Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава», «Медный всадник»»
Тема урока: А.С.Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»
Цель урока: расширение знаний учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
Задачи:
образовательная: познакомить учащихся с биографией А. С. Пушкина, показать интерес поэта к историческому прошлому страны, к деятельности полководцев, диктуемой необходимостью; определить авторское отношение к героям, к назначению поэта;
развивающая: совершенствование навыков устной речи, развитие логического мышления, воображения;
воспитательная: воспитание чувства патриотизма и гражданского долга на примере поэтического наследия А.С.Пушкина; формирование культуры читателя с глубоким и вдумчивым отношением к прочитанному.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Средства обучения: мультимедийный комплекс, учебная презентация, научно-популярные фильмы «Петербург», «Петродворец», «Эксурсия по Петербургу», «Петергоф», «Полтавская битва», «Прижизненные портреты Петра I», иллюстрация «Царскосельский лицей», портрет А.С.Пушкина, раздаточный материал для кластера, выставка лепбуков учащихся «А.С.Пушкин»
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Создание проблемной ситуации. Формулирование темы и целей урока.
1.Загадки к теме раздела, урока (логическая цепочка): просмотр фильма «Петербург», «Петродворец», иллюстрация «Царскосельский лицей», портрет А.С.Пушкина.
2. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности
ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся
Беседа «Золотой век русской литературы»
- Сегодня мы с вами переходим к изучению творчества писателей XIX века, который принято считать «золотым веком»!
- Как вы понимаете термин «золотой век»?
- 19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в XIX веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса XVII-XVIII веков. XIX век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.
- Как вы думаете, какие писатели творили в XIX веке?
- К «золотому веку» мы отнесем А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Л.Н.Толстого, И.С. Тургенева.
- Центральной фигурой литературы XIX столетия, несомненно, является Пушкин А.С., наиболее ярко воплотивший облик человека, стремящегося к свободе. Поэт был романтичен, написанные им поэмы в немалой степени повлияли на отечественную и зарубежную культуру. И, невзирая на столь великое влияние романтического направления, он вместе с А.С.Грибоедовым был родоначальником новой русской литературы как поэзии реальности.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
1. Беседа «Знакомый и незнакомый А.С.Пушкин»
- Что вы знаете о А.С. Пушкине из младших классов?
- Какие произведения А.С. Пушкина вы можете назвать?
- Когда и где родился А.С. Пушкин?
- В семье Пушкина было четверо детей. Родители мало занимались ими. Балы, театры, разговоры о московских и парижских новостях занимали все время.
- Какой язык сначала усвоил маленький Саша и почему?
- Кто занимался воспитанием Саши?
- В доме было много книг на французском языке. С 9 лет Пушкин свободно стал читать на этом языке. Памятью он обладал исключительной и уже в 11 знал наизусть многих французских поэтов. В московском доме родителей часто собирались известные писатели того времени: В. Жуковский, К. Батюшков, всегда присутствовал на таких встречах и дядя Пушкина Василий Львович Пушкин.
Пушкин Василий Львович (1766 -1830) - дядя А. С. Пушкина. Поэт, переводчик, член литературного общества «Арзамас».
В 12 лет Александра отдают в Царскосельский лицей, который был создан по приказу царя. Лицей – это учебное заведение для дворянских детей, где мальчики получали образование государственных служащих. Поступление в Лицей – это важное событие в жизни юного Пушкина. Здесь он встретил своих лучших друзей: И.Пущина, А.Дельвига, В.Кюхельбекера, М.Яковлева.
Шесть лет провел А. С. Пушкин в Лицее, здесь прошли его мальчишеские годы и началась бурная творческая деятельность юноши-поэта. Стихи стали самой сильной страстью Пушкина. Пушкин не сразу, но зато решительно оставил их всех позади себя. Товарищи безоговорочно признали его талант. В 1814 году впервые появилось в печати его стихотворение.
Приближались выпускные экзамены. Еще месяц – другой – и лицеисты покинут лицей. И каждый пойдет своей дорогой. Но какой же путь выбрать? Кем быть? Чиновником? Офицером? Или просто поэтом? Пушкин выбирает последнее.
- Что случилось с А.С.Пушкиным после лицея? Куда он попал?
- В 7 классе мы будем проходить известные произведения писателя «Медный всадник», «Полтава», «Станционный смотритель»
- Как же оборвалась жизнь Пушкина?
2. Чтение с пометками статьи учебника с.93-94 (о каких фактах биографии мы не вспомнили?)
3. Проблемная ситуация
- Какой вы представляете творческую лабораторию писателя?
4. Чтение и обсуждение статьи учебника «Творческая лаборатория писателя» ( с.95-96.)
5. Работа над отрывком их поэмы «Полтава»
5.1. Рассказ ученика об эпохе Петра.
5.2. Просмотр научно-популярного фильма «Полтавская битва», беседа или фрагмента художественного фильма «Полтавская битва»
- В каком году произошла Полтавская битва? (1709)
- Кто возглавил шведских завоевателей? (король Карл 12)
- В чем проявилось мастерство Петра-полководца? (возвел редуты, отступил, обстрелял артиллерией, собрал силы и уничтожил врага)
- Что такое редут? (прямоугольное земляное укрепление)
– Какие картины предстают перед нами, когда мы читаем слова и выражения:
– Объяснить: «Как пахарь, битва отдыхает»?
– Как автор рисует начало генерального сражения? («Сошлись в дыму», «под
– Какие строчки, какое сравнение еще более подчеркивают жестокость сражения? (Мечи «тупятся», «падшими», «роем саранчи».)
– Каким мы видим Петра I, Карла XII? Как автор относится к ним?
Вывод. А. С. Пушкин не сторонник войн: он знал, какие беды они несут стране, народу. Но победу Петра I под Полтавой он приветствовал, потому что от нее зависела судьба России, ее роль в мире. Поэт славит русского солдата, его полководца Петра, его сподвижников.
5.5. Работа в группах. Составление кластера «Образы Петра I и Карла XII в поэме А.С.Пушкина «Полтава»
6. Работа над отрывком их поэмы «Медный всадник»
6.1. Рассказ учителя
Северная война длилась война с 1700 по 1721 гг. Россия добилась победы. Но завоеванные земли были пустынны, берега реки Невы болотисты, безжизненны; угрюмый лес шумел в тумане. Жилища северных жителей были редки и убоги.
– Какое решение принял Петр I? (Построить город.)
– О каком городе идет речь?
(Показ портрета Петра I, стоящего на берегу Невы)
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу;
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
А. С. Пушкин «Медный всадник»
6.2. Просмотр фрагментов фильма-аэросъемки «Экскурсия по Петербургу», «Петергоф».
6.3. Чтение отрывка, беседа
– Как автор описывает места, где решили построить город?
– Как понимаете «В Европу прорубить окно?
– Какую роль должен сыграть город на Неве?
– Какие эпитеты автор подбирает, описывая город?
– За что Пушкин любит Петербург?
– Какова интонация каждой строфы?
– Каковы чувства?
Вывод. Пушкин восхищен великолепием города, которым Россия гордится и теперь. Но помним ли мы, что во время войн и строительства к его «ногам» были положены миллионы безвестных жизней?
6.4. История написания, анализ
Поэма «Медный всадник» была написана в 1833 году в период Болдинской осени, самом плодотворном времени года Пушкина.
По жанру это – поэма, т. е. лиро-эпическое произведение.
- А что такое поэма? Какие её характерные особенности?
(запись в тетрадь определения. Поэма – один из жанров лиро-эпических произведений. В поэме есть сюжет, события, что характерно для эпического произведения, и открытое выражение автором своих чувств, своего отношения к описываемым событиям, как в лирическом произведении).
Так как мы знакомимся со вступлением к поэме, а не со всей поэмой, то, как такового сюжета здесь нет.
Работа в парах над составлением кластера «Что было «прежде», что стало «ныне»» (по содержанию фрагмента поэмы)
Чтобы увидеть результат деятельности Петра, нужно представить, что было и что стало.
Что было «прежде»
Что стало «ныне» (через 100 лет)
Строим образные ряды
1. Пётр I стоит один.
2. Река неслась широко, привольно.
3. Избычернеют здесь и там.
4. Лес кругом шумел, не тронутый рукой человека.
1. Город уже не сметёшь(«все флаги в гости будут к нам»).
2. Река – её берега скованы гранитом («в гранит оделася Нева»).
3. Здесь дворцы и башни теснятся.
4. Теперь тёмно-зелёные сады.
Это и есть метод параллелизма (композиционный приём, где подчеркивается связь явлений по сходству).
Что же хотел сказать поэт, рисуя эти 2 картины?
V. Первичное закрепление.
1. Словесное рисование «Каким показал А.С. Пушкин Петра I данных произведениях»?
2. Просмотр фильма «Прижизненные портреты Петра 1». Обсуждение
- Чем объяснить интерес писателя к личности царя?
3. «Займи позицию»
В стихотворении «Стансы» (1826 г.) есть строки о Петре I.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
- Согласны вы с Пушкиным?
Пётр – герой, мореплаватель, на троне вечный работник.
Пётр – это гордость России, слава России.
- И насколько прав был Пушкин, говоря: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно».
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: выучить наизусть отрывок из поэмы «Полтава», «Медный всадник» А. С. Пушкина, определение «поэмы», инд. задание – сообщение об Олеге из летописей, составление лепбука «А.С.Пушкин»
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценивание деятельности учащихся
- Какие моменты из жизни А.С.Пушкина вам запомнились? Почему?
- Почему в своем творчестве писатель обращается к образу Петра І ?
- Какие умения сегодня мы отрабатывались на уроке?
- Где они вам могут пригодиться в жизни?
- Удалось ли нам решить на уроке поставленные цели?