kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.Островский. Снегурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

По типологии этот урок урок объяснения новой темы. На уроке идет первое знакомство со сказкой, цель превого урока : знакомство с героями весекнней сказки, наличие мифологических образов и т.д. Учащиеся должны понять для чего автор вводит образы мифологические ( лешего и т.д.)  Пьеса состоит из 4 действий, пролога и эпилога. В прологе говорится о приходе весны, ее на крыльях приносят птицы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.Островский. Снегурочка»

Литература 6 класс Дата ________


Тема: А.Н. ОСТРОВСКИЙ «СНЕГУРОЧКА».

ГЕРОИ ВЕСЕННЕЙ СКАЗКИ


Цели: образовательная: познакомить учащихся с пьесой-сказкой «Снегурочка»; отработать навыки выразительного чтения;

развивающая: развивать образное, ассоциативное мышление, память и речь;

воспитательная: воспитывать постоянство чувств, верность слову, бережное отношение к чувствам других людей.


Тип урока: урок новых знаний


Методы: словесный (рассказ, беседа)

наглядный

проблемно-поисковый

индуктивный


Оборудование: иллюстративный материал


ПЛАН УРОКА


I. Организационный этап


II. Актуализация

1. Беседа.

- Каким вы представляете себе Царство Берендея?

- Какой эпизод пьесы-сказки вам запомнился?

- Какой вы себе представляете Снегурочку?

- Где ещё вы встречались со Снегурочкой? Сравните её с героинями русских народных сказок.


2. Словарная работа.

Вспомните значение слов драма, пьеса, сказка, конфликт. При необходимости воспользуйтесь словарем литературоведческих терминов.


III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Слово учителя.

- Лирическая пьеса «Снегурочка» - произведение, которое вместило в себя народную сказку о девушке-снегурочке, народное предание о древнем племени берендеев, старинные календарные обряды, песни, поэтому «Снегурочка» - многоуровневое, многожанровое произведение.

Станиславский писал: «Снегурочка» – сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского».

Жизнь Берендеева царства проста и мудра, как и сама природа. Царь берендеев – блюститель мира и справедливости. Любовь для него – благое чувство, великий дар природы, перед которым надо преклоняться. Он уверен, что свет «правдой и совестью только держится».

Заключение браков в стране берендеев – важное для всего народа дело. Обман девушки, оскорбление доверчивой девичьей души – государственное преступление. Вместе с тем любовь прекрасна и сильна только свободной. Судить преступника, нарушившего святость любовных обетов, Берендей приглашает весь народ.

Во время работы над «Снегурочкой» Островский консультировался с историками, археологами, знатоками старинного быта, обрядов, что нашло свое отражение в пьесе. Четвертое действие заканчивается встречей Солнца – Ярилы. Праздник солнца – это старинный календарный обряд, который проводился в средней России на Петров день – 29 июня. Народный летний праздник сопровождался играми, хороводами, песнями.

Лирическая песенная основа обряда привела Островского к мысли, что музыкальное сопровождение должно органически сочетаться с драматическим действием. Работая над пьесой, он по частям посылал ее текст Чайковскому, который написал музыку. В 1880 году Римский-Корсаков попросил у Островского разрешения воспользоваться текстом «Снегурочки» для оперы.


2. Беседа.

– Где происходит действие пьесы? Как вы это узнали?

– Кто герои пьесы? Опишите их.

– Какую роль играют описания природы?

– Как встречает Весну земля берендеев? Найдите и зачитайте.

– Где проходит детство Снегурочки?

– Почему Снегурочка хочет уйти к людям? Разве её не любят отец и мать?

– В чём суть конфликта между Весной и Морозом?

– С радостью ли Мороз отпускает Снегурочку к людям? От чего он предостерегает Снегурочку?

– Как Островский рисует картины народной жизни?

– Расскажите о масленице.

– Как берендеи воспринимают появление Снегурочки?

– Что вы можете рассказать о новой семье Снегурочки?

– Кто такой Лель? Что в нём привлекает Снегурочку?

– Почему Лель бросает цветок, подаренный Снегурочкой, и убегает к другим девушкам?

– Чем отличается Снегурочка от Купавы? На чьей стороне ваши симпатии?

– Почему срывается помолвка между Мизгирём и Купавой?

– Итак, какой предстаёт Снегурочка в начале пьесы?


3. Выразительное чтение по ролям.

Учащиеся читают по ролям диалог Мороза и Весны из пролога пьесы.

IV. Применение. Формирование умений и навыков.

1. Беседа.

- Используя текст, расскажите, как показана в произведении Зима (назовите эпитеты, сравнения, метафоры).

- Как жил Мороз на берендеевой земле?

- Назовите причину спора Мороза и Весны.

- Как относятся к Снегурочке Весна и Мороз? Почему Весна называет дочь «дикаркой»?

- Почему Снегурочка хочет весной остаться в берендеевом царстве?

- Назовите самое страшное слово для Снегурочки и Деда Мороза.

- С какой целью Снегурочка идет к весне?

- Почему берендеи не приняли Снегурочку?

- В чем суть конфликта?

- Какой вы представляете Снегурочку в начале пьесы?

- Как меняется Снегурочка?

- Какое наказание царь Берендей назначает Мизгирю?

- Любит ли Мизгирь Снегурочку? Почему не слушается её?

- Почему гибнет Снегурочка?

- Кто виноват в её смерти? Почему?

- Островский позаимствовал сюжет из русских народных сказок. Что изменил драматург в сюжете народной сказки? Почему?

- Расскажите о картинах, описанных в первом действии. Почему бог Ярило гневается на берендеев?

- Могла ли Снегурочка полюбить кого-нибудь? Почему?

- Что вы можете сказать о Купаве? Сравните ее со Снегурочкой.

- Каким предстает перед вами Мизгирь?

- Кого обвиняет Купава в том, что ее любовь разбита? Почему царь Берендей принимает решение наказать Мизгиря?

- С чем сравнивается любовь невесты и ее душа?

- С чем сравнивает царь Снегурочку? (Найти в тексте.)

- Почему царь не может поверить, что Снегурочка никого не любит?

- Найти четверостишие, в котором говорится о том, что происходит, когда полюбишь.

- Чего должна остерегаться Снегурочка? Почему она, зная об опасности, идет ей навстречу?

- Почему погибают Снегурочка и Мизгирь? Чем отличаются причины их гибели?

- Чем помогла людям смерть Снегурочки?


2. Выразительное чтение по ролям.

- Прочитайте по ролям диалог Снегурочки и Мизгиря на странице 178-180. Что вы можете сказать об их чувствах?


V. Этап информации о домашнем задании

Подготовить рассказ о мифологических персонажах пьесы-сказки.

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
А.Островский. Снегурочка

Автор: Худайбергенова Каламкас Калитовна

Дата: 16.01.2016

Номер свидетельства: 277500


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства