Авторская разработка урока литературы для 5 класса: «С.А.Есенин «Я покинул родимый дом»
Авторская разработка урока литературы для 5 класса: «С.А.Есенин «Я покинул родимый дом»
Урок не только дает представление пятиклассникам о биографии Есенина, но и учит их анализировать текст, работать с изобразительно-выразительными средствами, сравнивать стихотворения, напсанные на одну тему
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка урока литературы для 5 класса: «С.А.Есенин «Я покинул родимый дом»»
План-конспект урока литературы в 5 классе
Тема: «С.А.Есенин «Я покинул родимый дом» , «Низкий дом с голубыми ставнями» Особенности поэтического языка Есенина
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету литературы на примере творчества С.А.Есенина и его стихотворений «Я покинул родимый дом» , «Низкий дом с голубыми ставнями»
Задачи урока:
Образовательные:
-Дать представление об основных фактах биографии С.А.Есенина
-Познакомить детей со стихотворениями «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями»,.
- Дать представление об собенностях поэтического языка Есенина
Развивающие:
- работать над пополнением словарного запаса учащихся,
- развивать навыки работы по анализу лирического произведения, обратиться к красоте природы нашей малой родины,
-развивать воображение, мышление детей
Воспитательные:
-воспитание ценностного отношения к слову;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- воспитывать любовь к культуре;
Формируемые УУД
Предметные: знать поэтическое наследие С.Есенина о родине и родной природе, развивать слух, речь и внимание учащихся, формировать представление учащихся о художественном мире, содержащемся в каждом лирическом творении.
Метапредметные:
Познавательные УУД: Извлекать необходимую информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке, строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями, участвовать в диалоге при анализе произведения, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.
Коммуникативные УУД: умение строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.
Личностные: Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой на уроке.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная
Оборудование
Оформленная доска
Проектор для просмотра и прослушивания файлов
Карточки с тестами
Тетради
Два видеоролика и аудиофайл
Учебник «Коровина В.Я. «Литература. 5 класс Просвещение 2018
Технологическая карта урока
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Время
1.
Организационно-мотивационный
1)Приветствие учеников;
проверка готовности учащихся к уроку.
2)Предлагает просмотр фрагмента клипа
1)Приветствие учителя.
2)Просматривают фрагмент клипа, приходят к выводу о предстоящей деятельности
3 мин
2.
Целеполагание
1)Организует беседу на основе первичного восприятия
2) Наводит на формулировку темы и цели урока
1)Отвечают на вопросы
2)Формулируют тему и цель урока. Записывают тему урока в тетрадь.
4 мин
3.
Изучение нового учебного материала
1) Сообщения заранее подготовленных учащихся
2) Работа с ассоциативным рядом
3) Знакомство со стихотворениями
1)Внимательно слушают одноклассников и смотрят презентацию
2)Составляют ассоциации к слову ДОМ
3) Читают стихотворения, анализируют, работают со средствами выразительности, слушают стихотворение в исполнении самого поэта
21 мин
4.
Физкультминутка
«Глаз -путешественник»
Смена видов деятельности
1 минута
5.
Контроль за усвоением
Диагностика уровня освоения учащимися нового знания.(тесты по литературе Лященко стр. 52)
Пишут тестирование по произведению
взаимопроверка
5 мин
6
Рефлексия
Подводит итог.
Рефлексия
Отвечают на вопросы: воспроизводят полученную информацию.
5 мин
7.
Домашнее задание
Учитель объясняет домашнее задание
Учащиеся записывают задание
1мин
Ход урока
1.Организационно-мотивационный момент. (3 минуты)
-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте, все ли в порядке: ручки, книжки и тетрадки.
Сегодня мы с вами откроем для себя еще одного поэта, а вот какого вы узнаете, просмотрев фрагмент клипа( НЕ ВСЁ!!! до 1,35м.)
- Так с каким же поэтом мы свами сегодня встретимся? ( с Сергеем Есениным)
2. Целеполагание ( 4 минуты)
-Каким вам представился Сергей Есенин после просмотра? ( веселым, красивым , молодым, любящим свою Родину)
- Песня , которую вы услышали, принадлежит современной группе, но слова были написаны самим Есениным. Кто запомнил, о чем эта песня? (я покинул родные края…)
- А какие моменты вы увидели в клипе( и как покидает, и как возвращается на родину)
- Читают эпиграф:
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».
- Как вы считаете , о чем в основном писал С.Есенин ? ( о родине)
- Какое стихотворение Есенина вы помните из начальной школы? ( «Белая береза…»)
- А разве оно о родине ? ( да, потому что это символ-России)
-Тема родины является главной в творчестве Есенина. Всю силу своего таланта он устремил на то, чтобы воспеть родные места. И сегодня мы обратимся к малой родине поэта. Запишите , пожалуйста, тему урока : «Тема Родины в стихотворениях С. А. Есенина: « Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».
3. Изучение новых сведений.
- Давайте же познакомимся с поэтом Есениным, сегодня нашими экскурсоводами станут ….( двое детей)
-Но сначала вспомните клип и предположите, где родился поэт в городе или в деревне? ( в деревне)
- Почему? Какие образ вы видели? ( дорога, рожь, луг , деревянный крестьянский дом)
- Все верно , его даже называли «певцом бревенчатой избы»
1. Сообщение заранее подготовленных учащихся
1 ученик ( краткое сообщение биографии по учебнику- дети в это момент просматривают презентацию о поэте)
2 ученик (рассказ о селе Константиново- стр.288-289 учебника)
2.Работа с ассоциативным рядом(работа в парах)
- Посмотрите на названия стихотворений, которые нам сегодня предстоит изучить. Что вы заметили?( ключевое слово ДОМ)
-Как вы считаете, почему поэт оба стихотворения посвящает своему дому?
-А что для вас ДОМ? Напишите ассоциации к этому слову …..(зачитывают фронтально)
-Удивительно слово «дом». Произносишь его, и на душе становится тепло. Вспоминаются лица родных тебе людей. В родительском доме тебя всегда любят и ждут. И даже если ты свил своё гнездо, то для родителей ты – ребёнок. К сожалению, дети вырастают и покидают родительский дом, но всё равно, пусть ненадолго, возвращаются, чтобы восполнить силы. Итак, давайте обратимся к первому стихотворению
3. Знакомство со стихотворением «Я покинул родимый дом…»
Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918год.
- Сколько было лет Есенину? (23). Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал из Константинова. За это время в Росси произошло несколько значимых событий, которые не могли не повлиять на Есенина.
1914 год – начало первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.
1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.
1918 год – международное вторжение, попытка захвата территории России
войсками стран – участников Первой мировой войны.- ЗАПИСЬ НАДОСКЕ
- Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?
- А теперь давайте познакомимся с этим произведением и услышим голос самого поэта
(Звучит фонограмма стихотворения «Я покинул родимый дом…» в исполнении самого Есенина с видеорядом https://www.youtube.com/watch?v=rRG1JLtQmWc)
- Вам понравилось стихотворение?
- Голос , который вы услышали принадлежал самому Есенину. Какие интонации в услышали?
- Почему лирический герой тоскует, грустит? - Перечитайте первые две строки стихотворения:
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил русь…
- О чем говорится в этих строках? -Прочитайте третью и четвертую строки стихотворения(В три звезды, березняк над прудом Теплит матери старой грусть.)
-Что мы представляем, когда читаем эти строки
- Какой художественный прием использует автор?
- Прочитайте следующие две строки.
Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде.
- Кто из вас догадался, какой прием здесь содержится? - Какое еще художественное средство встретилось?.
-Читаем дальше.
Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде.
– Какой прием скрыт в этих строках?
- А какой это яблоневый цвет? - Читаем дальше.
Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге.
- Какое время года описывается в 1-2 строфах?
- А почему сейчас автор пишет о пурге, с чем он ассоциирует пургу? - Какой прием автор использует?
- А еще, ребята, в этих строчках встретился лексический повтор я не скоро, не скоро вернусь. Этим повтором подчеркивает тоску, желание побывать на родине, но пока нет возможности вернуться.
- Прочитайте следующие строки.
Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге
– Кто хранит “голубую Русь”?
- Вновь какой прием использован? -Давайте прочитаем последние четыре строки.
И я знаю, есть радость в нем Тем, кто листьев целует дождь, Оттого, что тот старый клен Головой на меня похож.
– На кого, по мнению Есенина, похож клен?
- Почему?
-Почему мы поработали со средствами выразительности?
-Давайте представим картины, созданные поэтом.
-Обратите внимание: поэт использует обычные, привычные слова, но возникает образ сказочной Руси.
Обратим внимание на цвета, используемые в этом стихотворении.
(голубой, золотой, бело - розовый)
- Это иконописные цвета. Вот почему мы увидели Русь сказочной, и вот почему она – Русь, а не Россия.
- Есть ли разница в значении прилагательных родной иродимый ? почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый? (Родной – прилагательное стилистически нейтральное, не окрашенное эмоционально. Эпитет «родимый» отражает чувство нежности и душевной близости, употребляется в разговорной речи)
Все эти любимые образы (родительский дом, клен, заливные луга) описанные в стихотворении, составляют для Есенина родину.
4. Знакомство со стихотворением « Низкий дом с голубыми ставнями»
- Пройдут долгие шесть лет. В жизни Есенина произойдёт много хорошего и плохого. Но всегда поэт мысленно и наяву будет возвращаться в родимый дом.. В мае 1924 года Есенин приезжает домой, но там, где стоял родительский дом, он видит пепелище. И первое, что он предложил сделать сестрам, - посадить клен. Клен – хранитель домашнего очага. А свои чувства от встречи он выразил в стихотворении « Низкий дом с голубыми ставнями».
- А сейчас прослушайте стихотворение и приготовьтесь ответить на вопрос: какие чувства автор выразил в стихотворении? (читает подготовленный ребенок)
- Ребята, какие чувства автор выразил в стихотворении?
–Найдите эпитеты в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...».
– Какие два эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся?
-Какие общие темы, образы соединяют стихотворения «Я покинул родимый дом» и «Низкий дом с голубыми ставнями»
4) Физминутка «Глаз -путешественник»( 1 минута )
5) Контроль за усвоением темы ( 5 минут)
(тесты по литературе Лященко стр. 52- приложение)
- А теперь поменяйтесь друг с другом и оцените работу по эталону ( на срытой доске)
6) Подведение итогов
1)Беседа
За свою недолгую жизнь Есенин побывал во многих странах. Но где бы он ни был, его всегда тянуло в Россию, на рязанскую землю. В своих стихотворениях он выражал собственные чувства и мысли о Родине.
- Какие особенности композиции последнего стихотворения вы заметили?(Стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми строками. Перед нами кольцевая композиция.)
Поэт как бы замыкает круг. Всё начинается и заканчивается домом, все дороги ведут к нему.
- А нет ли в слове «дом» «кольца»? (буква «о»)
- Какое ещё слово, связанное с домом, начинается с этой буквы, мы его сегодня не раз произносили.
(очаг, согревающий дом)
- Семейный очаг, символизирующий особую атмосферу, то, что согревает душу.
- Кольцо – символ чего? Когда дарят кольцо?
(символ любви, верности)
- Кольцо – это оберег. Поэт говорит о своей любви к родине, родным. Он не только наполняет свою душу любовью близких, но и сам щедро делится ею.
И эти же чувства вы испытываете в своём доме.
- Так что же значил дом для поэта?
(тепло, уют, покой, любовь близких)
2) Рефлексия
Я вам предлагаю составить синквейн или акростих с ключевым словом сегодняшнего урока . А чтобы настроить вас на работу я включу еще одну композицию. Стихи Есенина настолько музыкальны, что более 120 положены на музыку. Стихотворение «Низкий клен с голубыми ставнями» тоже положено на музыку.
https://www.youtube.com/watch?v=vBW8RNEBkpY
ДОМ(акростих)
Д- душа, детство
О- очаг, объятия , отец
М- мать , мир
ДОМ ( синквейн)
Родимый, теплый
Встречает, согревает , лечит
Родительский дом- начало начал
Возвращение
7) Инструктаж по выполнению домашнего задания
Выучить любое стихотворение
Написать мини –эссе ( 5-6 предложений) «Мой дом через 20 лет»