kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.С.Пушкин "Евгений Онегин". История создания

Нажмите, чтобы узнать подробности

А.С.Пушкин "Евгений Онегин". История создания романа в стихах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин "Евгений Онегин". История создания»

Тема: А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»: история создания, жанр, оценка критикой.

Место урока в системе уроков по роману: вводный.

Форма урока: проект.

Цели: 1) образовательная: введение понятия «Реализм»; определение жанра произведения; знакомство с историей создания; знакомство с оценкой произведения критикой; введение понятия «онегинская строфа»;

2) развивающая: развитие аналитических навыков учащихся; навыков проектной деятельности;

3) воспитательная: воспитание любви к литературе как искусству слова.

Оборудование: учебник-хрестоматия под редакцией В.Ф.Курдюмовой, электронные книги или полное издание романа; компьютеры с мультимедийным оборудованием.

Ход урока

  1. Организационный момент (эмоциональный настрой, объяснение формы урока; постановка задач).

Учитель: Ребята, сегодня нам предстоит встретиться с уникальным явлением русской литературы – романом А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Нам предстоит составить общее представление о его содержании, жанровых особенностях и оценке критикой. Полагаю, что у нас всё получится, так как в основе урока – проектная деятельность. На прошлом уроке мы разделились на 5 групп и каждая группа получила задания. Сейчас группы смогут представить свои работы. Задача каждого из вас – взять у групп подготовленную информацию, оставив записи в тетради, так как в учебнике она представлена очень скупо.

  1. Актуализация сведений о классицизме и романтизме как литературных направлениях.

Учитель: «Евгений Онегин» - произведение, относящееся к реализму как литературному направлению. У нас на уроках литературы впервые звучит этот термин. Чтобы лучше его понять, вспомним, в чём видит свою задачу поэт-романтик? А реалист? А представитель сентиментализма? Фронтальная беседа.

3. Изучение нового материала

1) Реализм как литературное направление.

А ) Выступление 1-ой группы.

Предварительное задание для 1-ой группы:

Тема – реализм как литературное направление.

- изучить статью учебника «Реализм» с. 193 – 196;

- назвать основные признаки реализма;

- составить кластер (схему), отражающую их; сделать его на слайде

(Схема может выглядеть как на рисунке 1)

Изображение

типических характеров

в типических

обстоятельствах



Стремление к правдивому отражению жизни

Осмысление причинно-следственных связей

Реализм





Представители:

А.С.Пушкин

М.Ю.Лермонтов

Л.Н.Толстой

Ф.М.Достоевский и др .















В) Проверка полученных знаний (фронтально).

Опираясь на схему, рассказать об отличительных признаках реализма как литературного направления.

2) Особенности жанра романа «Евгений Онегин».

А) Актуализация знаний о романе как литературном жанре (фронтальная беседа).

Учитель: «Евгений Онегин» - роман. А что в литературоведении называется романом? (Учащиеся дают ответы).

Учитель: «Пишу теперь не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». В чём же эта разница состоит? Ответить на этот вопрос нам поможет 2-ая группа.

Б) Выступление 2-ой группы по теме «Своеобразие жанра романа «Евгений Онегин»

Предварительное задание для 2-ой группы:

- дать определение романа, опираясь на словарь литературоведческих терминов;

-дать определение лиро-эпического жанра, опираясь на словарь литературоведческих терминов;

-отразить различия романа и романа в стихах в сравнительной таблице, которую разместить на слайде.

Таблица может выглядеть так:

Роман

Роман в стихах

Эпический жанр; повествование сосредоточено на формировании и развитии героя, его взаимоотношениях с окружающими.

Лироэпический жанр; автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям.

В) Проверка усвоения материала может быть осуществлена при помощи вопроса: что дало А.С.Пушкину использование жанра «роман в стихах»?

3) «Онегинская строфа".

Учитель: Для создания романа «Евгений Онегин» Пушкин изобретает особую строфу, которая входит в литературоведение под названием «онегинской». В чём её особенности, расскажет нам сейчас 3-я группа.

Предварительное задание для 3 группы.

Тема – «онегинская строфа»

- Дать определение «онегинской строфы», для чего провести исследование по плану:

- рассмотреть одну из строф романа «Евгений Онегин» и ответить на вопросы:

1) из скольких стихов она состоит;

2) определить стихотворный размер, использованный в строфе;

3) определить тип рифмовки;

4) выполнить задания 2,3 с.187 учебника;

5) составить схему «онегинской строфы», отразить её на слайде.













Схема может выглядеть так:

а

в 3 четверостишия

а и одно двустишие (завершающее)

в с различными способами рифмовки

а

а

в

14 стихов

в

четырёхстопного ямба а

в

в

а

а

а

Для проверки усвоения понятия «онегинская» строфа можно задать вопрос: что дало автору введение «онегинской» строфы?

4. История создания произведения.

Учитель: Итак, ребята, вы уже, вероятно, убедились в том, что роман «Евгений Онегин» - уникальное произведение. Полагаю, вам хотелось бы узнать историю его создания. Как раз этим вопросом занималась 4-ая группа, и мы сейчас предоставим ей слово.

Предварительное задание для 4-ой группы.

Тема - история создания романа» Евгений Онегин».

  1. Изучить статью учебника с.172 – 173. Ответить на вопросы и выполнить задания:

- даты начала и окончания работы над романом «Евгений Онегин»?

- когда была переделана 8-ая глава романа и создано «Письмо Татьяны Онегину»?

- каким изменениям и почему подвергся план романа?

- представить полученные сведения в таблице, отразить её на слайде.

Таблица может быть такой:

Событие истории создания романа «Евгений Онегин»

Дата





Контрольный вопрос классу по окончании выступления 4-ой группы: можно ли утверждать, что изменения в плане романа «Евгений Онегин» связаны с тем, что создавался он в течение длительного периода времени, за который произошли важные события как в жизни А.С.Пушкина, так и в истории страны?

5. Критика о романе.

Учитель: Думаю, что вам интересно, ребята, как же встретили роман современники? Какие характеристики получил главный герой романа?

Сообщение об этом подготовлено группой №5.

Задание для 5 группы

Тема – критика о романе.

  1. Прокомментируйте следующие высказывания критиков о романе:

«Онегин – «герой своего времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе» (А.И. Герцен);

«Онегин – страдающий эгоист, которого душат бездеятельность и пошлость жизни» (В.Г.Белинский);

«Онегин – Митрофанушка Простаков новой формации» (Д.И.Писарев).

  1. Отразите высказывания на слайдах презентации, сопроводив их портретами авторов.

Контрольный вопрос: как вы объясните противоречивость оценки критикой главного героя романа «Евгений Онегин»?

6. Итоговая работа – эссе – миниатюра (до 50 слов) «Евгений Онегин» - это…»

7. Задание на дом: изучить статью учебника «Реализм» ; содержание романа «Евгений Онегин»; определение «онегинской строфы».

5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
А.С.Пушкин "Евгений Онегин". История создания

Автор: Гирфанов Ринат Рафаилович

Дата: 10.11.2020

Номер свидетельства: 562998


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства