Цель: познакомить учащихся с историей написания стихотворения «Няне», с обстоятельствами судьбы А.С.Пушкина, вынудившими его поселиться в с. Михайловское; расширить представление ребят об Арине Родионовне Яковлевой, её роли в жизни поэта; показать искренность, задушевность стихотворения, роль средств художественной выразительности для передачи чувств и настроения поэта; сравнить передачу чувств автора в стихотворении «Няня» с романсом Г.Свиридова, исполнением его Д.Хворостовским, чтением стихотворения в исполнении Василия Качалова;
развивать логическое мышление учащихся, ассоциативное восприятие ими произведений различных видов искусства, этические и эстетические чувства ребят;
воспитывать в них умение любить на примере отношений Пушкина и его няни.
Тип урока: устный журнал.
Оборудование: 1) портреты А.С.Пушкина и его няни, 2) мультимедийные средства для демонстрации видеопрезентации по теме урока, прослушивания романса Г.Свиридова «Няне» в исполнении Д.Хворостовского, записи чтения В.Качаловым стихотворения А.С.Пушкина «Няне».
Ход урока
Подруга дней моих суровых...
А.С.Пушкин
Проверка домашнего задания.
Чтение учащимися наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро», рассказ их о данном стихотворении с элементами его анализа.
АОЗУ
1. Фронтальная беседа (приём «Микрофон»)
Какова была культурная атмосфера дома, в котором рос А.С.Пушкин? Как она способствовала развитию таланта будущего поэта?
Кто из людей, окружавших А.С.Пушкина в детские годы, открыл ему богатство фолькльора, родного языка, поэзии?
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя
Мир Пушкина велик и многообразен. В каждом его произведении самой главной, чистой, красивой нравственной нотой звучит голос автора. В каждом его творении отражена великая личность самого поэта. Гоголь говорил о Пушкине как о русском человеке, каким он станет в своём развитии через 200 лет. Современные астрологи определяют Пушкина как человека II высшей ступени. Сам поэт, осознавая своё значение и назаначение, писал: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал...». Он умел дружить, любить, быть заботливым сыном, верным, преданным другом, любящим мужем, отцом, он был благодарным человеком. Поэтому его творчество воспринимается нами как светлое, доброе.
«Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека», - писал В.Г.Белинский.
Сегодня мы поговорим о любви, поучимся у Пушкина любить.
Пушкин не был любимым ребенком в семье. В его творчестве есть прекрасные стихи, посвященные друзьям («Друзья мои, прекрасен наш союз!..»), женщинам, которых он любил («Я вас любил, любовь ещё, быть может, в душе моей угасла не совсем...», «Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты...»), жене («Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна, чистейшей прелести чистейший образец»), и нет стихов, обращённых к родителям.
Но был в семье Пушкина человек, которого он искренне и преданно любил с самого детства. Это была его няня, Арина Родионовна. Ей посвятил он несколько стихотворений. Её называл мамушкой, всегда был ласков, нежен и добр с ней. О ней всегда помнил, заботился, любил, к ней всегда тянулось его сердце. В одном из стихотворений он пишет:
Ученик: «Ах, умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье.
Она, духов молитвой уклоняя,
С усердием перекрестит меня И шёпотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.»
Послушайте отрывок из воспоминаний одного из дворовых людей Пушкина - Петра:
Ученица: «Он всё её мамой называл. А она ему, бывало, эдак нараспев: «Батюшка, ты что меня всё мамой зовёшь, какая я тебе мать?» - «Разумеется, ты мне мать: не то мать, что родила, а то, что своим молоком вскормила».
Беседа с учащимися с фрагментами исследовательской деятельности и работой со словарями.
Учитель: Почему же всё-таки звучит слово «мамушка» в обращении A.C.Пушкина к няне? Заглянем в «Словарь русского языка» С.И.Ожегова и прочитаем словарную статью слова «няня».
Ученица: «Няня - женщина, занимающаяся уходом, присмотром за ребёнком, детьми в семье».
Учитель: А как по-украински звучит слово «мать»?
Учащиеся: Ненька.
Учитель: Няня - мамушка, ненька - мать. Как вы думаете, как родилось слово «няня»? Какие у вас на этот счёт есть гипотезы?
Учащиеся: ...
Учитель: А что написано об этом в «Этимологическом словаре»?
«Сосок» (груди) (из карельск., финск. nanni, nanna
Ням-ням - nana - «хлеб».
Учитель: Может быть, так называли маленькие дети тех женщин, которые держали их у своей груди, заботились о них, кормили их своим молоком, потому что они были во время их младенчества очень близкими им, родными (пусть не по крови) людьми. Как мамы.
Такой для Пушкина была и его няня, Арина Родионовна Яковлева.
Что же мы знаем об этой женщине?
Ответы учащихся: ...
Обращение к портрету няни.
Учитель: Вот что вспоминают дочери соседки А.С.Пушкина по имению П.А.Осиповой.
Ученик: «Это была старушка чрезвычайно почтенная, лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца».
Учитель: Обратимся к эпиграфу урока. Пушкин назвал свою няню «подругой дней суровых» Почему? Об этом наш рассказ.
Работа над темой урока.
Видеопрезентация с комментариями учащихся результатов проведенной ими под руководством учителя исследовательской работы о жизни А.С.Пушкина во время его ссылки в Михайловское.
Ученик: В 1824 году А.С.Пушкин был направлен в ссылку в Михайловское. Он тяжело переносил сначала своё новое назначение. Здесь, в деревенской глуши, он остался без привычного круга образованных людей, без друзей, без родных (родители его уехали из Михайловского, гневаясь на своего опального сына (опального - находящегося в немилости у власти, под подозрением в неблагонадежности, политического ссыльного) и увезли с собой его старшую сестру Ольгу и младшего брата Лёвушку, чтобы те не попали под дурное влияние Пушкина. И он был один. Состояние поэта в это время прекрасно отражено в его стихотворении «Зимний вечер».
Чтение стихотворения подготовленным учеником.
Ученица: Няня чувствует состояние воспитанника и старается скрасить его одиночество чем может. То прикажет приготовить ему что-нибудь вкусное, то сказками забавляет.
Мастерица ведь была.
И откуда что брала!
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины!
Слушать, так душе отрадно.
И не пил бы и не ел,
Всё бы слушал да сидел.
Кто придумал их так ладно? - писал о няне-рассказчице сам поэт.
Она всегда рядом с ним. Пушкин пишет в письме к брату: «Слушаю сказки моей няни...; она - единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно...»
Ученик: «И Пушкин ей отвечает такою же лаской и заботой. Ей первой он читает всё, что в эти годы рождается из-под его пера. Дворовый Пётр вспоминает: «Он всё с Ариной Родионовной, коли дома. Чуть встанет утром, уже бежит глядеть: «Здорова ли мама?.. И чуть старуха занеможет там что ли, он уже всё за ней».
Ученик: Позже Пушкин будет вспоминать эти годы как одни из самых лучших в своей жизни. За время изгнания многое открылось ему по-новому. Он повзрослел, стал мудрее, стал ценить тишину и покой...
Ученица: 27 августа 1826 года Пушкина внезапно по приказу Николая I, не дав толком собраться, увезли в Псков, а оттуда в Москву. Няня тяжело переживала разлуку с поэтом. Она беспокоилась о нём. Как он? Что нового посылает ему судьба? Всё в ней у Пушкина так неустроенно! Из далёкого Михайловского она пишет своему воспитаннику письмо:
(Чтение учащейся письма няни)
Ученица: «Любезный мой друг, Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна - вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю... Я вас буду ожидать и молить бога, чтоб он дал нам свидеться... Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич... Я, слава богу, здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».
И Пушкин тоже волнуется о няне и пишет в 1826 году одно из самых задушевных своих стихотворений, полное любви и нежности.
Чтение учителем стихотворения А.С.Пушкина «Няне»
Словарная работа. Чтение учащимися словарных статей к словам из «Словаря русского языка» АН СССР:
Дряхлый - слабый, немощный от старости; очень старый.
Светлица - светлая чистая парадная комната в доме.
На часах - стоять на посту, стоять на часах - находиться в карауле (Из «Фразеологического словаря русского языка»)
Анализ стихотворения «Няне».
а) Беседа с учащимися по вопросам:
Какие впечатления вызвало у вас стихотворение?
Что вы представили?
Какова его тема?
Какими чувствами проникнуто оно?
Как обращается поэт к няне? Почему так?
В каких словах проявляется его нежность и любовь к ней?
Как удалось поэту передать волнение, тревогу няни?
В каких строках раскрывается забота няни о своём воспитаннике?
Как вы понимаете строки «горюешь, будто на часах»?
О чём думает няня, глядя «на чёрный отдалённый путь»?
Какие средства художественной выразительности помогают поэту выразить свои чувства и переживания няни?
б) Работа в группах.
Задания:
ряд - найти эпитеты в стихотворении и раскрыть их роль в тексте.
ряд - найти метафоры в стихотворении и раскрыть их роль в тексте.
ряд - найти сравнения в стихотворении и раскрыть их роль в тексте.
Презентация выполненных работ.
Запись учащимися в тетради итогов работы.
в) Обобщающие вопросы учителя:
Какие слова роднят это стихотворение с устным народным творчеством?
Какова идея стихотворения? (Что хотел сказать этим стихотворением поэт?)
г) Определение учащимися размера стихотворения «Няне», его роли в общей гармонии авторского замысла. Обращение учителем внимания учащихся на музыкальность стихотворения.
Прослушивание романса Г.Свиридова «Няне» в исполнении Дмитрия Хворостовского.
Сопоставление настроения, отражённого в музыке романса и пении его Д.Хворостовским, с настроением стихотворения A.C.Пушкина.
Учитель: Изменилось ли ваше впечатление о стихотворении после прослушивания романса? В чём именно?
Подготовка учащихся к выразительному чтению стихотворения. Прослушивание ими стихотворения А.С.Пушкина «Няне» в