kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.Н. Островский. Жанры и темы драматургии. «Темное царство». Актуальные аспекты пьесы в современной жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на изучение пьесы Островского "Гроза".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.Н. Островский. Жанры и темы драматургии. «Темное царство». Актуальные аспекты пьесы в современной жизни.»

Урок № 5

Тема: А.Н. Островский. Жанры и темы драматургии. «Темное царство». Актуальные аспекты пьесы в современной жизни.

Образовательная цель:

  1. показать своеобразие характеров драмы «Гроза»

  2. учить анализу драматического пр-ия

  3. показать противостояние города Калинова и жизни Катерины, основу существования «жестоких нравов»

  4. формировать информационную и компетенцию разрешения проблем

  5. показать своеобразие характеров драмы «Гроза»

Развивающая цель:

  1. развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь

  2. развивать долговременную память в процессе деятельности

  3. развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы

Воспитательная цель: прививать любовь к чтению и интеллектуальному труду


этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ресурсы

мотивационный

Постановка познавательных задач.

Участвуют в создании благоприятной среды, подбирают ассоциации


Анализ работ

Анализ работ (наизусть, викторина, ср)

Выставление отметок, возможные вопросы

Дневники

тетради

Определение целей урока

Знакомство с темой

- определите цели нашего урока

Определяют цели урока при помощи подмостков (шаблон глаглов по Блуму)

Речевой шаблон

актуализация имеющихся знаний

Инструктаж по заданию

Сопоставительная работа по понятиям «драма» и «трагедия»

Драма – пьеса с острым конфликтом, который не столь возвышен, более приземлен, обычен, так или иначе разрешим

Трагедия – драматическое пр-ие, изображающее исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия

Тетрадь


Работа с афишей к пьесе


Инструктаж по заданию

- Какие представления может получить зритель, открыв афишу к пьесе? (порядок расположения персонажей)

1) социальный и семейный планы

2) характер имен и фамилий

3) обстановка в городе

4) место и время

- Почему герои представлены по-разному: именем, И.О., фамилией, социальным положением?

- Следует ли О классицистическим традициям (сопоставить с «Недорослем» Фонвизина)

Катерина (греческое) вечно чистая, Петровна – камень, высокая нравственность, решительность, твердость характера

Дикой - Прокофьевич – успевающий

Варвара – грубая

Глаша - гладкая (толковая, рассудительная)

тетради

Изучение нового

Инструктаж по заданию

6. Анализ 1-го действия

- Почему пьеса открывается диалогом Шапкина, Кудряша и Кулигина? (разная жизненная философия: Кудряш – рабствовать не станет, Кулигин – стерпит)

-Какую роль играет песня? (свобода, чистота, вольность, красота)

6. Анализ пейзажа в пьесе

явление 1 общественный сад, Волга, красота

явление 7 Катерина о солнечных днях, ярком саде – всё в прошлой жизни

явление 9 – гроза заходит

  1. Групповая работа

1 группа

«Темное царство» в пьесе «Гроза».

1. О чем говорят Дикой и Кабаниха со своими родственниками?

2. Дайте краткую характеристику личностных качеств Дикого и Кабанихи.

2 группа

Анализ монолога Кулигина (явление 3).

1. Какую роль играет этот монолог в пьесе?

2. Почему этот монолог автор вкладывает уста именно Кулигина?

3. Докажите, что Кулигин прав, говоря о жестоких нравах, приведите примеры темноты и невежества горожан.

3 группа

Анализ образа Катерины.

  1. С какими словами в пьесе появляется Катерина, как они ее характеризуют? (явление 5).

  2. Каково прошлое Катерины, как оно соотносится с ее настоящим? (явление 7).

  3. Одинакова ли религиозность Катерины и Кабанихи? Докажите.

  4. Почему именно Катерина способна произнести фразу «Отчего люди не летают»?

4 группа

Тихон Кабанов

  1. Любит ли Тихон Катерину? Докажите.

  2. Что для Тихона значит свобода?

5 группа

Варвара

  1. Почему Варвара так не похожа на Катерину, в чем разница между героинями?

  2. Можно ли сказать, что Варвара – это молодая Кабаниха? Докажите.

6 группа

Борис

  1. Почему Катерина выбирает именно Бориса?

  2. Достоин ли Борис Катерины? Докажите.

  3. Почему критик Добролюбов ставит Бориса в один ряд с Тихоном?

  1. «темное царство» в пьесе (о чем говорят со своими родственниками, особенности жизни и их речи)

Дикой – я. 2 - грубо, с вызовом, о тунеядстве, неуважительно

я.3 – наругается всячески, хвастается своими подачками, всё делает, как ему будет угодно

Вывод: жадный, грубый, смысл жизни – увеличить свое богатство, чувствует свою силу, ведет себя нагло. речь грубого невежественного человека, полностью оправдывает свою фамилию. показана грубая сила самодурства

Кабаниха – я. 5 – об уважении к старшим, мягко стелет, да жестко спать, не дает слова сказать, перебивает, требует жалости к себе, напрасно обижает воспитанного сына – нюни распустил, оскорбляет сына (дурак), горячо – хладнокровно, настаивает на своем

Вывод: внешне спокойна, хитра, лицемерна, холодна, жестока, хорошо владеет собой, изматывает всех нравоучениями, действует под личиной благочестия (не о себе, а о детях). выразитель идей и принципов темного царства

  1. монолог Кулигина (я. 3)

- Какую роль этот монолог играет в пьесе? (завершает первое знакомство с жителями Калинова, обрисовывает общую картину жизни города)

- Почему О вкладывает этот монолог в уста Кулигина? (просвещенный, образованный человек, подмечает все вокруг, но ничего не может изменить – смириться)

- Докажите, что Кулигин прав, говоря о жестоких нравах, приведите примеры темноты и невежества горожан (я. 3 – Феклуша обетованная земля, не видит вокруг невежества

съедят, живого проглотят за написание стихов – Кулигин я. 3

люди с песьими головами – Феклуша, я 1 д.2

дни быстрее идут за грехи – Феклуша я.1 д.3

все должны покоряться – Дикой я.2

разврат темный и пьянство – Кулигин я.3

Дикой и Кулигин – д.4 я.2 о часах, громоотводы – суета

за стихотворение хочет отправить к городничему, боязнь грозы, вера в предсказания)

  1. образ Катерины

- С какими словами появляется впервые в пьесе К, как они ее характеризуют? (я.5)

напрасно это говоришь, напраслину терпеть кому приятно, не вступает в семейную перепалку, она не имеет смысла ни для Кабанихи, ни для Варвары, ни для Тихона – они все равно поступят по-своему. она не робкая молодая женщина, человек, имеющий достоинство, ощущающий себя личностью, живет в собственном мире, не способна к фальши)

- Каково прошлое К, как оно соотносится с настоящим? я. 7

Прошлое

Настоящее

Жила не тужила


Хорошее отношение родителей


Очень тонко чувствует природу


богомолки

Тоже, но как из-под неволи

Сны снились

Теперь нет

- Могла ли Варвара произнести подобную фразу: отчего люди не летают? Почему? (К романтическая натура, поэтичная, религиозна)

- Одинакова ли религиозность Кабанихи и К? (искренняя, чистая, это поэтический мир сказочных образов, никто в Калинове не молится так искренне, как она – мрачная сила, подавляющая волю человека. вместе с тем для К религия – клетка, страх перед грехом мучит ее сильнее, чем гнет Кабанихи)

- Очень многие исследователи считают, что в бедах К виноват Домострой. Так ли это? (работа с карточками)

«Благословляю я, имярек, и поучаю, и наставляю, и вразумляю сына своего имярек, и его жену, и их детей, и домочадцев: следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену его поучая, так же и домочадцев своих наставляя, не насилием, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда успокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке…

…Да самому тебе, господину, и жене, и детям, и домочадцам – не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младым и убогим – приветливым и милостивым, всякое дело править без волокиты и особенно не обижать в оплате работника, всякую же обиду с благодарностью претерпеть ради Бога: и поношение, и укоризну, если поделом поносят и укоряют, с любовию принимать и подобного безрассудства избегать, а в ответ не мстить…

следует мужьям поучать жён своих с любовью и примерным наставлением; жёны мужей своих вопрошают о строгом порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой хорошо устроить, и во всём покоряться мужу; а что муж накажет, с тем охотно соглашаться и исполнять по его наставлению: и прежде всего иметь страх Божий и пребывать в телесной чистоте… Муж ли придет, простая ли гостья – всегда б и сама над рукоделием сидела: за то ей честь и слава, а мужу похвала, никогда бы слуги хозяйку не будили, но сама хозяйка будила слуг и, спать ложась, после трудов, всегда бы молилась…

Церковников, и нищих, и маломощных, и бедных, и страдающих, и странников приглашай в дом свой и, как можешь, накорми, напои, и согрей, и милостыню давай от праведных трудов твоих, ибо и в дому, и на рынке, и в пути очищаются тем все грехи: ведь они заступники перед Богом за наши грехи».

Домострой, первая половина 15 века.

- Какие домостроевские нормы соблюдают и какие нарушают персонажи «Грозы» в своей повседневной жизни? Как это отражается в развитии основного конфликта пьесы?

4) Тихон Кабанов

преемник идей темного царства, безвредный, жалкий тип, но служит верным помощником самодурства. Катерину любит, но среда его уродует, уродует и его чувства, он забит и не может понять жену, не может решительно добиваться независимости своих прав, потому что не знает, что с ними делать. Разгул = свобода. человек, который постоянно жалуется на свое стесненное положение, но заражен гордой мыслью о своих привилегиях и превосходстве над другими.

5)Варвара

хитрая, противостоит матери, но скрытно, борется с ней ее же методами вплоть до смерти Катерины, расчет, здравый смысл

6)Борис

не похож на других, иностранная одежда, имеет внешнюю свободу и внутреннюю несвободу от Дикого. он не герой, не стоит Катерины, никак не справится ни с старым бытом, ни с сердцем своим. понимает, что ничего от дяди не получит, но живет с ним – почему? не умеет делать того, что понимает и не понимает того, что делает. он обстоятельство, делающее трагичным конец Катерины.

  1. Сопоставительная работа любви Вари и Кудряша – Бориса и Катерины.

Борис д1 я4 дурь в голову лезет

д1 я4 погубить не хочет

я3 сердце глупое, раскипятиться вдруг, ничем не унять

любит больше самого себя

жалость = любовь

д.5 я3 за любовь мучиться, лучше бежать, не застали б здесь, чтоб она умерла поскорее

9. Анализ поступка Катерины

- Почему О местом 5 действия избирает старую полуразрушенную галерею? (гиена огненная, барыня с пророчеством, гроза) я.2 и3

- Какой смысл приобретает здесь гроза? (символ страха, но очищения не несет)

- Какие возможные выходы намечает О для своей героини? (бежать, с Борисом или одной, покаяться, скрываться, как Варвара)


Тетради

Учебник

творческая работа

Инструкция по выполнению задания:


Решение проблемного вопроса: самоубийство Катерины: сила или слабость?

Тетради


контроль знаний

Инструкция по выполнению задания:

самостоятельно работают с тестовым зачетным заданием

тетради

тесты

рефлексия

Инструктаж по заданию

Самостоятельно отвечают на вопросы в тетради, по желанию делятся написанным

- что получилось, почему?

- что не получилось, почему?

- что надо сделать, чтобы лучше знать м-л урока?

тетради

Домашнее задание

Инструктаж по домашнему заданию: Читать Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». готовить характеристику главных героев

Записать домашнего задания в дневник, возможные вопросы

Учебник, дневник



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Брюховец Ольга Леонидовна

Дата: 15.01.2017

Номер свидетельства: 379428


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства