- показать особенности творческого подхода поэта к теме любви на примере стихотворения «Сияла ночь...»;
-познакомить учащихся со случаем, который вдохновил А.А.Фета на его стихотворение;
-учить детей анализу поэтического текста;
-уточнить главную мысль и принцип её художественного выражения стихотворения «Сияла ночь...».
Оборудование:
- портрет А.А.Фета;
- портрет литовского художника Чюрлёниса, демонстрация его живописи.
1. Очень большую роль в жизни А.А.Фета сыграла дружба его с Львом Толстым. Их сближение было особенно тесным и душевно дорогим для обоих.
Лев Толстой с живым интересом относился к Фету и с не меньшим интересом — к его стихам. Толстой наизусть учил многие фетовские стихотворения. Фет любил не только Льва Толстого, но и всех его близких. Особенно любил и чтил его жену Софью Андреевну. В ней он видел идеал женщины — жены. Софья Андреевна была ценима Фетом не только как женщина, но и как идеальная читательница и ценительница его стихов.
Фет был близко знаком и с сестрой Софьи Андреевны Татьяной Андреевной Кузминской. Впервые Татьяна Андреевна увидела Фета у себя дома, когда ей было 15-16 лет. Потом были встречи ещё — уже со взрослой женщиной. Но был важный эпизод в поэтической биографии Фета, связанный с Татьяной Андреевной. Ему он посвятил стихотворение «Сияла ночь...».
2. Стихотворение «Сияла ночь...» - одно из лучших лирических произведений Фета. Более того, это один из лучших образцов русской любовной лирики.
Татьяна Андреевна Кузминская была женщиной живой, обаятельной, с хорошим голосом. Она была одним из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой. Она была музыкальна и пела с увлечением.
Т. Кузминская рассказывает о вечере в своём доме, на котором присутствовал Фет:
«Уже стемнело, и лунный майский свет ложился полосами на полутёмную гостиную. Соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня.
Было два часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро. Когда мы сидели за чайным круглым столом, вошёл Фет и за ним Марья Петровна и Афанасий Афанасьевич, поздоровавшись со старшими, подошёл молча ко мне и положил листок бумаги со словами — Это Вам в память вчерашнего вечера...»
Однако стихотворение Фета не о чувстве Фета к милой Танечке, а о высокой человеческой любви.
3. Чтение ещё раз стихотворения учеником.
Ответить на вопросы:
- О чём это стихотворение?
- Какие темы можно выделить в стихотворении?
В стихотворении две основные темы — любовь и искусство. Эти темы слиты воедино. Любовь для Фета — самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство — самое прекрасное. Стихотворение «Сияла ночь...» - о вдвойне прекрасном, о самой полной красоте.
Произведение это очень живописное, и очень музыкальное. Одно у Фета тесно связано с другим.
4.Учитель предлагает учащимся прочитать начало стихотворения
Сияла ночь. Луной был
Полон сад. Лежали
Лучи у наших ног
В гостиной без огней
Рояль был весь раскрыт,
И струны в нём дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей
Ученик: Живо видишь затемнённую гостиную и за её окнами сад, полный лунного света и сияния. И слышишь музыку. Но о музыке ничего не говорится. Зато говорится о рояле: «Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали...»
Учитель: Заключительный фетовский образ воздействует на нас не только прямо, но и косвенно. Поэт рисует предмет и, подталкивая наше воображение. Заставляет нас увидеть и услышать то, что с ним связано.
«Сияла ночь...» написано шестистопным ямбом. Размер помогает создать не только общий музыкальный тон, но и очень глубокую свободную речь, свободное повествование. Отчасти это получается благодаря паузам, которые возникают не в одном постоянном месте, а в разных местах.
В тексте стихотворения много глаголов. Именно глаголы придают динамизм тексту
Струны дрожали, пела
До зари, хотелось жить,
Тебя любить. Обнять и
Плакать над тобой, тебя
Любить. Обнять и плакать
Над тобой!
Стихотворение наполнено движением! Это движение времени от ночи до зари. Ещё один приём — сочетание множества различного рода повторов, которые усиливают динамизм стихотворения.
Учащиеся ищут повторы
Что ты одна — любовь,
Что нет любви иной,
Ты одна — вся жизнь,
Что ты одна — любовь!
Повторы отдельных слов возрастают вместе с эмоциональным напряжением.
Тебя любить, обнять и
Плакать над тобой
Тройной повтор в конце стихотворения дополнен глаголом веровать.
5. Учитель предлагает учащимся обратиться к звукописи фетовского стиха, ибо в комбинациях гласных и согласных, в аллитерациях поэзия приобретает силу. Фет очень ценил игру звуков.
Ученик: в стихотворении «Сияла ночь...» много звуковых повторов.
Сияла ночь. Луной был
Полон сад Лежали
Лучи у наших ног.
Именно на повторных сонорных звуках строится в стихотворении звуковой образ, и он поддерживает, подчёркивает образ живописный: музыка помогает почувствовать живопись, а живопись — музыку. Это очень близко к тому, что происходит в живописи литовского художника Чюрлёниса.
Демонстрация на экране живописи Чюрлёниса, которая сопровождается музыкой, сочинённой самим Чюрлёнисом. Таким образом происходит взаимообогащение: живописи музыкой, а музыки живописью.
Учитель: Обратимся к композиции стихотворения. Стихотворение отличается стройностью тона и стройностью композиции. Одно вытекает из другого, последующее продолжает и развивает предыдущее. Повествование идёт с нарастанием.
И лирический итог:
Что нет обид судьбы и
Сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и
Цели нет иной,
Как только веровать в
Рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и
Плакать над тобой...
Последние четыре стиха — это и музыкальное, эмоциональное, и смысловое завершение стихотворения. Это последняя и высшая точка лирического сюжета.
Учитель: К кому относятся заключительные слова стихотворения? К отдельному человеку? К женщине?
Ученик: У Фета существуют воедино и «рыдающие звуки», и любовь, и женщина. Всё это — явления прекрасного.
Учитель: веровать в это прекрасное, любить прекрасное — высокое счастье поэта и высшая его цель.
Смысловой единицей поэтического текста у Фета является не отдельное слово, а весь ближний и дальний контекст.
Учитель: а теперь в контексте творчества самого автора найдём произведение с аналогичными мотивами или образами, выявим сходство и различие и тем самым уточним интерпретацию данного стихотворения.
Найти у других русских поэтов, живших одновременно с автором или в другое время, аналогичные по содержанию или образному воплощению произведения и сопоставим с анализируемым текстом.
Ученик: стихотворение «Сияла ночь...» своими существенными чертами напоминает стихи А.С.Пушкина. Можно сказать конкретно: стихотворение «Я помню чудное мгновенье...». В стихотворении А.С.Пушкина две части: о том, что было при первой встречей с героиней и что - при второй. У Фета тоже говорится о двух встречах, хотя вторая, не обязательно была реальной, а могла быть живым и сильным воспоминанием. Одинаково говорится в обоих стихотворениях и о том, что было между встречами, как и что чувствовал поэт.
У Пушкина:
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слёз, без жизни, без любви...
У Фета:
И много лет прошло
Томительных и скучных...
Учитель: Когда Фет начинал, то он шёл не за Пушкиным, а от Пушкина. Шёл иным, чем Пушкин, путём. Теперь путь Фета — лирика сомкнулся с пушкинским. Недаром в последние годы жизни он особенно часто вспоминает Пушкина. Фет, не переставая быть самим собою, объединил в своём творчестве пушкинское и своё.
Как сказал Лев Толстой, переживший вначале период резкого отрицания Пушкина, он - «наш общий учитель».