kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.Островский. Снегурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

По типологии этот урок урок объяснения новой темы. На уроке идет первое знакомство со сказкой, цель превого урока : знакомство с героями весекнней сказки, наличие мифологических образов и т.д. Учащиеся должны понять для чего автор вводит образы мифологические ( лешего и т.д.)  Пьеса состоит из 4 действий, пролога и эпилога. В прологе говорится о приходе весны, ее на крыльях приносят птицы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.Островский. Снегурочка»

Литература 6 класс Дата ________


Тема: А.Н. ОСТРОВСКИЙ «СНЕГУРОЧКА».

ГЕРОИ ВЕСЕННЕЙ СКАЗКИ


Цели: образовательная: познакомить учащихся с пьесой-сказкой «Снегурочка»; отработать навыки выразительного чтения;

развивающая: развивать образное, ассоциативное мышление, память и речь;

воспитательная: воспитывать постоянство чувств, верность слову, бережное отношение к чувствам других людей.


Тип урока: урок новых знаний


Методы: словесный (рассказ, беседа)

наглядный

проблемно-поисковый

индуктивный


Оборудование: иллюстративный материал


ПЛАН УРОКА


I. Организационный этап


II. Актуализация

1. Беседа.

- Каким вы представляете себе Царство Берендея?

- Какой эпизод пьесы-сказки вам запомнился?

- Какой вы себе представляете Снегурочку?

- Где ещё вы встречались со Снегурочкой? Сравните её с героинями русских народных сказок.


2. Словарная работа.

Вспомните значение слов драма, пьеса, сказка, конфликт. При необходимости воспользуйтесь словарем литературоведческих терминов.


III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Слово учителя.

- Лирическая пьеса «Снегурочка» - произведение, которое вместило в себя народную сказку о девушке-снегурочке, народное предание о древнем племени берендеев, старинные календарные обряды, песни, поэтому «Снегурочка» - многоуровневое, многожанровое произведение.

Станиславский писал: «Снегурочка» – сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского».

Жизнь Берендеева царства проста и мудра, как и сама природа. Царь берендеев – блюститель мира и справедливости. Любовь для него – благое чувство, великий дар природы, перед которым надо преклоняться. Он уверен, что свет «правдой и совестью только держится».

Заключение браков в стране берендеев – важное для всего народа дело. Обман девушки, оскорбление доверчивой девичьей души – государственное преступление. Вместе с тем любовь прекрасна и сильна только свободной. Судить преступника, нарушившего святость любовных обетов, Берендей приглашает весь народ.

Во время работы над «Снегурочкой» Островский консультировался с историками, археологами, знатоками старинного быта, обрядов, что нашло свое отражение в пьесе. Четвертое действие заканчивается встречей Солнца – Ярилы. Праздник солнца – это старинный календарный обряд, который проводился в средней России на Петров день – 29 июня. Народный летний праздник сопровождался играми, хороводами, песнями.

Лирическая песенная основа обряда привела Островского к мысли, что музыкальное сопровождение должно органически сочетаться с драматическим действием. Работая над пьесой, он по частям посылал ее текст Чайковскому, который написал музыку. В 1880 году Римский-Корсаков попросил у Островского разрешения воспользоваться текстом «Снегурочки» для оперы.


2. Беседа.

– Где происходит действие пьесы? Как вы это узнали?

– Кто герои пьесы? Опишите их.

– Какую роль играют описания природы?

– Как встречает Весну земля берендеев? Найдите и зачитайте.

– Где проходит детство Снегурочки?

– Почему Снегурочка хочет уйти к людям? Разве её не любят отец и мать?

– В чём суть конфликта между Весной и Морозом?

– С радостью ли Мороз отпускает Снегурочку к людям? От чего он предостерегает Снегурочку?

– Как Островский рисует картины народной жизни?

– Расскажите о масленице.

– Как берендеи воспринимают появление Снегурочки?

– Что вы можете рассказать о новой семье Снегурочки?

– Кто такой Лель? Что в нём привлекает Снегурочку?

– Почему Лель бросает цветок, подаренный Снегурочкой, и убегает к другим девушкам?

– Чем отличается Снегурочка от Купавы? На чьей стороне ваши симпатии?

– Почему срывается помолвка между Мизгирём и Купавой?

– Итак, какой предстаёт Снегурочка в начале пьесы?


3. Выразительное чтение по ролям.

Учащиеся читают по ролям диалог Мороза и Весны из пролога пьесы.

IV. Применение. Формирование умений и навыков.

1. Беседа.

- Используя текст, расскажите, как показана в произведении Зима (назовите эпитеты, сравнения, метафоры).

- Как жил Мороз на берендеевой земле?

- Назовите причину спора Мороза и Весны.

- Как относятся к Снегурочке Весна и Мороз? Почему Весна называет дочь «дикаркой»?

- Почему Снегурочка хочет весной остаться в берендеевом царстве?

- Назовите самое страшное слово для Снегурочки и Деда Мороза.

- С какой целью Снегурочка идет к весне?

- Почему берендеи не приняли Снегурочку?

- В чем суть конфликта?

- Какой вы представляете Снегурочку в начале пьесы?

- Как меняется Снегурочка?

- Какое наказание царь Берендей назначает Мизгирю?

- Любит ли Мизгирь Снегурочку? Почему не слушается её?

- Почему гибнет Снегурочка?

- Кто виноват в её смерти? Почему?

- Островский позаимствовал сюжет из русских народных сказок. Что изменил драматург в сюжете народной сказки? Почему?

- Расскажите о картинах, описанных в первом действии. Почему бог Ярило гневается на берендеев?

- Могла ли Снегурочка полюбить кого-нибудь? Почему?

- Что вы можете сказать о Купаве? Сравните ее со Снегурочкой.

- Каким предстает перед вами Мизгирь?

- Кого обвиняет Купава в том, что ее любовь разбита? Почему царь Берендей принимает решение наказать Мизгиря?

- С чем сравнивается любовь невесты и ее душа?

- С чем сравнивает царь Снегурочку? (Найти в тексте.)

- Почему царь не может поверить, что Снегурочка никого не любит?

- Найти четверостишие, в котором говорится о том, что происходит, когда полюбишь.

- Чего должна остерегаться Снегурочка? Почему она, зная об опасности, идет ей навстречу?

- Почему погибают Снегурочка и Мизгирь? Чем отличаются причины их гибели?

- Чем помогла людям смерть Снегурочки?


2. Выразительное чтение по ролям.

- Прочитайте по ролям диалог Снегурочки и Мизгиря на странице 178-180. Что вы можете сказать об их чувствах?


V. Этап информации о домашнем задании

Подготовить рассказ о мифологических персонажах пьесы-сказки.

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
А.Островский. Снегурочка

Автор: Худайбергенова Каламкас Калитовна

Дата: 16.01.2016

Номер свидетельства: 277500


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства