аспект освещения романа в 11классе- это «Тема интеллигенции и революции и её решение», «Живаго и его оппоненты», «Женские образы в романе».

Предлагаемый угол зрения дополняет уже существующий и содержит определенные возможности более глубокого и детального изучения романа. В данном варианте произведение рассматривается текстуально, и для его изучения в классе отводится 6 часов.

В целом система уроков выглядит следующим образом.

Урок 1. СУДЬБА РОМАНА И АВТОРА.

Это урок вхождения в факты ,связанные с историей романа, его публикацией, в атмосферу литературного процесса 40-50-х годов, в судьбу автора и судьбу романа. Предметом осмысления на вводном уроке становятся документальные материалы (фрагменты писем Б. Л. Пастернака; постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград», 1946год; статьи в «Литературной газете» и «Правде»; стихотворение «Нобелевская премия»). На этом же уроке читается первая глава романа.

Цель урока -создать установку на чтение и осмысление романа в обозначенном аспекте.

Основные вопросы урока: 1. В чем чуждость задуманного Пастернаком романа официальной политике руководства литературой и искусством?

2. Почему роман вызвал такой гневный отклик?

3. Какое значение придавал книге сам писатель?

Урок 2-3. РОЖДЕНИЕ ПОЭТА. Цель уроков –осмысление вех судьбы Живаго, без которых не возникло бы искусство, «неотступно размышляющее о смерти и неотступно творящее этим жизнь». Предмет размышлений на этих уроках- ч.3, главы 2,3,10,15,17; стихотворение «Зимняя ночь», ч.4, гл.10, ч.5, гл.15, ч.6, гл.16, ч.11, гл.4; эпизоды из романов «Война и мир» Л.Н.Толстого и(т.3, ч.2, гл.25) и «Разгром» А.А.Фадеева(гл.11); стихи Пастернака «На Страстной», «Разлука».

Основные вопросы уроков:



Урок 1

СУДЬБА РОМАНА И АВТОРА

Цели урока:

-создать установку на чтение и осмысление романа при помощи вхождения в факты, связанные с историей романа, его публикацией, в атмосферу литературного процесса 40-50-х годов, в судьбу автора и судьбу романа;

- выявить роль замысла автора;

- развитие навыка самостоятельной исследовательской работы, обучение навыкам наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Предметом осмысления на вводном уроке становятся документальные материалы (фрагменты писем Б. Л. Пастернака; постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград», 1946год; статьи в «Литературной газете» и «Правде»; стихотворение «Нобелевская премия»). На этом же уроке читается первая глава романа.

Виды деятельности учителя и обучающихся: беседа, создание проблемной ситуации, чтение, составление лексического ряда из ключевых слов, материалов, слов-ассоциаций.



Ход урока.

1. Беседа. (Обмен впечатлениями, суждениями): Кто прочитал роман полностью? Какое впечатление он произвел на вас? Кто начал читать и оставил роман? Почему? (Выясняется: проза поэта показалась одиннадцатиклассникам «странной», «трудной», «непонятной», «нет событий»). Только в исключительных случаях текст книги прочитан с «чувством чего-то небывалого» «настоящего», «не совсем понятного», но «захватыващего чувства и мысли».

2. Исследовательская работа. Запись в тетради по таким этапам. Задание 1. -Разделите страницу пополам и озаглавьте:

Что я знаю о романе? Что я узнал о романе?

- Запишите отдельным словом в 1-ую колонку известные вам факты, события, связанные с замыслом, судьбой романа и его автора (например, «долг», «счастье», «исключение» и т.д. Для актуализации сведений можно предложить более конкретные вопросы: «Когда был задуман роман? Когда опубликован? Какова его судьба?» и др.

Задание 2. Учитель предлагает ученикам документальные материалы, связанные с историей создания романа, с его публикацией в СССР и за рубежом, с судьбой автора. –Прочитайте их внимательно и выпишите во 2-ую колонку ключевые слова (словосочетания) из фрагментов и даты. (см. Приложение 1. Письма Б.Пастернака В.Шаламову и О.Фрейденберг).

После того, как выписаны ключевые слова из фрагментов писем , классу задается вопрос: «Какой была литературная, общественная атмосфера десятилетия, в которое создавался роман?» (Одиннадцатиклассники называют отдельные слова : «победа», «подъём», «страх», в которых сосредоточен смысл противоречивого времени, и фиксируют их в соотвествующей колонке.

Задание 3. –Продолжая начатые колонки, сделайте заголовки: «Время»(1), «Художник»(2). Выпишите в раздел «Время» из материалов ключевые слова и словосочетания, обратите внимание на стиль документа. Можно ли в его языке уловить атмосферу времени? (См. Приложение2 (1). Из Постановления ЦК о журналах «Звезда» и «Ленинград», август 1946 года).

В колонке 1 возникают слова: «забыли», «не могут быть аполитичными», «дело воспитания», «могучее средство», «должны руководствовоаться», «политики».

Вывод. Уже в самой стилистике партийного документа обретает подлинность дух несвободы и лицемерия, «трескучей фразы», господствовавшей во времени, становится очевидной роль литературы как одной из сфер политики и идеологии.

Задание 4. – Перед вами список литературы, напечатанной в журналах в 1947-1954 годах. Прочитайте внимательно названия и выберете из них 2-3, в которых, на ваш взгляд, наиболее ярко представлена эпоха и человек в ней. Запишите выбранные вами названия в 1 колонку. (Приложение 2 (2)) ( Звучат разные варианты выбранных названий и суждений по поводу того, каким представляется смысл книги с тем или иным заглавием). Вывод. Человек как часть государства, социума, человек-труженик, герой, творец грядущей эпохи, рождающейся в «буднях великих строек», живущий в кипучем, полном оптимизма и созиданий времени. (Так ребята комментируют названия публикаций).

Задание 5. –В колонку 2 («Художник») выпишите название романа Пастернака, подберите к нему слова-ассоциации, запишите словами ощущения, которые вызывает в вашем сознании словосочетание «Доктор Живаго». Обратите внимание на то, что «живаго»- родительный падеж прилагательного «живой» на старославянском языке. ( В ассоциативном ряду учеников есть слова: «хороший, добрый, белое, интеллигент, тело, лекарство, болезнь, жизнь, смерть, подвижный, природа, мертвый, цветущий, вечный, целый» и др. – -Какой метафорический смысл скрывается, по-вашему, в названии романа? Постройте свою метафору и запишите её. («лечащий жизнь», «исцеляющий во имя жизни», «спасающий живущих» и др. Понравившиеся высказывания фиксируются в той же колонке).

3. Аналитическая и творческая работа. Сравните получившуюся у вас «расшифровку», истолкование названия, с названиями, выписанными в первую колонку. Объединив словесные ряды обеих колонок, напишите 2-3 предложения о герое пастернаковского романа, каким он видится вам через заглавие. Заглавие- то, что во главе, что главное. - ---Есть ли уже в заглавии различия позиций авторов во взгляде на человека? ( Ученики записывают получившиеся маленькие тексты). Ученикам несложно увидеть отсутствие «государственного», идеологического привкуса в названии. Правда, о личности героя сложились разные прогнозы: у кого-то возникают ассоциации с чеховскими героями- доктор Крупов, доктор Старцев, но смыслы слова «живаго» корректировали и одновременно усложняли прогностический образ.

4. Сообщение учителя. -Осенью 1955 года роман был передан в редакцию «Нового мира». Обещали издать , но не издали по идеологическим соображениям. В 1957году роман был выпущен в Италии на итальянском языке. В 1958 году «Доктор Живаго» был опубликован в Лондоне и Нью-Йорке на английском языке, в Германии, во Франкфурте-на-Майне-на немецком языке, в Стокгольме, в Швеции, роман выходит на шведском языке. Впервые русское издание в Париже в 1959 году, здесь же роман издаётся на польском и французском языках. В 1961 году в издательстве Мичиганского университета выходит собрание сочинений Пастернака в 3-х томах. В 1962 году роман выходит на сербском языке в Белграде и в 1967 году- в Голландии на голландском языке. В России роман впервые вышел в 1988 году, тридцать лет спустя после его несостоявшейся публикации.

-Какие вопросы возникли у вас после прослушанной информации? (Обычно ребята спрашивают: «Что в романе было такого , что на родине , в течение стольких лет, его не публиковали?»). Учитель может не отвечать на этот вопрос. Ответы они найдут сами в процессе изучения романа.

5. Продолжение работы в тетрадях со следующей подборкой материалов. Приложение 3. –Выпишите в 1 колонку слова-оценки, выражающие эмоции. -Подумайте, почему роман вызвал такой гневный отклик? ( Кстати, тогда, как вы, наверное, заметили, прочитать роман было невозможно , потому что он не был опубликован. Читали его только члены редакции.) (Обычно ребята выписывают слова: «выдающиеся», « благородные», « поэзия» , « злобный», «обыватель», «ненависть», «клевета», «мелкое», «никчемное» и др.)

-В колонку «Художник» выпишите ключевые слова из следующей подборки материалов. Приложение 4.

Ключевые слова материалов, отражающие смыл происходящих событий (письмо в ЦК) и состояния поэта (фрагмент письма Поликарпову и стихотворение «Нобелевская премия») – «выеду», «невозможно», «смерть», «связан», «не в чем раскаиваться», «зверь в загоне», «особый вариант книги Бытия» и т.п.

6. Аналитическая и творческая работа.

-Теперь сопоставьте ряды слов в колонках.

- Подумайте, в чем, по-вашему, заключалась суть драмы , переживаемой Пастернаком осенью 1958 года? Творческая работа. – Опираясь на написанные слова и словосочетания в колонках , постройте монолог о романе, времени, авторе и расскажите друг другу в парах. (Такая работа –тренировка в умении связывать отдельные лексические единицы в предложения, в интонировании, в ритме, в проговаривании- и в слушании. Она обогащает лексику, развивает память, навыки устной речи)

7. Работа с первой главой романа.

а) Разделите страницу пополам. б) Прочитайте вслух 1 главу романа- обязательно вслух! в) Вслушиваясь в ритм прозы, её интонацию, запишите отдельными словами в левой колонке (назовите её условно «Я») свои ощущения, которые рождает в вас эта проза. В колонке («Я») появляются слова: «торжественно», «печально», «похоронный марш», « грустно», «тяжело» и др.

-В правую колонку запишите другие ключевые ,на ваш взгляд, слова.

- Прочтите текст ещё раз . –В вас звучит ещё музыка?

- Теперь проследите, каким словом в начавшуюся музыку смерти вливаются и начинают звучать новые темы?

Так возникают лейтмотивы романа в словесной ткани: «мальчик», «сиротство», «хочет сказать слово» (заметьте, «слово» и «могила» -рядом), «пространство»(«подмостки» судьбы ), «волчонок» , «человек в черном», «дядя»; «священник», духовное наставничество, отцовство.

Рефлексия .

-Что нового узнали вы на уроке об эпохе, когда создавался роман, о самом произведении, об авторе? Что показалось наиболее интересным?

- Скажите, возникло ли у вас желание прочитать роман?

-Какое значение придавал книге сам поэт?

Домашнее задание.

Прочитать главы 1,2,3 и книгу стихов Юрия Живаго. Письменно ответить на вопрос: «Как связаны первая глава романа и последняя 17-я?»

(Домашнее задание , «нарушая» постепенность хода, побуждает осмыслить «начало» и «конец» романа, его композицию.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Б. Пастернак "доктор Живаго". Разработка урока по теме :"Судьба автора и судьба романа"

Автор: Чистякова Ирина Владимировна

Дата: 24.04.2016

Номер свидетельства: 322095


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства