kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ поэтического текста. Любовная лирика А.А.Фета. Стихотворение «Сияла ночь...»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

          - показать особенности творческого подхода поэта к теме любви на примере стихотворения «Сияла ночь.»;

          -познакомить учащихся со случаем, который вдохновил А.А.Фета на его стихотворение;

          -учить детей анализу поэтического текста;

          -уточнить главную мысль и принцип её художественного выражения стихотворения «Сияла ночь.».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ поэтического текста. Любовная лирика А.А.Фета. Стихотворение «Сияла ночь...» »


Конспект

урока по литературе в 10 классе




Тема:

«Анализ поэтического текста.Любовная лирика

А.А.Фета. Стихотворение «Сияла ночь...»


















Учитель: Алексеева Любовь Алексеевна


МАОУ Гимназия «Исток»


Великий Новгород










Тема урока: Анализ поэтического текста. Любовная лирика А.А.Фета. Стихотворение «Сияла ночь...».


Цель урока:

- показать особенности творческого подхода поэта к теме любви на примере стихотворения «Сияла ночь...»;

-познакомить учащихся со случаем, который вдохновил А.А.Фета на его стихотворение;

-учить детей анализу поэтического текста;

-уточнить главную мысль и принцип её художественного выражения стихотворения «Сияла ночь...».


Оборудование:

- портрет А.А.Фета;

- портрет литовского художника Чюрлёниса, демонстрация его живописи.


1. Очень большую роль в жизни А.А.Фета сыграла дружба его с Львом Толстым. Их сближение было особенно тесным и душевно дорогим для обоих.

Лев Толстой с живым интересом относился к Фету и с не меньшим интересом — к его стихам. Толстой наизусть учил многие фетовские стихотворения. Фет любил не только Льва Толстого, но и всех его близких. Особенно любил и чтил его жену Софью Андреевну. В ней он видел идеал женщины — жены. Софья Андреевна была ценима Фетом не только как женщина, но и как идеальная читательница и ценительница его стихов.

Фет был близко знаком и с сестрой Софьи Андреевны Татьяной Андреевной Кузминской. Впервые Татьяна Андреевна увидела Фета у себя дома, когда ей было 15-16 лет. Потом были встречи ещё — уже со взрослой женщиной. Но был важный эпизод в поэтической биографии Фета, связанный с Татьяной Андреевной. Ему он посвятил стихотворение «Сияла ночь...».


2. Стихотворение «Сияла ночь...» - одно из лучших лирических произведений Фета. Более того, это один из лучших образцов русской любовной лирики.



Татьяна Андреевна Кузминская была женщиной живой, обаятельной, с хорошим голосом. Она была одним из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой. Она была музыкальна и пела с увлечением.

Т. Кузминская рассказывает о вечере в своём доме, на котором присутствовал Фет:

«Уже стемнело, и лунный майский свет ложился полосами на полутёмную гостиную. Соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня.

Было два часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро. Когда мы сидели за чайным круглым столом, вошёл Фет и за ним Марья Петровна и Афанасий Афанасьевич, поздоровавшись со старшими, подошёл молча ко мне и положил листок бумаги со словами — Это Вам в память вчерашнего вечера...»

Однако стихотворение Фета не о чувстве Фета к милой Танечке, а о высокой человеческой любви.


3. Чтение ещё раз стихотворения учеником.


Ответить на вопросы:

- О чём это стихотворение?

- Какие темы можно выделить в стихотворении?


В стихотворении две основные темы — любовь и искусство. Эти темы слиты воедино. Любовь для Фета — самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство — самое прекрасное. Стихотворение «Сияла ночь...» - о вдвойне прекрасном, о самой полной красоте.

Произведение это очень живописное, и очень музыкальное. Одно у Фета тесно связано с другим.


4.Учитель предлагает учащимся прочитать начало стихотворения

Сияла ночь. Луной был

Полон сад. Лежали

Лучи у наших ног

В гостиной без огней

Рояль был весь раскрыт,

И струны в нём дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей


Ученик: Живо видишь затемнённую гостиную и за её окнами сад, полный лунного света и сияния. И слышишь музыку. Но о музыке ничего не говорится. Зато говорится о рояле: «Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали...»

Учитель: Заключительный фетовский образ воздействует на нас не только прямо, но и косвенно. Поэт рисует предмет и, подталкивая наше воображение. Заставляет нас увидеть и услышать то, что с ним связано.


«Сияла ночь...» написано шестистопным ямбом. Размер помогает создать не только общий музыкальный тон, но и очень глубокую свободную речь, свободное повествование. Отчасти это получается благодаря паузам, которые возникают не в одном постоянном месте, а в разных местах.

В тексте стихотворения много глаголов. Именно глаголы придают динамизм тексту

Струны дрожали, пела

До зари, хотелось жить,

Тебя любить. Обнять и

Плакать над тобой, тебя

Любить. Обнять и плакать

Над тобой!

Стихотворение наполнено движением! Это движение времени от ночи до зари. Ещё один приём — сочетание множества различного рода повторов, которые усиливают динамизм стихотворения.


Учащиеся ищут повторы


Что ты одна — любовь,

Что нет любви иной,

Ты одна — вся жизнь,

Что ты одна — любовь!


Повторы отдельных слов возрастают вместе с эмоциональным напряжением.

Тебя любить, обнять и

Плакать над тобой


Тройной повтор в конце стихотворения дополнен глаголом веровать.


5. Учитель предлагает учащимся обратиться к звукописи фетовского стиха, ибо в комбинациях гласных и согласных, в аллитерациях поэзия приобретает силу. Фет очень ценил игру звуков.

Ученик: в стихотворении «Сияла ночь...» много звуковых повторов.

Сияла ночь. Луной был

Полон сад Лежали

Лучи у наших ног.


Именно на повторных сонорных звуках строится в стихотворении звуковой образ, и он поддерживает, подчёркивает образ живописный: музыка помогает почувствовать живопись, а живопись — музыку. Это очень близко к тому, что происходит в живописи литовского художника Чюрлёниса.


Демонстрация на экране живописи Чюрлёниса, которая сопровождается музыкой, сочинённой самим Чюрлёнисом. Таким образом происходит взаимообогащение: живописи музыкой, а музыки живописью.


Учитель: Обратимся к композиции стихотворения. Стихотворение отличается стройностью тона и стройностью композиции. Одно вытекает из другого, последующее продолжает и развивает предыдущее. Повествование идёт с нарастанием.

И лирический итог:

Что нет обид судьбы и

Сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и

Цели нет иной,

Как только веровать в

Рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и

Плакать над тобой...


Последние четыре стиха — это и музыкальное, эмоциональное, и смысловое завершение стихотворения. Это последняя и высшая точка лирического сюжета.

Учитель: К кому относятся заключительные слова стихотворения? К отдельному человеку? К женщине?


Ученик: У Фета существуют воедино и «рыдающие звуки», и любовь, и женщина. Всё это — явления прекрасного.


Учитель: веровать в это прекрасное, любить прекрасное — высокое счастье поэта и высшая его цель.

Смысловой единицей поэтического текста у Фета является не отдельное слово, а весь ближний и дальний контекст.


Учитель: а теперь в контексте творчества самого автора найдём произведение с аналогичными мотивами или образами, выявим сходство и различие и тем самым уточним интерпретацию данного стихотворения.

Найти у других русских поэтов, живших одновременно с автором или в другое время, аналогичные по содержанию или образному воплощению произведения и сопоставим с анализируемым текстом.


Ученик: стихотворение «Сияла ночь...» своими существенными чертами напоминает стихи А.С.Пушкина. Можно сказать конкретно: стихотворение «Я помню чудное мгновенье...». В стихотворении А.С.Пушкина две части: о том, что было при первой встречей с героиней и что - при второй. У Фета тоже говорится о двух встречах, хотя вторая, не обязательно была реальной, а могла быть живым и сильным воспоминанием. Одинаково говорится в обоих стихотворениях и о том, что было между встречами, как и что чувствовал поэт.


У Пушкина:

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви...


У Фета:

И много лет прошло

Томительных и скучных...


Учитель: Когда Фет начинал, то он шёл не за Пушкиным, а от Пушкина. Шёл иным, чем Пушкин, путём. Теперь путь Фета — лирика сомкнулся с пушкинским. Недаром в последние годы жизни он особенно часто вспоминает Пушкина. Фет, не переставая быть самим собою, объединил в своём творчестве пушкинское и своё.

Как сказал Лев Толстой, переживший вначале период резкого отрицания Пушкина, он - «наш общий учитель».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Анализ поэтического текста. Любовная лирика А.А.Фета. Стихотворение «Сияла ночь...»

Автор: Алексеева Любовь Алексеевна

Дата: 09.07.2015

Номер свидетельства: 222533


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства