kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Александр Александрович Блок. Романтический мир раннего Блока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цель: познакомить учащихся с атмосферой, в которой вырос А.Блок, показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока; проанализировать особенности поэтики первого сборника –

"Стихи о Прекрасной Даме".

Тип урока: комбинированный          

Особенности урока: использование информационно- коммуникативных технологий при изучении творчества А.А. Блока.

Межпредметные связи: литература, словесность,  информатика

Методические приемы: презентация; лекция с элементами беседы; выразительное чтение стихотворений, анализ стихотворений.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, тексты по творчеству А.М. Горького,  вводная презентация учителя по теме урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Александр Александрович Блок. Романтический мир раннего Блока. »

Тема: Александр Александрович Блок.

Романтический мир раннего Блока.

Цель: познакомить учащихся с атмосферой, в которой вырос А.Блок, показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока; проанализировать особенности поэтики первого сборника –

"Стихи о Прекрасной Даме".

Тип урока: комбинированный

Особенности урока: использование информационно- коммуникативных технологий при изучении творчества А.А. Блока.

Межпредметные связи: литература, словесность, информатика

Методические приемы: презентация; лекция с элементами беседы; выразительное чтение стихотворений, анализ стихотворений.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, тексты по творчеству А.М. Горького, вводная презентация учителя по теме урока.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Проверить по журналу наличие учащихся и готовность группы к работе на уроке.


II. Проверка домашнего задания.

Тест по теме «Творчество М.Горького»

1.Основоположником, какого направления в литературе явился А.М. Горький?

а) критический реализм

б) социалистический реализм

2. Героем, какого рассказа Горького является Лойко Зобар?

а) «Макар Чудра»

б) «Старуха Изергиль»

в) «Челкаш»

3. Что является главным предметом изображения в пьесе Горького «На дне»:

а) Социальные противоречия действительности

б) Проблемы обитателей ночлежки

в) Сознание и психология обитателей «дна» во всей их противоречивости.

4. Кому автор бросает своим произведением обвинение:

а) Обитателям ночлежки

б) Социальному устройству общества

в) Хозяевам ночлежки

5. В чем проявляется драматический конфликт в пьесе «На дне».

а) В столкновении социальных противоречий

б) В столкновении лжи и правды

III. Работа над новым материалом.

Сообщение новой темы и цели урока.

Презентация.

Запись хронологической таблицы жизни и творчества поэта.

1. А.А.Блок – краткий биографический очерк.

*** фото Портрет А.А.Блока

Александр Александрович Блок - одно из ключевых имен русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего XIX века, и открыл новую поэзию XX века.

*** фото Дом, в котором родился поэт

Родился и воспитывался А.Блок в доме, который принадлежал Петербургскому университету, в дворянской профессорской семье.

*** фото Родители поэта

Мать: Александра Андреевна Бекетова и отец: Александр Львовича Блок. Они разошлись, когда ему не было и двух лет, мать вернулась в дом своего отца Андрея Николаевича Бекетова.

*** фото А.Н.Бекетова

Дед Андрей Николаевич Бекетов известный ученый – ботаник, ректор Петербургского университета.

Запись в тетрадях:

1880 г. – родился в Петербурге, в дворянской профессорской семье.

*** фото Имение Шахматова

Детство будущего поэта в основном проходило в подмосковном имении деда Шахматова. В семье Бекетовых многие занимались литературным трудом, писали книги и занимались переводами. Поэтому, неудивительно, что Блок начал сочинять стихи в раннем возрасте, лет с пяти.

*** фото А.А. Блок - гимназист

Позже, будучи гимназистом, он издавал рукописные журналы, а с шестнадцати лет начал писать всерьез.

***фото Введенская гимназия

В 1898 году он окончил Петербургскую Введенскую гимназию и поступил в университет на юридический факультет.

Запись в тетрадях:

1898 г. – окончил Введенскую гимназию и поступил в Петербургский университет, на юридический факультет. В это же время он увлекся театром и устраивал любительские спектакли, в которых принимала участие старшая дочь великого ученого – химика Д.И.Менделеева – Любовь Дмитриевна.

В 1901 году он переводится на историко-филологический факультет и окончательно осознает себя поэтом.

Запись в тетрадях:

1901 г. - становление поэта

*** фото А.А. Блок и Л.Д. Менделеева

В 1903 году происходит два знаменательных события в жизни поэта. Он женится на Любови Дмитриевне Менделеевой и увлекается философскими трудами философа и поэта В.Н.Соловьева.

Запись в тетрадях:

1903 г. – женитьба на Л.Д. Менделеевой и знакомство с философом В.Н.Соловьевым

В 1905 году выходит в свет первая книга А.Блока «Стихи о Прекрасной Даме»

*** фото Первый сборник стихов « Стихи о Прекрасной Даме»

Запись в тетрадях:

1905 г. – первая книга «Стихи о Прекрасной Даме»

В 1906 – 1908 году А.Блок становится профессиональным литератором. Имя его приобретает известность. Выходят в свет новые сборники его стихов «Нечаянная радость», «Снежная Маска», «Земля в снегу»

С 1910 – 1917 год путь поэта был противоречивым и драматичным. Отношения с женой были на грани развода, смерть единственного ребенка и увлечение Блока актрисой Н.Н.Волоховой не могли не сказаться на его душевном состоянии, все больше он уходил в себя, им овладевает чувство одиночества. Происходит спад творческой активности.

*** фото А.А. Блок в годы первой мировой войны

В июле 1916 года поэт был призван в действующую армию и служил в инженерно-строительной дружине. Мировую войну воспринял как тягчайшее народное испытание и горе.

Запись в тетрадях:

1910 -1917 гг. – разлад в семье, спад в творческой активности, первая мировая война, призван в действующую армию.

Установившийся в России буржуазно-демократический режим не нравился Блоку и в октябре 1917 года он окончательно переходит на сторону большевиков и приветствует пролетарскую революцию. В 1918 году он пишет поэму «Двенадцать». В литературных кругах отношение к поэме было разное. Одни ругали и обвиняли Блока в клевете, другие оценили ее по достоинству.

Запись в тетрадях:

1918 год – поэма «Двенадцать» После октября 1917 года особенно широко развернулась публицистическая и литературно-критическая деятельность Блока. В 1920 – 1921 он выступал на литературных вечерах в Петербурге и Москве. Тысячи людей увидели Блока с эстрады.

Запись в тетрадях:

1920-1921 гг.- занимался литературной критикой и выступал перед широкой публикой, но весной 1921 года он почувствовал себя плохо и в августе скончался.

Сначала был похоронен на Смоленском кладбище, а в 1944 году прах был перенесен на литераторские мостки Волкова кладбища в Петербурге.

*** фото Памятник А.А.Блоку на литераторских мостках Волкова кладбища

Запись в тетрадях:

1921 год – скончался, похоронен на кладбище в Санкт-Петербурге.

2. Романтический мир раннего Блока.

Учитель:

Александр Блок говорил: «Только влюбленный имеет право на звание человека». Блок всегда считался достойнейшим продолжателем, обновителем традиций русской лирики. Ведь русская поэзия всегда умела творить неземной, идеальный, почти святой образ. Сюжет «Стихов о Прекрасной Даме» - это сюжет страстного ожидания и волнующей встречи с возлюбленной, синтез вечной женственности, красоты, связь земного и Божественного. Поэт не только был талантливым символистом, но и сам являлся символом. Это была «его эпоха», с буйными страстями, переменчивая, неуловимая. Стихи этого цикла – своеобразный лирический дневник интимных любовных переживаний. Любовь рисуется как обряд служения чему-то высшему. Смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения и предзнаменования переполняют стихи. Идеальный мир противопоставлен событиям реальной действительности, которую поэт воссоздает в отвлеченных или предельно обобщенных символистских образах.


Учащийся:

Сумерки, сумерки вешние,

Хладные волны у ног,

В сердце – надежды нездешние,

Волны бегут на песок.

Отзвуки, песня далекая,

Но различить - не могу.

Плачет душа одинокая

Там, на другом берегу.

Тайна ль моя совершается,

Ты ли зовешь вдалеке?

Лодка ныряет, качается,

Что-то бежит по реке.

В сердце – надежды нездешние,

Кто-то навстречу – бегу…

Отблески, сумерки вешние,

Клики на том берегу.

Учитель:

В «Прекрасной Даме» Блок видит вполне реальную земную женщину, которую наделяет теми чертами, которые считает признаками века: это необычайная пластика образа, чистота линий и обязательное присутствие красоты. Поэт как бы ходит около любви, передавая ее волшебство и чарующую прелесть.

Учащийся:

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцанье красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный.

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая – Ты.


Учитель:

Зададимся простым вопросом:

Почему Блок не создал в «Стихах о Прекрасной Даме» героя, дождавшегося, добившегося счастья? Его лирический герой убежден, что великое счастье может быть где-то вдали. А может вообще не на земле. И если внимательно всмотреться в то состояние, которое переживает герой, поклонник Прекрасной Дамы, трудно увидеть в нем радость обретения счастья.

Учащийся:

Предчувствую Тебя.

Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне,

и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик ТЫ,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

О, как поду – и горестно, и низко.

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт!

И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.


Учитель:

Большинство стихотворений Блока написаны от первого лица. Это подкупает, начинаешь безгранично верить человеку, так беззаветно любящему и желающему помочь, если это возможно. Поэт не отделяет себя от окружающего мира, он активный участник событий, ничего не упускающий, все видящий и переживающий. Его взор, открытый и светлый, обращен в будущее! Его стихи внесли огромный вклад в жизнь мировой литературы.

IV. Итог урока.

Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством великого русского поэта А.А.Блока. Составили хронологическую таблицу его жизни и творчества. Прочитали и проанализировали его произведения из первого сборника стихов «Стихи о Прекрасной Даме».


V. Домашнее задание.

Перечитать сборник «Стихи о Прекрасной Даме». Выучить наизусть одно из стихотворений (на выбор).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Александр Александрович Блок. Романтический мир раннего Блока.

Автор: Латыпова Эльбина Владимировна

Дата: 07.12.2014

Номер свидетельства: 140389


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства