kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ стихотворения С.Есенина "Лисица".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В раделе литературы "Образы флоры и фауны в художественной литературе" особое место занимают произведения есенина о животных. Данный материал поможет учителю в анализе стихотворения "Лисица",  так как рассмотрено, как поэт передает основную мысль - показ физических и душевных страданий животного, какие тропы используются для показа идеи произведения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения С.Есенина "Лисица".»

Анализ стихотворения С.Есенина «Лисица».

Мир животных в лирике Есенина занимает особенное место. Поэт часто писал о братьях наших меньших – причем не только об одомашненных, но и о диких. Подобные стихотворения отличаются глубоким пониманием психологии зверей, сочувственным отношением к ним. В знаменитом произведении «Я обманывать себя не стану…», созданном в 1922 году, лирический герой называл себя «хорошим приятелем для зверей», что вполне применимо и к самому Сергею Александровичу. В том же тексте говорилось: «каждый стих мой душу зверя лечит», «в переулках каждая собака знает мою легкую походку», «каждому здесь кобелю на шею я готов отдать свой лучший галстук». По этим строкам явно видно, что животных поэт любит гораздо больше, нежели многих представителей рода человеческого.

Главная героиня стихотворения «Лисица» подверглась жестокому обращению со стороны людей. Будучи подстреленной, она сумела доковылять до норы, чтобы принять смерть в родном для себя мире, мире природы. Для описания морды животного Есенин подбирает яркий эпитет – «дремучая». Это определение отражает дикость зверя, его одиночество, озлобленность на людей, причинивших столько боли. Есенин с помощью метафор рисует контрастную картину – пожар разгорается на фоне холодного белого снега. Только поистине выдающийся поэт сумел бы так точно передать состояние живого существа перед близкой смертью.

У Есенина всегда было тонкое и проникновенное чувство природы, крепкая привязанность ко всему живому. Поэт написал много стихотворений о животных: «для зверей приятель я хороший, каждый стих мой душу зверя лечит». В стихах животные наделены почти человеческими чувствами и изображены как бы родней человека. «и зверьё, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове…», - писал поэт. Животный мир Есенина – часть природы, живой, одушевленной, разумной. Его звери – не басенные аллегории, не олицетворения человеческих пороков и добродетелей. Это «меньшие наши братья», у которых свои думы и заботы, свои горести и радости.

Тема текста – лисица. Автор показывает страдания животного в предсмертной агонии, безжалостное отношение людей к животным – это идея стихотворения.

Можно выделить три части стиха. В первой автор описывает, как раненая лисица «приковыляла к своей норе»; во второй – воспоминания о том, как она попала под выстрел; в третьей части дается описание раненого зверя. Трагизм у Есенина передан через мировосприятие самих животных, которое впервые в русской анималистической поэзии выражается "несобственно-прямыми" формами высказывания - словно бы словами автора говорит сам персонаж: "Колыхалася в глазах лесная топь… Мокрый вечер липок был и ал" - переданное изнутри мироощущение раненой лисицы, для которой весь мир залит ее собственной кровью, трепещет ее дрожью.

Ей все бластился в колючем дыме выстрел,

Колыхалася в глазах лесная топь.

Из кустов косматый ветер взбыстрил

И рассыпал звонистую дробь.

Автор не просто сообщает нам информацию, но выражает и создает у читателя чувство сострадания. Для этого использует такие художественные средства:

- эпитеты: «раздробленная нога; дремучее от боли лицо; колючий дым, в котором она не смогла увидеть охотника»;

- олицетворения: лиса не прибежала, не пришла к норе, а «приковыляла», от боли – «свернулася в кольцо»; ветер косматый; вечер мокрый, липкий, алый – таким видит вокруг себя затуманенный болью взгляд лисицы; язык застывает на ране; боль зализывает; голова тревожно подымалась;

- метафора: «желтый хвост упал в метель пожаром»

- сравнения: как прелая морковь; мгла прячется как «желна» - дятел черного цвета – предвестник смерти;

После описания месяца стоит многоточие. Автор не показывает смерть лисицы, он как бы дает нам возможность домыслить, как это произошло. Доказательство: «… в ощур сочилась тихо кровь». Стихотворение оставляет тяжелое впечатление.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Анализ стихотворения С.Есенина "Лисица".

Автор: Рачинская Надежда Петровна

Дата: 29.03.2017

Номер свидетельства: 404472


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства