Изучение нового | Инструктаж по заданию | 6. Анализ 1-го действия - Почему пьеса открывается диалогом Шапкина, Кудряша и Кулигина? (разная жизненная философия: Кудряш – рабствовать не станет, Кулигин – стерпит) -Какую роль играет песня? (свобода, чистота, вольность, красота) 6. Анализ пейзажа в пьесе явление 1 общественный сад, Волга, красота явление 7 Катерина о солнечных днях, ярком саде – всё в прошлой жизни явление 9 – гроза заходит Групповая работа 1 группа «Темное царство» в пьесе «Гроза». 1. О чем говорят Дикой и Кабаниха со своими родственниками? 2. Дайте краткую характеристику личностных качеств Дикого и Кабанихи. 2 группа Анализ монолога Кулигина (явление 3). 1. Какую роль играет этот монолог в пьесе? 2. Почему этот монолог автор вкладывает уста именно Кулигина? 3. Докажите, что Кулигин прав, говоря о жестоких нравах, приведите примеры темноты и невежества горожан. 3 группа Анализ образа Катерины. С какими словами в пьесе появляется Катерина, как они ее характеризуют? (явление 5). Каково прошлое Катерины, как оно соотносится с ее настоящим? (явление 7). Одинакова ли религиозность Катерины и Кабанихи? Докажите. Почему именно Катерина способна произнести фразу «Отчего люди не летают»? 4 группа Тихон Кабанов Любит ли Тихон Катерину? Докажите. Что для Тихона значит свобода? 5 группа Варвара Почему Варвара так не похожа на Катерину, в чем разница между героинями? Можно ли сказать, что Варвара – это молодая Кабаниха? Докажите. 6 группа Борис Почему Катерина выбирает именно Бориса? Достоин ли Борис Катерины? Докажите. Почему критик Добролюбов ставит Бориса в один ряд с Тихоном? «темное царство» в пьесе (о чем говорят со своими родственниками, особенности жизни и их речи) Дикой – я. 2 - грубо, с вызовом, о тунеядстве, неуважительно я.3 – наругается всячески, хвастается своими подачками, всё делает, как ему будет угодно Вывод: жадный, грубый, смысл жизни – увеличить свое богатство, чувствует свою силу, ведет себя нагло. речь грубого невежественного человека, полностью оправдывает свою фамилию. показана грубая сила самодурства Кабаниха – я. 5 – об уважении к старшим, мягко стелет, да жестко спать, не дает слова сказать, перебивает, требует жалости к себе, напрасно обижает воспитанного сына – нюни распустил, оскорбляет сына (дурак), горячо – хладнокровно, настаивает на своем Вывод: внешне спокойна, хитра, лицемерна, холодна, жестока, хорошо владеет собой, изматывает всех нравоучениями, действует под личиной благочестия (не о себе, а о детях). выразитель идей и принципов темного царства монолог Кулигина (я. 3) - Какую роль этот монолог играет в пьесе? (завершает первое знакомство с жителями Калинова, обрисовывает общую картину жизни города) - Почему О вкладывает этот монолог в уста Кулигина? (просвещенный, образованный человек, подмечает все вокруг, но ничего не может изменить – смириться) - Докажите, что Кулигин прав, говоря о жестоких нравах, приведите примеры темноты и невежества горожан (я. 3 – Феклуша обетованная земля, не видит вокруг невежества съедят, живого проглотят за написание стихов – Кулигин я. 3 люди с песьими головами – Феклуша, я 1 д.2 дни быстрее идут за грехи – Феклуша я.1 д.3 все должны покоряться – Дикой я.2 разврат темный и пьянство – Кулигин я.3 Дикой и Кулигин – д.4 я.2 о часах, громоотводы – суета за стихотворение хочет отправить к городничему, боязнь грозы, вера в предсказания) образ Катерины - С какими словами появляется впервые в пьесе К, как они ее характеризуют? (я.5) напрасно это говоришь, напраслину терпеть кому приятно, не вступает в семейную перепалку, она не имеет смысла ни для Кабанихи, ни для Варвары, ни для Тихона – они все равно поступят по-своему. она не робкая молодая женщина, человек, имеющий достоинство, ощущающий себя личностью, живет в собственном мире, не способна к фальши) - Каково прошлое К, как оно соотносится с настоящим? я. 7 Прошлое | Настоящее | Жила не тужила | | Хорошее отношение родителей | | Очень тонко чувствует природу | | богомолки | Тоже, но как из-под неволи | Сны снились | Теперь нет | - Могла ли Варвара произнести подобную фразу: отчего люди не летают? Почему? (К романтическая натура, поэтичная, религиозна) - Одинакова ли религиозность Кабанихи и К? (искренняя, чистая, это поэтический мир сказочных образов, никто в Калинове не молится так искренне, как она – мрачная сила, подавляющая волю человека. вместе с тем для К религия – клетка, страх перед грехом мучит ее сильнее, чем гнет Кабанихи) - Очень многие исследователи считают, что в бедах К виноват Домострой. Так ли это? (работа с карточками) «Благословляю я, имярек, и поучаю, и наставляю, и вразумляю сына своего имярек, и его жену, и их детей, и домочадцев: следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену его поучая, так же и домочадцев своих наставляя, не насилием, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда успокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке… …Да самому тебе, господину, и жене, и детям, и домочадцам – не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младым и убогим – приветливым и милостивым, всякое дело править без волокиты и особенно не обижать в оплате работника, всякую же обиду с благодарностью претерпеть ради Бога: и поношение, и укоризну, если поделом поносят и укоряют, с любовию принимать и подобного безрассудства избегать, а в ответ не мстить… следует мужьям поучать жён своих с любовью и примерным наставлением; жёны мужей своих вопрошают о строгом порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой хорошо устроить, и во всём покоряться мужу; а что муж накажет, с тем охотно соглашаться и исполнять по его наставлению: и прежде всего иметь страх Божий и пребывать в телесной чистоте… Муж ли придет, простая ли гостья – всегда б и сама над рукоделием сидела: за то ей честь и слава, а мужу похвала, никогда бы слуги хозяйку не будили, но сама хозяйка будила слуг и, спать ложась, после трудов, всегда бы молилась… Церковников, и нищих, и маломощных, и бедных, и страдающих, и странников приглашай в дом свой и, как можешь, накорми, напои, и согрей, и милостыню давай от праведных трудов твоих, ибо и в дому, и на рынке, и в пути очищаются тем все грехи: ведь они заступники перед Богом за наши грехи». Домострой, первая половина 15 века. - Какие домостроевские нормы соблюдают и какие нарушают персонажи «Грозы» в своей повседневной жизни? Как это отражается в развитии основного конфликта пьесы? 4) Тихон Кабанов преемник идей темного царства, безвредный, жалкий тип, но служит верным помощником самодурства. Катерину любит, но среда его уродует, уродует и его чувства, он забит и не может понять жену, не может решительно добиваться независимости своих прав, потому что не знает, что с ними делать. Разгул = свобода. человек, который постоянно жалуется на свое стесненное положение, но заражен гордой мыслью о своих привилегиях и превосходстве над другими. 5)Варвара хитрая, противостоит матери, но скрытно, борется с ней ее же методами вплоть до смерти Катерины, расчет, здравый смысл 6)Борис не похож на других, иностранная одежда, имеет внешнюю свободу и внутреннюю несвободу от Дикого. он не герой, не стоит Катерины, никак не справится ни с старым бытом, ни с сердцем своим. понимает, что ничего от дяди не получит, но живет с ним – почему? не умеет делать того, что понимает и не понимает того, что делает. он обстоятельство, делающее трагичным конец Катерины. Сопоставительная работа любви Вари и Кудряша – Бориса и Катерины. Борис д1 я4 дурь в голову лезет д1 я4 погубить не хочет я3 сердце глупое, раскипятиться вдруг, ничем не унять любит больше самого себя жалость = любовь д.5 я3 за любовь мучиться, лучше бежать, не застали б здесь, чтоб она умерла поскорее 9. Анализ поступка Катерины - Почему О местом 5 действия избирает старую полуразрушенную галерею? (гиена огненная, барыня с пророчеством, гроза) я.2 и3 - Какой смысл приобретает здесь гроза? (символ страха, но очищения не несет) - Какие возможные выходы намечает О для своей героини? (бежать, с Борисом или одной, покаяться, скрываться, как Варвара) | Тетради Учебник |