kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Аккорд его срывался и звенел, Чтоб нас заставить мучиться и думать» ( к 80-летию со дня рождения В.С. Высоцкого)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

          - познакомить обучающихся с творчеством поэта-барда 70-х годов В.С. Высоцким;

          - обратить внимание обучающихся на разнообразие тематики стихотворений Высоцкого, на оригинальность исполнения песен, на трагическую ноту в стихах и песнях поэта;

          - раскрыть незаурядную натуру поэта, стилевое богатство и своеобразие его творчества.

Просмотр содержимого документа
««Аккорд его срывался и звенел, Чтоб нас заставить мучиться и думать» ( к 80-летию со дня рождения В.С. Высоцкого)»

ГАПОУ СО «Кировградский техникум ПТС»















«Аккорд его срывался и звенел,

Чтоб нас заставить мучиться и думать»

( к 80-летию со дня рождения В.С. Высоцкого)



















Разработала: преподаватель русского языка и

литературы первой квалификационной категории

Крашенинникова Л.А.





2019 г.

Цели урока:

- познакомить обучающихся с творчеством поэта-барда 70-х годов В.С. Высоцким;

- обратить внимание обучающихся на разнообразие тематики стихотворений Высоцкого, на оригинальность исполнения песен, на трагическую ноту в стихах и песнях поэта;

- раскрыть незаурядную натуру поэта, стилевое богатство и своеобразие его творчества.

Задачи урока:

- формировать умения грамотно излагать свои мысли; творчески подходить к выполнению домашнего задания;

- учиться работать самостоятельно; развивать речь.

Оборудование:

- компьютер; мультимедийное сопровождение;

- книжная выставка: «Мелодии мои попроще гамм… Я к микрофону встал, как к образам…».

Эпиграф: …Он начал писать для узкого круга

друзей, а пришел к самой широкой

аудитории…

Б.Окуджава









Ход урока

1 ведущий: Я приглашаю вас на литературно-музыкальный урок, посвященный творчеству Владимира Семеновича Высоцкого.

Сегодня мы будем говорить о В. Высоцком, слушать его стихи, песни. К сожалению, он прожил короткую жизнь, но в нашей памяти он останется 42-летним, с сильным, мощным и хриплым голосом, с необыкновенным даром – владеть залом, обвораживать и околдовывать зрителя.

2 ведущий:

Может, кто и ныне снова хрипоте его не рад.

Может, кто намеревается подлить в стихи елея…

А ведь песни не горят, они в воздухе парят.

Чем им делают больнее, тем они сильнее.

Б. Окуджава.

1 ведущий: «Авторская песня – тут уже без обмана, тут будет стоять перед вами весь вечер один человек с гитарой, глаза в глаза… И расчет в авторской песне только на одно – на то, что вас беспокоят так же, как и меня, судьбы человеческие, одни и те же мысли…». Эти слова принадлежат В. Высоцкому, о многогранном творчестве которого мы будем сейчас говорить.

2 ведущий: Обратимся к биографии поэта.

(Сообщение обучающегося):

Родился 25 января 1938 года в семье московских интеллигентов Нины Максимовны и Семена Владимировича Высоцких. Окончил среднюю школу, поступил в Московский инженерно-строительный институт. Учась в школе, он посещал драмкружок, научился играть на гитаре, петь песни. Все это заставило его уйти из института и поступить в Школу-студию при МХАТ им. М. Горького на актерский факультет, в 1960 году окончил и был зачислен в труппу Театра им. Пушкина, с 1966 года работал в труппе Театра драмы и комедии на Таганке до последних дней своей жизни. Был трижды женат. Во втором браке родились два сына – Аркадий и Никита.

1 ведущий: Высоцкий как поэт был исключительно требователен к своим стихам. В его лучших песнях и балладах заключена громадная энергия. Большинство своих стихов он написал от первого лица, пропуская чужие проблемы через свое сердце. Не случайно и летчики, и геологи, и альпинисты, и ветераны считали его собратом.

2 ведущий: Высоцкий был правдив в своем творчестве. И первая его особенность – кратчайшее расстояние между реальностью, правдой факта- и поэзией. Многие его тексты вплотную притерты к житейским обстоятельствам. Иногда казалось, что он творит, не задумываясь, просто рассказывает о том, что кругом делается.

(Звучит «Песня о друге»)

1 ведущий: У Высоцкого был свой поиск, он тщательно искал слово, у которого особый блеск. Плотью этого слова был живой звук, интонация.

Не всегда песенный звук, не всегда устный, то есть разговорный, живущий в разговоре, в общении человека с миром. Слово Высоцкого открыто, распахнуто к людям, не зашифровано.

2 ведущий:

(Сообщение обучающегося о творчестве В. Высоцкого)

В годы работы в труппе Театра им. Пушкина он работает над песнями, стихами, балладами. К тому времени у него был написан ряд стихотворений. Истоки своего творчества он относил к традициям городского романса – дворовым песням и песням городских окраин. У Высоцкого есть и стихи, в которых вы почувствуете острую сатиру на современность, услышите откровенный разговор с миллионами слушателей. Это «Москва – Одесса», «Лекция о международном положении», «Диалог у телевизора» и многие другие.

На одном из выступлений Владимира Семеновича в Ленинграде, в клубе «Восток», в 1967 году его спросили:

- Когда слагается песня, что идет впереди музыка, слова, мелодия? Он ответил:

- Не музыка, и не слова, и не мелодия. Я просто ритм подбираю сначала на гитаре. И когда ритм точный есть – потом уж слова как-то – это трудно сказать, как они получаются.

Послушаем одну из спортивных его песен «Гимнастика».

1 ведущий: Высоцкий писал большинство своих стихов именно для того, чтобы их спеть, спеть самому – о нас и для нас – он, прежде всего поэт. Раньше других сказал правду о себе, о нашем времени.

2 ведущий: Тематика песен Высоцкого очень разнообразна. Они глубоки, жизненны. Мы остановимся на песнях, посвященных войне

(Сообщение обучающегося):

В. Высоцкого часто спрашивали: «Ну почему ты так много пишешь о войне? Ведь ты же не мог воевать?» Он отвечал: «Да , это правда. Но моей семьи война коснулась…»

(Звучит песня «Он не вернулся из боя»)

Хотя песни о войне трагичны, в них нет безвыходности, они полны оптимизма. Не вернувшийся из боя солдат продолжает жить в душе своего товарища. Высоцкий был не только автором и исполнителем песен, он был замечательным актером.

1 ведущий: Ему выпала еще одна удача – судьба: быть актером Таганки, лучшим его сыном. Здесь на протяжении 16 лет формировалось его сценическое мастерство. В шестидесятые годы Театр на Таганке имел большую популярность. Он играл во многих спектаклях, но самой любимой была роль Гамлета.

- Мне очень повезло, мне удалось сыграть Гамлета в том возрасте, в котором он действует…. Самая основная роль мирового репертуара сыграна, - говорил он на встречах со зрителями.

Несмотря на большую творческую работу в театре, Высоцкий снялся более чем в 25-ти фильмах. Это радист Володя из фильма «Вертикаль», геолог Максим (фильм «Короткие встречи»), матрос Петр («Увольнение на берег»)…

2 ведущий: Большой успех ему принесла роль Глеба Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя». Съемки проходили в Одессе. Высоцкий был занят в каждом эпизоде фильма. Авторы сценария Аркадий и Григорий Вайнеры.

Сейчас мы посмотрим несколько кадров с участием Владимира Высоцкого в роли Глеба Жеглова. (Просмотр фрагментов фильма).

1 ведущий: Самый большой памятник в России Высоцкому открыт в Татарстане, в городе Набережные Челны. В 1974 году Высоцкий, проехав сюда вместе с театром на Таганке, организовал сольный концерт на строящемся литейном заводе, челнинцы устроили ему теплую встречу. Памятник установлен недалеко от здания гостиницы.

2 ведущий: Это говорит о его всенародном признании. Высоцкий был человеком чистым и искренним. Был почитателем именно доброго юмора. Он был чрезвычайно демократичен, обладал способностью видеть вещи такими, какие они на самом деле. «Без свободы я умираю», - сказал Владимир Семенович. Свобода – причина его поэзии, хриплого стона, от которого взрывали динамики, в то время, когда полагалось молчать…. Говорят, предчувствуя скорую смерть, он сказал матери: «Мама, я сегодня умру…» Актера не стало рано утром 25 июля 1980 года.

(Звучит песня в исполнении В. Высоцкого).

1 ведущий: А в заключение нашего урока вам предлагается выполнить творческое задание. Написать письмо В. Высоцкому. В этой работе расскажите о вашем восприятии В.С. Высоцкого, об отношении к его творчеству.

Заслуживают внимание следующие письма:

Бабушкин Павел пишет: «Уважаемый Владимир Семенович, я благодарю Вас за то, что Вы написали песни «Гимнастика», «Песня о друге». Мой дедушка уважал и любил Ваши песни, Он, буквально, жил этими песнями. Моей маме очень нравится Ваша роль в фильме «Место встречи изменить нельзя», Вы там сыграли просто замечательно».

Белохвостов Дмитрий восхищается песнями В. Высоцкого на военную тему: «Слушая песни – «Братские могилы», «Он не вернулся из боя», трудно поверить, что Вы не воевали. Такие песни не должны быть утеряны и забыты, их должны петь ребята нашего поколения».

Список литературы
  1. Влади М. Владимир или Прерванный полет. – М., «Советский писатель, 1990.

  2. Высоцкий В.С. Я не люблю…: Песни, стихотворения. – М., Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

  3. Михалев И.П. Авторская песня. Русский язык за рубежом. – 1989.

  4. Публикации из газет: «Комсомольская правда» от 23 января 2003г.; «Российская газета» от 24 января 2003г.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Крашенинникова Людмила Анатольевна

Дата: 14.04.2019

Номер свидетельства: 506985

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства