kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Александр Трифонович Твардовский. Стихотворение «Я убит подо Ржевом..»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: оброзовательные : дать обзор жизненного и творческого пути А.Т.Твардовского ; показать значение его творчества и общественой деятельности, раскрыть эволюцию лирики Твардовского, особенности лирического героя, гражданское мужество поэта. Развивающие: совершенствовать умение находить «ключ» к пониманию личности поэта, научить создавать текст рассуждение. Воспитательные: воспитывать нравственное чувство учащихся, чувство-сопереживания к судьбе другого человека. Эпиграф: «Вся суть в одном –единственом завете …» А.Т.Твардовский Оборудование: портрет, семейные фотографии, рисунки В.И.Шелкоплясова,, И.Т. Твардовского, рисунки детей

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Александр Трифонович Твардовский. Стихотворение «Я убит подо Ржевом..»»

Тема: Александр Трифонович Твардовский. Стихотворение «Я убит подо Ржевом..»


Цели: оброзовательные : дать обзор жизненного и творческого пути

А.Т.Твардовского ; показать значение его творчества и общественой деятельности, раскрыть эволюцию лирики Твардовского, особенности лирического героя, гражданское мужество поэта.


Развивающие: совершенствовать умение находить «ключ» к пониманию личности поэта, научить создавать текст рассуждение.


Воспитательные: воспитывать нравственное чувство учащихся, чувство-сопереживания к судьбе другого человека.


Эпиграф: «Вся суть в одном –единственом завете …» А.Т.Твардовский


Оборудование: портрет, семейные фотографии, рисунки В.И.Шелкоплясова, ,

И.Т. Твардовского, рисунки детей


Ход урока

1 Вводно-мотивационный этап

Дорогие ребята,каждую неделю вы приходите на уроки литературы . Для многих-это форма учебы ,для кого-то это кусочек вашей школьной жизни. Сегодня я рискну с вашего позволения предложить 45 минут жизни провести со мной и Поэтом. Итак,тема нашего сегоднешнего разговора «Александр Трифонович Твардовский. Стихотворение «Я убит подо Ржевом..»»

Сейчас каждый из вас прочитает материал о Поэте ,и мы постараемся выслушать свой хронограф жизни человека.

Работа по теме урока


Александр Трифонович Твардовский родился 8 июня 1910 года близ деревни Загорье Смоленской губернии.


Отец, Трифон Григорьевич , с самого раннего возраста внушал своим детям любовь и уважения к земле. Отличался начитанностью. В доме вечерами устраивались громкие читки . Именно так произошло первое знакомство маленького Саши с Пушкиным , Лермонтовым, Некрасовым, Гоголем.


Мать, Мария Митрофанова , была заботливой хозяйкой и матерью в своей многодетной семье.


Стихи Твардовский начал писать до овладения грамотой , первое стихотворение обличает сверстников , разорявших птичьи гнезда.

Начальное образование получил в сельской школе. Каким он был школьником ?

«Желанием отлично учиться и знать много он зажигал нас на уроках. Он любил учительницу, всегда готовил уроки и хорошо отвечал. Дружил с одноклассниками и помогал, если кто не понимал урока» Воспоминания Н.Седакова-Ерофеева.

В 14 лет начал печатать свои заметки в смоленских газетах .

Молодого поэта заметил М.И.Исковский и помог напечататься.


В 1930 году поступает в Московский институт философии и литературы.


В 1936-1938 военный коррестпондент в войне с финляндией и Великой Отечественной войне.

1940-1954, 1958-1970- главный редактор журнала «Новый мир»


Эстетическое и гражданское кредо поэта:

Просто мне дорого всё, что и людям,

Всё, что мне дорого, то и пою.


18 декабря 1971 года Твардовский скончался после тяжелой болезни.


Самостоятельная творческая работа.

Составление синквейна «Твардовский»

Слово учителя:

Один из главных эстетических принципов поэта_народность.

-Что понимается под народностью в литературе?

(народность-связь литературы с народом , выражение в литературе интересов,психологии народа , обусловленность литературных произведений жизнью, идеями, чувствами народа)

Творчество Твардовского всегда опиралось на народную традицию , его стихи внешние просты, демократичны, понятны читателю. Мы сейчас это докажем , выполнив самостоятельные работы.


Работа в группе.

Карточка 1

Евгений Евтушенко утверждал, что « Твардовский был престраннейший поэт , не написавший о любви ни слова….» Согласны ли вы с этим мнением?

Карточка 2

«Сельская хроника»

-Выберете и выразительно прочитайте одно из стихотворений из этого цикла . Ответьте на вопросы:

-Кто герои этого лирического цикла?

-Как автор относится к своим героям?

-Главное настроение всех стихотворений?

Вывод:

Выделяется уважительным отношением к людям, вниманием и любовью к ним.

Карточка 3

«Пяти Матери»

Прочитайти выразительно стихотворение «Матери», «Мать и сын», «Мать и дочь». Сделайте вывод, как относился поэт к маме?

Вывод: Матери болеют душой за своих детей , какими бы они не были. В минуты душевного кризиса человек обращается к самому близкому человеку- матери, как живительному источнику. Антуан де Сент-Экзепюри: «Зорко лишь сердце» . Бунин: «Самая драгоценная память человеческая- память матери»

Карточка 4

«Война была несчастьем для народа,

А для поэтов- счастием не врать…»

Докажите это на примере «Фронтовой хроники»

Вывод: предназначение поэта в сохранении памяти, в продолжении общего дела , за которое отданы жизни солдат.

6 Чтение и анализ стихотворений

Стих-е « Я убит подо Ржевом…»

Учитель:

Написано она сразу после войны, в 1945-46 годах и первоночально имело другое название – « Завещание воина». Однако первая строка стала «крылатой», стала символом трагически и просто оборвавшихся жизней Твардовский пишет о двух запомнившихся ему эпизодах: о поездке под Ржев, где шли тяжелые бои, осенью 1942 года , и о встрече с офицером- фронтовиком, приехавшим на сутки в Москву, чтобы похоронить жену, после чего вернуться на фронт.Такие встречи и впечатления легли в основу этого стихотворения.


-Кто лирический герой стихотворения ? Какое значение это имеет?

(повествование ведется от имени погибшего воина, этим подчеркивается связь, единство павших и живущих воинов)


-Чем герой стихотворения близок автору? (преданностью Родине, верой в победу, самоотверженностью)


-Автор с документальной точностью в первой же строфе указывает конкретное место гибели героя. Зачем?

(документальность придает стихотворению достоверность, обостряет боль потери. Перед нами не просто обобщенный образ солдата, а реальный человек)

-Какова тональность стихотворения?

(происшедшее описывается без лишнего пафоса, просто и страшно: Я не слышал разрыва…)

-В могилах неизвестных солдат лежат останки наших воинов. Герой Твардовского не похоронен – хоронить нечего. Получается, что человек бесследно исчез?

(человек не исчез – он растворен в природе: Я- где корни слепые…)


-Что волнует героя стихотворения? К чему он призывает животных?

(Наш ли Ржев наконец? Вы должны были, братья,…)

Учитель: так конкретное становится общим. Лирическое и эпическое, смерть и бессмертие, подвиг и утрата соединяются.

-В чем, по-вашему, сила этого стихотворения?

-Память войны всю жизнь не оставляла Твардовского. В 1966 году написаны строки:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они – кто старше, кто моложе-

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

-В этом трижды повторенном «всё же»- и незатихающая боль утраты и чувство вины, и ответственность за то, что отданы жизни солдат.

-Сейчас в зависимости от ваших дарований мы проведем творческую работу.

Социализация.

1.Художники. Рисуют иллюстрацию к прозвучавшим стихотворениям.

2.Музыканты. Вспомнить как можно больше песен о войне.

3.Поэты. Сочиняют стихотворения по срифмованным словам:

… комбат

… боя

… рад

… живою

«Да еще сияющий комбат

Руки мне протянет после боя:

-Старшина, родная, как я рад,

Что опять осталось ты живою»

Юлия Друнина

4.Журналисты

У Симонова есть стихотворные строки:

В ту ночь готовясь умирать

Навек забыли мы, как лгать.

Как изменять, как быть скупым,

Как над добром дрожать своим.

Хлеб пополам,

Кров пополам-

Так жизнь в ту ночь открылась нам

Хлеб пополам,

Кров пополам…

Душу попалам…


Хотя бы часть своей души постарайтесь отдать пожилым людям,ветеранам войны, которые очень нуждаются в человеческом тепле и участии. Напишите статью о том, как вы помогаете пожилым людям.

Афиширование

Выступления групп.


Стихотворение «Моим критикам»

Самостоянье творческой личности в стихотворении «Вся суть в одном – единственном завете…»- эта строчка стала эпиграфом к уроку. Завет этот заключается в следующем: «О том ,что знаю лучше всех на свете. Сказать хочу.И так, как я хочу.»

Домашнее задание: наизусть отрывок из стихотворения «Я убит подо Ржевом…»


Спасибо всем за радость общения. До свидания.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Александр Трифонович Твардовский. Стихотворение «Я убит подо Ржевом..»

Автор: Калиаскарова Зура Анжубаевна

Дата: 09.12.2015

Номер свидетельства: 263985


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства