kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Антитеза как основной прием в раскрытии идеи рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказ А.П.Чехова "Толстый и тонкий" небольшой по содержанию. но очень ёмкий и грубокий по смыслу. Его идея трудна для восприятия шестиклассников. в произведении много смысловых моментов, которые школьники в своей  аналитической деятельности пропускают мимо.  Рассмотрение рассказа через призму антитезы ликвидирует эти пробелы и восстанавливает картину читательского восприятия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Антитеза как основной прием в раскрытии идеи рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий» »

Тема урока: Антитеза как основной прием в раскрытии идеи рассказа «Толстый и тонкий».

Цель урока: создание образовательной среды для раскрытия идеи рассказа

Задачи:

1. расширение знаний о художественном средстве - антитеза, которая помогает раскрыть характер героя, идею произведения;

2. развитие учебно-познавательный интерес через организацию проектной деятельности, развитие умения работать в группе

3. формирование коммуникативных умений, навыков культуры общения.

Тип урока: урок постановки учебной задачи

Методические приемы: проектный метод, беседа, анализ,

Оборудование: портрет А.П.Чехова, иллюстрация к рассказу «Толстый и тонкий»,

мультимедийный проектор, слайд-шоу, доски, маркеры

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к работе.

Психологический настрой учащихся на урок.

Приветствие.

Подготовка к уроку.

Самоорганизация.

Оценка готовности к уроку.

Регулятивные

Актуализация знаний

Создание учебной мотивации

На прошлом занятии вы обзорно знакомились с биографией и творчеством А.П.Чехова, сегодня я предлагаю вам более детально рассмотреть произведение автора, которое вы прочитали дома – рассказ «Толстый и Тонкий» .


Чехов А.П. – не только писатель. Он

профессиональный врач. Чтобы лечить людей, врачи имеют в своём арсенале специальные медицинские инструменты. У Чехова – писателя тоже есть свои инструменты. О каком именно инструменте пойдет речь, поможет узнать название. Посмотрите на него сточки зрения русского языка. Что можете сказать?

Как называется противопоставление в литературе? Как предлагаете узнать?


Этот инструмент- антитеза.











Актуализация знаний об антонимах, рассуждение об лексическом значении слов противоположные,противопосталение.


Набор в поисковой службе словосочетания противопоставление в литературе

Знакомство с понятием антитеза


Регулятивные









Познавательные коммуникативные


Постановка учебной задачи

Проследим, как и для чего её использует Чехов.

Сообщение темы урока ( высвечивание темы) помогут в этом опорные конспекты

Выводы, умозаключения учащихся, выражение своего отношения к параметрам конспекта

Личностные (стремление к речевому совершенствованию).

Открытие нового знания

Объяснение принципа работы



При заполнении графы «Название» вывод сразу не записывается






При заполнении графы «Чины» -видеорассказ учителя истории о Табеле о рангах


При заполнении графы «Речь тонкого»- аудиозапись



При заполнении графы «Запахи» -индивидуальное сообщение –объяснение слов херес, флёрдоранж

(Неокладнова Кристина)



При заполнении графы «прозвища» -индивидуальное сообщение –объяснение слов Герострат, Эфиальт

(Неокладнов Михаил)


При заполнении графы «Награды» -индивидуальное сообщение –объяснение словосочетаний Станислава имею, две звезды имею

(Антонов Вадим)



Личностные

(освоение моральных норм и правил, нравственный выбор).

Коммуникативные действия

( умение с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли).

Познавательные (исследование, поиск). Регулятивные

(постановка целей, самоконтроль).


Решение учебной задачи

Вернёмся к первой графе, обобщая выводы по всем остальным графам, что напишем в её 3-м столбце?





Ответим на главный вопрос: для чего использует Чехов антитезу, какова её роль?

Выводы, умозаключения учащихся, предложения

Определение качеств характера каждого из чиновников: самодостаточность и раболепие

Раскрытие основного смысла произведения, его идеи.


Рефлексия деятельности, домашнее задание

А теперь предлагаю поразмышлять о своей читательской активности с помощью схем. Заполните их и сформулируйте для себя домашнее задание

Заполнение схем, самооценка, рефлексия, самостоятельное определение содержания и объема д/з










Опорный конспект по теме «Роль антитезы в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

Что анализируем?

Как пишет автор?

Какие выводы делаем?

Название








Обстоятельства встречи







Запахи








Прозвища







Чины







Награды







Речь тонкого

при встрече приятеля и при встрече начальника







Описание радости тонкого





Эмоции перед расставанием







































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Антитеза как основной прием в раскрытии идеи рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

Автор: Шек Ольга Александровна

Дата: 04.03.2015

Номер свидетельства: 181954


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства