kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.П.Чехов "Злоумышленник". Тема, приёмы создания характеров и ситуаций. ( урок в формате офлайн).

Нажмите, чтобы узнать подробности

В период пандемии преподавание уроки литературы проводятся в режиме не только в формате онлайн, но и в офлайн.Такие уроки напоминают лабораторные работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.П.Чехов "Злоумышленник". Тема, приёмы создания характеров и ситуаций. ( урок в формате офлайн).»

Доброе утро! В тетради записываем число и тему урока:

А. П. Чехов «Злоумышленник». Тема, приемы создания характеров и ситуаций; отношения писателя к персонажам.

1. Главный вопрос урока: почему рассказ так называется?

На этот вопрос нужно в конце занятия дать письменный ответ.

2. Работаем устно и письменно.

-Как вы понимаете слово "юмор"?

-Смех всегда одинаковый или он имеет разные оттенки? Какие?

Юмор - это веселый, незлой смех;

Ирония - это скрытый смех, усмешка;

Сатира - это уже смех недовольства, отрицательного отношения к явлению или человеку;

Сарказм - это злой, громовой, преувеличенный хохот.

  Теория литературы

  • Юмор —  особый вид комического, изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры, юмор — смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.

  • Ирония —особый вид комического, осмеяние, насмешка. При иронии отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания.

  • Сатира — особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом, карикатурном виде.

  • Сарказм —  особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда негодование высказывается вполне открыто.

  • Гротеск — литературный прием, соединение реального и фантастического, создающее абсурдные ситуации, комические несоответствия.



3. Работа по рассказу «Злоумышленник».

А) История создания.

В 1885 году в «Петербургской газете» был напечатан рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник», который вошёл в сборник «Пёстрые рассказы».

Б) Чтение рассказа ( см.учебник).

В) Лексическая и аналитическая работа.

Все начинается с заглавия. Оно имеет особое значение. По мнению писателя, заглавие - это стержень произведения, оно должно быть ярким, кратким, ясным.

Что необычного в заглавии только что прочитанного рассказа?

-Кто такой «злоумышленник»?

Злоумышленник – человек, который совершил преступление с заранее обдуманным намерением.

– Как объяснить название рассказа? (Замыслил злое дело. Злой умысел. Рассказ так называется, потому что следователь решил, что Денис Григорьев умышленно отвинтил «гайку, коей рельсы прикрепляются к шпалам»).

Умысел – одна из форм вины, противопоставляемая неосторожностиобдуманное заранее намерение совершить что-нибудь (преимущ. дурное, предосудительное). 

-Назовите главных героев рассказа.

(судебный следователь и мужик Денис Григорьев).

-Что мы узнаём о главных героях? Найдите портрет ( можно с опорой на иллюстрацию)

(Денис Григорьев: маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных штанах … Он бос. Измучен работой и нищетой. Тщедушный мужичонка.

Судебный следователь: широкоплечий, полный мужчина; ухоженный).

Тщедушный - хилый, слабый, обычно худой или болезненный

Ухоженный -  такой, о котором заботятся, за которым ухаживают

-Для чего Денис отвинтил гайку?

(Чтобы сделать из неё грузило.)

– Виновен ли Денис?

– Каково содержание статьи 1081?

– Знал ли виновный (Денис), что может произойти с поездом?

– Один ли Денис занимался отвинчиванием гаек?

– Справедливо ли следователь обвиняет крестьянина во лжи?

-Почему следователь не понял Дениса Григорьева?

(Эти два человека принадлежат к разным социальным классам, к разным сословиям. Один не понимает потребностей другого. Они на допросе как будто говорят «на разных языках». Следователь стремится решить проблему для нужд следствия, а Денис даёт объяснение, исходя из реальных событий, не подозревая, что его слова могут быть восприняты следствием, как подтверждение преступления.)

-Где в рассказе видно непонимание, столкновение Григорьева и следователя?

(«Послушай, братец…: Дураку закон не писан…»,«Недогляди сторож……тьфу! гайка!»,«Мне идтить?... –:Хоть и высеки, но чтоб за дело, по совести…»)

-Кому из героев можно посочувствовать?

(Конечно, Денису Григорьеву, потому что он не знает, за что его обвинили, его не поняли, а он не понял следователя и закон. А следователь по цепочке соединил прошлогоднее крушение поезда с отвинчиванием гаек. И раз виновный уже тут, он должен понести наказание. Денис даже после объявления следователем статьи закона по факту преступления и обвинения Дениса в умышленном преступлении не понимает, что хочет ему сказать следователь. И только после того, как его берут под стражу, Денис соображает, что допрос касался его поведения).

Какое чувство вызывает этот рассказ? (Чувство горечи, сожаления: мужик будет наказан, но он не понял и не поймет, за что наказан.)

-О чём этот рассказ? Тема?

(Этот рассказ о двух сословиях, их взаимоотношениях и непонимании друг друга).

--Каким способом, с помощью какого средства выражения автор это передаёт в рассказе?

(С помощью сатиры)

Сатира – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

Вывод. Читатель не смеется потому, что нет ничего смешного, только грустно, горько становится от всего увиденного и услышанного.

4. Подведение итогов урока. Сможешь ли составить устный рассказ об одном из героев (твой выбор)

План.

1. Место, занимаемое в произведении.

2. Положение героя в обществе. Как это отражается на поведении героя?

3. Портретная характеристика героя. Какие черты характера раскрывает портрет?

4. Речевая характеристика. Проанализируйте словарный запас.

5. Герой вызывает у вас больше смеха или сочувствия?





5. Домашнее задание: почему рассказ так называется (письменно).

Советую дополнительно прочитать рассказы А. П. Чехова «Тоска», «Пересолил», «Размазня». Читайте с удовольствием небольшие произведения писателя, который заявил: «Краткость – сестра таланта».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Мельникова Наталья Игоревна

Дата: 02.06.2022

Номер свидетельства: 608671


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства