kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Акмеизм. Н.С.Гумилёв. Жизненный и творческий путь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель

  • познакомить  учащихся со сложной судьбой Н.Гумилёва,  самого «непрочитанного» поэта серебряного века;
  • развивать речь учащихся,   навыки анализа лирического произведения;
  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя; формировать интерес к творчеству Н.С.Гумилёва.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Акмеизм. Н.С.Гумилёв. Жизненный и творческий путь.»

11 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 29.

Тема. Акмеизм. Н.С.Гумилёв. Жизненный и творческий путь.

Цель:

  • познакомить учащихся со сложной судьбой Н.Гумилёва, самого «непрочитанного» поэта серебряного века;

  • развивать речь учащихся, навыки анализа лирического произведения;

  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя; формировать интерес к творчеству Н.С.Гумилёва.


Оборудование: мультимедийная презентация.


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.


II. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, цели, плана урока.


2 Слово учителя (вместе с демонстрацией материалов презентации).

В жизни и смерти Николая Степановича Гумилева (1886 - 1921), в его стихах, взглядах, поступках, в его общественно-литературной деятельности и гражданском поведении нет ничего случайного.

И быть не могло. Он сам строил свою судьбу, как строят дом, сам ее складывал, как складывают книгу.

Он, говоря иными словами, сам сделал себя таким, каким остался и в легендах, и в истории отечественной литературы.

Роду Гумилев был отнюдь не знатного, хотя и дворянского, - но попробуйте-ка припомнить в русской поэзии ХХ века большего аристократа, большего "рыцаря" и "паладина", чем этот сын скромного корабельного врача из Кронштадта.

Смолоду, как рассказывают мемуаристы и как признавался сам Гумилев, он был очень некрасив, неуклюж, болезненно застенчив и скован - в это трудно поверить, настолько значительным, светящимся красотою и благородством стало лицо, глядящее на нас с его поздних фотографий, настолько единодушно изумление, с каким современники и в особенности современницы вспоминают и безупречную, "гвардейскую" выправку поэта, и его подчеркнутое "джентльменство" - весьма выразительное, иногда даже чуть-чуть смешное на фоне "пещерного" быта и "упрощенных" нравов времен военного коммунизма, террора, разрухи и голода.

В гимназиях - в том числе и в знаменитой Николаевской Царскосельской, директором которой был поэт Иннокентий Федорович Анненский, - Гумилев учился, говорят, плоховато, не закончил он курса ни Сорбонны, ни Петербургского университета - и в это тоже трудно поверить, настолько не похож на недоучку автор классических "Писем о русской поэзии", блистательный переводчик, историк и теоретик искусства, знаток не только европейской, но и африканской, но и восточной культур.

Для него словно бы не существовало несбыточное. Ему - так, во всяком случае, кажется - в принципе была неведома не преступаемая обычно простыми смертными грань между мечтой и ее претворением в жизнь, намереньем и поступком, сладкой романической грезой и явью.

Он увлекся поэзией - и еще гимназистом выпустил первый свой стихотворный сборник. Решил повидать мир - и не только прожил юношей два года в Париже, что было по тем временам делом сравнительно заурядным, но еще тайком, в пароходном трюме, совершил свое первое путешествие в куда более загадочную и куда более опасную, чем ныне, Африку. Полюбил - и, что было совсем не просто, добился руки Анны Андреевны Горенко, прославившейся вскоре под именем Анны Ахматовой. Включился в активную литературную деятельность - и на руинах символизма создал новое поэтическое направление, освятил его манифестами, назвал его акмеизмом, учредил Цех Поэтов, став его признанным руководителем - "синдиком". Откликнулся на начало первой мировой войны - и отнюдь не только стихами: Гумилев, едва ли не единственный из русских писателей, тут же, 24 августа 1914 года, записался добровольцем в Действующую армию. Как воевал? Так, что "святой Георгий тронул дважды Пулею нетронутую грудь", и эти два солдатских Георгия были даны «за личную храбрость».

То же, что с собственной жизнью, он проделал и с поэзией. Мечтательный, грустный лирик выбирал сложные формы, "грозовые" слова, брался за трудные эпические темы. Показательно стихотворение "Память":

Только змеи сбрасывают кожи,

Чтоб душа старела и росла.

Мы, увы, со змеями не схожи,

Мы меняем души, не тела...

После окончания гимназии Гумилев отправился путешествовать. Он посетил Францию, Италию, был на Балканах и в Африке. "Он не путешествовал как турист, - рассказывает Г.Иванов. - Он проникал в неисследованные области, изучал фольклор, мирил враждовавших между собой туземных царьков. Случалось - давал и сражение... Последняя его экспедиция (третий год перед войной) была уже широко обставлена на средства Академии наук... За день до отъезда Гумилев заболел... Позвали доктора, тот сказал, что, вероятно, тиф... Утром на другой день я навестил его. Жар был сильным, сознание не вполне ясным... На другой день я вновь пришел его навестить. Меня встретила заплаканная Ахматова: "Коля уехал". За два часа до отхода поезда Гумилев потребовал воды для бритья и платье. Его пытались успокоить, но не удалось".

"Наступило 27 февраля 1917 года. Гумилев вернулся в Петербург... Когда навещавшие его заговаривали о событиях, он устало отмахивался: "Я не читаю газет".

Летом Гумилев уехал в командировку в Салоники. Об Октябрьской революции он узнал, находясь в Лондоне. В отличие от многих людей своего круга, стремящихся в то время за границу, Гумилев решил вернуться в Россию. Его пытались отговорить, влиятельные английские друзья устроили ему почетное обеспеченное назначение в Африку, но Гумилев был неумолим: "Очарован соблазнами жизни, не хочу я растаять во мгле". Эти строки из "Завещания" Гумилева помогут понять мотивы, побудившие поэта возвратиться в мятежный Петроград. Человек риска, Гумилев был склонен к авантюризму, и эта склонность в конечном счете сделала его заговорщиком. Существует мнение, что Гумилев был расстрелян не за участие в заговоре, а за то, что, зная о нем, не сообщил в соответствующие органы.

Показательно заключительное четверостишие стихотворения "Старый конквистадор":

Как всегда был дерзок и спокоен

И не знал ни ужаса, ни злости,

Смерть пришла, и предложил ей воин

поиграть в изломанные кости.

За два дня до расстрела Гумилев писал жене: "Не беспокойся. Я здоров, пишу стихи и играю в шахматы. Пришли сахару и табаку". Рассказывают, что на один из допросов он пришел с томиком Гомера. Вел себя с неизменным достоинством, не скрывая монархических взглядов. А когда возмущенный следователь швырнул томик Гомера в угол помещения, он бесстрастно заметил: "Хам, швыряющийся Гомером, обречен".

"Не знаю, доброй или злой была фея, положившая в колыбель Гумилева свой подарок - самолюбие. Необычайное, жгучее, страстное. Этот дар помог Гумилеву стать тем, чем он был, этот дар привел его к гибели..." (Сергей Чупринин).





3.Характеристика поэтического мастерства Н.Гумилева.

  1. Романтический дух характерен для большинства произведений поэта, герои его презирают мир денег, мещанское благополучие, духовную бездеятельность, не принимают буржуазную мораль.

Его герои контрастируют современникам, они одухотворены идеями дерзкими, рискованными, но в основе своей – благородными, охваченными неистовой страстью к переменам, открытиям, борьбе, торжествующими победу над внешним миром, даже если эта победа достигалась ценой их жизни.

Отрывок из стихотворения «Капитаны»

На полярных морях и на южных,

По изгибам зеленых зыбей,

Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.



Быстрокрылых ведут капитаны,

Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто изведал мальстремы и мель,



Чья не пылью затерянных хартий,

Солью моря пропитана грудь,

Кто иглой на разорванной карте

Отмечает свой дерзостный путь.



И, взойдя на трепещущий мостик,

Вспоминает покинутый порт,

Отряхая ударами трости

Клочья пены с высоких ботфорт.



Или, бунт на борту обнаружив,

Из-за пояса рвет пистолет,

Так, что сыпется золото с кружев,

С розоватых брабантских манжет.



Пусть безумствует море и хлещет,

Гребни волн поднялись в небеса, -

Ни один пред грозой не трепещет,

Ни один не свернет паруса.



Разве трусам даны эти руки,

Этот острый, уверенный взгляд,

Что умеет на вражьи фелуки

Неожиданно бросить фрегат.



Меткой пулей, острогой железной

Настигать исполинских китов

И приметить в ночи многозвездной

Охранительный свет маяков?

  1. Отточенность, филигранность формы, изысканность рифм, гармония и благозвучность звуковых повторов, возвышенность и благородство поэтической интонации.

  2. Работа над формой иллюстрируется анализом стихотворения «Шестое чувство»

Прекрасно в нас влюбленное вино

И добрый хлеб, что в печь для нас садится,

И женщина, которою дано,

Сперва измучившись, нам насладиться.


Но что нам делать с розовой зарей

Над холодеющими небесами,

Где тишина и неземной покой,

Что делать нам с бессмертными стихами?


Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать -

Мгновение бежит неудержимо,

И мы ломаем руки, но опять

Осуждены идти все мимо, мимо.


Как мальчик, игры позабыв свои,

Следит порой за девичьим купаньем,

И, ничего не зная о любви,

Все ж мучится таинственным желаньем,


Как некогда в разросшихся хвощах

Ревела от сознания бессилья

Тварь скользкая, почуя на плечах

Еще не появившиеся крылья,


Так, век за веком - скоро ли, Господь? -

Под скальпелем природы и искусства,

Кричит наш дух, изнемогает плоть,

Рождая орган для шестого чувства.

  1. Для многих стихотворений Гумилева характерны книжность и отражение мировой культуры.

  2. Пристрастие к экзотике, интерес к африканскому и азиатскому континентам, к мифологии и фольклору племен, населяющих их, к яркой и буйной растительности экваториального леса, необычным животным («Заблудившийся трамвай» - мир «умышленный» переходит в мир вполне реальный и живет рядом с ним).

  1. Шел я по улице незнакомой

  2. И вдруг услышал вороний грай,

  3. И звоны лютни, и дальние громы,

  4. Передо мною летел трамвай.

  5. Как я вскочил на его подножку,

  6. Было загадкою для меня,

  7. В воздухе огненную дорожку

  8. Он оставлял и при свете дня.

  9. Мчался он бурей темной, крылатой,

  10. Он заблудился в бездне времен…

  11. Остановите, вагоновожатый,

  12. Остановите сейчас вагон.

  13. Поздно. Уж мы обогнули стену,

  14. Мы проскочили сквозь рощу пальм,

  15. Через Неву, через Нил и Сену

  16. Мы прогремели по трем мостам.

  17. И, промелькнув у оконной рамы,

  18. Бросил нам вслед пытливый взгляд

  19. Нищий старик, — конечно тот самый,

  20. Что умер в Бейруте год назад.

  21. Где я? Так томно и так тревожно

  22. Сердце мое стучит в ответ:

  23. Видишь вокзал, на котором можно

  24. В Индию Духа купить билет?

  25. Вывеска… кровью налитые буквы

  26. Гласят — зеленная, — знаю, тут

  27. Вместо капусты и вместо брюквы

  28. Мертвые головы продают.

  29. В красной рубашке, с лицом, как вымя,

  30. Голову срезал палач и мне,

  31. Она лежала вместе с другими

  32. Здесь, в ящике скользком, на самом дне.

  33. А в переулке забор дощатый,

  34. Дом в три окна и серый газон…

  35. Остановите, вагоновожатый,

  36. Остановите сейчас вагон!

  37. Машенька, ты здесь жила и пела,

  38. Мне, жениху, ковер ткала,

  39. Где же теперь твой голос и тело,

  40. Может ли быть, что ты умерла!

  41. Как ты стонала в своей светлице,

  42. Я же с напудренною косой

  43. Шел представляться Императрице

  44. И не увиделся вновь с тобой.

  45. Понял теперь я: наша свобода

  46. Только оттуда бьющий свет,

  47. Люди и тени стоят у входа

  48. В зоологический сад планет.

  49. И сразу ветер знакомый и сладкий,

  50. И за мостом летит на меня

  51. Всадника длань в железной перчатке

  52. И два копыта его коня.

  53. Верной твердынею православья

  54. Врезан Исакий в вышине,

  55. Там отслужу молебен о здравьи

  56. Машеньки и панихиду по мне.

  57. И всё ж навеки сердце угрюмо,

  58. И трудно дышать, и больно жить…

  59. Машенька, я никогда не думал,

  60. Что можно так любить и грустить.

  1. «Заблудившийся трамвай» - программное стихотворение Гумилева. Оно вызывает множество различных толкований и споров по сей день. Гумилеву на протяжении всего творчества была необыкновенная близка тема блуждания, и трамвай, который символизирует собой человечество, мир, заблудился «в бездне времен». Значимо, что ведущий образ – именно трамвай. Нам при анализе следует помнить, что начало двадцатого века – это эпоха быстрыми скачками развивающегося прогресса, железные дороги только начали появляться, и в этом контексте трамвай выступает синонимом поезда – металлической стрелы, устремленной в будущее, которое пугало многих современников. Вагоновожатый выступает в роли Бога, во власти которого привести мир туда, куда он посчитает нужным.

  2. Лирический герой осознает свой народ как много пострадавший, и становится в один ряд с каждой жертвой в родной стране – об этом говорят строки, в которых палач «с лицом, как вымя» срезает голову герою и бросает ее в ящик вместе с другими. Но тут же возникает образ дома: «дом в три окна и серый газон» - не все смогли уничтожить пришедшие перемены, и именно в этот момент лирический герой возвращается в отеческое лоно Петербурга, культурной столицы России и столицы русской государственности. Появляются знаковые детали Петербурга: «Медный всадник» с «железной печаткой», Исаакиевский собор, «врезанный в вышине». Трамвай (вернее, человечество), вновь обретает культурные, религиозные, исторические ориентиры. Исторические – это тот самый образ Петра I, летящего над Петербургом на своем коне, а религиозные – Исакий. Символ культуры загадочен и двояк, его воплощает в себе возлюбленная лирического героя – Машенька. Это та самая героиня пушкинской «Капитанской дочки», а лирический герой отождествлен с Гриневым. Гринев, который «с напудренною косой» идет представляться императрице, являет собой образец верности: монархии (он не поддался на уговоры Пугачева), возлюбленной Машеньке, Родине, себе самому. Помимо этого, в стихотворении возникает образ «Индии духа». Гумилев, как завзятый путешественник, любитель экзотики, обращается к этой необычайной стране, чтобы отослать сознание читателя к идее духовного самосовершенствования, столь много значащего в жизни индийского народа.

  3. III. Подведение итогов урока.

  4. IV. Домашнее задание.

  5. Читать стихотворения Н.Гумилёва «Слово», «Жираф», «Кенгуру» и др.

10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Акмеизм. Н.С.Гумилёв. Жизненный и творческий путь.

Автор: Бурлуцкая Елена Александровна

Дата: 05.04.2017

Номер свидетельства: 406911


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства