kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Алексинская усадьба в литературе и истории Смоленщины.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с краеведческой направленностью.Наша школа находится в замечательном селе Алексино с богатой историей.Попробовала разработать урок, объединив историю села и литературу Смоленщины.

Просмотр содержимого документа
«Алексинская усадьба в литературе и истории Смоленщины.»



«Алексинская усадьба в литературе и истории Смоленщины».



Цели для учителя:

Учебные:

-помочь учащимся получить представление об Алексинской усадьбе в истории и литературе Смоленщины;

-помочь установить, какое место занимает усадьба в произведениях «Мартын-живописец», «Мирская чаша»

совершить экскурсию по усадебным постройкам села Алексино.

Развивающие:

-приобщать учащихся к истории, культуре ХVIII- XIX века, развивать способность выявлять в произведении конкретно-историческое и общечеловеческое содержание;

-развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образное и аналитическое мышление;

-развивать литературоведческие и коммуникативные компетенции учащихся, рефлексивные способности, речь.

Воспитательные:

-воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к литературе и ценностям отечественной культуры, любовь к родине, родовой памяти.







Технологии: информационно-коммуникативная, технология сотрудничества

Методы и приемы:

выявление восприятия, беседа, чтение, эвристические вопросы, лексическая работа, слово учителя, творческие задания, подготовка презентации, поиск фрагментов описания, художественный пересказ, экскурсия.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие сотрудничества в работе над проектом; Метапредметные: совершенствование навыков публичного выступления в курсе изучения истории и литературы.

Предметные: развитие умений работать с печатными источниками и Интернет-ресурсами.





















Ход урока.

1.Выявление восприятия. Организационный момент.

2.Чтение эпиграфов к уроку. Определение темы

Прочитаем эпиграфы к уроку.

Будет именье – будет и уменье (старинная пословица)

Империя Российская

Дворянскими усадьбами

Была полным – полна.

И жили там помещики,

Владельцы именитые,

Каких теперь уж нет!

(Н.А. Некрасов)

Усадьбы старые разбросаны

По всей таинственной Руси

(Н. Гумилев)

-Что объединяет эпиграфы?

-О чем будем говорить на уроке?







-Как вы думаете, что нас будет интересовать?

3.Лексическая работа. Если речь пойдет об усадьбе, давайте точно определим значение слов «усадьба», «имение».

-Сообщение ученицы-языковеда. Работа с толковым и этимологическим словарем

Определим значение слов:

«усадьба» (от усаживать, усадить) – господский дом на селе, со всеми ухожами, садом, огородом, деревнями.

Усада, усадь, усадище, усадьбище

Имение (от иметь) – имущество, достаток, собственность, зажиточность, усадьба, земли, дома.

(Словарь В.И.Даля)

-работа со словарем синонимов, словарем новых слов

Учитель: Любопытно, что слово усадьба имеет большое количество синонимов. Слово языковеду, которая составила словарь синонимов.

Подбор синонимов: усадьба, имение, поместье, подворье, двор, дворянское гнездо, вотчина

Современные: дача, фазенда, коттедж, жилище.







4.Слово учителя: Русская усадьба…Обычно она располагалась на самом красивом и, чаще всего, древнем месте. Когда-то Николай Рерих заметил: «Если хотите увидеть прекрасное место, спросите, какое место здесь самое древнее. Умели эти незапамятные люди выбирать самые лучшие места». Если говорить о лучших местах Смоленщины, то наше село Алексино Дорогобужского района таким является. Именно здесь сохранилась историческая усадьба господ Барышниковых, построенная в стиле классицизма. Известна эта усадьба и в истории Смоленщины, и в ее литературе.

5.Творческое задание. В 1774 году Алексино было приобретено И.С. Барышниковым. Найти в тексте романа «Мартын-живописец» смоленского писателя Виктора Кудимова отрывок о хозяине усадьбы.

«Богат и известен Барышников на Смоленщине. Имения раскинулись в Бельском, Ельнинском, Вяземском, Дорогобужском, Духовщинском уездах. Одних крепостных 11000, а земли 100000 десятин. Помещик, правда, Барышников не настоящий: все куплено на имя графа Орлова. Денег же у Ивана Сидоровича - дай бог каждому».

6.Слово учителя. В конце XVIII — начале XIX веков Алексино превращается в крупнейший на Смоленщине центр дворянской усадебной культуры. Для строительства Алексинского имения Иваном Ивановичем







Барышниковым были приглашены архитекторы Матвей Казаков, Доменико Жилярди и их ученики. К работам М.Ф. Казакова отнесены такие постройки

усадьбы, как церковь Михаила Архангела, Андреевская крепость (скотный двор в виде крепости), конюшня, комплекс хозяйственных построек. Д. Жилярди проектировал усадебный дом и музыкальный павильон, долгие годы разрабатывался парк. Кроме этого, в усадьбе были устроены каскадные пруды, цветники, оранжерея.

7.Поиск подтверждения в тексте романа. «Французский сад-гордость Барышникова, вот в стороне неожиданно выросла причудливая беседка, у пригорка грот с зеркалами. А то издали, будто белое кружево, возникнет затейливый мостик, или вырастет статуя богини, а на зеленой лужайке-фонтан, бьющий изо рта амура» (В. Кудимов. «Мартын-живописец»).

8.Слово учителя. В 1847 году был построен второй храм во имя святого мученика Андрея Стратилата. Барышниковы собрали в Алексино большую коллекцию произведений искусства, прекрасную библиотеку. (Работа с текстом) « В Алексино везли мебель, и зеркала, ковры, разные «шпалеры и дорогие картины. В живописи Барышников ничего не понимал, и все картины купил оптом, на аукционе. Покупку он сделал больше для «форсу», чтобы в доме было «как у людей». (В.Кудимов. «Мартын-живописец») В имении работала школа крепостных художников, был создан оркестр из крепостных музыкантов. Работа с текстом: «На зеленой лужайке стоял флигель, похожий на древнегреческий храм. Увит он был плющом и диким хмелем, в открытые





окна доносилось стройное пение, иногда пение сменяла роговая музыка. Дивно играют дворовые, да и в хоре голоса на всю округу известные…» (В. Кудимов. «Мартын-живописец») В селе находилась писчебумажная фабрика, конный завод, большой плодовый сад.

9.Работа с текстом. Тяжело жилось крепостным. «Село Алексино издавна считалось бедным в округе, находилось вблизи имения, и поэтому «гоняли» алексинцев. А главное-заморили подводами да нарядами всякими. Всего один день в неделю полагался крепостному для своих надобностей. Летом согнали крестьян до тысячи – озеро чистить барское. Работа каторжная: озерный ил расползается с телеги. Измучились и люди, и лошади. Но горе тому, кто разогнет спину или об отдыхе подумает. Приказчики шныряют вокруг - расправа короткая тут же, на берегу». (В.Кудимов. «Мартын-живописец»). Виктор Кудимов кропотливо изучил исторические документы и материалы о жизни алексинских крепостных. На основе документов был создан роман, в котором повествуется о трагической судьбе талантливого живописца - выходца из народа Мартына Калинкина и о крестьянском восстании в Алексинском имении. Вот как изображен момент бунта: «Толпа растекалась вокруг дома и билась, будто волны, сокрушающие скалу. Одни бросились к хлебным амбарам и кладовым, другие ломали постройки, громили двери служб и со звоном разбивали стекла оранжереи. Ребятишки топтали в цветнике клумбы и вырывали с корнем цветы. Большинство дворни примкнуло к восстанию и показывало, где и что надо громить». Восстание было жестоко подавлено: «Большая часть восставших крестьян была арестована, их отправили в канцелярию, в Дорогобуж, где жестоко наказали кошками. Испуганный, но







затаивший злость Барышников, решил отложить массовое следствие и дал

послабление крестьянам» (В. Кудимов. «Мартын-живописец»)

10. Слово учителя. В первой половине 19 века Барышниковы содержали в селе школу для крестьянских детей и больницу для крестьян. В 1914 г. на деньги, пожертвованные последними владелицами села, сестрами Барышниковыми, была построена новая двухэтажная кирпичная школа и каменная больница.

После революции Барышниковы пытались сохранить уникальные коллекции и архивы. В Москву были вывезены полотна русских и западноевропейских художников, ценнейшие документы поступили в Смоленский областной архив. В 1920 году в господском доме Барышниковых был открыт музей усадебного быта, где некоторое время директором был Михаил Пришвин, работавший в то время учителем словесности в Алексинской школе. По впечатлениям от жизни в Алексине Пришвин написал книгу «Мирская чаша».

11. Работа с текстом. « Алексино, - писал он, - громадная усадьба, из конца в конец, от школы до больницы идешь почти час, и все почти берегом искусственного озера, окруженного сплошной кущей вековых деревьев. На озере есть островок, и там на деревьях живут аисты, а в домике на озере лебеди и павлины ходят по берегу. Барский особняк выходит одной стороной на озеро, другой в парк — большое трехэтажное здание с колоннами. Парк просторный, в нем свободно разбросаны группами и в одиночку вековые





деревья. Теперь в парке пасут коров и мальчики жгут костры, обжигая часто

драгоценные деревья. Озеро начинает вытекать понемногу: видно, спуск испортился и некому починить. В особняке живет детская колония».

12.Релаксация. В наше время усадьбу иногда называют «заброшенкой», и это очень грустно. Много написано об Алексинской усадьбе, и, мы уверены, будет написано. Много тайн хранит усадьба, может быть, кому-то и удастся их раскрыть. Вот и попробуем написать мини-сочинение на тему «Тайны Алексинской усадьбы»






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Алексинская усадьба в литературе и истории Смоленщины.

Автор: Казьмина Елена Петровна

Дата: 05.11.2017

Номер свидетельства: 436906

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства