Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин "Евгений Онегин". История создания»
Тема: А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»: история создания, жанр, оценка критикой.
Место урока в системе уроков по роману: вводный.
Форма урока: проект.
Цели: 1) образовательная: введение понятия «Реализм»; определение жанра произведения; знакомство с историей создания; знакомство с оценкой произведения критикой; введение понятия «онегинская строфа»;
2) развивающая: развитие аналитических навыков учащихся; навыков проектной деятельности;
3) воспитательная: воспитание любви к литературе как искусству слова.
Оборудование: учебник-хрестоматия под редакцией В.Ф.Курдюмовой, электронные книги или полное издание романа; компьютеры с мультимедийным оборудованием.
Ход урока
Организационный момент (эмоциональный настрой, объяснение формы урока; постановка задач).
Учитель: Ребята, сегодня нам предстоит встретиться с уникальным явлением русской литературы – романом А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Нам предстоит составить общее представление о его содержании, жанровых особенностях и оценке критикой. Полагаю, что у нас всё получится, так как в основе урока – проектная деятельность. На прошлом уроке мы разделились на 5 групп и каждая группа получила задания. Сейчас группы смогут представить свои работы. Задача каждого из вас – взять у групп подготовленную информацию, оставив записи в тетради, так как в учебнике она представлена очень скупо.
Актуализация сведений о классицизме и романтизме как литературных направлениях.
Учитель: «Евгений Онегин» - произведение, относящееся к реализму как литературному направлению. У нас на уроках литературы впервые звучит этот термин. Чтобы лучше его понять, вспомним, в чём видит свою задачу поэт-романтик? А реалист? А представитель сентиментализма? Фронтальная беседа.
3. Изучение нового материала
1) Реализм как литературное направление.
А ) Выступление 1-ой группы.
Предварительное задание для 1-ой группы:
Тема – реализм как литературное направление.
- изучить статью учебника «Реализм» с. 193 – 196;
- назвать основные признаки реализма;
- составить кластер (схему), отражающую их; сделать его на слайде
(Схема может выглядеть как на рисунке 1)
Изображение
типических характеров
в типических
обстоятельствах
Стремление к правдивому отражению жизни
Осмысление причинно-следственных связей
Реализм
Представители:
А.С.Пушкин
М.Ю.Лермонтов
Л.Н.Толстой
Ф.М.Достоевский и др .
В) Проверка полученных знаний (фронтально).
Опираясь на схему, рассказать об отличительных признаках реализма как литературного направления.
2) Особенности жанра романа «Евгений Онегин».
А) Актуализация знаний о романе как литературном жанре (фронтальная беседа).
Учитель: «Евгений Онегин» - роман. А что в литературоведении называется романом? (Учащиеся дают ответы).
Учитель: «Пишу теперь не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». В чём же эта разница состоит? Ответить на этот вопрос нам поможет 2-ая группа.
Б) Выступление 2-ой группы по теме «Своеобразие жанра романа «Евгений Онегин»
Предварительное задание для 2-ой группы:
- дать определение романа, опираясь на словарь литературоведческих терминов;
-дать определение лиро-эпического жанра, опираясь на словарь литературоведческих терминов;
-отразить различия романа и романа в стихах в сравнительной таблице, которую разместить на слайде.
Таблица может выглядеть так:
Роман
Роман в стихах
Эпический жанр; повествование сосредоточено на формировании и развитии героя, его взаимоотношениях с окружающими.
Лироэпический жанр; автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям.
В) Проверка усвоения материала может быть осуществлена при помощи вопроса: что дало А.С.Пушкину использование жанра «роман в стихах»?
3) «Онегинская строфа".
Учитель: Для создания романа «Евгений Онегин» Пушкин изобретает особую строфу, которая входит в литературоведение под названием «онегинской». В чём её особенности, расскажет нам сейчас 3-я группа.
Предварительное задание для 3 группы.
Тема – «онегинская строфа»
- Дать определение «онегинской строфы», для чего провести исследование по плану:
- рассмотреть одну из строф романа «Евгений Онегин» и ответить на вопросы:
1) из скольких стихов она состоит;
2) определить стихотворный размер, использованный в строфе;
3) определить тип рифмовки;
4) выполнить задания 2,3 с.187 учебника;
5) составить схему «онегинской строфы», отразить её на слайде.
Схема может выглядеть так:
а
в 3 четверостишия
а и одно двустишие (завершающее)
в с различными способами рифмовки
а
а
в
14 стихов
в
четырёхстопного ямба а
в
в
а
а
а
Для проверки усвоения понятия «онегинская» строфа можно задать вопрос: что дало автору введение «онегинской» строфы?
4. История создания произведения.
Учитель: Итак, ребята, вы уже, вероятно, убедились в том, что роман «Евгений Онегин» - уникальное произведение. Полагаю, вам хотелось бы узнать историю его создания. Как раз этим вопросом занималась 4-ая группа, и мы сейчас предоставим ей слово.
Предварительное задание для 4-ой группы.
Тема - история создания романа» Евгений Онегин».
Изучить статью учебника с.172 – 173. Ответить на вопросы и выполнить задания:
- даты начала и окончания работы над романом «Евгений Онегин»?
- когда была переделана 8-ая глава романа и создано «Письмо Татьяны Онегину»?
- каким изменениям и почему подвергся план романа?
- представить полученные сведения в таблице, отразить её на слайде.
Таблица может быть такой:
Событие истории создания романа «Евгений Онегин»
Дата
Контрольный вопрос классу по окончании выступления 4-ой группы: можно ли утверждать, что изменения в плане романа «Евгений Онегин» связаны с тем, что создавался он в течение длительного периода времени, за который произошли важные события как в жизни А.С.Пушкина, так и в истории страны?
5. Критика о романе.
Учитель: Думаю, что вам интересно, ребята, как же встретили роман современники? Какие характеристики получил главный герой романа?
Сообщение об этом подготовлено группой №5.
Задание для 5 группы
Тема – критика о романе.
Прокомментируйте следующие высказывания критиков о романе:
«Онегин – «герой своего времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе» (А.И. Герцен);
«Онегин – страдающий эгоист, которого душат бездеятельность и пошлость жизни» (В.Г.Белинский);
«Онегин – Митрофанушка Простаков новой формации» (Д.И.Писарев).
Отразите высказывания на слайдах презентации, сопроводив их портретами авторов.
Контрольный вопрос: как вы объясните противоречивость оценки критикой главного героя романа «Евгений Онегин»?
6. Итоговая работа – эссе – миниатюра (до 50 слов) «Евгений Онегин» - это…»
7. Задание на дом: изучить статью учебника «Реализм» ; содержание романа «Евгений Онегин»; определение «онегинской строфы».