kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А. С. Пушкин «19 октября» дружба как нравственный стержень «сообщества избранных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В разработке используется интегративный подход. Эта технология позволяет интегрировать  материал литературы и истории. Погружаясь в эпоху Александра Первого учащиеся на новом уровне прочитывают  произведение Пушкина, знакомятся с судьбами друзей Пушкина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок 19 октября»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вязьма - Брянская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Российской Федерации А. В. Пуцыкина

Вяземского района Смоленской области







Интегрированный урок по литературе в 8 классе

А. С. Пушкин «19 октября»: дружба как нравственный

стержень «сообщества избранных»






Учителя русского языка,

литературы и истории

Чигилейчик Жанны Анатольевны





























Тема урока: А. С. Пушкин «19 октября»: дружба как нравственный

стержень «сообщества избранных»

Название интегрируемых предметов: литература и история

Контекст исторических событий: Эпоха Александра Первого (1811-1825 годы)

Класс: 8

Продолжительность:90 минут

Тип урока: урок-открытие

Цели:

Предметные:

- определить главный мотив стихотворения «19 октября» (дружба как нравственный стержень человеческого сообщества);

-знать факты жизни поэта, понимать отношение Пушкина А.С. к “лицейскому братству”.

Метапредметные

-развивать умение проводить анализ поэтического текста, развивать навыки поисковой, коллективной деятельности.

-понимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи самостоятельно, под руководством учителя, воспринимать учебное задание, контролировать свои действия в процессе его выполнения.

Личностные:

-на примере жизни лицеистов воспитывать трудолюбие, нравственное понимание дружбы как тесного союза единомышленников, благородство, отзывчивость, воспитывать стремление быть полезным Родине, скромность, способность к самоотречению; пытливость, стремление постичь новое, умение прощать.

Задачи:

1. Дать характеристику состояния образования в эпоху Александра I.

2. Показать внимание Александра I к образованию в начале 19 века.

3.Представить яркое событие своего времени – открытие Лицея.

4. Показать жизнь Пушкина и лицеистов в Лицее, зарождение дружбы среди лицеистов.

5.Проанализировать стихотворение.

6. Представить информацию о Н. А. Корсакове, Ф. Ф. Матюшкине, И. Пущине, А. Дельвиге, А. М. Горчакове.

7. Выяснить, какие нравственные качества связывали Пушкина с его друзьями.


Оборудование:Толковый словарь С. И. Ожегова, презентация, компьютер с проектором, тексты стихотворения « 19 октября».

Лексическая работа: «вспомогательный класс», «насельники»

Нравственные понятия: благородство, отзывчивость, дружба, вдохновенный, чувствительность, скромность, человеколюбие, добродушный, высоконравственный, самоотречение.

Деятельность учителя: организация диалога с классом по направлениям:

- состояние образования в эпоху Александра Первого,

- открытие Лицея, 19 октября – день открытия Лицея, Пушкин и Лицей,

- организация анализа стихотворения, работы с художественными средствами выразительности в процессе анализа стихотворения,

- подготовка проблемных вопросов по теме « Друзья Пушкина и их нравственные качества, которые притягивали Пушкина».

Деятельность учащихся:

Класс разделен на три группы, готовятся тематические сообщения, презентация. Первая группа - сообщение «Состояние образования в эпоху Александра Первого», презентация. Вторая группа- сообщения на темы: «В садах Лицея», «Пушкин в Лицее». Третья группа – сообщения о А. Дельвиге, А. Горчакове, И. Пущине, Н. Корсакове, Ф. Матюшкине, В. Кюхельбекере.

Поисковая деятельность учащихся: определение средств выразительности. Исследовательская деятельность: определяются качества, которые связывали Пушкина и его друзей. Открытие истины пословицы: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

Творческая деятельность учащихся:

- Сочинение - послание «Друг бесценный» ( с подготовкой опорной лексики: «великолепно учится», «всесторонне развит», «жаждущий открытий, новизны, беспокойный», «отзывчивость», «благородство», «чувствительность», «человеколюбие», «скромность», «добродушный», «высоконравственный», «вдохновенный», «отсутствие жажды славы», «обладатель особого таланта», «способность к самоотречению», «умение отдавать себя без остатка другим, Родине»).

Ход урока:

Учитель: В.Г. Белинский писал: «У Пушкина всякое чувство есть прекрасное как чувство изящное». Сегодня мы откроем для себя тайну крепкой дружбы А.С.Пушкина с его лицеистскими друзьями. На примере этой дружбы откроем для себя истину пословицы: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты».

Читается выразительно стихотворение «19 октября».


Сообщение 1-ой группы учеников « Состояние образования в эпоху Александра I» котороесопровождается показом слайда №1 «Портрет Александра I»

( презентация выполнена группой учащихся класса):

Лицей был задуман Александром I как закрытое привилегированное учебное заведение для подготовки образованных слуг государства. Задуманному учебному заведению император придавал столь важное значение, что собирался поместить туда и великих князей. Позднее Александр от этой мысли отказался, но интереса к Лицею не потерял. Александр обещал следовать « заветам своей бабки Екатерины II»и поэтому полагал, что необходимо проведение коренных реформ с целью обновления страны.

Среди многочисленных реформ, предпринятых Александром, необходимо отметить реформу народного просвещения, начатую в 1803 году, которая сделала образование более доступным для низших слоев населения. Университеты получили значительную автономию (независимость от властей). В каждом губернском городе открывалась гимназия, а в каждом уездном – уездное училище. В сельской местности открывались приходские училища. Причем, это было очень важно, в них принимались дети «всякого состояния», без различия «полу и лет». Правда, в реальности для детей крепостных доступны были только приходские училища. Для управления образовательными учреждениями было создано Министерство народного просвещения.

В стране открывались Дерптский, Казанский, Виленский, Харьковский, Петербургский университеты ( слайд №2 « Казанский университет нач.19-го века). В 1811 году был открыт Александровский (Царскосельский) лицей.


Вопросы:

  1. Что нового появилось в области образования в России?

  2. Какие примеры свидетельствуют о внимании властей к вопросам просвещения?

  3. Чем можно объяснить это внимание?


Сообщение 2-ой группы учеников (слайд № 3 « Царское Село») « В садах Лицея»:

1-ый ученик: Утром 9 октября 1811года в недавно открытый в Царском Селе императорский лицей прибыли первые воспитанники: В. Кюхельбекер, Ф. Матюшкин, Н. Корсаков… Среди прочих приехал и Пушкин Александр(слайд №4 «Портреты лицеистов»).

Воспитаннику Пушкину досталась комната за номером 14. В этой комнате он провел 6 лет. Впрочем, в комнатах своих «царскосельские насельники» бывали очень мало. Лицейский распорядок был очень строг и не предполагал бездельного времяпрепровождения. В 6 часов подростки вставали и шли на молитву. Потом, от семи до девяти, в классы. В девять – утренний чай, после него, до десяти, прогулка. С десяти до двенадцати – снова уроки. От двенадцати до часу- прогулка, потом обед. С двух до трех – рисование или чистописание. С трех до пяти – уроки. В пять – вечерний чай, прогулка. После прогулки и до ужина в половине девятого – «вспомогательный класс», то есть повторение уроков. В спальнях воспитанники оказывались лишь к десяти часам вечера (слайд № 5 Пушкин-лицеист).


Вопросы:

  1. Как вы понимаете выражение «царскосельские насельники». Какие современные слова являются однокоренными слову «насельники»?

  2. Что вас поразило в расписании Лицея?

  3. Что означает понятие « вспомогательный класс»? (повторение). Почему процесс повторения, закрепления материала назван «вспомогательный класс»?


Сообщение 2-го ученика: « Учреждение Лицея, - говорилось в утвержденном императором уставе,- имеет целию образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной…» Лицей являлся единственным учебным заведением в России, где воспитанников не секли розгами. Он пользовался особым вниманием АлександраI. Здесь были хорошие учителя, передовая программа, прекрасная библиотека. Много причин, почему первый выпуск Лицея был столь ярок и столь дружен».


Сообщение 3-го ученика: (слайд №6 « Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815г.», картина И.Репина):

В январе 1815 года в Лицее впервые устроили торжественные «публичные испытания» для воспитанников. По этому случаю в Царское Село съехалось множество высокопоставленных особ, в числе которых находился и Г. Р. Державин. « Державин был очень стар,- вспоминал Пушкин.- Он был в мундире и плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен по русской словесности. Тут он оживился: глаза заблестели, он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи. Поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостью необыкновенною. Наконец, вызвали меня. Я прочел свои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина; голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении, он меня требовал, хотел обнять…Меня искали, но не нашли…»

Летом 1817 года лицейские «первенцы» простились со своейalmamater и друг с другом – с тем, чтобы отныне встречаться каждый год , 19 октября, ведь 19 октября – день основания Лицея, постоянно отмечавшийся лицеистами первого выпуска.

Вопрос:

  1. Почему у А. Пушкина так много стихотворений с названием « 19 октября»? О чем это говорит?

Учитель: Сегодня мы обращаемся к стихотворению «19 октября», написанному Пушкиным в 1825 году. Это сложный период в жизни А. Пушкина (слайд №7 « Дом Пушкина в Михайловском»): Михайловская ссылка, одиночество. Долгое время Пушкин чувствовал себя здесь неуютно и подавленно, ибо однообразие деревенского быта действовали угнетающе. Здесь, в Михайловском, он ощутил страшную оторванность от привычного ему мира и одиночество. В первых двух строфах стихотворения «19 октября» найдите строки, которые выдают чувство одиночества автора.

( « печален я, со мною друга нет, с кем долгую запил бы я разлуку», «я пью один», «воображение вокруг меня товарищей зовет»)

- Какие художественные средства помогают передать чувство одиночества?

( « пустынной» келье -эпитет, характеризующий не просто одиночество, а отсутствие всего живого, как в пустыне;

в первой строфе автор обращается к …вину, камину с просьбой помочь забыть горькие муки одиночества, эти обращения возможны только тогда, когда у человека нет окружения).

- Обратите внимание на первые 4 строчки, в которых содержится пейзажное описание. Какими средствами создается великолепная картина природы?

(«сребрит мороз», «лес роняет», «день проглянет и скроется»- олицетворение; природа, величественная и прекрасная, живет своей жизнью;

« роняет лес багряный свой убор»- это метафора, осенние листья багряного цвета имеют истинную ценность, когда предстают в виде убора;

автор прибегает к инверсии, делая акценты на глаголах, передающих активную жизнь природы: «сребрит мороз», « проглянет день», «роняет лес», образ природы красочный, живой, пейзажная картина наполнена цветом, багряным, серебряным.

- Согласитесь, чувствуется определенная нестыковка: богатая, роскошная природа и горькое чувство одиночества лирического героя в стихотворении. Как называется такой прием, построенный на противопоставлении?

( антитеза)

- Для чего применяется антитеза в стихотворении? (она еще больше подчеркивает одиночество автора)

- В третьей строфе используются риторические вопросы. Что это такое?

( вопросы, которые не требуют ответа или на которые невозможно ответить). Что подчеркивают риторические вопросы: «Но многие ль и там из вас пируют?», «Чей глас умолк? « Кто не пришел?» (герой, возможно, задает их себе, вспоминая с теплом своих однокашников, но именно эти вопросы подчеркивают его одиночество).

- О ком вспоминает Пушкин в строфе: « Он не пришел,кудрявый наш певец» (слайд №8

« Николай Александрович Корсаков»)

Сообщение 3-ей группы учеников:

1-ый ученик « Николай Александрович Корсаков»:

Судьба его удивительна. Лицеист, друг Пушкина, композитор. Происходил из старинного смоленского дворянского рода. Фамилия идет от чешского рыцаря Корсака. Впоследствии потомки Корсака доказали, что они происходят из пределов Римской империи и получили право к фамилии добавлять и приставку « Римские».Одни из них стали Римские-Корсаковы, другие оставили фамилию Корсаков.

Николай Корсаков, лицейский друг Пушкина, великолепно учился, был всесторонне развит. Корсаков был поэтом, музыкантом, композитором. Лицеисты на досуге распевали созданные на слова Пушкина, положенные на музыку Корсакова романсы: «К живописцу», «Вчера мне Маша приказала». После Лицея Николай Александрович служил вместе с Пушкиным в Коллегии иностранных дел, а в 1819 году направлен в Рим в составе русской миссии. Через год, в возрасте 20 лет, он скончался. За час до смерти он сочинил надпись на свою могилу:

Прохожий, поспеши к стране родной своей!

Ах! Грустно умирать далеко от друзей.

Могила Корсакова с этой надписью сохраняется в Италии и поныне. Пушкин был потрясен смертью своего товарища:

Сокрылся он,

Любви, забав питомец нежный,

Кругом его глубокий сон

И хлад могилы безмятежный…

( « Гроб юноши» )

( Собираем опорную лексику к сочинению - посланию: « великолепно учится», «всесторонне развит»).

Учитель: Среди лицеистов была удивительная личность. Это Федор Федорович Матюшкин, ровесник А.С.Пушкина(слайд №9 «Федор Федорович Матюшкин»).

2-ой ученик добавляет: Всю жизнь провел « в морях и странствиях» ученый и исследователь,адмирал Федор Матюшкин, единственный из лицейских первенцев ставший мореплавателем, участником кругосветных путешествий. Именем Матюшкина назван мыс в Восточно- Сибирском море.

Учитель: Когда Пушкин писал свое стихотворение « 19 октября», Матюшкин был в это время уже в третьем плавании, кругосветном. Прочитайте строфу, посвященную Матюшкину (5-ая строфа «Сидишь ли ты в кругу своих друзей…»)

- Какие обращения придумал Александр Сергеевич для Федора Матюшкина? (« чужих небес любовник беспокойный»; « волн и бурь любимое дитя!»)

- Что вы слышите в этом обращении? Какая характеристика Матюшкину содержится в этих словах? Какие чувства Пушкина вы ощущаете?

(Словарная работа: «Любовник»- любитель дальних странствий; «беспокойный»- не умеющий находиться на одном месте, жаждущий открытий, новизны, а открытия совершаются в дальних странах; «чужие небеса»- так названы далекие земли, которые упоминает Пушкин; поэт восхищается своим другом, желает ему « счастливого пути» ; Матюшкин породнился с морем, поэтому Пушкин и дает определение своему другу: « волн и бурь любимое дитя!»).

(Запись опорной лексики: «жаждущий открытий, новизны», «беспокойный».)

- Прочтите строфы, посвященные Пущину, Горчакову, Дельвигу. Почему автор вспоминает именно об этих лицеистах, с чем это связано? (они посетили Пушкина в Михайловском)

- Как вы понимаете строчки:

В обители пустынных вьюг и хлада,

Мне сладкая готовилась отрада:

Троих из вас, друзей моей души,

Здесь обнял я.

- Какие средства выразительности использовал автор? (эпитеты, инверсия, метафора)

- Вспомните, при каких обстоятельствах Пущин посетил Пушкина в Михайловском?

( Ребята знакомы с историей взаимоотношений Пушкина и Пущина еще с 6 класса, им легко вспомнить историю трогательной встречи, стихотворное послание И. Пущину, написанное Пушкиным А.С.)

Сообщение 3-го ученика « Иван Пущин» (слайд № 10 « Иван Пущин»):

Современники Пущина, люди различных политических убеждений, разного возраста, взглядов, противоположные во всем, в одном – отношении к И. И. Пущину- оказывались удивительно единодушными. Нелюбимый лицеистами воспитатель И. Пилецкий дал такую характеристику Пущину:

« Благородство, воспитанность, добродушие, скромность, чувствительность, с мужеством и тонким человеколюбием , особенно же рассудительность суть свойства его отличные».

5 января 1828 года за причастность к декабристскому движению Пущин был сослан в Читу. В Сибири проявился дар Пущина привлекать к себе гонимых. Ссыльные поляки отзывались о нем как о « бриллианте среди декабристов». Польский революционер Руциньский дал точную характеристику Пущину: « Много благородства в характере, отзывчивый и щедрый, притом веселый и остроумный, любим был повсюду.» Всем сердцем любил Россию. Основательно знал отечественную литературу. Замечательно, что ни время, ни суровые испытания не меняли его.

Вопросы:

- Какие нравственные качества И. Пущина привлекали к нему людей?(благородство, отзывчивость, чувствительность, скромность, человеколюбие)

Словарная работа (ученик-ассистент определяет по словарю значение этих слов):

Благородство- высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью.

Отзывчивость- качество человека, легко отзывающегося на чужие нужды, готового помочь.

Чувствительность- качество человека, обладающего повышенной восприимчивостью.

Человеколюбие- любовь к людям, гуманность.

Скромность- сдержанность в обнаружении своих достоинств, заслуг.

Добродушный – добрый и мягкий по характеру, незлобливый.(запись опорной лексики в тетрадь)

- Что мог более всего ценить Пушкин в своем друге?

- Какие черты характера Пущина вы хотели бы видеть в себе, видеть в своих друзьях?

Объясните пушкинские строчки, исходя из характеристики Пущина:

О Пущин мой, ты первый посетил,

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил…


Учитель: А.М.Горчаков встретился с Пушкиным у своего дяди, А,Н.Пещурова, в имении Лямоново, недалеко от Михайловского, летом 1825 года. Какова судьба Александра Михайловича Горчакова? (слайд № 11 « А.М.Горчаков»)

Сообщение 4-го ученика: А. М. Горчаков (1798- 1883 гг.) после окончания Лицея поступил на дипломатическую службу. Перед началом Крымской войны он приложил немало усилий, чтобы удержать Австрию и ряд других держав от вступления в войну против России (ополчились Англия, Турция, Франция). А.М.Горчаков, по воспоминаниям современников, отличался независимостью характера, высокой нравственностью, имел обширные связи среди политических деятелей иностранных государств. Он пользовался большим доверием императора Александра II не только в вопросах внешней политики, но и в делах проведения реформ внутри страны. За заслуги перед Отечеством Горчаков был удостоен высочайших почестей, включая титул светлейшего князя и высший государственный чин Табели о рангах – государственного канцлера Российской империи. Именно стараниями А.М. Горчакова Россия вернула себе право держать флот на Черном море.

Учитель: Это будет гораздо позже, но уже сейчас Пушкин отмечает блестящую карьеру А.М. Горчакова, называя его» счастливец с первых дней». Какие качества Горчакова притягивают к нему людей? (смотреть по стихотворению)

Хвала тебе – фортуны блеск холодный

Не изменил души твоей свободной:

Все тот же ты для чести и друзей…

…Ступая в жизнь, мы быстро разошлись,

Но невзначай проселочной дорогой

Мы встретились и братски обнялись.

- Что привлекает Пушкина в Горчакове?

- Какие качества Горчакова вам бы хотелось перенять? (отсутствие зазнайства, высокомерия, ум, умение быть полезным Родине, слова записываются как опорная лексика к сочинению.)

Учитель: В 1825 году, в апреле, Дельвиг посетил Михайловское. Радости не было конца, свидание было очень содержательным: вели споры, проделывали литературные опыты. Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер были самые близкие лицейские друзья Пушкина. Что мы знаем о А.А. Дельвиге?

( слайд №12 « А. А. Дельвиг»)

Сообщение 5-го ученика « А.А. Дельвиг»:

Дельвиг был самым дорогим другом души для Пушкина. Он был большим поэтом, при жизни недооцененным едва ли не всеми, кроме Пушкина. В Лицее Дельвиг выделялся познаниями только в российской словесности. Все остальные лекции и занятия проходили для него как в тумане: он дремал, поддерживая свою репутацию безмятежного ленивца. Но,скорее всего, это была своеобразная маска. Интересна аттестация, данная ему лицейским инспектором: « Барон Дельвиг 14-ти лет. Способности его посредственны, как и прилежание. Мешкотность ( медлительность, вялость) - вообще его свойство, и весьма приметна во всем, только не тогда, когда он шалит или резвится, тут он насмешлив, балагур…»Пресловутая лень не помешали Дельвигу принимать активное участие в организации рукописных журналов и сборников, а после Лицея стать душой пушкинского круга писателей, издателем альманахов « Северные цветы», « Подснежники».Дельвиг был автором гимна Лицея. Создал такие шедевры, как « Соловей», « Пела, пела пташечка», « Не осенний мелкий дождичек», положенные соответственно на музыку А. А. Алябьева, А. Г. Рубинштейна, М. Н. Глинки.

Он не работал ни дня. Но всю душу отдавал поэзии, « Северным цветам». Пушкин считал, что Дельвига не оценили современники.

Учитель: Теперь, думается, понятна характеристика Пушкина, данная Дельвигу. Как она звучит? («сын лени вдохновенный»)

-Как вы понимаете эпитет « вдохновенный»?

Словарная работа:

Вдохновенный- проникнутый творческим подъемом,приливом творческих сил (запись в тетрадь).

- Как вы объясните строчки из стихотворения:

Но я любил уже рукоплесканья,

Ты, гордый, пел для муз и для души;

Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,

Ты гений свой воспитывал в тиши.

- Какими качествамиДельвига восхищается Пушкин? (скромностью, отсутствием жажды славы, обладанием особого таланта, Дельвиг умеет свой талант не выставлять напоказ, не кичиться им)

Служенье муз не терпит суеты!

(Запись опорной лексики: «отсутствие жажды славы», « обладатель особого таланта».)

Учитель: Следующие строфы обращены к Вильгельму Кюхельбекеру. Как называет Пушкин Кюхельбекера? (« мой брат родной по музе, по судьбам») ( слайд №13»Пушкин в Михайловском»)

Сообщение 6-го ученика « В.К. Кюхельбекер» (слайд №14 « В.К. Кюхельбекер»):

Кюхельбекер пришел в Лицей с открытой душой,с ясным стремлением как можно больше узнать, с надеждой избрать себе поприще, которое позволит послужить Отчизне. Сердце его жаждало дружбы и товарищеского понимания. Но какой ценой он,в конечном счете, обрел это все. Ведь в Лицей пришли 12-13-тилетние мальчики, готовые хохотать над внешностью, забавными чертами соучеников. Кюхля был худой, с кривящимся ртом, странной вихляющей походкой, вечно погруженный в чтение или в размышления. Обидные эпиграммы (шуточные стихотворения) так и сыпались в адрес Вильгельма. Может быть, обиднее всего казались шутки и насмешки, даже самые доброжелательные, тех, кого он скоро полюбил и в ком увидел близких по духу людей: Пушкина, Дельвига, Пущина.

Кюхельбекер стал поэтом и поддерживал в сердце своем поэтический огонь долгие годы,прежде всего, под влиянием Пушкина. Кюхельбекер - поэт – декабрист, автор од, трагедий, посланий. Ни 10 лет тюремного заключения, ни одиночество и безвестность- ничто не смогло убить в нем большого поэта.

Пушкин и Дельвиг в юности именно от Кюхельбекера услышали вдохновенные слова о великом предназначении поэта- пророка – голоса души народа; увидели в чудаке Кюхле пример гордого самоотречения во имя поэзии. Именно эта способность к самоотречению во имя высокого идеала и привела Кюхельбекера на площадь.

Вопросы:

- Так почему же Пушкин называет Кюхельбекера «мой брат родной по музе, по судьбам»? (их объединяло не только лицейское прошлое, но и темы стихотворений были общими)

- У Кюхельбекера есть стихотворения, посвященные А.С.Пушкину, Пущину, Дельвигу, несколько стихотворений с названием « 19 октября». Он так же, как и Пушкин, бережно и трепетно нес дружбу, зародившуюся в Лицее. Какие черты характера в Кюхельбекере вам близки? (умение отдавать себя другим, Родине без остатка, способность к самоотречению)

Словарная работа: Самоотречение – сознательный отказ от личных благ, умение отдавать себя другим (запись в тетрадь)

Опорная лексика: «способность к самоотречению».

Учитель: В нашем языке есть пословица: « Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Как вы понимаете эту пословицу?

- Как она соотносится с обликом, характером Пушкина?

-Что нам раскрывается в образе Пушкина, когда мы узнаем о его друзьях?

-Как вы понимаете выражение: «Дружба- нравственный стержень сообщества». Что такое, по вашему мнению, дружба?

Словарная работа:

Дружба- близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, близости интересов (запись в тетрадь).

- Кого славит Пушкин в заключительных строфах? (царя)

- Какого царя? ( Александра I , « он взял Париж», «он основал Лицей»)

- Почему Пушкин славит царя, ведь сам поэт сейчас в ссылке? (« он человек, им властвует мгновенье, он раб молвы, сомнений и страстей; простим ему неправое гоненье»; Пушкин прощает Александра, за гонения не держит обиды, понимая, что любой человек может ошибаться).

-Как это характеризует поэта? (у него есть дар всепрощения, он не держит зла за нанесенные ему обиды)

- И этому дару многим стоит поучиться в этом мире.

Какими мыслями и размышлениями завершается стихотворение? (Пушкин вспоминает, что круг друзей «час от часу редеет», автор понимает, что жизнь отсчитывает каждому свои часы.) (слайд № 15 «Пушкин на садовой скамье» (работа В. Серова).

- Как вы понимаете строчки:

Мы вянем; дни бегут;

Невидимо склоняясь и хладея;

Мы близимся к началу своему.

( У Пушкина философский подход: началом он называет и конец любой жизни, каждый возвращается в исходную точку, из которой он начал отсчет своей жизни).

- Пушкин называет «несчастным другом» того, кто будет «торжествовать один» тогда, когда уже однокашников не будет в этом мире. И все же последняя строфа полна оптимизма. За счет чего это создается? ( Печаль сменяется положительными эмоциями, поскольку оставшийся лицеист,« и лишний, и чужой» « средь новых поколений» , вспомнит друзей, дружбу лицеистов. Именно это великое чувство дружбы сможет скрасить последние дни оставшегося лицеиста, как скрашивает чувство дружбы дни Михайловской ссылки Пушкина.) (слайд № 16 « Пушкин в Царском селе. Памятник»).


Задание на дом: Напишите сочинение –послание « Друг бесценный».


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
А. С. Пушкин «19 октября» дружба как нравственный стержень «сообщества избранных»

Автор: Чигилейчик Жанна Анатольевна

Дата: 17.08.2020

Номер свидетельства: 555904


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства