kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.С.Пушкин. Образ Петра Великого в поэме "Полтава".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок поможет ученикам раскрыть суть авторского отношения к герою поэмы - Петру Великому, выявить основную мысль произведения. отметить интерес автора к прошлому России; закрепить основные литературные понятия: характеристика литературного героя, сюжет, художественные средства. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин. Образ Петра Великого в поэме "Полтава".»

Тема: Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина

« Полтава».

Цель: помочь учащимся раскрыть суть авторского отношения к герою – Петру Великому, выявить основную мысль произведения; отметить интерес поэта к историческому прошлому страны.


Задачи: выяснить роль Петра I в Полтавском сражении и отношение автора к нему;

произвести подробный анализ текста; прививать учащимся гордость и уважение к деятельности великих людей и к историческому прошлому своей страны.


В гражданстве северной державы,

В ее воинственной судьбе

Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,

Бессмертный памятник себе.

А. С. Пушкин.

1. Вступительное слово учителя

Государство часто бывает похоже на возглавляющую его личность. Так, благодаря личным качествам Петра I Россия, как никогда раньше заставила Европу считаться с ее интересами, стала влиять на политический «климат» всего континента. Петр I хорошо понимал: чтобы сделать Россию могучей европейской державой – ей необходим выход к морским просторам, широкий торговый обмен с мировым обществом. И стал добиваться этого любой ценой. Его не смутило то, что он, юный государственный деятель, смело ввязался в борьбу за освоение для России прибалтийского побережья у самого известного в то время авторитета Европы шведского короля Карла XII и достиг цели, победив в Северной войне, длившейся 21 год. Победа под Полтавой стала для России первым серьезным испытанием на пути к своему существованию, на пути к могуществу и славе.


2. Сравнение образов Петра первого и Карла 12. Работа в группах.

Ожидаемый результат:

Петр I

Карл XII

«Он весь, как божия гроза», «глаза сияют», «Лик ужасен» («прекрасен») «могущ и радостен как бой»

«он бледен, недвижим», «тихо в думу погрузился», взор «смущенный», движение руки «слабое»


- Какой литературный прием использует автор для сравнения? (Антитеза).


Петр воплощает в себе динамическую силу и энергию молодого государства

Немощность Карла XII символизирует закат его государства


Каждая строчка, полстроки и даже просто слово вмещает в себя целую картину.

  • Как мы ощущаем события?

- Какие приемы использовал автор?

  1. вариант выбирает глаголы из данного текста

2 вариант выписывает имена существительные, отражающие картину боя наиболее ярко


Глаголы

Существительные

Грянул, рубятся, прыгают, разят, колет, рубит, режет, роют, шипят и т. д

Груды тел, гром, топот, скрежет, ржанье, стон, бой, клики,


Итоговая фраза: «и смерть, и ад со всех сторон». Слайд 9.

Вывод: текст звучит отрывисто, в такт сражению. Автор передает стремительность боя, его напряженность (бой грянул, конница летучая, и др.) и в то же время кровавую беспощадность происходящей битвы.


Пушкин, живущий столетием позже Полтавы, воспринимает себя и нас, читателей, в единстве с историей страны: «теснили мы шведов рать за ратью»…

Мы – это Россия, наш каждый шаг – это шаг государства, и вы – ее будущее, в ответе за благо Родины!

1. Расположите события, описываемые А. С. Пушкиным в поэме «Полтава», в хронологическом порядке.

Появление Петра I; смотр войск; Петр приветствует полки; Карл дает сигнал к началу сражения; первый утренний бой; победа России; Полтавская битва; пир Петра I.

2. Как можно объяснить авторское местоимение «мы», употреб­ляемое А. С. Пушкиным в «Полтаве», хотя он не был участником бит­вы? «Мы» — это

а) армейские командиры

б) русская армия, войска

в) Россия, ее будущее

3. На какие чувства читателя воздействует А. С. Пушкин в при­веденном описании боя? ...Швед, русский — колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон...

а) зрительное восприятие

б) звуковое восприятие

в) духовное состояние

4. С.М. Петров пишет, что «в центре поэмы «Полтава» — изобра­жение Полтавского боя как великого исторического события, поставив­шего Россию на одно из первых мест в Европе. В основу героического со­держания поэмы легла идея о том, что Полтавская битва была подго­товлена всем развитием петровской России, что это была битва за су­ществование целого народа, за будущность России».

а) Что вам известно о Петровской эпохе и Полтавском сраже­нии?

б) Можно ли считать Полтавский бой великим историческим событием для России? Как это отразилось в поэме?

5. Л.Н. Соколов замечает, что «Петр как исторический деятель и как личность — полная противоположность Карлу».

а) С какими целями участвовали в битве Петр и Карл?

б) Можно ли сказать, что противоположность Петра и Карла в поэме проявляется в их внешности и поступках?

в) Как автор выражает свое отношение к императорам?

6. С какой целью Петр I решает «...в Европу прорубить окно»?

а) расширить торговые отношения с Европой

б) «...назло шведу»

в) так было «суждено» Петру I

г) для того чтобы вывести Россию из вековой изоляции и воз­высить ее роль на международной арене

7. Какой смысл вложен в строки «...Горит восток зарею новой» ?

а) начало нового дня

б) алые отблески лучей солнца

в) восхождение России

г) отблески пожаров в Полтаве

8. С каким чувством Пушкин описывает Полтавскую битву?

а) ужас, ощущение трагизма перед гибелью тысяч людей

б) спокойный, рациональный анализ

в) восхищение, упоение боем

9. Д.Д. Благой считает, что «"Полтавой" Пушкин осуществил ве­ковое задание — создать высокохудожественную героическую поэму о Петре».

а) Можно ли согласиться с тем, что «Полтава» — поэма о Петре?

б) Как вы думаете, почему поэма была названа «Полтава»?

10. С.М. Петров пишет: «Петр выступает во введении и как по­коритель самой природы, ее стихий, как воплощение победы культуры и цивилизаций над той Дикостью и отсталостью, которые до него веками царили "на берегу пустынных волн"».

а) Как вы считаете, говорит ли поэт о покорении природы во вступлении?

б) Что рассказал А.С. Пушкин о дикости и отсталости некогда пустынных мест, преображенных волею Петра I ?

в) Действительно ли, во вступлении царь показан как вопло­щение победы культуры и цивилизации?





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
А.С.Пушкин. Образ Петра Великого в поэме "Полтава".

Автор: Рачинская Надежда Петровна

Дата: 29.03.2017

Номер свидетельства: 404484


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства