Александр Трифонович Твардовский. Стихотворение «Я убит подо Ржевом..»
Александр Трифонович Твардовский. Стихотворение «Я убит подо Ржевом..»
Цели: оброзовательные : дать обзор жизненного и творческого пути А.Т.Твардовского ; показать значение его творчества и общественой деятельности, раскрыть эволюцию лирики Твардовского, особенности лирического героя, гражданское мужество поэта. Развивающие: совершенствовать умение находить «ключ» к пониманию личности поэта, научить создавать текст рассуждение. Воспитательные: воспитывать нравственное чувство учащихся, чувство-сопереживания к судьбе другого человека. Эпиграф: «Вся суть в одном –единственом завете …» А.Т.Твардовский Оборудование: портрет, семейные фотографии, рисунки В.И.Шелкоплясова,, И.Т. Твардовского, рисунки детей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Александр Трифонович Твардовский. Стихотворение «Я убит подо Ржевом..»»
Тема: Александр Трифонович Твардовский. Стихотворение «Я убит подо Ржевом..»
Цели: оброзовательные : дать обзор жизненного и творческого пути
А.Т.Твардовского ; показать значение его творчества и общественой деятельности, раскрыть эволюцию лирики Твардовского, особенности лирического героя, гражданское мужество поэта.
Развивающие: совершенствовать умение находить «ключ» к пониманию личности поэта, научить создавать текст рассуждение.
Воспитательные: воспитывать нравственное чувство учащихся, чувство-сопереживания к судьбе другого человека.
Эпиграф: «Вся суть в одном –единственом завете …» А.Т.Твардовский
Дорогие ребята,каждую неделю вы приходите на уроки литературы . Для многих-это форма учебы ,для кого-то это кусочек вашей школьной жизни. Сегодня я рискну с вашего позволения предложить 45 минут жизни провести со мной и Поэтом. Итак,тема нашего сегоднешнего разговора «Александр Трифонович Твардовский. Стихотворение «Я убит подо Ржевом..»»
Сейчас каждый из вас прочитает материал о Поэте ,и мы постараемся выслушать свой хронограф жизни человека.
Работа по теме урока
Александр Трифонович Твардовский родился 8 июня 1910 года близ деревни Загорье Смоленской губернии.
Отец, Трифон Григорьевич , с самого раннего возраста внушал своим детям любовь и уважения к земле. Отличался начитанностью. В доме вечерами устраивались громкие читки . Именно так произошло первое знакомство маленького Саши с Пушкиным , Лермонтовым, Некрасовым, Гоголем.
Мать, Мария Митрофанова , была заботливой хозяйкой и матерью в своей многодетной семье.
Стихи Твардовский начал писать до овладения грамотой , первое стихотворение обличает сверстников , разорявших птичьи гнезда.
Начальное образование получил в сельской школе. Каким он был школьником ?
«Желанием отлично учиться и знать много он зажигал нас на уроках. Он любил учительницу, всегда готовил уроки и хорошо отвечал. Дружил с одноклассниками и помогал, если кто не понимал урока» Воспоминания Н.Седакова-Ерофеева.
В 14 лет начал печатать свои заметки в смоленских газетах .
Молодого поэта заметил М.И.Исковский и помог напечататься.
В 1930 году поступает в Московский институт философии и литературы.
В 1936-1938 военный коррестпондент в войне с финляндией и Великой Отечественной войне.
1940-1954, 1958-1970- главный редактор журнала «Новый мир»
Эстетическое и гражданское кредо поэта:
Просто мне дорого всё, что и людям,
Всё, что мне дорого, то и пою.
18 декабря 1971 года Твардовский скончался после тяжелой болезни.
Самостоятельная творческая работа.
Составление синквейна «Твардовский»
Слово учителя:
Один из главных эстетических принципов поэта_народность.
-Что понимается под народностью в литературе?
(народность-связь литературы с народом , выражение в литературе интересов,психологии народа , обусловленность литературных произведений жизнью, идеями, чувствами народа)
Творчество Твардовского всегда опиралось на народную традицию , его стихи внешние просты, демократичны, понятны читателю. Мы сейчас это докажем , выполнив самостоятельные работы.
Работа в группе.
Карточка 1
Евгений Евтушенко утверждал, что « Твардовский был престраннейший поэт , не написавший о любви ни слова….» Согласны ли вы с этим мнением?
Карточка2
«Сельская хроника»
-Выберете и выразительно прочитайте одно из стихотворений из этого цикла . Ответьте на вопросы:
-Кто герои этого лирического цикла?
-Как автор относится к своим героям?
-Главное настроение всех стихотворений?
Вывод:
Выделяется уважительным отношением к людям, вниманием и любовью к ним.
Карточка 3
«Пяти Матери»
Прочитайти выразительно стихотворение «Матери», «Мать и сын», «Мать и дочь». Сделайте вывод, как относился поэт к маме?
Вывод: Матери болеют душой за своих детей , какими бы они не были. В минуты душевного кризиса человек обращается к самому близкому человеку- матери, как живительному источнику. Антуан де Сент-Экзепюри: «Зорко лишь сердце» . Бунин: «Самая драгоценная память человеческая- память матери»
Карточка 4
«Война была несчастьем для народа,
А для поэтов- счастием не врать…»
Докажите это на примере «Фронтовой хроники»
Вывод: предназначение поэта в сохранении памяти, в продолжении общего дела , за которое отданы жизни солдат.
6 Чтение и анализ стихотворений
Стих-е « Я убит подо Ржевом…»
Учитель:
Написано она сразу после войны, в 1945-46 годах и первоночально имело другое название – « Завещание воина». Однако первая строка стала «крылатой», стала символом трагически и просто оборвавшихся жизней Твардовский пишет о двух запомнившихся ему эпизодах: о поездке под Ржев, где шли тяжелые бои, осенью 1942 года , и о встрече с офицером- фронтовиком, приехавшим на сутки в Москву, чтобы похоронить жену, после чего вернуться на фронт.Такие встречи и впечатления легли в основу этого стихотворения.
-Кто лирический герой стихотворения ? Какое значение это имеет?
(повествование ведется от имени погибшего воина, этим подчеркивается связь, единство павших и живущих воинов)
-Чем герой стихотворения близок автору? (преданностью Родине, верой в победу, самоотверженностью)
-Автор с документальной точностью в первой же строфе указывает конкретное место гибели героя. Зачем?
(документальность придает стихотворению достоверность, обостряет боль потери. Перед нами не просто обобщенный образ солдата, а реальный человек)
-Какова тональность стихотворения?
(происшедшее описывается без лишнего пафоса, просто и страшно: Я не слышал разрыва…)
-В могилах неизвестных солдат лежат останки наших воинов. Герой Твардовского не похоронен – хоронить нечего. Получается, что человек бесследно исчез?
(человек не исчез – он растворен в природе: Я- где корни слепые…)
-Что волнует героя стихотворения? К чему он призывает животных?
(Наш ли Ржев наконец? Вы должны были, братья,…)
Учитель: так конкретное становится общим. Лирическое и эпическое, смерть и бессмертие, подвиг и утрата соединяются.
-В чем, по-вашему, сила этого стихотворения?
-Память войны всю жизнь не оставляла Твардовского. В 1966 году написаны строки:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они – кто старше, кто моложе-
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…
-В этом трижды повторенном «всё же»- и незатихающая боль утраты и чувство вины, и ответственность за то, что отданы жизни солдат.
-Сейчас в зависимости от ваших дарований мы проведем творческую работу.
Социализация.
1.Художники. Рисуют иллюстрацию к прозвучавшим стихотворениям.
2.Музыканты. Вспомнить как можно больше песен о войне.
3.Поэты. Сочиняют стихотворения по срифмованным словам:
… комбат
… боя
… рад
… живою
«Да еще сияющий комбат
Руки мне протянет после боя:
-Старшина, родная, как я рад,
Что опять осталось ты живою»
Юлия Друнина
4.Журналисты
У Симонова есть стихотворные строки:
В ту ночь готовясь умирать
Навек забыли мы, как лгать.
Как изменять, как быть скупым,
Как над добром дрожать своим.
Хлеб пополам,
Кров пополам-
Так жизнь в ту ночь открылась нам
Хлеб пополам,
Кров пополам…
Душу попалам…
Хотя бы часть своей души постарайтесь отдать пожилым людям,ветеранам войны, которые очень нуждаются в человеческом тепле и участии. Напишите статью о том, как вы помогаете пожилым людям.
Афиширование
Выступления групп.
Стихотворение «Моим критикам»
Самостоянье творческой личности в стихотворении «Вся суть в одном – единственном завете…»- эта строчка стала эпиграфом к уроку. Завет этот заключается в следующем: «О том ,что знаю лучше всех на свете. Сказать хочу.И так, как я хочу.»
Домашнее задание: наизусть отрывок из стихотворения «Я убит подо Ржевом…»