Анализ – это исследование литературного текста, позволяющее постичь художественную реальность произведения, услышать и понять автора. Цель анализа литературного произведения в школе не научное описание, исследование, а практическое, читательское освоение художественного произведения, понимание идейно-эстетической значимости, художественной ценности произведения. Естественно, анализ художественных произведений в школе опирается на достижения научного литературоведческого анализа. Как анализировать произведение? Невозможно предложить универсальную схему такого анализа, но в школьной практике должны быть так или иначе рассмотрены важнейшие его компоненты: творческая история произведения; тема, проблемы; жанрово-композиционное своеобразие, образная структура, художественные приемы и средства выражения авторской идеи.
Интерпретация – истолкование произведения. Сочетание этих двух начал поможет ученику подготовиться к выпускному экзамену по литературе, научит грамотно соотносить «свое» и «чужое»,
Научиться анализу и интерпретации художественных произведений невозможно без знаний теории литературы, как невозможно научиться сложным математическим действиям без знания таблицы умножения. Человек только тогда возьмет из книги что-то для себя, для своей жизни, когда начнет понимать, а понимать сможет тогда, когда будет знать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Совершенствовать коммуникативные навыки на этапах участия в диалоге, при изложении собственного мнения, при создании собственного текста;
раскрыть перед учащимися особенности той эпохи, когда жил и работал Н.А. Некрасова;
вызвать эмоциональный отклик на стихотворение Н.А.Некрасова «Памяти Добролюбова»;
ЗАДАЧИ:
увидеть художественные приемы, используемые писателем для создания психологического портрета героя стихотворения;
наблюдая над текстом произведения, выявить авторское отношение к теме патриотизма.
ХОД УРОКА
Орг. момент.
Проверка домашнего задания
- проверка прочтения стихотворения наизусть в парах (контроль по 1 человеку с каждого ряда)
3. Работа по основной теме урока
Слово учителя.
Имя Н.А. Некрасова известно каждому человеку с детства. Сегодня мы ещё раз обратимся к удивительной некрасовской поэзии, полной ненависти к угнетателям и огромной любви и сочувствия к простому народу на примере стихотворение поэта «Памяти Добролюбова», которое вошло в сокровищницу русской классической поэзии.
Формирование целей урока (формирую учащиеся).
- Как вы думаете, ребята, а что будет основной целью или задачей нашего урока, исходя из темы?
- Что конкретно относится к умению анализировать лирический текст?
Таким образом, на уроке мы будем вести разговор по содержанию стихотворения и одновременно работать в тетрадях, выразительно читать стихотворение, анализировать; рассказывать о той эпохе, которая формировала личность Н.А. Некрасова, будем давать исторические справки.
Оформляем страницу в рабочей тетради.
Николай Алексеевич Некрасов (28/XI-1821 – 27/XII-1877)
- краткая историческая справка о Н.Некрасове (сообщение подготовленного учащегося).
Запишем эпиграф:
Эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору взяты слова из широко известного стихотворения Н.А. Некрасова «Элегия» (1874г), с которым мы знакомились на прошлом уроке.
Учитель.
Записываем эпиграф:
Я лиру посвятил народу своему…
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
- О чем говорит эпиграф?
- Это звучит лирическая клятва поэта в верности служению народу. Некрасов считает себя поэтом-борцом, он завещает никогда не забывать о предназначении поэта – звать народ к пробуждению.
Творчество Некрасова многогранно, с его стихотворениями вы знакомились в младших классах. Давайте вспомним хотя бы некоторые строки из его стихотворений.
Лирическая разминка
Однажды в студёную зимнюю пору…
(Я из лесу вышел; был сильный мороз....) «Мужичок с ноготок»
Славная осень! Здоровый, ядреный..
(Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной..) «Железная дорога»
Не ветер бушует над бором…
(Не с гор побежали ручьи-
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои) «Мороз, Красный нос»
Скоро сам узнаешь в школе…
(Как архангельский мужик
По своей и божьей воле…) «Школьник»
Качая младшего сынка…
(Крестьянка старшим говорила…) «Соловьи»
Историческая справка. (можно сообщение учащихся).
- Итак, вторая половина XIX века. Эпоха, в которую началась литературная деятельность Некрасова, целиком определила характер его творчества. Искусство, личностное самовыражение уходило на второй план. На первом плане оказались проблемы социальные. Среди проблем, которыми в то время была богата Россия, острейшей, давным-давно назревшей была необходимость освобождения народа от крепостной зависимости. Правительство никак не решалось на проведение демократических реформ, и «новые люди» видели смысл своей жизни в том, чтобы этой реформы добиться. Целое поколение новых людей, демократов ощутили своё историческое предназначение. Их молодость пришлась на мрачное николаевское время, и смерть Николая I уже сама по себе стала для них освобождением, верой в то, что перемены не за горами. Они были бесконечно рады самой возможности сделать что-то для своего народа, трудиться на благо нации было для них счастьем.
Такой идеал избрал себе Некрасов.
Он был человеком одержимым, страстным. Всю жизнь отдал служению гуманистической идее, взял на себя роль народного защитника - и это стало его «пожизненным амплуа».
Обзорный анализ стихотворения «Памяти Добролюбова»
(Дети частично делают запись в тетради)
Пример высокой честности, душевного благородства, самоотверженного служения родине мы видим в стихотворении «Памяти Добролюбова» (1864) Безвременная кончина Николая Александровича Добролюбова (от туберкулеза легких в возрасте 25 лет) потрясла Некрасова. Он высоко ценил своего коллегу, сразу после института возглавившего критический отдел «Современника». Это стихотворение – поэтический памятник новому человеку, революционеру, облик которого Некрасов увидел в Добролюбове.
Обучение анализу лирического произведения
- Определите по названию жанр стихотворения
Стихотворение –послание-письмо
- Как называет или характеризует поэт Добролюбова в стихотворении?
Обращения нет, звучит личное местоимение ты, показывающее близость поэта со своим лирическим героем.
- Найдите строчки в стихотворении, повествующие о нелёгкой судьбе лирического героя. Какое средство выразительности Некрасов использовал при этом.
1- 3 строфы. Метафора.
- Выпишите и зачитайте метафоры, описывающие нелёгкую судьбу лирического героя.
Жажде сердца не дал утоленья, светлый рай, и перлы для венца готовил ты любовнице суровой
- Ещё какое средство выразительности встречается в 1-3 строфах.
Сравнение: как женщину, ты родину любил
- Почему «как женщину», почему именно это сравнение возникло у поэта?
Также трепетно, нежно, преданно…
- В первой части стихотворения трижды строчки начинаются одинаково. Как называется такой приём?
Единоначатие – анафора.
- Обратимся к 4-6 строфам, почему их можно выделить в отдельную часть стихотворения?
1-3 строфы описывают жизнь лирического героя, а 4-6 – горечь от непоправимой утраты
- Какие строчки указывают на то, что лирический герой рано ушёл из жизни?
Но слишком рано твой ударил час
- Как характеризует теперь поэт своего друга в стихотворении?
…вещее перо, светильник разума, какое сердце…
- Когда имя Добролюбова получило всенародное признание? Как об этом говорится в стихотворении?
Года минули, страсти улеглись, И высоко вознесся ты над нами...
- Если в начале стихотворения Некрасов обращался к конкретному человеку, то в последних строках аудитория поэта расширяется, как?
…русская земля! Природа-мать!
- Насколько велик масштаб трагедии, потери великого человека? Ответ подтвердите строчками стихотворения.
Плачь, русская земля! но и гордись
С тех пор, как ты стоишь под небесами,
Такого сына не рождала ты…
И в конце:
Природа-мать! Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…
Вывод: Это стихотворение посвящено погибшему другу, учителю. В них выражена скорбь о гибели большого человека. Чем ярче в памяти поэта встает образ погибшего, тем трагичнее становится ощущение невозвратимой утраты.
Создавая образ действительно жившего прекрасного человека, Некрасов не стремится к портретной точности. Тщательно работая над фактическим материалом, он создавал образ общественного деятеля своего времени (под запись - типизация) В период с 1861-1864 годов Н.А.Некрасов приходит к убеждению, что главное качество такого деятеля – готовность к самопожертвованию, суровый аскетизм в повседневной жизни, духовная чистота, вера в высокий идеал ради лучшей доли всего русского народа, русского государства в целом.
Таким образом, и Николай Алексеевич Некрасов, и Николай Александрович Добролюбов – достойнейшие сыны своего Отечества, внёсшие немалый вклад в развитие передовой русской литературы, в представление интересов русского демократического общества, в освещение остросоциальных проблем общества.
IV. Итог урока
- запишите в тетради ряд слов, ассоциирующихся с биографией и творчеством Некрасова, с эпохой, в которую он жил.
V. Домашняя работа:
Сочинение-миниатюра «Отечества достойный сын – это…» по структуре ОГЭ 15.3
Список использованной литературы
Золотарева И. В., Егорова Н. В.Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс.4-е изд., перераб. и доп. — М.: ВАКО, 2007. — 416 с.
Чуковский К. И. Несобранные статьи о Н. А. Некрасове. — Калининград: Калининградский государственный университет, 1974. — 95 с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Тексты стихотворений Н.А.Некрасова - http://stroki.net/content/blogcategory/50/58/