kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ стихотворения И. Анненского "Прерывистые строки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Этот анализ можно использовать при изучении поэзии серебряного века на уроках, что позволит продолжить формирование умения работать с текстом стихотворения, анализировать его образную систему, средства художественной выразительности.

           Важная черта лирика Анненского-использование будничных, повседневных подробностей внешней жизни. Душевные переживания поэт передает через окружающий человека предметный мир. Чувство трагизма, драматическая напряженность лирического героя являются доминирующими в ряде стихотворений И. Анненского. Это вызвано напряженностью соотношений между внутренним миром человека и миром  внешним, т. е миром людей, природы,  вещей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения И. Анненского "Прерывистые строки" »

Анализ стихотворения Иннокентия Анненского «Прерывистые строки» (учителя русского языка и литературы Павленко С.Н)

Этот анализ можно использовать при изучении поэзии серебряного века на уроках, что позволит продолжить формирование умения работать с текстом стихотворения, анализировать его образную систему, средства художественной выразительности.

Важная черта лирика Анненского-использование будничных, повседневных подробностей внешней жизни. Душевные переживания поэт передает через окружающий человека предметный мир. Чувство трагизма, драматическая напряженность лирического героя являются доминирующими в ряде стихотворений И. Анненского. Это вызвано напряженностью соотношений между внутренним миром человека и миром внешним, т. е миром людей, природы, вещей.

Будничное выступает у Анненского на всех уровнях. Оно является строительным материалом и для стихотворений, повествующих о сложных и тонких чувствах. Среди них особое внимание привлекает одно - «Прерывистые строки», выделяющееся полной неприукрашенностью темы, житейской подлинностью ситуации. Это стихотворение представляет собой монолог-воспоминание любящего человека. Но его чувство драматично. Этот драматизм подчеркнут самой формой стихов. Скорее всего, это похоже на какое- то бессвязное бормотание – рассказ. Стихотворение сохраняет неповторимость ситуации. Одно временное состояние души пережито поэтом с такой внутренней силой, что он теряет ощущение конкретного времени:

День или год уж дожит

Иль, не дожив, изнемог…

Мысль и чувство поэта отталкиваются от конкретной действительности. Боль и горечь разлуки связаны, прежде всего, с вещами, когда-то принадлежавшими любимой женщине.

Здесь был ее кольчатый пояс,

Брошка лежала - звезда,

Вечно открытая сумочка

Без замка,

И так бесконечно мягка,

В прошивках красная думочка.

Уменьшительно - ласкательные формы слов (сумочка, думочка) передают трепетность любовного чувства. Вещи, принадлежащие любимой, наделяются особыми качествами: «брошка» сравнивается со «звездой», «думочка» - «бесконечно мягка».

Композиция стихотворения состоит из двух частей. В основе этого разделения – соотношение двух временных пластов, движение лирического переживания. Первая часть - возвращение поэта в то место, где когда-то была любимая. Драматическое переживание несет в себе какую-то растерянность, неверие автора в подлинность происшедшего:

Этого быть не может,

Это - подлог,

День так тянулся и дожит,

Иль, не дожив, изнемог?

Этого быть не может…

С самых тех пор

В горле какой- то комок…

Вздор.

Этого быть не может…

Это - подлог …

Три раза повторяется строчка «этого быть не может, два раза – «это - подлог». Многоточия, разрывы, краткие, будто обрубленные фразы нагнетают атмосферу тоски, боли, гнета воспоминаний. Следующая часть-другой хронологический пласт. Автор переносит свой поэтический взгляд в прошлое.

Реалии конкретной действительности («зал», «часы у стенки») служат для передачи внутренних переживаний. Внимание автора акцентируется на деталях - например, во всей второй части особенно повторяется слово «губы»:



Губы не смели разжаться,

Склеены…

Губы хотели любить горячо,

А на ветру

Лишь улыбались тоскливо…

Что-то в них было застыло,

Даже мертво…

«Холодные пальцы», «мокрый» от слез платок, « кольцо» - эти детали выражают трагизм переживаемого.

Психологические состояния героев переданы с беспощадной конкретностью:

Оба мы были рассеяны,

Оба такие холодные…

Пальцы ее в черной митенке

Также холодные…

Насыщенность вещественными деталями, обрывками прощального разговора, самонаблюдениями все же заставляют нас говорить, прежде всего, о психологизме этого стихотворения. Этот психологизм идет от оголенной беспощадной будничности, которая не ослабляет, а усиливает ее драматизм, лишенный романтической окраски.

Стихотворения Анненского с психологическим эффектом перекликаются с лирикой А.А Ахматовой, которая в описании любовного чувства шла от непосредственной, наполненной конкретностями, действительности:

Сжала руки под темной вуалью…

«От чего ты сегодня бледна?»

-Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Очевидна связь ахматовской психологической лирики с поэзией Иннокентия Анненского. Но это уже - тема другого разговора.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Анализ стихотворения И. Анненского "Прерывистые строки"

Автор: Павленко Светлана Николаевна

Дата: 18.04.2015

Номер свидетельства: 202958


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства