Просмотр содержимого документа
«А.Н.Толстой. Роман "Пётр Первый"»
Дата: 14.03.18
Класс: 9
Тема: А.Н.Толстой. Роман «Петр Первый».
Цели урока:
- продолжить формирование духовных ценностей учащихся на основе мировой и русской культуры;
- «прочтение» литературной классики в свете современных требований, определение её актуальности, понимание нравственных ценностей и мировоззренческих категорий, отраженных в литературе, умение определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям, отстаивать гуманистические нравственные позиции;
- продолжить формирование общекультурной литературной компетентности- восприятие литературы как неотъемлемой части культуры.
- формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства:
литературу и музыку;
- содействовать формированию любви к классической литературе, трепетного отношения к такому высокому нравственному понятию как любовь.
Составляющие (предметные) компетенции:
- создать условия для восприятия учебного материала о жизни и творчестве А.Н.Толстого, понимания вопроса о роли писателя в литературе XХ в.; познакомить учеников с биографией писателя, раскрыть причины, побудившие А. Н. Толстого написать роман о Петре I,
Ход урока:
1.Оргмомент.
II. Мотивационный этап. Прием «Ключевые слова».
1.Выделите в теме урока ключевые слова, определите цель нашего урока сегодня. Что нужно выполнить нам, чтобы ответить на этот проблемный вопрос?
2. Реализация домашнего задания.
II.
Основные этапы творческой биографии А. Н. Толстого (презентация).
Составление ментальной карты.
Тема памяти, в том числе исторической памяти, которая у Булгакова была реализована прежде всего в романе «Мастер и Маргарита», всегда интересовала и талантливого русского писателя Алексея Николаевича Толстого.
Ранние годы Толстого прошли в усадьбе Сосновка, недалеко от Самары. О своем безмятежном детстве он написал уже в эмиграции, в 1920 году.
«Детство Никиты» — одно из лучших произведений русской литературы на эту тему. Кроме автобиографической основы, в произведении передано ощущение русской природы, неповторимость уходящего уклада жизни. Память детства сопрягалась с чувством истории в работе над романом «Петр Первый»: «Картины старой Москвы звучали во мне глубокими детскими воспоминаниями. И отсюда появлялось ощущение эпохи, ее вещественность».
Учился Толстой в реальных училищах Сызрани и Самары, затем на механическом отделении петербургского Технологического института. Основательная инженерная подготовка скажется при написании им фантастических произведений — романов «Аэлита» (1923) и «Гиперболоид инженера Гарина» (1925).
Талант Толстого, его феноменальная фантазия и наблюдательность проявились довольно рано. В предреволюционную эпоху он перепробовал себя в самых разных жанрах и направлениях литературы.
В 1919 году, не принявший революцию писатель оказывается в эмиграции, в Париже. Но слишком сильна была тяга к родным местам, к отечеству. Эта тяга ярко проявляется в творчестве писателя, в рассказах и повестях эмигрантской поры, в замысле романа «Хождение по мукам».
— Что вы помните о царствовании Петра I? Охарактеризуйте русскую жизнь конца ХVII — начала ХVIII века.
(На рубеже ХVII-ХVIII веков созрели предпосылки для решительных перемен. В странах Европы быстро развивалась промышленность. Важнейшей исторической задачей для России было завоевание выхода к Черному и Балтийскому морям. Назрела острая необходимость в создании регулярной армии и военно-морского флота. Система государственных учреждений нуждалась в реформах.)
Петр I, сын царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной, правил с 1682 во 1725 гг. Самостоятельное правление началось в 1689 году, когда ему удалось устранить свою старшую сестру Софью от управления государством. Еще в отроческие годы по приказу Петра были сформированы «потешные войска», которые в дальнейшем стали основой его регулярной армии. Деятельность Петра продолжала политику Алексея Михайловича и Софьи, но Петр действовал более жестко и решительно.
К концу правления Петра Россия представляла собой крупнейшую державу с сильной армией и отличным флотом. Петр учредил Правительствующий сенат вместо Боярской Думы, ввел коллегии вместо приказов, упразднил воеводства и учредил губернии. Реорганизация системы управления привела к установлению абсолютизма. Петр поставил под контроль государства церковь, отменив в 1721 году патриаршество и учредив Священный синод. Реформы в области
культуры: новый календарь, начало русской печатной периодики, открытие школ разного профиля – медицинских, военных, инженерных, ремесленных; открытие Академии наук (1724).
Петр был волевым, любознательным, работоспособным человеком. Врагов карал безжалостно. Преданных ему людей ценил за инициативность, исполнительность, стремление к преобразованиям. Правой рукой Петра на протяжении всего царствования был А. Д. Меньшиков, происходивший из низших слоев. Соратники Петра: Никита Зотов, Франц Лефорт, Патрик Гордон, Федор Головин, Прокопий Возницын.
— Как вы считаете, сопоставимы ли эпоха Петра и время, в которое создавался роман?
(Роман создавался в Советской России в обстановке ломки вековых устоев, индустриализации и коллективизации, в годы, когда закладывался культ личности Сталина. Вдохновленный ощущением «творческой силы жизни эпохи Петра, А. Толстой возвращается к пушкинской, оптимистической традиции в оценке деятельности ПетраI.)
— Какие реальные исторические персонажи введены А. Толстым в роман?
— Какие реальные исторические события изображены в романе?