Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер». Петербург. Июль 1805г.
Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер». Петербург. Июль 1805г.
познакомить учащихся с принципами изображения Л.Н.Толстым великосветского общества; начать знакомство с романом-эпопеей «Война и мир»; поразмышлять о значении французской речи в романе; уяснить суть метода «срывания всяческих масок»;
развивать навыки монологического высказывания, умения работать с художественной деталью, посредством которой автор характеризует героя;
воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер». Петербург. Июль 1805г.»
10 класс
Урок № 75.
Тема. Р/р. Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер». Петербург. Июль 1805г.
Цель:
познакомить учащихся с принципами изображения Л.Н.Толстым великосветского общества; начать знакомство с романом-эпопеей «Война и мир»; поразмышлять о значении французской речи в романе; уяснить суть метода «срывания всяческих масок»;
развивать навыки монологического высказывания, умения работать с художественной деталью, посредством которой автор характеризует героя;
воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Эпиграфы.
Вечер Анны Павловны был пущен. Веретена
с разных сторон равномерно и не умолкая шумели.
Л. Толстой
Приличьем стянутые маски…
М. Лермонтов
Оборудование: мультимедийная презентация, фрагменты художественного фильма «Война и мир».
ХОД УРОКА.
І. Оргмомент.
IІ. Изучение нового материала.
Сообщение темы, цели, плана урока.
Работа с эпиграфами урока.
Словарная работа.
Салон – это комната для приёма гостей в богатом доме, а также общая гостиная в отеле.
Салон – политический, литературно-художественный кружок из людей избранного круга, собирающийся в доме какого-либо частного лица.
4.Вступительное слово учителя.
Толстой не принимает и сурово осуждает людей, цель которых – карьера, богатство, корыстное политиканство, власть, жестокость и способность к убийству. Этих людей он относит к миру войны. Для их разоблачения он вырабатывает свой метод – «срывание всех и всяческих масок». Так, внешне мы видим в салоне изящество, ум, такт, высокие политические интересы. А внутренне это фальшивые люди, их разговоры и поведение лицемерны. Например, князь Василий, рассуждая на высокие политические темы, думает лишь об устройстве сына. Скрывая корыстные намерения, он говорит, «как заведённые часы», «как актёр говорит слова старой пьесы».
У всех гостей «улыбка сливалась с неулыбкой».
Постоянно звучащая французская речь подчёркивает оторванность знати от народа, его интересов, культуры, языка.
Хозяйку салона Толстой сравнивает с хозяйкой прядильной мастерской, подчёркивая автоматизм всего происходящего, отсутствие искренности, простых человеческих чувств. Автор пишет: «Вечер Анны Павловны был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели». «Как хороший метрд`отель подает как нечто сверхъестественно-прекрасное тот кусок говядины, который есть не захочется, если увидать его в грязной кухне, так в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала виконта, потом аббата, как что-то сверхъестественно утонченное».
5.Метод срывания «всех и всяческих масок».
Кому принадлежат предметы?
Князь Василий – звёзды
Элен – «бриллиантовое ожерелье»
Ипполит – лорнет
Виконт – портрет Наполеона
Княгиня Болконская – ридикюль с шитьём
Княгиня Друбецкая – носовой платок
Князь Андрей – маска
Пьер – пенсне
6. Портреты героев.
Князь Василий: «…вошедший князь, в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках, при звездах, с светлым выражением плоского лица. Он говорил на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые свойственны состарившемуся в свете и при дворе значительному человеку».
Ипполит Курагин: «…он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою, неизменною улыбкой жизни и необычайною, античною красотой тела; у брата, напротив, то же лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - все сжималось как будто в одну неопределенную и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение».
Элен: «…она поднялась с тою же неизменяющеюся улыбкой вполне красивой женщины, с которой она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, внося с собою блеск бала».
Княгиня Болконская: "Её хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем ещё милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток её - короткость губы и полуоткрытый рот - казались её особенною, собственно её красотой. Всем было весело смотреть на эту, полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую своё положение... "
Андрей Болконский: «…был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживлённою женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело».
Пьер Безухов: "Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке."
7. Особенности портрета у Толстого:
1) естественность первого знакомства с героем через его внешность, как это бывает в жизни;
2) глубокое психологическое наполнение портрета, выражение через него смены чувств и настроений;
3) выделение 1-2 постоянных примет.
8.Политические споры в салоне.
«Нужно задавить гидру революции… в лице этого убийцы и злодея».
Готовится война Франции с Англией, ведущей переговоры с Австрией и Россией выступить против Наполеона.
9.Француз виконт Мортемар.
Он был в темно-зеленом фраке, в панталонах цвета cuisse de nymphe effrayée, как он сам говорил, в чулках и башмаках.
10.Светский анекдот.
11. Отношение в салоне к Наполеону.
12. Анекдот Ипполита.
В Moscou есть одна барыня, une dame. И она очень скупа. Ей нужно было иметь два valets de pied за карета. И очень большой ростом. Это было ее вкусу…
13. Значение действия в салоне для дальнейшего развития сюжета.
- Здесь Пьер увидел Элен, которая впоследствии станет его женой.
- Анатоля Курагина решают женить на Марье Волконской.
- Князь Андрей готовится идти на войну.
- Чем-то разрешатся не очень теплые отношения князя Андрея с женой.
- Князь Василий решается пристроить Бориса Друбецкого.
14. Просмотр фрагментов фильма С.Бондарчука «Война и мир».
ІII. Подведение итогов урока.
Люди «войны» могут быть опасны, если нужно защитить свои корыстные интересы. Это проявляется в эпизодах борьбы за наследство старого графа Безухова. В борьбе за завещание (за мозаиковый портфель) раскрывается истинное лицо князя Василия, что выражено через портретную характеристику: «Щёки его начали нервически подёргиваться, придавая его лицу неприятное выражение, какое никогда не показывалось на лице, когда он бывал в гостиных». Пьер видит «озлобленное, потерявшее всё приличие лицо княжны». Маски сорваны, суть обнажена.
IV. Домашнее задание.
1.Закончить работу.
2.Прочитать эпизоды «Именины у Ростовых» (том 1, часть 1, гл.7-11, 14-17); «Приезд Андрея с женой в Лысые горы» (том 1, часть 1, главы 22-25).
3.Подготовить сжатый пересказ эпизодов.
Примерный план анализа эпизода.
Место эпизода в композиции произведения.
Действующие лица эпизода, их поступки, их речевая характеристика.
Роль пейзажа, интерьера, деталей, других художественных средств.