Анализ стихотворения И. Анненского "Прерывистые строки"
Анализ стихотворения И. Анненского "Прерывистые строки"
Этот анализ можно использовать при изучении поэзии серебряного века на уроках, что позволит продолжить формирование умения работать с текстом стихотворения, анализировать его образную систему, средства художественной выразительности.
Важная черта лирика Анненского-использование будничных, повседневных подробностей внешней жизни. Душевные переживания поэт передает через окружающий человека предметный мир. Чувство трагизма, драматическая напряженность лирического героя являются доминирующими в ряде стихотворений И. Анненского. Это вызвано напряженностью соотношений между внутренним миром человека и миром внешним, т. е миром людей, природы, вещей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения И. Анненского "Прерывистые строки" »
Анализ стихотворения Иннокентия Анненского «Прерывистые строки» (учителя русского языка и литературы Павленко С.Н)
Этот анализ можно использовать при изучении поэзии серебряного века на уроках, что позволит продолжить формирование умения работать с текстом стихотворения, анализировать его образную систему, средства художественной выразительности.
Важная черта лирика Анненского-использование будничных, повседневных подробностей внешней жизни. Душевные переживания поэт передает через окружающий человека предметный мир. Чувство трагизма, драматическая напряженность лирического героя являются доминирующими в ряде стихотворений И. Анненского. Это вызвано напряженностью соотношений между внутренним миром человека и миром внешним, т. е миром людей, природы, вещей.
Будничное выступает у Анненского на всех уровнях. Оно является строительным материалом и для стихотворений, повествующих о сложных и тонких чувствах. Среди них особое внимание привлекает одно - «Прерывистые строки», выделяющееся полной неприукрашенностью темы, житейской подлинностью ситуации. Это стихотворение представляет собой монолог-воспоминание любящего человека. Но его чувство драматично. Этот драматизм подчеркнут самой формой стихов. Скорее всего, это похоже на какое- то бессвязное бормотание – рассказ. Стихотворение сохраняет неповторимость ситуации. Одно временное состояние души пережито поэтом с такой внутренней силой, что он теряет ощущение конкретного времени:
День или год уж дожит
Иль, не дожив, изнемог…
Мысль и чувство поэта отталкиваются от конкретной действительности. Боль и горечь разлуки связаны, прежде всего, с вещами, когда-то принадлежавшими любимой женщине.
Здесь был ее кольчатый пояс,
Брошка лежала - звезда,
Вечно открытая сумочка
Без замка,
И так бесконечно мягка,
В прошивках красная думочка.
Уменьшительно - ласкательные формы слов (сумочка, думочка) передают трепетность любовного чувства. Вещи, принадлежащие любимой, наделяются особыми качествами: «брошка» сравнивается со «звездой», «думочка» - «бесконечно мягка».
Композиция стихотворения состоит из двух частей. В основе этого разделения – соотношение двух временных пластов, движение лирического переживания. Первая часть - возвращение поэта в то место, где когда-то была любимая. Драматическое переживание несет в себе какую-то растерянность, неверие автора в подлинность происшедшего:
Этого быть не может,
Это - подлог,
День так тянулся и дожит,
Иль, не дожив, изнемог?
Этого быть не может…
С самых тех пор
В горле какой- то комок…
Вздор.
Этого быть не может…
Это - подлог …
Три раза повторяется строчка «этого быть не может, два раза – «это - подлог». Многоточия, разрывы, краткие, будто обрубленные фразы нагнетают атмосферу тоски, боли, гнета воспоминаний. Следующая часть-другой хронологический пласт. Автор переносит свой поэтический взгляд в прошлое.
Реалии конкретной действительности («зал», «часы у стенки») служат для передачи внутренних переживаний. Внимание автора акцентируется на деталях - например, во всей второй части особенно повторяется слово «губы»:
Губы не смели разжаться,
Склеены…
Губы хотели любить горячо,
А на ветру
Лишь улыбались тоскливо…
Что-то в них было застыло,
Даже мертво…
«Холодные пальцы», «мокрый» от слез платок, « кольцо» - эти детали выражают трагизм переживаемого.
Психологические состояния героев переданы с беспощадной конкретностью:
Оба мы были рассеяны,
Оба такие холодные…
Пальцы ее в черной митенке
Также холодные…
Насыщенность вещественными деталями, обрывками прощального разговора, самонаблюдениями все же заставляют нас говорить, прежде всего, о психологизме этого стихотворения. Этот психологизм идет от оголенной беспощадной будничности, которая не ослабляет, а усиливает ее драматизм, лишенный романтической окраски.
Стихотворения Анненского с психологическим эффектом перекликаются с лирикой А.А Ахматовой, которая в описании любовного чувства шла от непосредственной, наполненной конкретностями, действительности:
Сжала руки под темной вуалью…
«От чего ты сегодня бледна?»
-Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Очевидна связь ахматовской психологической лирики с поэзией Иннокентия Анненского. Но это уже - тема другого разговора.