УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ
 Тема: А.С.Пушкин « Песнь о вещем Олеге». Семантика жанра.
 Ход урока.
 I.Организационный момент.
 II. Разминка
 1.У доски 2 ученика выполняют задание:
   Выбрать карточки с именами богов – демиургов и разнести в схеме согласно принадлежности к определенной мифологии
  Выстроить с помощью карточек план «Основные признаки жанра баллады»
 
 2. С классом – фронтальная беседа.
  1) Словарная работа
 а) Разведите по значению прилагательное в словосочетаниях
 ВЕЩИЙ ЯЗЫК ВЕЩИЙ ОЛЕГ
 Назовите слово его значению (по тексту)
 б) Занимающийся чарами, ворожбой, умеющий совершать чудеса - ?
 (Кудесник)
 в) Воодушевленный, способный к высшим проявлениям духовных сил - ?
 ( Вдохновленный)
 г) Прислушивается, жадно слушает, усваивает услышанное - ? (Внемлет)
 д) Доля, участь- ? (Жребий)
 е) Насыпной холм над древней могилой знатного человека? – (Курган)
 ж) Все, что завещано, свято наказано - ? (Завет)
 з) Глубоко задумался - ? (чело омрачился думой)
 и) Отнестись с недоверием, отвергнуть - ? (презреть предсказание)
 к) Поминальное пиршество - ? ( Тризна)
 
 
 
  2) Пересказ древней легенды о смерти князя Олега
  3) Продолжение беседы
 а) Что связывает эту легенду с пушкинским произведением? (Сюжет)
 б) назовите основные элементы сюжета и сопоставьте их текстом «Песни…»
 в) Чем отличается текст Пушкина от древней легенды ? (Большим объемом, наличием диалога, описаний…)  
 г) В чем состоит главное отличие литературного произведения от фольклорного? (Выраженной авторской позиций по какому-либо вопросу).
 д) Какими средствами может быть выражена авторская позиция ? ( Прямой оценкой, тропами…)
 III. Работа по теме урока
 1. Истолкование темы. Постановка проблемного вопроса. Начало записей в тетрадях.
  Проблемный вопрос:
  «Как связаны смысл произведения и его жанр?»
 2. Эвристическая беседа
  1) Какое указание на жанр содержится в названии? (Песнь)
  2) Песнь и песня – это одно и тоже? В чем разница?
  (Песнь гимн в честь к-л бога)
  3) Можно ли определить жанр мы пушкинского произведения как песнь? (Найти в тексте)
  4) Признаки какого жанра мы видим в этом произведении? (Баллады) Найти в тексте
  5) На что же указывает слово песнь в названии? ( На связь с богами, с высшими силами)
  6) Как в тексте прослеживается эта связь с высшими силами? (Упоминание бога Перуна, образ волхва, словно жребий, роковая)
  7) Выстроим синонимический ряд: жребий-рок - …? ( Судьба, доля, участь)
  8) Что захотел узнать у волхва Олег? (Свою судьбу)
  9) А что такое судьба? (Сила, предопределяющая все, что происходит в жизни, не зависящая от воли человека)
  10) Как Олег воспринял предсказание волхва? Согласился ли ждать, когда оно сбудется? (нет)  
  11) Как можно назвать решение Олега расстаться с верным конем?
  (Попытка избежать своей судьбы, обмануть ее)
  12) Как вы думаете, о чем размышлял Пушкин, когда работал над этим произведением?  
  Кого, что он связывал в своих размышлениях? (Человек и судьба)
  Записи в тетрадях: