Слайд 1. Анализ эпизода «Сон Татьяны» по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Ночь с 5 на 6 января 1821 г. Смирнова Марина Юрьевна- учитель русского языка и литературы |
Слайд 2. Цели и задачи урока: Выделить символические образы сна Татьяны Лариной в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Выяснить, как символические образы сна героини влияют на ее жизнь. Определить роль народных и фольклорных мотивов в романе «Евгений Онегин». Оформить основные положения исследования в виде электронной презентации. Слайд 3. В течение урока постарайтесь заполнить таблицу: № п/п | Символические образы | Толкование, тематика образа | Значение образа | | | | | |
Слайд 4. Ожидаемые результаты: Получить более глубокое представление о творческом методе А.С.Пушкина; Научиться понимать и анализировать в романе «Евгений Онегин» образ Татьяны Лариной, имеющей прямую связь с фольклором и народной жизнью; Выявить логическую связь между представленными в презентации произведениями. Слайд 5. Случаен сон Татьяны или нет? Выскажите Ваши размышления по этому поводу. (опрос 2-3 учеников) |
Слайд 6. С появлением Татьяны в романе возникают рассказы об обычаях, «привычках милой старины», гадания, сказочный фольклор. В них содержится особая нравственность, связанная с народной философией. Так, сцена гадания выявляет философию женской души, русской души. А главное – то, что говорит о ней сам Пушкин: Татьяна, русская душою,… |
Слайд 7. 1803 - вероятный год рождения Татьяны. Ночь со 2 на 3 января - 12 января 1821 - время действия пятой главы. Начальная дата указана автором в первой строфе главы («на третье в ночь»), конечная определена именинами Татьяны - днем великомученицы Татьяны. 25 декабря 1820 - 5 января 1821 - святочные праздники и гадания в доме Лариных. Гадания, описанные в пятой главе, происходят между ночами на 4 января и на 6 января 1821 г., то есть в так называемые «страшные вечера». Ночь с 5 на 6 января - сон Татьяны. Сон не мог быть ранее 4 января и позже 6-го: он связан с гаданиями святочного цикла, которые прекращались в день Крещения. 12 января - день именин Татьяны. |
Слайд 8. Никогда русская жизнь не являлась в таком раздолье, как на Святках: в эти дни все русские веселятся. Всматриваясь в святочные обычаи, мы всюду видим, что наши Святки созданы для русских дев. «В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели - к сближению суженых. Только в Святочные дни юноши и девы сидят запросто рука об руку; суженые явно гадают про своих суженых, старушки грустно вспоминают о житье девичьем и с радостью подсказывают девушкам песни и загадки. Наша старая Русь воскресает только на Святках» И. Снегирев. |
Слайд 9. Святочные гадания Гадание на зеркалах Гадание башмаком |
Слайд 10. Гадания Слушание у бани Гадание подслушиванием |
Слайд 11. Ряженые Коза со скрипкой Ряженые |
Слайд 12. «По старине торжествовали//В их доме эти вечера», т.е. святочные обряды выполнялись в доме Лариных во всей их полноте. Посещение дома ряжеными в пушкинском романе опущено, но следует отметить, что традиционной центральной фигурой святочного маскарада является медведь, что, возможно, оказало воздействие на характер сна Татьяны. Пушкин целенаправленно отобрал те обряды, которые были наиболее тесно связаны с душевными переживаниями влюбленной героини. |
Слайд 13. Морозна ночь, все небо ясно; Светил небесных дивный хор Течет так тихо, так согласно... Татьяна на широкий двор В открытом платьице выходит, На месяц зеркало наводит; Но в темном зеркале одна Дрожит печальная луна... Наступило время для важного этапа святочных гаданий. Только те из девушек, кто во что бы то ни стало хотели знать свою будущность, решались попытать судьбу при помощи зеркала - наверное, самого магического предмета во всех традициях, помогающего увидеть скрытое. “Наведение зеркал” требовало полной тишины и покоя, а потому происходило всегда ночью. Татьяна, наводившая зеркало на луну, не увидела в нем ничего. Ее судьба хранила свои секреты. |
Слайд 14. Татьяна, по совету няни Сбираясь ночью ворожить, Тихонько приказала в бане На два прибора стол накрыть; Но стало страшно вдруг Татьяне.. Баня - единственное помещение, где не было образов - икон. Именно поэтому все самые “страшные”, а значит “верные”, гадания происходили там. (В Святки языческое как никогда тесно переплетается с христианским: младенец Иисус, волхвы, Вифлеемская звезда, а рядом – «пришел Коляда накануне Рождества», огненный змей, летающий за красными девицами... Да и само гадание - “волхвование” - напоминание о неких действах языческих жрецов-волхвов.) |
Слайд 15. Татьяна «по совету няни» приготовила два прибора, хлеб, соль, ложки; не положила, по обычаю, только вилок и ножей. Около полуночи она собиралась сесть за стол и позвать: «Суженый, ряженый, приходи ко мне ужинать». И он должен был явиться, да еще в том самом наряде, в котором будет на свадьбе... Множество страшных историй ходило о подобных гаданиях, не всегда они заканчивались благополучно. Неудивительно, что Татьяна все же заробела. |
Слайд 16. Татьяна поясок шелковый Сняла, разделась и в постель Легла. Над нею вьется Лель, А под подушкою пуховой Девичье зеркало лежит. Утихло все. Татьяна спит. И снится чудный сон Татьяне... Прежде всего, следует отметить, что гадание «на сон» представляет собой опасное действие, в ходе которого гадающий вступает в общение с нечистой силой. Приступая к такому гаданию, девушки снимают с себя кресты, пояса (пояс - древний языческий символ защитительного круга). Не случайно он подчеркнул, что Татьяна «поясок шелковый сняла» - упомянуть о снимании креста, конечно, не было возможности. Таким образом, гадание на сон проходит в обстановке страха, характеризующего всякое ритуальное общение с нечистой силой. |
Слайд 17. В.А.Жуковский: Вот баллады толк моей:// «Лучшей друг нам в жизни сей// Вера в провиденье.// Благ зиждителя закон: // Здесь несчастье – лживый сон;// Счастье – пробужденье». |
Слайд 18-23. Рассмотрите картинки и ответьте на такой вопрос: «Какую роль они могут играть в произведении?» |
Слайд 24. Символы сна - это часть человеческого подсознания. В литературном произведении этот язык определяет автор, создавая контекст-ключ к разгадке символического значения сна. В "Евгении Онегине" таким контекстом-ключом является, во-первых, макроконтекст произведения и, во-вторых, русская языческая символика, на которую опираются все обряды святочного гадания, в том числе и вещий сон. Контекст определяет также функция обрядового сна: |
Слайд 25. Сон Татьяны имеет в тексте пушкинского романа двойной смысл. Во-первых, он выполняет композиционную роль, связывая содержание предшествующих глав с драматическими событиями шестой главы. Во-вторых, сон мотивируется психологически: он объяснен напряженными переживаниями Татьяны после «странного», не укладывающегося ни в какие романные стереотипы поведения Онегина во время объяснения в саду и специфической атмосферой Святок - времени, когда девушки, согласно фольклорным представлениям, в попытках узнать свою судьбу, вступают в рискованную и опасную игру с нечистой силой. |
Слайд 26. Сон Татьяны - некая символическая действительность, созданная на основе ряда опорных символов: снег, лес, ручей, мост, медведь, хижина Онегина. Они подобраны таким образом, что образуют пространство и сюжет сна: Татьяна, перейдя через мост и встретив медведя, бежит по заснеженному лесу и попадает в хижину Онегина. |
Слайд 27. Один из важнейших символов сна - "зима" и слова, которые можно объединить в тематическую группу с общей темой “холодный”: “снег”, “сугроб”, “лед”, “метель”. Татьяна, согласно сюжету сновидения, идет сначала по “снеговой поляне”, затем – по “жердочкам, склеённым льдиной”, переходит протекающий в сугробах ручей, “не скованный зимой”, и попадает в заснеженный лес, где “дороги нет; кусты стремнины / Метелью все занесены, / Глубоко в снег погружены”. Первое значение данных символов – “смерть”. |
Слайд 28. Быть скованным льдом - значит быть скреплённым смертью. По сюжету сна Татьяна переходит ручей по мостику: «Две жердочки, склеены льдиной, / Дрожащий, гибельный мосток, / Положены через поток…». Разгадка этого символа в описании могилы Ленского, где две сосны действительно ”скреплены смертью”, т.е. под ними похоронен Ленский: «Две сосны корнями срослись; / Под ними струйки извились / Ручья соседственной долины», «и слышен говор ключевой, - Там виден камень гробовой / В тени двух сосен устарелых". В связи с этим "гибельный" означает "предвещающий гибель". |
Слайд 29. Снег не просто деталь сна, это принцип организации пространства, поэтому оказаться в заснеженном лесу - значит попасть в царство смерти, т.е. в потусторонний мир, мир душ. Данное значение подкрепляется другим символом - лес. Лес символизировал блаженные райские сады, где должны водвориться после смерти души праведных. |
Слайд 30. Если лес - царство душ, то хозяин леса - хозяин царства душ. Издревле хозяином леса считался медведь, которого называли и “лешим”, и “лесным чертом”, и “лесным архимандритом”. Медведь - хозяин леса, а значит и проводник в царстве мертвых. Ручей, через который Татьяна проходит в лес, символизирует границы царства мертвых. Связь ручья с идеей смерти подкрепляется семантикой мостка, предсказывающего смерть Ленского. |
Слайд 31. Если первое значение символов “зима”, “снег”, “сугроб”, “метель” вносит в толкование сновидения тему смерти, то второе значение, наоборот, - тему брака. По-видимому, глубокий снег, сугробы, в которых Татьяна вязнет, падает и где её настигает и берет её на руки медведь, предвещает будущее. |
Слайд 32. Тему брака продолжают и следующие два символа - мост через ручей и медведь. Перейти девушке через ручей - значит выйти замуж. Медведь, который, подав лапу, переводит героиню через ручей, гонится за ней и, поймав, приносит её к хижине Онегина - будущий жених Татьяны, то есть генерал. Если медведь - жених-генерал, то весь лес «в своей нахмуренной красе» символизирует светское общество. Таким образом, все три символа (снег, ручей с мостком, медведь) многозначны и вводят в толкование сна Татьяны одновременно две темы, определившие её судьбу, - смерть Ленского и брак с генералом. |
Слайд 33. Главный символ сна Татьяны - хижина Онегина. Согласно сюжету сна, обессиленную преследованием Татьяну медведь приносит к “шалашу”: «Вдруг меж дерев шалаш убогой; / Кругом всё глушь; / Отвсюду он Пустынным снегом занесен, / И ярко светится окошко…» Из контекста мы узнаем, что “шалаш” - вполне благоустроенная хижина, с сенями, столом и лавками, и что хозяин дома - Онегин - что-то празднует в компании страшных чудовищ, которых А. С. Пушкин называет “шайкой домовых”. |
Слайд 34. Поэтому образ Татьяны определен органическим складом народной жизни и фольклора…которые сопровождают ее как лейтмотив. С первых слов о Татьяне ее образ окружен представлениями о старине, о вкусах простолюдинов, причем не противостоит этим представлениям, а как бы сливается с ними. Итак, облик Татьяны обрисован не только чертами народности, но и чертами окружающей ее истинно национальной русской среды. |
Слайд 35. ВЫВОД. Во сне Татьяны Лариной предопределено дальнейшее развитие событий в жизни героев, в нем предсказывается не только ближайшее будущее (дуэль), но и гораздо более отдаленные события: понимание внутреннего мира Онегина Татьяной, замужество героини, безнадёжность любви Онегина, его муки совести и болезнь. Сон Татьяны – пророческий сон. |
Слайд 36. А.С.Грибоедов. Цветистый луг, и я искала//Траву//Какую-то, не вспомню наяву.//…луга и небеса.-//Мы в темной комнате. Для довершенья чуда// Раскрылся пол – и вы оттуда.//Бледны, как смерть, и дыбом волоса!//Тут с громом распахнулись двери,//Какие-то не люди и не звери,//Нас врозь - и мучили сидевшего со мной.//Он будто мне дороже всех сокровищ,//Хочу к нему – вы тащите с собой://Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ!//Он вслед кричит!..//Проснулась |
Слайд 37. Описание танца в строфе XLIII композиционно завершает описание начала именин: «Шум, хохот, давка у порога» - «треск, топот, грохот», связывая всю эту картину с дьявольским шабашем сна Татьяны, что в целом бросает совершенно новый отсвет на, казалось бы, идиллический быт провинциального мира. |
Слайд 38. Так случаен сон Татьяны или нет? Выскажите вновь Ваши размышления по этому поводу. (опрос 2-3 учеников). |
Слайд 39. Автор постепенно подвел читателя к развязке эпизода «именины». Вспоминается и сон Татьяны, которой уже привиделись «крики и звон стакана, / Как на больших похоронах...» Именины ассоциируются и у читателя с поминками. Героиня «похоронила» мечту о счастье, отныне она начинает взрослеть, перерождаться в ту незнакомую Татьяну, которая так поразила Онегина в Петербурге. |
Слайд 40. Домашнее задание: «В чем, на ваш взгляд, связь между представленными в презентации произведениями?». ( не менее 80 слов) |
Слайд 41. Заполнить таблицу: № п/п | Символические образы | Толкование, тематика образа | Значение образа | 1 | Медведь | Леший, лесной черт, лесной архимандрит | Хозяин леса, проводник в царство метрвых | 2 | | | | |
Слайд 42 Рефлексия. |