kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Алые паруса» - сказка, которая сбывается ( по произведению А.Грина "Алые паруса")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока длительным и трудоёмким процессом.Он связан с обдумыванием как каждого шага, так и всех действий учебног занятия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Алые паруса» - сказка, которая сбывается ( по произведению А.Грина "Алые паруса")»

«Алые паруса» - сказка, которая сбывается (А.Грин «Алые паруса»).

Цели: 1) познакомить учащихся с удивительными героями повести;

научить выделять в произведениях сказочное и реальное;

ввести понятия из теории литературы: феерия,

феерическая повесть, портрет, сказочное, реальное;

  1. развивать навыки выразительного чтения художественного текста, в том числе наизусть;

развивать коммуникативные навыки, творческие способности учащихся;

формировать умение делать самостоятельные выводы;

  1. воспитывать нравственные аспекты: любовь к ближнему,

добру, красоте, целеустремленность, волю, мужество,

твердость духа, благородство, взаимопонимание, веру в

мечту, любовь.

Оборудование:

портрет писателя;

повесть-феерия «Алые паруса»;

портреты Ассоль и Грэя;

изображение корабля с алыми парусами;

выставка книг и детских рисунков;

аудиозапись музыки;

компьютер, графопроектор;

фрагменты фильма.



Эпиграф: « Он рассказывал о кораблях, капитанах, парусах,

дальних городах. Но знал больше: о человеческой душе,

о преодолении одиночества, о вечном поиске

понимания и добра» (В.Амлинский)


Ход урока


1.Оргмомент. Проверка учителем готовности учащихся к уроку.

- Прикрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе.» Я желаю вам успеха.

Слайд 1: заставка «Солнечный день»

2. Вступительное слово учителя.

- Каждый урок по изучению того или иного художественного

произведения традиционно начинается с биографии писателя.

Вы уже знакомились с биографией А.Грина.

Сегодня мы вспомним о его жизни и творчестве, а также

встретимся с удивительными героями повести «Алые паруса»


Слайд : портрет Грина1

На фоне музыки:

- Я хочу начать урок словами поэта В.Саянова:

Он жил среди нас, этот сказочник странный,

Создавший страну, где на берег туманный

С прославленных бригов бегут на заре

Высокие люди с улыбкой обманной,

С глазами, как отзвук морей в январе,

С великою злобой, с великой любовью,

С соленой, как море, бунтующей кровью,

С извечной, как солнце, мечтой о добре.

- Ребята, почему поэт называет Грина сказочником?

- О какой стране говорится в стихотворении?

- Гринландия – так называется эта сказочная страна, где живут

люди честные и добрые, сильные и мужественные, умеющие

по-настоящему дружить и любить. Открыв для себя эту страну, уже не забудешь никогда ее героев, способных на чудеса ради Дружбы, ради Чести, ради Любви.

Слайд : Звёздное небо с яркой звездой.

На фоне музыки:

Поэт Владимир Маяковский сказал:

Послушайте!

Ведь, если звёзды зажигают-

Значит - это кому-нибудь нужно?

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

Значит – это необходимо, чтобы каждый вечер

Над крышами зажигалась хоть одна звезда!

- И вот в 1985г на небосклоне загорелась новая звезда. Академия наук СССР назвала планету № 2786 Солнечной системы «Гриневия» в честь А.Грина. И он это по достоинству заслужил:

Слайд.

Он пришёл на время, ненадолго,

Он пришёл, чтоб нас предупредить-

Разобьётся сердце на осколки,

Если мы разучимся любить…


3. Рассказ о Грине. На фоне музыки:

Слайд : портрет Грина 2.


а)- А. Грин – человек с тяжелой и мучительной жизнью, создал в

своих произведениях невероятный мир, полный заманчивых событий, прекрасных человеческих чувств. Он был суровый сказочник

и поэт морских лагун и портов. Его рассказы вызывают легкое головокружение, как запах цветов и свежие, печальные ветры.

Чтение эпиграфа:

« Он рассказывал о кораблях, капитанах, парусах,

дальних городах. Но знал больше: о человеческой душе,

о преодолении одиночества, о вечном поиске

понимания и добра» (В.Амлинский)


б) – Вглядимся в портрет писателя. Послушаем, каким видели его современники.

Чтение учениками высказываний.

«У меня осталось впечатление, что Грин никогда не смеялся. Он усмехался, улыбался, но смех был ему как-то не к лицу. При этом он обладал замечательным чувством юмора, любил и ценил остроумие» ( Э. Арнольди)

«Грин жил отшельником, нелюдимым, редко появлялся на общих сборищах. Этим он как будто стремился отгородиться от непрошенного вмешательства в его внутренний мир»

( Всеволод Рождественский)

-Чаще всего именно таким воспринимали Грина современники.

И только очень внимательный человек прочтет в выражении больших, устремленных куда-то глаз упрямую надежду, глубокую веру в мечту.

в) – творческий путь А.Грина продолжался с 1900г. по 1932. За

это время он создал около 500 произведений (повести, романы, стихи). Обращение к выставке книг.

- Чудеса реальны не только в его прозе, но и в жизни тех, кто соприкасался с его творчеством. И каждый читатель, полюбивший творчество Грина, держит в своем сердце его слова, как завет жизни:

Слайд

«Когда душа человека таит зерно пламенного растения-чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии».


-«Сказка нужна не только детям, но и взрослым,- писал о Грине Паустовский.- она вызывает волнение – источник человеческих страстей. Она показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь».

А поэт Чичибабин так выразил свое отношение к творчеству Грина

( чтение учащимися):

1) Шесть русских прозаиков, которых я взял бы с собою в пустыню, это: Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов, Пришвин

и – Александр Грин.

2) Какой мне юный мир на старость лет подарен!

Кто хочешь приходи – поделим пополам.

За верность детским снам, о как, я благодарен

«Бегущей по волнам» и «Алым парусам».

  1. И если станет вдруг вам ваша жизнь полынна,

И век пахнет чужим, и кров ваш обречен,

Послушайтесь меня, перечитайте Грина,

Вам нечего терять, не будьте дурачьём!

г) – путь писателя в небесных координатах бесконечен, как вектор.

Однако в земном измерении есть чётко обозначенные точки начала и конца судьбы. Для Грина истоком стал г.Вятка. А последним пристанищем – Феодосия.

Слайд «Восход солнца в Феодосии».

-Умер в расцвете сил, ему еще не исполнилось 52 года. Умер, не узнав радости признания.

Слайд «Музей в Феодосии».

- На экране вы видите Дом – музей А.Грина в Феодосии.

Вызывает интерес историческая справка:

« В 1944г. когда еще Крым и другие наши земли находились в руках фашистских захватчиков, издательство «Военмориздат» решило выпусить книгу «Алые паруса» А.Грина.

Книга вышла и попала на корабли и в части морской пехоты. Её издали в тот год, когда с бумагой было так плохо, что в стране не выпускались школьные тетради. Её издали специально для тех, кто каждый день идет на смерть. Тогда издавали только те книги, которые были способны вдохновить на подвиг».

-Как вы думаете, почему решили издать именно эту книгу?

( человек, который верит в мечту, борется за неё, в состоянии преодолеть все трудности на своем пути).


4. Работа над повестью.

-Сам автор – «Алые паруса» назвал феерией – сказочным волшебным действом. В словаре Ожегова жанр феерия обозначен так:

Слайд

Феерия – (фр. Fее – фея, волшебница) – жанр спектаклей в которых обычно изображаются фантастические или необыкновенные происшествия.

- Случайно ли название «Алые паруса»?

- Как появился такой удивительный образ в воображении писателя?

( Это результат сильного впечатления от увиденного однажды в витрине магазина игрушек лодочки с острым парусом из белого шёлка: «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того -

алого цвета, потому, что в алом есть яркое ликование. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами я увидел цель его бытия»)

Слайд Лодка с алыми парусами.

-Итак, алый цвет парусов, несущих на своих крыльях воплощение мечты в жизнь,- это символ красоты, « духовного отражения».

Язык Грина яркий, прозрачный, как капельки росы на траве. И в каждой капельке отражается весь мир. Вот и откроем для себя этот удивительный мир.

Слайд Книга «Алые паруса».

В) –Когда пересекаются судьбы героев?

(Ассоль 17 лет, Грэю 24 года)

Слайд На обложке книги Ассоль и Грэй.

Слайд Бриг Меркурий, шум моря.

-Юный капитан Грэй на своём корабле «Секрет» странствовал по свету. Судьба привела его к берегам Каперны, где жила Ассоль со своим отцом.

Слайд Корабль у берега.

- Она помнила предсказание Эгля. Не раз, волнуясь и робея, она уходила ночью на морской берег, где, выждав рассвет, высматривала корабль с алыми парусами.

Слайд Ассоль на берегу моря.

- Однажды Грэй, бродя по каменистому берегу, увидел спящую Ассоль. Он не знал ни её, ни её имени, ни тем более, почему она уснула на берегу, но был этим очень доволен.

Фрагмент фильма 1.

- Этот эпизод можно считать таким элементом сюжета, как завязка действия.

- Какие чувства испытывает герой, глядя на спящую Ассоль?

( любовь с первого взгляда)

- Какой поступок он совершает под влиянием этого сильного чувства? ( снял с пальца старинное дорогое кольцо и бережно надел его на мизинец девушки).

- Что значит кольцо для Ассоль?

( знак близкого счастья).

- Ребята, как вы думаете, случайно ли встретились эти герои в жизни? Чем они похожи?

( оба одиноки в детстве, лишены общения со сверстниками, понимают и любят всё живое на земле, добры и бескорыстны, трудолюбивы, верят в мечту).

- Грэй узнает о необычной мечте Ассоль, и эта мечта завладела воображением юноши. Он стал готовиться к встрече с ней.

Каким образом наш герой претворяет мечту девушки в жизнь?

Почему он это делает?

( У Грина мечта и действительность всегда вместе. Он умел в обыкновенном увидеть необычное и заставить поверить в это. Именно поэтому романтика Грэя пересеклась со сказкой Ассоль).

- Обратите внимание на то, как Грэй тщательно выбирает цвет материи для паруса. Почему именно алый?

( в этом цвете тёплое, нежное, самое святое чувство на земле - любовь)

На фоне музыки.

« Я еду к жене. Она ещё не жена, но будет ею. Алые паруса нужны мне, чтобы издали, как условлено с нею, она заметила нас.»

Слайд Грэй на корабле.

- Но перед тем, как встретиться со своим счастьем, Грэй произносит прекрасные слова о том, что значит « чудеса делать своими руками». Найдите эти строки и прочтите. ( дети читают отрывок)

Фрагмент фильма 2.

- Этот эпизод считаем кульминацией феерии-самой напряженной, высшей точкой сюжета.

- Да, уметь мечтать – это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант.

- Какой сценой заканчивается феерия Грина?

( Команда и Грэй пьют вино из заветного бочонка, на котором написано: «Его выпьет Грэй, когда будет в раю».)

- Теперь всем понятно, что рай для Грэя – осуществление мечты и любовь к прекрасной девушке.

-Закрыта последняя страница романа. Много сказано о нём, о его героях, о писателе, создавшем удивительную сказку.

Слайд Обложка книги «Алые паруса»


5. Подведение итогов.

- Подведем итог наших размышлений.

- Какие нравственные вопросы ставит писатель перед нами? Чему он учит нас своим произведением?

( Быть добрыми, не озлобляться, совершать благородные поступки, бороться с несправедливостью. Автор помогает юным читателям взрослеть нравственно. Он зажигает в наших сердцах огонёк надежды, веры в людей, в чудеса).


6. Заключительное слово учителя.(На фоне музыки)

Слайд. Корабль с алыми парусами.

-«Алые паруса» олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть в жизни под алым парусом – значит ставить перед собой высокие цели, стремиться осуществить задуманное. Всем своим творчеством Грин утверждает, что если человек верит в мечту, борется за неё, несёт в себе добро, то он в состоянии преодолеть все трудности на своём пути. Грин всегда живёт в сердцах своих читателей, помогая отыскивать в людях добрые начала, утверждать на земле Веру в мечту, Надежду на лучшее и настоящую человеческую Любовь.

Звучит песня «Алые паруса».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Алые паруса» - сказка, которая сбывается ( по произведению А.Грина "Алые паруса")

Автор: Гречихина Елена Михайловна

Дата: 29.06.2023

Номер свидетельства: 634565


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства