УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ
Тема: А.С.Пушкин « Песнь о вещем Олеге». Семантика жанра.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Разминка
1.У доски 2 ученика выполняют задание:
Выбрать карточки с именами богов – демиургов и разнести в схеме согласно принадлежности к определенной мифологии
Выстроить с помощью карточек план «Основные признаки жанра баллады»
2. С классом – фронтальная беседа.
1) Словарная работа
а) Разведите по значению прилагательное в словосочетаниях
ВЕЩИЙ ЯЗЫК ВЕЩИЙ ОЛЕГ
Назовите слово его значению (по тексту)
б) Занимающийся чарами, ворожбой, умеющий совершать чудеса - ?
(Кудесник)
в) Воодушевленный, способный к высшим проявлениям духовных сил - ?
( Вдохновленный)
г) Прислушивается, жадно слушает, усваивает услышанное - ? (Внемлет)
д) Доля, участь- ? (Жребий)
е) Насыпной холм над древней могилой знатного человека? – (Курган)
ж) Все, что завещано, свято наказано - ? (Завет)
з) Глубоко задумался - ? (чело омрачился думой)
и) Отнестись с недоверием, отвергнуть - ? (презреть предсказание)
к) Поминальное пиршество - ? ( Тризна)
2) Пересказ древней легенды о смерти князя Олега
3) Продолжение беседы
а) Что связывает эту легенду с пушкинским произведением? (Сюжет)
б) назовите основные элементы сюжета и сопоставьте их текстом «Песни…»
в) Чем отличается текст Пушкина от древней легенды ? (Большим объемом, наличием диалога, описаний…)
г) В чем состоит главное отличие литературного произведения от фольклорного? (Выраженной авторской позиций по какому-либо вопросу).
д) Какими средствами может быть выражена авторская позиция ? ( Прямой оценкой, тропами…)
III. Работа по теме урока
1. Истолкование темы. Постановка проблемного вопроса. Начало записей в тетрадях.
Проблемный вопрос:
«Как связаны смысл произведения и его жанр?»
2. Эвристическая беседа
1) Какое указание на жанр содержится в названии? (Песнь)
2) Песнь и песня – это одно и тоже? В чем разница?
(Песнь гимн в честь к-л бога)
3) Можно ли определить жанр мы пушкинского произведения как песнь? (Найти в тексте)
4) Признаки какого жанра мы видим в этом произведении? (Баллады) Найти в тексте
5) На что же указывает слово песнь в названии? ( На связь с богами, с высшими силами)
6) Как в тексте прослеживается эта связь с высшими силами? (Упоминание бога Перуна, образ волхва, словно жребий, роковая)
7) Выстроим синонимический ряд: жребий-рок - …? ( Судьба, доля, участь)
8) Что захотел узнать у волхва Олег? (Свою судьбу)
9) А что такое судьба? (Сила, предопределяющая все, что происходит в жизни, не зависящая от воли человека)
10) Как Олег воспринял предсказание волхва? Согласился ли ждать, когда оно сбудется? (нет)
11) Как можно назвать решение Олега расстаться с верным конем?
(Попытка избежать своей судьбы, обмануть ее)
12) Как вы думаете, о чем размышлял Пушкин, когда работал над этим произведением?
Кого, что он связывал в своих размышлениях? (Человек и судьба)
Записи в тетрадях: