В рассказе А.П. Платонова “Песчаная учительница” повествуется о жизни молодой учительницы, принадлежащей поколению честных, целеустремленных, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов своего дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации неграмотности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«А.П.Платонов. "Песчаная учительница"»
11 класс Урок русской литературы
Тема:Рассказ А. П.Платонова «Песчаная учительница»
Цель урока: формировать представление учащихся об идейном своеобразии рассказа «Песчаная учительница»; создать условия для формирования у учащихся целостного видения проблем рассказа;
- на примере образа главной героини формировать активную жизненную позицию, гражданское мужество; воспитание культуры речевого поведения, формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке.
Ожидаемый результат: развитие логического и образного мышления; формирование диалогических навыков; умение отстаивать свою точку зрения
Наглядные материалы: портрет А.П. Платонова, текст рассказа “Песчаная учительница,” слайд – презентация о жизнедеятельности А.П.Платонова
Ход урока
1.Орг.момент. . Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. С помощью разрезанных пазлов делит класс на группы.
2. Опрос д/ з: 1.Презентация о жизнедеятельности А.Платонова (опережающее задание)
2.Прочитать самостоятельно рассказ «Песчаная учительница»
Определение темы, постановка цели.
-Ребята, давайте определим тему урока:
-Жажда полезной деятельности, душевная неуспокоенность и широта души героини рассказа А.Платонова « Песчаная учительница»
Сформулируем цели урока: формирование интереса к произведениям нравственной проблематики
-развитие логического мышления, формирование диалогического обучения
-воспитание активной жизненной позиции.
Слово учителя.В рассказе А.П.Платонова “Песчаная учительница” повествуется о жизни молодой учительницы, принадлежащей поколению честных, целеустремленных, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов своего дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации неграмотности.
Историческая справка: Вплоть до 70-х годов XX века в нашем районе в школах работали приезжие учителя. В нашей школе также работают учителя, которых направили по распределению. Они так же, как и “песчаная учительница”, были направлены к нам. Их заслугой является обучение и подготовка местных кадров, приобщение к культуре и т.д.
Викторина — проверка знания текста.
1) Сколько лет было Марии Никифоровне, когда она начала преподавать?
2) Почему дети в селе не ходили в школу?
3) Какой новый предмет пришлось преподавать учительнице?
4) Смогла ли Мария Никифоровна помочь жителям пустыни?
5) Осталась ли она в Хошутове навсегда?
6) Почему рассказ называется «Песчаная учительница»?
7)Какие проблемы поднимаются в произведении?(человек и природа, борьба с природной стихией, путь покорения природы.)
III. Актуализация знаний. Учитель читает ученикам притчу. Составление ассоциативной карты.
Изображение пустыни в рассказе. События рассказа происходят в пустыне.
Выступление группы-географы:
Пустыня — природная зона, характеризующаяся равнинной поверхностью. В пустыне редко встречается или отсутствует флора, фауна здесь специфическая. Большей частью территория пустынь бессточна, иногда их пересекают транзитные реки (Сырдарья, Амударья, Нил). Грунтовые воды часто минерализованы. Почвы развиты слабо, характеризуются преобладанием в почвенном растворе водно-растворимых солей над органическими веществами. Расстояние между соседними растениями от нескольких десятков см до нескольких метров и более.
Песчаные пустыни населены из растений в основном колючими кустарниками, из животных — пресмыкающимися и мелкими степными животными. В песчаных пустынях над местами залегания подземных вод встречаются оазисы — «островки» с густой растительностью и водоёмами. Снежные пустыни в основном находятся за полярными кругами и населены животными, устойчивыми к холоду.
Выступление группы -лирики:
Какое-то неприятное, даже пожалуй, страшное само слово пустыня. Она не оставляет никакой надежды, решительно объявляя - здесь ничего нет и быть не может. Здесь пустота, пустыня.
А.С.Пушкин писал: «В пустыне чахлой и скупой/ На почве, зноем раскаленной...». На многие сотни километров тянется пустыня, сколько, казалось бы, ни идти, ни ехать, все одна и та же безжизненная земля.
Но для людей, выросших в пустыне или рядом с ней, земля эта действительно величественна и прекрасна, как и всякая земля, по которой ходит человек, на которой он живет.
- Проследите за тем, как автор в рассказе описывает пустыню.
Астраханская пустыня
Среднеазиатская пустыня
Волнующаяся от легчайшего ветра
Караваны верблюдов, уходящих в Персию
Загорелые купцы
Песчаная пудра
Пустыня-родина героини
География поэзия
Солнце исходило зноем
Высота жуткого неба
Раскаленные барханы, как пылающие костры
Песчаная буря
Яркий день кажется мрачной ночью
Неухоженные колодцы
- С чьим восприятием тесно связаны картины пустыни в начале рассказа? (Марии Нарышкиной)
- Чем являлась пустыня для жителей села? Почему в двух описаниях пустыни первое высказывание не содержит негативной оценки, которая есть во втором эпизоде? (в первом случае пустыня показана как часть природы, живущая по своим законам, не всегда понятным и прекрасным, во втором случае пустыня связана с ненужным тяжким трудом людей, сломленных пустыней).
Изображение душевного состояния героини.
- В чем различие между описаниями пустыни? (одна пустыня знакома героине, это ее родина, а другая – чужда и непонятна ей).
Сравним душевное состояние героини в первых главах:
Астраханская пустыня (часть 1)
Среднеазиатская пустыня (Часть 2,3)
Ни война, ни революция ее не коснулась; Отец-учитель не разъяснял девочке событий, жалея ее детство; С восторгом читает книги по географии; Пустыня для нее поэзия; Неясно осознает свое предназначение
Тоскливое чувство охватило путешественницу; первый раз видела Мария Никифоровна настоящую бурю в пустыне; долгие вечера думала, что ей делать в этом селе, обреченном на вымирание; крепкая, веселая натура Нарышкиной стала теряться и потухать
итог
Оберегалась родителями от невзгод, не готова к настоящей жизни
Столкнулась с настоящими трудностями жизни в пустыне
Работа над исследованием гипотезы: в пустыне человек проявляет свои самые сильные качества.
Задание для 1 группы: Найдите и опишите Хошутово в первые месяцы работы молодой учительницы
Задание для 2 группы: Найдите и опишите пустыню, преображенную стараниями жителей села и молодой учительницы
Представление результатов поиска в виде схемы:
Мария Никифоровна пополнела, несмотря на заботы, и еще больше заневестилась лицом
Итог исследования: В начале повествования мы видим героиню и ее окружение отчужденными от настоящей жизни, непонимающими ее. Затем к ней приходит первая настоящая печаль, связанная с крушением ее мечты о будущем. Она постигает противоречия жизни, связанные с трудностями жизни в пустыне, встречей с аборигенами, постижением их правды жизни. Героиня меняется, встречает трудности, добивается восстановления земли.
Душа героини, как возрожденная степь, победила в этой борьбе.
Работа с текстом.
— Проследите за тем, как автор описывает пустыню, и какой она, предстает в разное время года?
( Работе по карте Казахстана, почва, растительность)
Астраханская пустыня и среднеазиатская пустыня: в чем их отличие.
Найдите и определите художественные средства и их роль: сравнения (пылающие костры саван – “огонь несущий смерть”) эпитеты жуткое небо, шипящий ветер, “стонущий” песок, “дымящиеся верхушки барханов”, непрозрачный воздух, наполненный песком, буря в пустыне, “когда яркий день кажется мрачной ночью”.
— (стр.161) прочитать : Как встретила Марию прикаспийская пустыня?
— Что делать ей в в этом селе, обреченном на вымирание?(Беседа об условиях жизни Марии)
— Кого жители села называют «Кочуй»(Прочитать диалог между Марией и вождем.стр.161) «Почему она подумала, что вождь прав?»
— Она поняла безысходную судьбу двух народов, сложную судьбу разных племен и решила не жалеть своей жизни для улучшения благоустроенности на селе)
— Какие изменения произошли с героиней?( В начале рассказа какой представлена Мария? стр.160,164. Девушка изменилась вместе с пустыней, которая ожила, стала приветливой как ее прикаспийская пустыня. Даже взрослые решили взяться за учебу. Новые трудности не пугают Марию.
Класс делится на 2 группы
Игра-дебаты: Можно ли назвать Марию Никифоровну счастливым человеком?
( Работа на постерах)
1. группа — « за» — М.Н. как молодая неопытная женщина могла уехать домой- но долг, ответственность не позволили ей сделать этого. Она видит: дети не ходят в школу, село бедствует. Она вводит в школе новый предмет «песчаное дело». Характер целеустремленный, активная.
Несмотря на то, что труд сельчан уничтожен, зеленые насаждения полностью уничтожены кочевниками, она понимает- безрезультатно жаловаться. Продолжает учить кочевников культуре песков. Остается налаживать жизнь в селе Сафута. Оптимизм характера- «…приеду по лесной дороге».Мы считаем, что учительница счастливая и она нашла свое призвание.
2.группа – «против» -Наша группа считает, что жизнь в пустыне- это ад, там нет жизни , не будет радости. Сельчан ожидают бесконечные муки, ужасы. Весь труд 3 лет пропал даром. Мария похоронит свою молодость среди песков, среди диких кочевников, не обзаведется семьей.А ведь предназначение женщины- быть женой, матерью.Самая большая награда, которая ждет ее, памятник – шелюга.
Какие проблемы поднимает в своем рассказе писатель?
Гипотеза: Если человек отдает всего себя служению людям, его жизнь имеет смысл. Мария помогла людям в борьбе с пустыней. Не растеряла всей своей силы, стойкости и добилась своего. Пожертвовала собой ради спасения своего села.
Вывод: Смысл жизни в бескорыстном выполнении работы, улучшающей жизнь окружающих. Такие люди, как Мария нужны всегда и везде. Главная ценность – служение людям.
Душа
Мечты
Дела
Открытая,
настойчивая,
целеустремлённая , добрая
Выйти замуж,
создать семью,
Научила жителей бороться с песками,
учила детей, сажала деревья,
плела корзины, мебель.
Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводится закрепление урока.
- Почему жители села не смогли проявить свою силу в борьбе с пустыней?
- Как можно оценить деятельность героини?
- Могла ли Мария Нарышкина поступить по-другому в ситуации с нападением кочевников?
- Какие мысли вызвал финал рассказа? Прочитайте впечатлившие вас строки.
- В чем смысл служения людям? (Смысл служения людям в бескорыстном выполнении работы, улучшающей жизнь окружающих).
Словарная работа:
1. Орошать – поливать, пропитывать влагой.
2. Шелюга – виды деревьев и кустарников рода ивовых.
3. Смрадные – издающие отвратительный запах.
4. Обглодать – обгрызть, съесть.
5. Вымогла из себя – породила, вырастила.
6. Задернелый – обильный корнями травянистых растений.
Закрепление
Задания: Ответы на вопросы
1. Какая черта личности Марии Нарышкиной является, по вашему мнению, главной?
3. Почему Мария решила что, «в школе надо сделать главным предметом обучение борьбе с песками, обучение искусству превращать пустыню в живую землю»? Как вы понимаете следующие слова: «Пустыня – будущий мир…»?
4. Прочитайте диалог Марии с вождем кочевников. Почему Мария «втайне подумала, что вождь умен…»?
5. Какова, по-вашему, главная мысль рассказа «Песчаная учительница»? Определите тему, идейно-художественное содержание рассказа.
Закрепление.
В чем заключается ПОСТУПОК героини?
— Отдать лучшие годы на служение людям. Добровольно отказаться от личного счастья.
— Мария поняла, что необходимо помочь людям в борьбе с пустыней.
— Не растеряла своей силы, добилась поставленной цели.
— Решила пожертвовать собой ради спасения своего села, для улучшения жизни на селе.
— Такие, как Мария нужны всегда. У Н.А.Некрасова есть строки:
Природа-мать!
Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру-
Заглохла б нива жизни!
Этап рефлексии. Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить. (на стикерах)
-Что получилось хорошо?
-Чего добились с трудом?
-Что нужно доработать?
7. Домашнее задание: Эссе на тему: «Нужны ли обществу такие люди, как Мария Никифоровна?»