kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика

Нажмите, чтобы узнать подробности

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика»

Тема. А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика.


Ход урока

1.Орг.момент

2. Вступительное слово учителя.

Имя А.С.Пушкина – гениального русского поэта – известно далеко за пределами нашей Родины. С Пушкина начинается расцвет русской литературы, выдвинувшей её на одно из первых мест в мировой литературе.

Мы с детства , дома и в школе, знакомимся с Пушкиным, читаем его сказки, стихи, поэмы и прозу.

Не случайно выдающийся советский поэт А.Т.Твардовский писал о Пушкине:

«Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца».

3.Актуализация имеющихся знаний об А. С. Пушкине: — Какие факты биографии Пушкина вы считаете самыми главными? — Какие произведения Пушкина произвели на вас сильное впечатление? — Какие книги о Пушкине и его произведениях вы читали?

4.Изучение нового материала. Хронология жизни и творчества поэта.(Конспектирование лекции учителя с включением сообщений учащихся и составление хронологической таблицы жизни и творчества поэта)

1. Детство поэта (1799—1811) Домашнее воспитание. Гувернёры-французы. Общение с бабушкой Марией Алексеевной Ганнибал, няней Ариной Родионовной Яковлевой и дядькой Никитой Козловым, преподавшими Пушкину первые уроки русской речи и народной культуры .2. Лицейский период (1811—1817) Формирование юного поэта под влиянием творчества Державина, Карамзина, Жуковского, Вольтера, Руссо. Основные темы и мотивы лицейской лирики: тема патриотизма, мотив протеста против тирании и самодержавия, вольнолюбивые и сатирические мотивы, эпикурейство и анакреонтика, темы дружбы и поэтического творчества, мотивы любви и смерти «Воспоминания в Царском Селе», «Лицинию», «Городок», «Пирующие студенты», «К Пущину (4 мая)», «К Дельвигу» («Послушай, муз невинных…»), «К другу стихотворцу», «Певец», «Моя эпитафия», «Элегия» («Я видел смерть; она в молчаньи села…»), «Желание» 3. Петербургский период (1817—1820) Тяготение к активному романтизму, декабристским настроениям, либеральным ценностям, интерес к народным сказаниям «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Сказки» («Noёl»), «Руслан и Людмила» 4. Период южной ссылки (1820—1824) Вольнолюбивые мотивы. Интерес к сильным личностям. Отражение романтического мироощущения: воспевание ценностей любви и свободы и их скептическое отрицание; сомнение в достижении юношеских идеалов «Узник», «К морю», «Фонтану Бахчисарайского дворца», «Ночной зефир…», южные поэмы 5. Период ссылки в Михайловское (1824—1826) «Освобождение» лирики от картинных сравнений и метафор, усиление её глубины и гармоничности, гуманизма и общечеловеческого содержания, философского осмысления жизни. Отражение новаторских принципов «истинного романтизма», определившего историческую концепцию творчества «Вакхическая песня», «Анчар», «Сожжённое письмо», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября 1825 года», «Зимний вечер», «Няне», «Мой первый друг, мой друг бесценный…», «Зимняя дорога», «Пророк», «Борис Годунов» 6. Период после ссылки, или середина жизни (1826—1830) Верность идеалам декабристов. Выражение в лирике глубоких симпатий к окружающему миру, природе, соединённых со светлой печалью нежного любовного чувства. Наполнение личных мотивов философским содержанием, осмыслением вечных проблем бытия и темы поэтического творчества «Во глубине сибирских руд…», «Арион», «Дорожные жалобы», «Зимнее утро», «Я вас любил; любовь ещё, быть может…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы», «Мадона» 7. Период Болдинской осени (1830) Угнетённое душевное состояние и попытка его преодоления. Возникновение реалистической прозы, побуждающей серьёзно изучать и анализировать жизнь, переоценивать нравственные и моральные нормы. Рождение новаторской драматургии «Бесы», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», завершён «Евгений Онегин» 8. Вторая Болдинская осень (1833) Сложность проблем, глубина идейных и эстетических открытий, обогативших русский реализм. Формирование общественного мышления. Отрицание антиисторических воззрений на дворянство и просвещённый абсолютизм, осознание роли народа в истории «Медный всадник», «Анджело», «Сказка о мёртвой царевне…», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Пиковая дама», «Осень», завершена «История Пугачёва» 9. Последние годы жизни (1834—1837) Попытки выхода из светского круга. Глубина мысли и нравственное содержание поздней лирики. Осмысление проблем «человек и судьба», «человек и история», социальных противоречий и крепостничества, причин и результатов крестьянских волнений «Вновь я посетил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Дубровский», «Капитанская дочка»

5. Групповая практическая работа. Чтение и анализ стихотворений лицейского периода творчества А. С. Пушкина.

Группа 1. «К другу стихотворцу».

Группа 2. «Воспоминания в Царском Селе».

Группа 3. «Пирующие студенты», «К Пущину (4 мая)», «К Дельвигу» («Послушай, муз невинных…»).

Группа 4. «Городок», «Певец», «Элегия» («Я видел смерть; она в молчаньи села…»), «Желание», «Моя эпитафия».

О б о б щ а ю щ а я б е с е д а: Какие темы и проблемы поднимает А. С. Пушкин в лицейской лирике? Как в ней воплотился мотив дружбы, прочного союза друзей? Почему поэт был верен лицейской дружбе всю жизнь?

7. Подведение итогов. Рефлексия

- Итак, ребята, мы сегодня познакомились с жизнью и творчеством А.С. Пушкина.

-Какие периоды жизни поэта мы выделили?

Какие черты характерны для лицейской лирики Пушкина? Какие темы лирики намечаются в этот период?

- Какие стихотворения вам наиболее понравилось? Чем?

- Скажите, вы удовлетворены полученными знаниями?  

8.Домашнее задание. Выучить одно из стихотворений лицейского периода наизусть. Индивидуальные задания. Подготовить сообщение «Поэтические связи А. С. Пушкина с декабристами» .

В этом стихотворении Пушкин обращается к юному собрату по перу, хотя тот не совсем поэт, а «артист». Смысл в том, что если у тебя нет настоящего дара, то не нужно пополнять ряды графоманов. Тем более, что у поэтов нет достатка и спокойствия в жизни.

Стихотворение – речь поэта, но прерывается она реакцией слушателя, которую комментирует автор. Например: «Кажется, задумался». И даже словами оппонента. «Диалог» получился живым и убедительным. Александр Сергеевич приводит аргументы, которые должны убедить собеседника идти в поэты, только если он без сочинения стихов никак не может. И даже готов пойти на жертвы ради них!

Здесь много отсылок – к произведениям классическим Древней Греции, например. (Без сносок и словаря древностей просто не обойтись!) Боги действуют – смотрят на «поэтов», неодобрительно качают головой, устраивают им испытания… Тут упомянуты и великие поэты, среди которых Державин, и стихоплеты - графоманы. Пушкин приводит в пример творцов, которые закончили жизнь в нищете как предупреждение начинающему поэту, который мечтает о богатстве. Слава ведь не всегда идет под руку с последним. Кроме того, поэты навсегда теряют покой.

Автор использует много торжественной лексики. К примеру: стезя, служитель, довольство, пиит, страшиться… Также – устаревшие формы: чернилы, плесть, сокрыт, сколь, покойно, мраморны, наг, пиит. Как образ через стихотворение проходит волшебная свирель – символ поэзии. Пушкин предлагает оставить её неумелым поэтам.

Пушкин сам пишет в тексте, что это сатирическое стихотворение. Остроумны замечания Пушкина о том, что, к примеру, поэта знают все, а деньги дают только журналы, где он напечатает свои стихи.

Часто он обращается к своему собеседнику, иногда с большим чувством – с восклицательным знаком. Образ поэта-недоучки несколько раз появляется в поэме. В тексте даже есть стихотворная история (легенда) о напившемся священнике. Это сделано в ответ на упрек собеседника, что аргументы Пушкина не соответствуют его образу жизни. Если уж так плохо быть поэтом, то посему сам Пушкин не бросает это занятие?

В финале поэт сам себя останавливает, ведь с его фантазией он мог бы ещё придумать множество примеров. Но как мораль предлагает собеседнику просто сделать выбор. Но тут ещё совет, где Пушкин подводит всей своей речи итог. Это слова показывают, что всё-таки хорошо быть прославленным поэтом, но лучше быть спокойным человеком.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика

Автор: Исхакова Наталья Анатольевна

Дата: 01.11.2023

Номер свидетельства: 639143


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства