Тема: А.Н. Толстой. Основные этапы творческой биографии. Главы из романов «Хождение по мукам» и «Пётр I». Тема интеллигенции и революции в «Хождении по мукам». Композиция романа «Пётр I». Образ Петра - царя-работника и созидателя.
Цель: Содействовать знакомству учащихся с биографией А.Н.Толстого и его творчеством. Раскрыть тему интеллигенции и революции, «потерянной и обретённой родины» в «Хождении по мукам», выявить идейно-художественную задачу А. Н. Толстого — показать Петра I как государственного деятеля, вызванного к жизни исторической необходимостью;
развивать навыки анализа художественного произведения, соотнесения его содержания с критической литературой, фактами биографии, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать выводы; Способствовать воспитанию патриотических и нравственных чувств, глубокого уважения к истории России.
Оборудование: отрывок из художественного фильма «Пётр I», электронная презентация
Подготовительная работа: ученики получают опережающее задание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Алексей Николаевич Толстой Пётр Первый»
Тема: А.Н. Толстой. Основные этапы творческой биографии. Главы из романов «Хождение по мукам» и «Пётр I». Тема интеллигенции и революции в «Хождении по мукам». Композиция романа «Пётр I». Образ Петра - царя-работника и созидателя.
Цель: Содействовать знакомству учащихся с биографией А.Н.Толстого и его творчеством. Раскрыть тему интеллигенции и революции, «потерянной и обретённой родины» в «Хождении по мукам», выявить идейно-художественную задачу А. Н. Толстого — показать Петра I как государственного деятеля, вызванного к жизни исторической необходимостью;
развивать навыки анализа художественного произведения, соотнесения его содержания с критической литературой, фактами биографии, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать выводы; Способствовать воспитанию патриотических и нравственных чувств, глубокого уважения к истории России.
Оборудование: отрывок из художественного фильма «Пётр I», электронная презентация
Подготовительная работа: ученики получают опережающее задание.
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Сообщение темы урока. Цель формулируют учащиеся.
III.Усвоение нового материала.
1) Вводное слово учителя.
Цель литературы, по А.Толстому, - «чувственное познание Большого человека». Писатель поднимает тему интеллигенции и революции, «потерянной и обретённой родины» в «Хождении по мукам», а чтобы написать исторический роман «Пётр I» (1929 г.), он использовал обширный исторический материал — мемуары современников Петра, письма и дневники частных лиц, официальные документы и исследования ученых. Эти материалы должны были способствовать достоверности и объективности изображения.
2) Биография А. Толстого. Рассказывает подготовленный ученик, используя электронную
презентацию.
3) Работа в группах.
1 группа. Краткий пересказ и анализ выборочных глав из романа «Хождение по мукам».
2 группа. Краткий пересказ и анализ выборочных глав из романа «Пётр I».
4) Композиция романа «Пётр I».
Книга первая
Книга вторая
Книга третья
Московская Русь.
Юность Петра.
Рассказывается о том, как сдвинулась с места Русь
Это повествование о блестяще одержанных победах над войсками Карла XII , о крепнущей военной мощи России о культурном подъёме в русском обществе, о победе нового начала в бытовом укладе старой Руси, противоречия между Петром и народом.
«В моём романе, - писал А.Толстой, - центром является фигура Петра I. Остальные фигуры, сопутствующие ему, по мере важности описываются со все меньшим количеством деталей и со все меньшей ясностью...»
Композиция романа многоплановая, что даёт автору возможность показать жизнь различных слоёв населения России. В романе представлены крестьяне, солдаты, стрельцы, купцы, бояре, дворяне, князья, иностранные дипломаты.
5) Центральные конфликты романа (определяют учащиеся):
1. Классовые противоречия – противоречия между самодержавием и народом.
2. Борьба нового, прогрессивного со старым, отживающим.
3. Борьба русского народа с иноземными захватчиками за свою национальную
независимость.
IV. Становление личности в эпохе. Образ Петра.
Начать разговор о Петре хочется со слов Н.Добролюбова: «Крепкая воля его умела преодолевать все препятствия: в таком именно характере и нуждалась Россия того времени»
- Кто же влиял на становление личности Петра? (На становление личности Петра влияли исторические обстоятельства окружающей среды. Учителем Петра была сама жизнь.)
- Кто был претендентом на царский престол? (Софья – шестая сестра царя, брат Иван, князь Голицын)
- Почему победил Пётр? (дальновидный политик, государственный деятель, который много сделал для образования в стране, никого не щадил, в том числе и себя)
V. Просмотр отрывков из кинофильма «Пётр I»
VI. Построение кластера
- В чем видит автор расхождение позиций Голицына и Петра?
(Голицын противопоставлен Петру. Семь лет он правил страной, понимая необходимость преобразований. Без славы окончился крымский поход под его предводительством: «Кто пойдет против руки господней? Сказано: человек, смири гордыню, ибо смертен есть» (глава 3, ч. 1). В крымском походе во время боя Василий Васильевич пеший метался по обозу, бил плетью пушкарей, хватался за колеса, вырывал фитили». Петр же в аналогичной ситуации «засучил рукава, взял банник у пушкаря, сильным движением прочистил закопченное дуло, подкинул на руках пудовый круглый снаряд, вкатил в дуло...». Действия Голицына суетливы, действия Петра уверенны и решительны. Василий Голицын выступил на стороне стрельцов и Софьи, чем предрешил свою судьбу. Ему не хватало настойчивости, решимости, силы воли, активности — тех черт, которые присущи Петру.)
Боярин Голицын – слабохарактерный, когда проиграл сражение - обмяк, отчаялся, он не практичен, ищет славы.
VII. Характеристика Петра. Построение таблицы
Мудрый государственный деятель
Жестокий самодержец
Стремление к прогрессу, активно вмешивается в жизнь и изменяет её.
Действия Петра целенаправленны, спокойны, решительны, исходят из реальности.
Скромность Петра в одежде, в быту, неприхотливость в еде и обстановке. Всё в нём было подчинено главному – процветанию родины. Он умеет добиваться своих целей любой ценой. Полководец – победитель. Царь – реформатор. Преобразования Петра коснулись всех сторон общественной жизни. В 1703г. Пётр I заложил город Петербург и создал военно-морской флот.
Вспыльчивость, доходящая до безрассудства.
Насильственное лишение бояр бород, участие Петра в пытках своих врагов, жестокое подавление всякого сопротивления народа.
Был безжалостным и к себе, и к своим подчинённым. Мнителен, подозрителен.
Петр постоянно находится в движении: Пётр рванул дверь… На двух сдвинутых лавках, покрывшись с головой, спал Стрешнев. Пётр сорвал одеяло, схватил за редкие волосы перепуганного боярина… плюнул ему в лицо, стащил на земляной пол, бил ботфортом в мягкий старческий бок.
- О каком качестве характера говорит цитата из романа?
- Как вы считаете, в чем заключается закономерность петровских преобразований? Как эта закономерность показана в романе?
- Какое значение для формирования Петра имела неудача Азовского похода?
(После бесславного Азовского похода (глава 6) Петр не падает духом, а напротив, полон решимости взять реванш: «В молодом царе не ошиблись: он оказывался именно таким человеком, какого ждали.)
- Петр видит нищету, убожество, темноту страны: «Отчего сие? Сидим на великих просторах и - нищие...». В чем он видит выход? (Выход - в развитии промышленности, торговли, завоевания берегов Балтики)
VIII. Вывод:
Деятельность Петра пробуждает к жизни скрытые силы народа. Петр не нарушает хода исторического процесса, а властно направляет его. Его преобразования — не самодержавный произвол, а осознанная историческая необходимость, реализация потребностей экономического развития страны. Образ Петра как государственного деятеля и как человека раскрывается в постоянной и напряженной борьбе. Действия Петра направлены на благо страны. В этом патриотический пафос романа.
IX. Итог урока. Рефлексия.
- Что же вы узнали о Петре I ?
- Напишите устное письмо Петру I, начиная письмо словами: Я восхищаюсь вашим умением…