Вступительное слово | На прошлом уроке мы с вами познакомились с эпохой Екатерины II, причинами восстания под предводительством Е. Пугачева. Давайте вспомним тему прошлого урока и поговорим. 1.Чем был вызван интерес А.С Пушкина к эпохе Екатерины II? 2.Чем можно объяснить многочисленные крестьянские бунты, волнения в екатерининскую эпоху? 3.А.С Пушкин решает тему Пугачевского бунта в двух планах назовите их: 4.Какова главная цель в историческом труде «История пугачевского бунта» 5. молодцы! В повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкин решает более глобальные проблемы, назовите их: | 1.История всегда интересовала А.С Пушкина. Прошлое для него - всегда повод для размышления не только о настоящем, но и о будущем. 2. В годы ее правления выросли налоги, вся тяжесть которых легла на плечи крестьян. Но инее все дворяне были сторонниками ее власти. Положение крепостных крестьян ухудшалось, их можно было продать как скот, как вещи. Помещики по указам императрицы получили право без суда наказывать провинившихся крестьян, творить произвол. Бесправие, нищета толкали крестьян на бунты, которые жестоко подавлялись. 3.В качестве профессионального историка в «Истории Пугачева» и в качестве писателя в «Капитанской дочке». 4. указать на необходимость преобразований в стране. 5.он ставит в центр такие проблемы: как достичь единства нации, как примерить противоречия, как добиться улучшения нравов, как избежать насильственных потрясений. |
Постановка темы | Итак, ребята темой нашего сегодняшнего урока это «Жанровое своеобразие повести. Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин». Задачей нашего урока: выявить жанровую принадлежность; дать характеристику Гриневу и Швабрину. | |
Жанровое своеобразие «Капитанской дочки» | Ребята так как тема нашего урока звучит как жанровое своеобразие начнем прямо с этого. В критической литературе неоднократно высказывались разные мнения о произведении Пушкина: одни видели в нем повествование о двух влюбленных, другие – лишь изображения Пугачева и пугачевского восстания, третьи – этапы духовного становления молодого человека, на жизненном пути которого постоянно возникает проблема выбора. Наверно в строгом смысле слова «Капитанская дочка» не является ни хроникой, ни мемуарами, так как в произведении есть художественный вымысел. Но она написана в форме воспоминаний, семейных записок, показывает судьбы, жизнь частных людей. Вместе с тем даны изображения масштабного исторического события, реальных исторических лиц (Емельян Пугачев, Екатерина II), а потому содержит в себе особенности всех названных жанров. «Капитанскую дочку» принято считать повестью. Она не велика по объему и написана от лица небогатого дворянина в форме воспоминаний, семейных записок. Но судьба героев не просто дана на фоне истории, она тесно переплетена с исторически значимыми для страны и общества событиями. Это признаки романа. Действительно, по масштабу изображаемого, по глубине проникновения в суть описываемых исторических событий «Капитанская дочка» - роман. Ребята, а к какому бы жанру вы отнесли «Капитанскую дочку»? | «Капитанскую дочку» с полным правом можно назвать и романом и повестью. Она содержит в себе особенности всех названных жанров.Ее можно отнести как к любовному роману (Гринев и Маша), так и к историческому (Пугачевское восстание), можно отнести к семейной хронике так как это воспоминания, и также принято считать это произведение повестью. |
Работа над сравнительной таблицей Гринева и Швабрина | Молодцы! Ребята вам было дано задание подготовить характеристики Гринева и Швабрина. Разделите тетрадь на две равные части слева напишите Гринев, а справа Швабрин. А теперь заполним эту таблицу поэтапно с помощью вопросов. Итак первый пункт и первый вопрос: 1. Что общего у Гринева и Швабрина? 2. Как каждый из героев относится к людям? 3. Как поступают герои в ситуациях выбора? 4. Любовь или долг. Отношение героев к Маши, любили ли герои Машу? 5. Как судьба героев соотносится с эпиграфом к повести? | Гринева и Швабрина объединяет любовь к Маше и их социальное положение, они оба являются офицерами российской армии. Отношения к людям у героев проявляются по разному: если Гринев честен и бескорыстен в отношение к людям, то Швабрин с точностью да наоборот. Гринев в ситуации выбора следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяги, а Швабрин с легкостью становится предателем. Когда возникает ситуация выбора между долгом и любовью Гринев долго размышляет но первым для него оказывается дело чести. Оба героев любили Машу но Швабрин постоянно пытался очернить Машу полтомучто она ему отказала. О соотношение эпиграфа повести с судьбами героев можно судить с момента падения защиты крепости: Швабрин с радостью соглашается и присягает на верность Пугачеву, Гринев не взирая на смертельную опасность, не изменяет воинской присяге. |
Д/З оценивание | Молодцы! Спасибо! Запишите домашнее задание Дома подготовить 1гр Пугачева и народ в повести как образы, 2гр. образ Маши Мироновой 3гр. подумать над смыслом названия повести. Как вы думаете почему автор назвал повесть «Капитанская дочка», 4гр почитать эпиграфы к главам повести и подумать связаны ли они с содержанием глав. Ну на этом все мы подошли к выставлению оценок (аргументирование каждой поставленной оценки). Спасибо за хорошую работу. | Запись в дневниках. |