kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Познакомить учащихся с «музами» поэтического вдохновения М.Ю.Лермонтова;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним.»

Конспект урока по литературе в 9 классе на тему:

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.



Тема урока: Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.

Тип урока: семинар

Цели урока:

Образовательная: Познакомить учащихся с «музами» поэтического вдохновения М.Ю.Лермонтова;

Развивающая: Продолжить формирование коммуникативно-речевой компетенции, формировать аналитические умения и навыки выразительного чтения

Воспитательная: Воспитать у учащихся такие качества, как любовь, нежность, отзывчивость;

Оборудование: учебник, презентация, иллюстрации.

Предварительное домашнее задание: выучить стихотворения, подготовить сообщения, сценку.

Методы и приемы: наглядно-иллюстративный материал, выразительное чтение, чтение наизусть, слово учителя, аналитическая беседа, практикум (анализ стихотворного текста), культурологическая справка, словарная работа.





Эпиграф: «Любить…но кого же?...на время - не стоит труда,

А вечно любить невозможно».

М.Ю.Лермонтов.







Ход урока:


I.Организационный момент

Приветствие учеников, проверка посещаемости, проверка готовности классной комнаты и учащихся к уроку.

II. Введение в тему урока.

1.Послушайте романс, постарайтесь определить, о чём мы сегодня будем говорить.

-звучит романс «Мне грустно, потому что я тебя люблю…».

2.О чём мы с вами будем говорить? (Речь на уроке пойдет о любви)

3.Да, действительно, сегодня на уроке мы будем говорить о возвышенном чувстве, свойственном человеку, о любви. А как вы понимаете слово «любовь»? Давайте заглянем в словарь С.И.Ожегова.



Словарная работа:

Ученик читает значение слова: «Любовь» -1)Чувство самоотверженной, сердечной привязанности. Материнская любовь. Горячая любовь. Взаимная любовь.2)Склонность, пристрастие к чему-либо. Любовь к музыке. Любовь к искусству. (Слайд 1)



4. Как вы думаете, о каком значении слова «любовь» мы будем говорить сегодня на нашем уроке? (О первом значении)

Да, мы будем говорить сегодня о любви как о чувстве самоотверженной, сердечной привязанности. Любовь бывает разная: бывает любовь к Родине, материнская любовь, сыновняя, бывает любовь к женщине, бывает горячая любовь, взаимная, а бывает и любовь неразделенная. Всякая любовь – великое счастье, даже если она и неразделенная. Уметь любить – это талант, талант сродни музыкальному. Любовь – это не только радость, но и борьба, и высокая мука, и безнадежность. Об этом говорит М. Ю. Лермонтов в своем стихотворении « 1831 –го года июня 11 дня».



5.Выразительное чтение.

Учащийся читает отрывок из стихотворения:



Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала. Я любил
Все обольщенья света, но не свет,
В котором я минутами лишь жил;
И те мгновенья были мук полны,
И населял таинственные сны
Я этими мгновеньями. Но сон
Как мир не мог быть ими омрачен. 
                
Как часто силой мысли в краткий час
Я жил века и жизнию иной,
И о земле позабывал. Не раз
Встревоженный печальною мечтой
Я плакал; но все образы мои,
Предметы мнимой злобы иль любви,
Не походили на существ земных.
О нет! все было ад иль небо в них.
                          
Холодной буквой трудно объяснить
Боренье дум. Нет звуков у людей 
Довольно сильных, чтоб изобразить
Желание блаженства. Пыл страстей
Возвышенных я чувствую, но слов
Не нахожу и в этот миг готов
Пожертвовать собой, чтоб как-нибудь
Хоть тень их перелить в другую грудь.



Учитель. Культурологическая справка:

Стихотворение было написано в 1831 году. Обращено к Н. Ф. Ивановой, одной из знакомых поэта, которая была предметов его увлечений в юности. Пожалуй, именно Наталье Федоровне Лермонтов посвятил наибольшее количество своих стихотворений, мотивом которых являлись: в начале знакомства – восторг и восхищения, и в конце – обманутые надежды и напрасная жажда любви.



III. Новая тема. Слово учителя.

1.Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь – это созидающее чувство”, прекрасное мгновенье”, “божественный дар”, побуждающий творчество, то у Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви.

Любить… но кого же? На время не стоит труда,

А вечно любить невозможно…, -

размышляет лирический герой М.Ю. Лермонтова. (Слайд 2)

Любовная лирика Лермонтова позволяет говорить о внутреннем движении, развитии поэтического “я”, но везде ощущается сосредоточенность на чувстве собственной боли, которое испытывал поэт, и безмерное одиночество. У него, больше чем у других русских лириков, любовная лирика пронизана мотивами страдания – неудачи, неисполнимости связанных с этим чувством надежд.

Всякий плакал, кто любил
Любил ли он морские волны
Иль сердце женщине дарил… (поэма “Моряк”)



Неразделенная любовь, начиная с ранних стихов

Три раза я любил.
Любил три раза безнадежно…



И на протяжении всего творчества, выступает как лейтмотив, наряду с темой страдания от измены любимого человека или от обманчивости всей жизни (Ивановский цикл, Сушковский цикл).

В глубокой тайне держит десятилетний Лермонтов свои страсти от самых близких. Осознание собственного одиночества стало причиной того, что чем моложе был Лермонтов, тем больше была в нем надежда встретить родственную душу.





2.А сейчас мы познакомимся с вами с       «музами» М.Ю.Лермонтова и со стихами, которые он им посвятил.

Слово учителя.

Лето и начало осени 1830 года Лермонтов провёл в имении Столыпиных Середникове в тесном общении с московской кузиной Сашей Верещагиной и её близкой приятельницей Катей Сушковой.

 

Сообщение обучающегося:

1832 год – 14 лет, первая влюбленность. В 1828 году М.Ю. Лермонтов поступает в Московский университетский пансион. Уже тогда он писал стихи. Среди них и стихи, обращенные к сестре его соученика Михаила Сабурова – Софье.

Софья Ивановна Сабурова (1816-1864) считалась в московском высшем свете одной из первых красавиц. Почти три года длилось это увлечение.

Как? Вы поэта огорчили, 
И не наказаны потом?
Три года ровно вы шутили
Его любовью и умом?
Нет, вы не поняли поэта, 
Его души печальный сон;
Вы небом созданы для света, 
Но не для вас был создан он!

В 1832 году Софья вышла замуж и переехала с мужем в Орел. (слайд 3)



Слово учителя.  

Но именно в это время Екатерина Сушкова «предсказывает» Е. А. Арсеньевой «великого человека в косолапом и умном мальчике». Сушкова рассказывала, что первое стихотворение, адресованное ей, она получила от Лермонтова при отъезде из Середникова в Москву, 12 августа 1830 года.                                                                                                         

 Это было стихотворение «Черноокой». Лермонтов шутливо называл Сушкову miss Black eyes . Сила любви героя передана через противопоставление «рай – ад». Все стихотворение построено на одной и той же рифме: «очи – ночи».

Много звезд у летной ночи;

Отчего же только две у вас?

Очи юга! черны очи!

Нашей встречи был недобрый час,

Кто ни спросит, звезды ночи

Лишь о райском счастье говорят;

В ваших звездах, черны очи,

Я нашел для сердца рай и ад.

Очи юга, черны очи,

В вас любви прочел я приговор,

Звезды дня и звезды ночи

Для меня вы стали с этих пор! (слайд 4)



Выступление ученика:

Е.Сушкова вспоминала: «У Сашеньки встречала я в это время ее двоюродного брата, неуклюжего, косолапого мальчика лет шестнадцати или семнадцати, с красными, но умными, выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно – насмешливой улыбкой. Сушкова помнила, как Мишель «радовался» и «торжествовал», когда получил приз на пансионском экзамене. Итак, юный Миша Лермонтов еще пятнадцатилетним мальчиком не на шутку увлекся «петербургской модницей», как шутя аттестовала Сушкову Верещагина. Разница в возрасте составляла два с небольшим года; разница в общественном положении, предопределенная ею, была гораздо больше. «Мне восемнадцать лет, - говорит Сушкова Лермонтову. – Я уже две зимы выезжаю в свет, а Вы еще стоите на пороге этого света и не так-то скоро его перешагнете». Лермонтов для Сушковой - маленький «кузен» Верещагиной, добровольный паж, который носит ее шляпку и зонтик и теряет ее перчатки. К ее удивлению, Сашенька однажды говорит ей: «Как Лермонтов влюблен в тебя!»



Сценка. Учащиеся разыгрывают сценку.

Сашенька: Как Лермонтов влюблен в тебя!

Сушкова: Лермонтов! Да я и не знаю его и, что всего лучше, в первый раз слышу его фамилию.

Сашенька: Перестань притворяться, перестань скрытничать. Ты не знаешь Лермонтова? Ты не догадалась, что он любит тебя?

Сушкова: Право, Сашенька, ничего не знаю и в глаза никогда не видала его, ни во сне, ни наяву.

Сашенька: Мишель, поди сюда, покажись. Катрин утверждает, что она тебя еще не рассмотрела. Иди же скорее к нам.

Сушкова: Вас я знаю, Мишель, и знаю довольно, чтоб долго помнить Вас. Но мне ни разу не случалось слышать Вашу фамилию. Вот моя единственная вина. Я считала Вас, по бабушке, Арсеньевым.



Выступление ученика:

В своих "Записках" Е.А. Сушкова, в частности рассказала историю создания стихотворения "Нищий".

В августе 1830 г. большая компания молодежи отправилась в пешую прогулку. Из Середниково в Троице-Сергиеву лавру: "На паперти встретили мы слепого нищего. Он дряхлою дрожащею рукою поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услышав звон монет, бедняк крестился, стал нас благодарить, приговаривая: "Пошли вам Бог счастья, добрые господа, а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, насмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков. Бог с ними!"

Помолясь святым угодникам, мы поспешно возвратились домой, чтоб пообедать и отдохнуть. Все мы суетились около стола в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах; он стоял на камнях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги. Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из-под его карандаша стихи ".


Выразительное чтение наизусть стихотворения «Нищий».

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!





Слово учителя.

Когда Лермонтов и Сушкова расстались, сердце поэта стало склоняться к другому чувству. Наталья Федоровна Иванова была дочерью писателя Федора Федоровича Иванова, который пользовался известностью в начале XIX века. Отношение Лермонтова к Ивановой иное, чем отношение к Сушковой. Он ей верит, она – поверенная. Уже после первого знакомства он обратился к Ивановой с поразительно искренним, но тревожным посланием. Но срок любви и открытой взаимности был слишком коротким. Возлюбленная Лермонтова изменила ему, изменила раньше, когда еще он и не подозревал об этой измене. Предполагается, что Наталья Федоровна намеревалась выйти замуж за некого военного, но брак расстроился. Узнав об измене, Лермонтов не смог уйти от своей любви: она превратилась в муку. В стихотворении «Всевышний произнес свой приговор…» Лермонтов говорит о давшихся дорогой ценой решениях. Лермонтов прощается с Ивановой, как прощаются со своей обознавшейся надеждой. На разлуку поэт пишет стихи, в которых откровенность и прямота. (слайд 5,6)



 Выразительное чтение стихотворения учащимся «Я не унижусь пред тобой…»



Слово учителя.

1831 год. Угарная любовь к Наталье Федоровне Ивановой уходила, унималась, как унимается отбушевавшее пламя. Поиск сердца поэта завершается счастливым открытием. Новый образ, образ Вареньки Лопухиной овладевает Лермонтовым на всю жизнь.

Впервые они узнали друг друга еще в детские годы. Осенью 1827 года Лермонтов с бабушкой приехали в Москву из родового имения Тарханы. Дом на Малой Молчановке, в котором они поселились, находился неподалеку от дома, в котором жили Лопухины: старик-отец, три дочери (Мария, Варвара и Елизавета) и сын Алексей. Двоюродный брат Лермонтова Аким Шан-Гирей писал: «Они были с нами как родные и очень дружны с Мишелем, который редкий день там не бывал». Алексей Лопухин стал большим другом Лермонтова, к Марии поэт относился с большим уважением. Судьбы Варвары Лопухиной и Лермонтова соединились навсегда.

В циклы лирики Лермонтова образ Варвары Александровны Лопухиной вступает с осени 1831 года. Наконец поэт обрел то, чем вполне может жить его сердце, не поступясь ни искренностью чувства, ни его глубиной. И это новое чувство уже не только любовь, но – жизнь. Поэту слышится зов судьбы, он обращается к мысли о необычности своего пути, ему видится дальний край, куда можно удалиться, где найдет себе приют мечта, которой столь чуждо окружающее. (слайд 8)



Выразительное чтение наизусть стихотворения «К Л.» учащимся:

    1
У ног других не забывал
Я взор твоих очей; 
Любя других, я лишь страдал
Любовью прежних дней; 
Так память, демон-властелин,
Все будит старину, 
И я твержу один, один:
Люблю, люблю одну!

                 2
Принадлежишь другому ты,
Забыт певец тобой; 
С тех пор влекут меня мечты
Прочь от земли родной; 
Корабль умчит меня от ней
В безвестную страну, 
И повторит волна морей:
Люблю, люблю одну!

                 3
И не узнает шумный свет,
Кто нежно так любим, 
Как я страдал и сколько лет
Я памятью томим;
И где бы я ни стал искать
Былую тишину,
Всё сердце будет мне шептать:
Люблю, люблю одну!

Слово учителя.

В ту же пору, осенью 1831 года, продолжая работать над поэмой «Демон» Лермонтов посвящает ее Лопухиной.

Во второй половине лета 1832 года Лермонтов оставил учебу в Московском университете и уехал в Петербург, где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Служба, светские развлечения на время заслонили образ любимой девушки, хотя поэт не перестает интересоваться ее судьбой, ее профиль мелькает на страницах его юнкерских тетрадей.

Между тем молчание Лермонтова заставило Вареньку задуматься: уж не обозналась ли она в нем? Вероятно, под влиянием родителей в 1835 году Лопухина отдала свою судьбу другому человеку.

Чувство нескладицы овладело поэтом, когда он узнал о предстоящем замужестве Лопухиной. Но ничего уже изменить было нельзя.

Они встретились в Москве через три с лишним года. Лопухина была уже женою другого. Варвара Александровна Бахметьева. В сердце Лермонтова бушевала ревность, она боролась с любовью.

Образ Вареньки Лопухиной жил в воображении Лермонтова всю жизнь. Он стал прототипом многих героинь его произведений. В романе «Герой нашего времени» ее образ причудливо переплетается в образах княжны Мэри и княгини Веры Лиговской.

В последний раз Лермонтов и Лопухина встретились 20 июня 1838 года в Петербурге. К этому времени уже перестало быть семейной тайной: брак Варвары Лопухиной был неудачен. Двоюродный брат Лермонтова Аким Шан-Гирей вспоминает, что Варвара Александровна была в Петербурге проездом за границу: «Боже мой, как болезненно сжалось мое сердце при виде ее! Бледная, худая, и тени не было прежней Вареньки, только глаза сохранили свой блеск и были такие же ласковые, как прежде».

Свое последнее стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю» Лермонтов посвятил Вареньке Лопухиной. (слайд 9) Оно было обращено к родственнице Лермонтова Екатерине Быховец, которая напоминала ему Вареньку. С Быховец Лермонтов встречался на Кавказе в последние дни своей жизни. Охотнее всего говорил он с ней о Вареньке. Прошлое не умерло, образ любимой жив, хотя «подруга юных дней» представляется как навсегда потерянная для лирического героя, который видит «в устах живых уста давно немые». Разлука оказалась для женщины сродни смерти: продолжающаяся жизнь проходит в печальном молчании, очи угасли от тоски, потеряли блеск. Варвара Александровна очень тяжело пережила смерть Лермонтова. Узнав о его гибели, она две недели не могла подняться с постели, отвергая врачей и лекарства. Она пережила Лермонтова на десять лет, но томилась   воспоминаниями о нем.

Звучит романс «Нет, не тебя я пылко так люблю… »

Культурологическая справка: В начале 1900-х годов это стихотворение положил на музыку композитор Алексей Шишкин, создавший популярный сентиментальный романс, широко исполняемый в течение всего XX века множеством исполнителей эстрадного жанра. 

IV. Закрепление изученного материала

Ребята, вы познакомились с «музами» М. Ю. Лермонтова, вдохновлявшими его на творчество. Как вы думаете, кому из них может дать характеристику эпиграф нашего урока? (Слова эпиграфа могут дать характеристику Екатерине Сушковой и Наталье Ивановой, любовь которых была недолгой)

- Отметьте мотивы любовной лирики Лермонтова. (Лирика Лермонтова искренна, тонко передает его душевный настрой, подчас трагична, как и судьба самого поэта)

V. Подведение итогов. Выставление оценок.

 Михаил Юрьевич Лермонтов, гениальный русский поэт, прозаик, драматург, художник и офицер, несмотря на свою короткую жизнь, оставил огромное литературное наследие. Он наполнил каждый момент своей жизни творчеством и любовью.

Любовь Лермонтова трагична, исполнена страдания и боли. Но, несмотря на это, поэт любит всем сердцем и готов любить снова и снова. В его жизни было много женщин, которых он любил и которым посвящал стихи. В них он и воспевает, и укоряет, и показывает истинное лицо возлюбленных.



К сожалению, наш урок подходит к концу. На этой, немного грустной ноте мы прощаемся. Ваше домашнее задание – Написать сочинение на тему: «Тема любви в творчестве М.Ю.Лермонтова».

Оценки получают… Все молодцы! Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним.

Автор: Вершинина Светлана Юрьевна

Дата: 04.01.2019

Номер свидетельства: 493803


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства